«Что я возьму с собой в могилу?»

Как супруги из Сербии восстановили монастырь, и что из этого вышло

Новости Косово 
0
973
Время на чтение 5 минут
Фото: Предоставлены автором

В отличие от, казалось бы, привычного сербского пейзажа с его холмами, возвышенностями и горами Воеводина равнинная: кругом поля, почти до горизонта, сады, луга. После гористой местности непривычно, но взгляд отдыхает. Иван, будучи патриотом Воеводины, однако, убежден: ландшафт ландшафтом, но и святынями его край может по достоинству похвалиться – ничуть не меньше, чем остальная Сербия. Например, говорит, почти незаметным, маленьким монастырем святого апостола Марка, что рядом с городком Инджия, есть такой неподалеку от Белграда. «И не нужно думать, - говорит, - что возраст играет какую-то решающую роль для святости, мол, чем древнее, тем святее: святость, она, брат ты мой, таким законам не подчиняется. Кажется, и монастырек-то маленький и юный, но, побывав здесь, узнав о его жизни подробней, человек, я думаю, и восхитится, и поблагодарит Бога: святость и в наше время есть. Давай съездим». О чем речь – я только за.

На первый взгляд обитель напоминает обычный приходской храм, стоящий где-то в поле в нескольких сотнях метрах от дороги. Только приблизившись, вы увидите и новый «конак», жилой сестринский корпус с трапезной, и сень над источником святого апостола Марка, и небольшие хозяйственные угодья монастыря.

История возникновения обители, согласно привычному закону христианского чуда («у нас чудо как «добрый день», - говорят многие), проста: в начале XIX века здесь пас свой скот слепой пастушок Марко. Места знакомые, поэтому не тревожился, что может заблудиться. Но заблудился, испугался. Обессилев, заснул. Во сне, согласно преданию, ему явились апостол и евангелист Марк, его покровитель, и Пресвятая Богородица, которые посоветовали ему умыть лицо в источнике, чья вода шумит совсем недалеко от места, где тот лег спать. Умылся – и прозрел. Благодарные родители, как и сам пастушок, поставили здесь икону апостола, украсили святой источник. Позже стараниями духовенства и крестьян была поставлена и церковь. Нельзя сказать, что она постоянно была полна молящимися: службы здесь проходили всего два раза в год – в день памяти апостолов Марка и Варфоломея, покровителей соседних сел. Не было здесь и каких-то «особых» святынь: мощей, чудотворных икон. Так храм скромно стоял до ХХ века с его страшными испытаниями и катастрофами.

Во время коммунистических гонений здесь устроили то ли приют, то ли притон работники социалистического сельского хозяйства: в храме, как говорят очевидцы, валялись бутылки, окурки, стены были исписаны и исцарапаны – многим из нас, увы, такая печальная картина вполне знакома. Так продолжалось до тех пор, пока сюда не приехали супруги по фамилии Обрадов, которые целью своей жизни поставили возрождение храма и обустройство обители. С одним из этих супругов, очень скромным и даже стесняющимся отцом Емилианом, мы и побеседовали после литургии в храме. Он, правда, стесняется:

- Да какой из меня священник – не достоин я! Так – обычный монах. Плохой монах, доложу тебе. Живу тут, молюсь, вот. Как все было-то? Скоро уж 20 лет исполнится, как мы сюда с женой приехали. Она и говорит: «Слушай, давай храм восстановим, монастырь пусть тоже будет. Мы с тобой последние годы доживаем, так хоть что-то толковое напоследок сделаем». Я и поддержал, конечно.

Надо сказать, что рос я в совершенно безбожной среде. Что ты хочешь: социалистическая Югославия, издевки над Церковью, люди больше озабочены заработками в какой-нибудь Германии или Швейцарии – какая тут духовность. В общем, о Боге я не знал ровным счетом ничего. И работал, конечно, в Германии: мечта у меня была – купить микроавтобус. Немцы меня уважали, называли Георгом (меня раньше Джоко звали), платили исправно. Но, слушай, как-то не по себе мне там было – все упиралось только в материальный достаток. Смотришь на человека: в одном глазу дойчмарка, в другом доллар по курсу. Ладно, заработал я на фургон, купил, явился домой. И что, спрашивается, дальше делать? Слава Богу, познакомился с будущей женой, она тогда была Персидой. А она оказалась человеком верующим. Тут ведь как получается, все как у коринфян: муж неверующий освящается женою верующей (1 Кор.7:14). И вот так, шаг за шагом, Персида привела меня к Христу. Не то чтобы «пилила», наседала, настаивала, нет – мягким добрым каким-нибудь словом, а то и взглядом мне про Бога рассказывала. Просила помочь с доставкой, например, стройматериалов в какую-нибудь церковь, или паломников подвезти. Так что я на первых порах у родной жены водителем работал, представляешь? На заработанном в Германии фургоне.

