Сегодня наша страна празднует 80-летие со дня победы в Сталинградской битве. К сожалению, некоторым людям очень хочется украсть у нас победу. Украсть, уничтожить и замарать победу из соображений русофобии, антисоветизма и коммерческой пользы. Эти люди торгуют истиной, как водкой в кабаке. Как говорили святые отцы Церкви: корчемствовать истиной. Ну что поделаешь, профессия у них такая. Но только не даёт покоя вопрос: почему мы должны позволять им заниматься подобной «профессией»?
Итак, мифы.
Миф первый: «генерал Мороз». Битые гитлеровские генералы, а в дальнейшем натовские и доморощенные антисоветские пропагандисты распространили эту мифологию, де, мы победили только благодаря климатическому фактору – холодам и морозам. Бедным немецким солдатам негде было греться.
Но, простите, а с советской стороны против них разве воевали роботы или полярные медведи? Разве советский солдат совершенно не мёрз, не дрог и не страдал от холода? Статистика по обморожениям в Сталинградской битве против этого протестует. Но даже если у нас было обмороженных намного меньше, чем у немцев, то это свидетельствует только об одном – о хорошей организации тыловой службы. Советский солдат был обут, одет и накормлен. Страна всё для этого отдала, последний кусок хлеба, последнюю овцу на полушубок солдату. Русские советские колхозницы отдавали последнюю пряжу для варежек солдатам. Немцы почему-то не озаботились запастись тёплой одеждой ни в 1941 году при вторжении в Россию, ни даже ко второй военной зиме.
По мысли Ивана Лукьяновича Солоневича, это свидетельствует об их легкомыслии, неорганизованности, непонимании ситуации, а возможно и о трёхэтажном воровстве.
Интересно, что до Сталинградского кольца долетала ровно половина транспортных Юнкерсов. Осаждённые немецкие солдаты ждали оружия, боеприпасов, тёплой одежды, а им посылали тапочки, леденцы, розмарин и, простите, презервативы. То ли это полная неадекватность, замешанная на триумфализме, то ли трёхэтажное воровство. Скорее всего, то и другое.
Вот вам и секрет «генерала Мороза». Все были поставлены в одинаковые условия «генералом Морозом». Только с нашей стороны была организованность, честность и ответственность, а с немецкой стороны – неорганизованность, легкомысленность и примитивное капиталистическое воровство. И вот секрет замёрзших немецких солдат.
Миф второй: Победа была достигнута штрафниками. Тот, кто желает подробнее ознакомиться с этим вопросом, пусть почитает мою статью «Мифы о Сталинградской битве» 2018 года.
По подсчётам фронтовика Великой Отечественной войны, бывшего командира роты 8-го офицерского штрафбата Александра Васильевича Пыльцына, за всю войну через штрафные батальоны прошло 427 тысяч человек. Подчеркну: за всю войну! Для сравнения: в Красную армию было мобилизовано 34 миллиона человек. Посчитаем: всего 1,5% от всех участников войны. При этом мы вовсе не собираемся умалять подвиг штрафников – действительно их бросали на самые опасные участки фронта, им давали ответственные поручения, что лишний раз показывает – эти люди воевали не за страх, а за совесть. Ведь если бы это были жулики и уголовники, как показывали нам штрафников в фильме Володарского, то они просто разбежались бы. И никакие заградительные отряды с пулемётами их не удержали бы.
Миф третий: победа была выиграна за счёт заградотрядов, которые стреляли в спину из пулемётов отступающим советским войскам. Это чепуха! Попробуйте выставить одного пулемётчика против сотни вооружённых мужиков. Да они его даже не в землю закопают, а на куски раздерут. А после этого разбегутся, если только им начнут стрелять в спину. Обезумевшая вооружённая толпа сметёт любые заградительные отряды.
Функция заградотрядов была совершенной иной. В любой армии есть военная жандармерия: останавливать отступающих и беглецов, выявлять среди них дезертиров и шпионов, образовывать из них более-менее боеспособные части, устраивать порядок в тылу.
В своё время про заградительные отряды рассказывал ныне покойный Михаил Владимирович Ашик, последний герой Советского Союза. Он говорил так: в известной степени, заградительные отряды состояли из бывших пограничников. Их задача была просто обозначать, где кончается граница фронта и начинается тыл.
Михаил Владимирович рассказывал такую историю: им давали водку, он не пил, а есть очень хотелось. Он пошёл к соседям обменять водку на хлеб, а его заградотряд остановил: «Стой! Куда идёшь?». Он ответил: «Хочу водку на хлеб обменять». «Не положено! Иди обратно», – воскликнули ему из заградотряда. Но водку не отобрали. Как говорится: и на том спасибо!
Вот такие заграотрядовцы, без всяких пулемётов. А про заградительные отряды с пулемётами позднейшие вруны, сказочники и мифологи выдумали.
Еще во времена Первой мировой войны немцы приковывали цепями своих штрафников и подобная практика была во время Второй мировой войны. Но это никакого не интересует.
Миф четвёртый: о ключевых точках Второй мировой войны. Мол, Сталинградская битва имела такое же значение, как и сражение у Эль-Аламейна в Египте между германо-итальянскими войсками Роммеля и британской армией Монтгомери.
Тут и сравнивать просто нечего. В Сталинградской битве с каждой из сторон принимало участие по полтора миллиона человек. Битва занимала огромное пространство – сотни километров. Сражение у Эль-Аламейна было на небольшом кусочке – километров сорок-пятьдесят. По пять дивизий с обеих сторон.
Сам Черчилль про битву при Эль-Аламейне стеснялся говорить, не считая её серьёзным событием. И, безусловно, поражение под Сталинградом явилось национальной катастрофой Германии. 2 февраля Гитлер распорядился объявить в Германии траур. На этом фоне Германия не заметила битву у Эль-Аламейна, как не замечают мошку, когда на тебя набрасывается медведь.
Президент США Франклин Рузвельт в Тегеране вручал Сталину меч со словами, что защитники Сталинграда проявили беспримерное мужество и беспримерный героизм в совершенно невозможных условиях.
Эти свидетельства говорят о том, кто на самом деле является победителем во Второй мировой войне – Советский Союз и его великая армия.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
1. Ещё один миф русофобов-антисоветчиков