Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) впервые на телевидении провел «прямую линию». В эфире на ОТВ он отвечал на острые вопросы жителей Свердловской области об абортах, сексуальном просвещении, отношении церкви к гомосексуальности, СВО и ее противниках, о зарплате священника и дорогих автомобилях Патриарха Кирилла, Шигирском идоле и о том, где все-таки построить храм Святой Екатерины. Корреспондент 66.RU Кирилл Смоленцев выделил самое главное из высказываний митрополита.
Об абортах. Церковь всегда за жизнь, за то, чтобы люди рождались, росли, не болели, жили счастливой жизнью. Когда мы слышим о том, что ребенок, у которого уже бьется сердечко, приговаривается, это становится детоубийством. Благословлять это мы не можем.
Есть статистика. Есть определенный процент решений по абортам по медицинским показателям, например, когда есть вероятность смерти мамы и плода. Может, и есть обоснованность такой операции. Но у нас всего лишь 3% показаний по медицинскому аборту, 97% — это добровольный аборт. По цифрам 2019 года, в России таких больше 1 млн случаев. В нашем регионе это как один Новоуральск был бы по населению. Каждый год бы появлялся город, если бы абортов не было. Это врачи, учителя, воины, инженеры, художники.
Некоторые женщины потом приходят в церковь, просят покаяния, спрашивают, как дальше жить, понимают свою ошибку. Мы им помогаем. Церковь выступает за то, чтобы аборты выполнялись госучреждениями, а не частными клиниками.
Про секспросвещение. Я думаю, что отношение мужчины и женщины не надо упрощать до уровня спаривания. Мы должны говорить о любви, культуре жизни. Если подразумевать под любовью только физические движения — это неправильно. Уроки секспросвета — это рассказы детям, как необходимо безопасно совершать половой акт. Детские непроплаченные психологи говорят о том, что есть понятие возрастной психологии. Книги, фильмы промаркированы не просто так. А о том, как пользоваться контрацептивами, — это к срамным вопросам, которые не принято говорить. При изобилии соцсетей те, кто интересуется, тот найдет. Я бы такие уроки проводил с родителями о том, как им рассказать детям о тонких, непростых вопросах. Думаю, что вот это правильно.
Про гомосексуальность. Церковь старается ничего не придумывать. Церковь говорит о том, что Бог открыл людям. В Библии черным по белому написано, что отношения между мужчиной и женщиной являются благословением. Отношения иные являются мерзостью перед лицом божьим. Если человек считает себя самодостаточным, он может иметь другое мнение, но церковь следует божьим заповедям. Я знаю, что есть наука психиатрия. Психиатрия свидетельствует о том, что гомосексуализм — психическое нарушение, как шизофрения, аутизм. Я не могу представить себе парад аутистов или шизофреников. Мы что, выведем их из больницы и будем демонстрировать их повреждение, их несчастье и беду? Парады, как в Европе, — это шоу. Заплатили — и пошел.
Я в гугле набрал: «Сколько в мире ЛГБТ?» По испанской какой-то статистической компании чуть меньше 5 млн. Это 0,06% населения. Я общался с такими людьми. Они приходили на исповедь. Им плохо и они просили помощи. В рамках исповеди помочь получалось.
О специальной военной операции.Мы должны нашему государству, будь оно плохим или хорошим. Если родился, вырос тут, получил образование, работаешь, есть кусок хлеба на столе, на нас не падают бомбы, не нападают моджахеды. Мы много что получили от государства и должны ответить. Государство сохраняет свои функции по отношению к людям. Если государство говорит, что мы должны защитить его интересы, то мы должны защитить. Мы обязаны.
Был независимый грамотный политик Отто фон Бисмарк. Он сказал: «Если провести эксперимент и насыпать в банку 100 черных муравьев, потом 100 красных, а потом закрыть банку. Что произойдет? А ничего. А если банку начать трясти, то муравьи начинают пожирать друг друга. Кто виноват, что муравьи начали друг друга пожирать? Тот, кто трясет банку». Мы в такой ситуации сейчас. Вот когда начинают нас сотрясать, как на Украине. Это провокация. Мы отвечаем на эту провокацию. Мы заложники этой ситуации.
О противниках специальной военной операции. Мы таких людей принимаем, успокаиваем. В первую очередь я несу ответственность за священников. Если я вижу, что есть священник, который смущается происходящим и отношением церкви к этому, мы с ним встречаемся, но чтобы не навязать ему позицию, а спросить, какие источники читает, знает ли он позицию Патриарха. Был священник, которому противилась СВО, он ответил, что не читал и не слышал мнение Патриарха. После прочтения документов я вижу, что он задумался.
