Андрей Николаевич Зелинский – историк, ученик Льва Гумилева, автор многих исследований и научных работ, сын великого русского ученого Николая Дмитриевича Зелинского, знаменитый противогаз которого спас жизни сотням тысяч солдат еще Первой мировой войны.
Андрей Николаевич закончил истфак МГУ имени М.В. Ломоносова в 1960 году, по образованию он историк-археолог, и как последователь Льва Гумилева и второго своего учителя Юрия Рериха – убежденный евразиец. Евразии посвящены и многие его труды.
Особый интерес представляют, на мой взгляд, работы Андрея Николаевича, связанные с реконструкцией древнерусского календаря, пришедшего к нам из Ромеи-Византии, и своим литургическим временем связавшего в нерасторжимое единство времена Первого, Второго и Третьего Рима, равно как предваривших их священных империй древности. Прежде всего, Египта и Вавилона.
По словам А.Н.: «Календарь – это ритм, который должен объединять внешний Космос мироздания с внутренним Космосом человека в некое единое гармоническое целое. Но календарь – не только ритм, но и память. Поэтому календарь по самой своей сути есть выражение того, что можно определить понятием “ритмической памятью человечества”» (Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, 1996, с. 64).
Работы Андрея Николаевича по календарной проблеме столь «физико-математично-логические», что неудивительно его причисление к «математикам и астрономам» в одной из специальных книг, посвященных данной проблеме.
Епископ Русской Зарубежной Церкви граф Григорий (Граббе), возражая сторонникам «нового стиля» и опираясь на работу Андрея Николаевича (в сб. «Контекст», 1978) констатирует: «Мы читали разные работы, посвященные календарному стилю и, надо сказать, что ни одна из них не может сравниться с исследованием Зелинского ни по научному обоснованию, ни по ясности изложения» (Григорий (Граббе), еп. Измена Православию путем календаря // Церковь и Её учение в жизни (собрание сочинений). Т.3. Джорданвилль. 1992, с. 173-187; /епископ Григорий (в миру, граф Юрий (Георгий) Павлович Граббе; 8/21 апреля 1902, Санкт-Петербург, Российская империя – 24 сентября/7 октября 1995, Элмвуд-Парк, Нью-Джерси, США) – епископ Русской Православной Церкви заграницей, епископ Вашингтонский и Флоридский (с 1986 года – на покое). Автор ряда работ церковно-канонического и исторического характера. Один из идеологов РПЦЗ, сохранявший влияние на её решения с 1930-х до начала 1990-х годов. Сын полковника-кавалергарда графа Павла Михайловича Граббе и жены его Анастасии Георгиевны Демидовой. Правнук поэта, философа и богослова А.С. Хомякова).
Что касается меня, то в свое время я без особого труда изучал и сдавал экзамены по электродинамике, теории относительности и квантовой механике, которая до сих пор является моим своего рода «хобби» в часы досуга, а ее «принцип дополнительности», как мне удалось показать, вообще лежит в основе православной парадигмы исторического процесса.
Но вот слова, Великий миротворный круг или Великий индиктион, а вернее та сущность, что стоит за ними, – а в модели Великого миротворного круга Зелинского приводятся в единство космический, исторический и литургический аспекты времени, – у меня до сих пор вызывают почтительное недоумение. Тем больше мое восхищение автором столь важных для нашего национального самосознания работ.
Дело в том, что духовно Вселенная геоцентрична, но в каком-то смысле с этим может ныне согласиться и современная наука. Та же квантовая механика показала, что не существует событий без наблюдателя, а таковой пока заведомо есть только на Земле.
И вся Вселенная, – и это подчеркиваю, строго научный факт, – существует, возможно, именно потому, что мы ее с Земли наблюдаем. Впрочем, для православного сознания, этот факт очевиден.
То есть человек централен по отношению ко Вселенной не только духовно, но и вполне «материально», если вообще можно говорить нынче о материи, как самодовлеющей субстанции.
А значит, как говорит Андрей Николаевич в своих трудах: «центральность человека по отношению к мирозданию делает его центральным и по отношению ко времени».
Человек не только мера всех вещей – по Протагору, – но человек и мера времени.
Последний земной век был весьма трагичен для России и ее верных сынов, и время казалось, напоминает древнего Хроноса, пожирающего своих детей. А общее безверие позволяет древнему чудищу все больше входить в силу. Мы выпустили меру времени из своих рук.
Тем важнее восстановить православное понимание времени, как литургического времени, роль человека в нем и православное понимание культуры, как литургически организованного сознания народа. Это понимание, воплощенное в практические действия, поможет спасти России и обломает зубы старого Хрона.
К сказанному необходимо добавить, что наш дорогой юбиляр, еще и замечательный русский поэт. Одно из его стихотворений, написанное еще 6 мая 1994 года, но будто к текущим делам и дням, и даже к возможным «воспоминаниям о будущем», просто невозможно не привести:
Святой страстотерпец Георгий!
Виденьем в пророческом сне
Летишь через вспененный Одер
На огненном гневном коне!
Летишь ты по воле Господней,
По воле Господней летишь.
Россию со дна преисподней
Поднимешь, спасешь, воскресишь!
У стен золотого Царьграда,
В заре Куликовского дня,
У огненных стен Сталинграда
Сверкала десница твоя.
Победа! Победа! Победа! –
Звенело в воскресших сердцах,
Когда над Рейхстагом в полнеба
Взметнул пламенеющий стяг!
Победа! Победа! Победа! –
Гудело, набатом гремя,
Как будто обрушилось небо
И мертвых вернула земля!
Казалось, что смерть отступила
Пред нами, колена склонив,
Казалось, безсмертья вкусила
Душа смертью смерть победив.
…
Россия! Россия! Россия!
Восстань от гнетущего сна.
Уже твой грядущий Мессия
Встает на свои стремена…
Святой страстотерпец Георгий!
Как в вещем пророческом сне,
Явись нам, заступник Господний,
На белом победном коне!
И в этой грядущей Русской победе, для которой мы все трудимся и живем, будет неотменимая заслуга нашего юбиляра, любимого и почитаемого всеми нами Андрея Николаевича Зелинского.
Борис Глебович Галенин, военный историк, 22 февраля 2023 года