А потом, когда я уже стал христианином, мы с матушкой приехали вот на это самое место. Стареем уже. И спрашивается, зачем нам все эти пенсии, квартиры – помирать скоро, а мы за пенсию переживаем. Вот и решили купить этот участок, восстанавливать храм, строить монастырь, а деньги тратить на наше общее дело.

Жили сначала прямо в поле. То еще удовольствие, поверь. Но это одни из самых светлых дней в жизни были. Ветер шумит, грязища непроходимая кругом, а мы в фургоне живем и горя не знаем. Матушка со временем устроила огород, сад разбила, цветник – красота. Я больше по строительству, конечно: копал, чистил, штукатурил.

Уныние? Нет, никогда не было. Мы точно знали, что Бог не оставит, даже если ты в одиночестве. Хотя, если вы вдвоем Божие дело делаете, разве ж это одиночество. Сам Христос говорит, что Он посреди нас в таких случаях, правда? Со временем, и довольно быстро, кстати, о нас прознали друзья, знакомые, рассказали другим, и сюда, к храму святого Марка началось самое настоящее паломничество со всей округи. Сейчас вот, смотрю, и из России приезжают (это я по твоему акценту тебя раскусил). Так вот, начали приезжать, помогать – кто деньгами, кто краской, кто умным советом или руками, техникой. Почему-то все восхищались нашим гостеприимством. А какое у нас гостеприимство: чайник, почерневший на костре, пирожки какие-нибудь, ну обед могли соорудить. Всем нравилось.

И понимаешь, какое дело: если Христос посреди нас, то все каким-то чудесным образом устраивается, несмотря на все преграды и препоны. В 2006-м мы сюда с матушкой приехали, а через год в храме была отслужена первая литургия. Народу было – о-о! А в 2011-м году епископ Сремский Василий освящал уже новый женский монастырь, сейчас здесь несколько монахинь и послушниц.

Персида потом стала матушкой Емилией в этом самом монастыре, а я, как видишь, Емилианом – владыка одобрил наше решение, а мне позволил остаться жить в обители. Игумен Дамаскин у нас добрый очень, хоть и строгий.

Матушка Емилия отошла ко Господу в 2015-м году, вот ее могила. Скажи мне: что она взяла с собой к Богу? Пенсию? Квартиру? Думаю, все же добрые дела она с собой взяла. Вот и нам бы тоже почаще о добрых делах задумываться, а не о земном и тленном – куда мы эти дойчмарки с долларами потащим? А, нет больше марок? Ну и ладно.

Я всем нам желаю повстречаться в раю, в Царствии Небесном. Вот там чайку попьем – всяко вкусней будет, чем на костре в поле. Хотя, кто знает: тот тоже был ничего. Пошли, кстати, в трапезную.

Иван многозначительно молчал на обратном пути. Прав мой добрый сербский приятель: святость не всегда определяется возрастом святыни.

Степан Игнашев, публицист

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
  • через PayPal
  • Обязательна пометка: «Помощь Косово».

Храм святого апостола Марка

 


Сень над чудотворным источником

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Новости Косово
Звенеть кимвалом или все-таки покаяться?
Заметки из Косово и Метохии
05.10.2024
Займись собой, не грози Небу
Заметки из Косово и Метохии
17.09.2024
Пагубная многовекторность: почему власти Сербии раз за разом проигрывают в Косово
Север отторгнутого края становится по факту албанским
17.09.2024
«Это вызов всем христианам»
Святейший Патриарх Кирилл осудил кощунственную акцию косовских албанцев на развалинах древней Ульпианы
16.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 08:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11