О переименовании городов. В советское время им были даны яркие коммунистические имена, улиц сомнительных героев. В рамках декоммунизации, например, Украина вернула прежние имена. Всякое дело должно быть разумным. Когда родители дают имя ребенку, они свободны в этом. Народ свободен в своем выборе называть город, улицу тем именем, которое он желает. У нас прекрасное название городов, улиц. Я бы не стал ограничивать наш народ. Мы можем давать новые названия.
Я думаю, что подход к наименованию улицы, села, должен быть разумным. Мы должны советоваться, найти такое имя, которое стало бы объединяющим. Мы не должны воевать за возвращение к старому, мы можем найти новые имена. Например, мы находимся сейчас на улице Царской, а была Толмачева. Мне нравится это название больше, чем Толмачева. Я познакомился с историей этого человека. Он совершал подлейшие поступки. Почему в Екатеринбурге должна быть улица его имени? У меня вопросы.
О том, нужно ли наказывать детей. Слово «наказание» со старославянского — это «научение». Если ты можешь научить ребенка словом, собственном делом, если ты можешь наказывать с любовью — делай так. В доме должен быть ремень, но он должен висеть на стенке. Я против насилия над детьми, но он должен чувствовать возможность наказания. Но человек должен понимать свои рамки. Во взрослом возрасте он не осознает их и становится преступником. А виноваты родители.
О пандемии и вакцинах. Пандемия в нашей стране закончилась 24 февраля 2022 года. Вакцинация вызывала у меня много вопросов. Я молился за тех, кто разрабатывал вакцины. Но ответа на вопрос об эффективности и безопасности я не нашел. Вакцину я не поставил.
О Шигирском идоле. Мне доводилось бывать в Греции, Афинах, где посещал руины языческих храмов, Аполлона, Артемиды. Интереснейшие места, протоптаны туристические тропы. Это объект культурного наследия, истории. Я не видел, чтобы кто-то использовал эти храмы по назначению, чтобы туда приносили кошек и собак и резали их там. Человечество воспринимает это как культурный объект, а не как религиозный. Шигир — это уникальный памятник. Я думаю, что еще десятилетия он будет изучаться. Неизвестно, что это: скульптура чьей-то бабушки, палка-копалка или объект религиозного культа. Надо изучать. Но культа из этого делать не надо. Мы же пням не поклоняемся. Мы люди XXI века. Я бы не стал делать Шигира символом Екатеринбурга.
О зарплате священника. Зарплаты священников должны соответствовать средней по муниципалитету. В Екатеринбурге священник получает 30–35 тысяч рублей. Люди спрашивают: «А че так мало?» Зарплата соответствует зарплате учителя Екатеринбурга.
Об автомобилях, на которых ездят рядовые священники. В Епархии служит 338 священников. Скажите, а сколько у них автомобилей? Ответ: 217. Это много или мало? По данным Росстата, в Свердловской области на душу населения на 800 человек приходится 430 автомобилей. На одного священника 0,68 автомобиля. Немного больше, чем в среднем по региону. В Екатеринбурге у священников автомобилей меньше, чем в регионе, потому что в городе развитая транспортная среда.
Если речь о дорогих авто. Хорошо. Самым распространенным авто являются семиместные LADA Largus, потому что священники имеют многодетные семьи. У меня есть свидетельство о двух более дорогих моделях, например, у одного есть Volkswagen Touareg. Он до этого был директором одного из крупных предприятий Екатеринбурга. Какие у меня основания сказать ему: «Продай автомобиль». Попа на Mercedes в нашем регионе я не встречал. У меня Skoda без золотых колес. Ездит и ездит. Мне не надо, чтобы люди плевали мне в спину. В стране тяжелая ситуация, и мне не стыдно, на каких авто перемещаются наши священники.
О том, почему Патриарх Кирилл ездит на дорогих машинах и носит люксовые часы. Множество людей входят в огромную семью под названием Русская Православная Церковь <…> Весьма велико количество людей, любящих патриарха искренне, для них его слова и служение имеют колоссальное значение. И для которых естественной потребностью является желание окружить своего отца любовью. То, что вопрошающий перечислил с такой скрупулезностью в своем вопросе, для кого-то другого является самым малым, что он хотел бы сделать для выражения своего сыновнего чувства.
Написавший на «прямую линию», видимо, хотел задать неудобный и остроумный вопрос, но лишь ярко проиллюстрировал печальную и глубинную проблему нашего общества — неуважение к старшим поколениям. Неуважение, ставшее нормой, чего перестали даже стесняться.
Тому, кто задал этот вопрос, я могу предложить попробовать, например, подарить своему отцу дорогие часы или автомобиль. И прочувствовать от этого удовольствие. И получить не от меня, а от своего сердца ответ на вопрос «Почему?».
О том, где построить храм Святой Екатерины. С уважением отношусь к результатам опроса горожан, где построить храм Святой Екатерины. Я согласен, чтобы храм был на месте Приборостроительного завода.