«Весьма резонансными стали заявления Манфреда Вебера (Manfred Weber), председателя Европейской народной партии (ЕНП) и лидера группы ЕНП в Европейском парламенте, сделанные 25 января в интервью газете Berliner Morgenpost. Публикация называется “Глава ЕНП Манфред Вебер призывает к «военной экономике в ЕС»".
М.Вебер недоволен тем, как вяло Берлин и Брюссель действуют в войне на Украине. Он ностальгически вспоминает руководителей Германии и Франции прошлого столетия, на фоне которых Шольц и Макрон выглядят позорно: "Я разочарован переговорами франко-германского правительства в минувшие выходные. В очередной раз мы услышали много объявлений, но ничего конкретного. Аденауэр и де Голль, Коль и Миттеран дали ответы на исторические вызовы. К сожалению, Шольц и Макрон пока не смогли этого сделать. Оба увлечены управлением повседневной жизнью".
Европа жаждет мира. А для этого, считает Вебер, надо активизировать помощь Киеву, чтобы обеспечить максимально быструю победу над Россией. Европа должна также озаботиться своей обороноспособностью в условиях роста общей напряжённости в мире», – пишет в статье «О военно-экономической мобилизации первой задумалась Европа» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Во-первых, Европа не вносит должного вклада в укрепление военного потенциала НАТО; надо увеличить этот вклад, а также вернуться к вопросу о создании общеевропейской армии и решить его положительно в кратчайшие сроки.
Во-вторых, оборонная промышленность Европы находится на недопустимо низком уровне, надо реанимировать производство многих видов оружия, военной техники и боеприпасов.
Вебер сетует: “Страны ЕС должны как можно быстрее наращивать производственные мощности по выпуску оружия и боеприпасов. Мы видим проблему в Германии: у нас есть 100 миллиардов (евро) из специального фонда – и почти ничего не происходит, потому что бюрократия парализует. Через год после начала войны оружейные компании почти не получили ни одного заказа”.
Вебер не первый политик в Европе, который выражает озабоченность отставанием Старого Света в военной сфере. В декабре глава европейского внешнеполитического ведомства Жозеп Боррель поделился своими опасениями, что помощь ЕС Украине может ослабить военную мощь Европы: “То, что мы направляем Киеву, мы берем не со складов, а у наших армий”. На последнем саммите ЕС в декабре 2022 года европейские лидеры призвали к принятию решений, необходимых для налаживания совместной закупки вооружений в рамках ЕС, а также укрепления сферы обороны. В течение нескольких десятков лет Европа занималась интеграцией в сфере торговли, производства гражданской продукции, инвестиций и валюты, а военно-экономической интеграции достаточного внимания не уделялось. “Сейчас важно, например, создать внутренний европейский рынок военной техники. Я призываю Комиссию ЕС разработать общие стандарты производства и экспорта оружия и боеприпасов”, – отметил Вебер.
Комментируя интервью Вебера, эксперты обратили внимание на схожесть позиции европейского политика с позицией Дональда Трампа. Последний, находясь в Белом доме, с возмущением говорил о том, что основное бремя обязательств НАТО на своих плечах несут Соединенные Штаты, что европейские страны получают военную защиту со стороны США, но не хотят за это платить. Трамп не призывал, а просто требовал, чтобы Старый Свет взял на себя часть этого бремени», – подчеркнул профессор.
«По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), в 2021 году на США пришлось 38% мировых военных расходов, а в рамках НАТО их доля составила 69,1% (в 2020 году она равнялась 71,9%). Для сравнения (доля в военных расходах НАТО в 2021 году, %): Франции – 4,9; Германии – 4,8; Италии – 2,7. Второй после США страной НАТО по величине военных расходов является Великобритания, на нее пришлось 5,8%.
Отставание европейских членов НАТО от США видно и по такому показателю, как относительный уровень военных расходов (доля в ВВП). У США доля военных расходов в ВВП составила в 2021 году 3,5%. А вот значения этого показателя по ведущим европейским членам НАТО (%): Франция – 1,9; Германия – 1,3; Италия – 1,5. Среди европейских стран-членов НАТО лишь у Греции показатель выше, чем у США – 3,9%. А у Великобритании он составил 2,2%. В 2014 году лидеры НАТО на саммите в Уэльсе договорились установить показатель военных расходов в 2% ВВП для каждой из стран-членов. Этот норматив в Европе выполнили лишь Греция и Польша», – сказано в публикации.
«И вот сегодня Западная Европа без видимого со стороны Вашингтона давления сама признает свое отставание от США по военным расходам и военному производству, призывая к скорейшему преодолению отставания. Тот же Боррель в декабре прошлого года призвал страны Евросоюза нарастить военные расходы на 70 млрд евро (примерно на 30%) к 2025 году.
Согласно предварительным оценкам НАТО, 30 стран этого блока в 2022 году потратили на оборону 1,19 трлн долл. Большая часть расходов НАТО по-прежнему приходится на США — 821 млрд долл., или 69%.
В текущих ценах прирост военных расходов во Франции в прошлом году составил 3,8%, в Германии – 4,9%. А вот в постоянных ценах (2015 года) прирост военных расходов Франции составил лишь 1,6%; у Германии же они даже сократились на 1,1%. В целом по странам НАТО прирост военных расходов в текущих ценах в прошлом году составил 3,0%, а в постоянных (2015 года) – 1,2%», – отметил экономист.
«Это выглядит очень скромно на фоне прироста военных расходов Российской Федерации. В прошлом году они, по оценкам НАТО, выросли на треть. НАТО полагает, что Москва не в состоянии будет долго поддерживать столь высокие темпы наращивания своих военных расходов, а вот у Запада есть большие неиспользованные возможности. Даже выведение военных расходов всех стран-членов НАТО на нормативный уровень в 2% ВВП позволит прирастить военные расходы блока на величину, значительно превышающую объем всех военных расходов Российской Федерации. Одним словом, Запад навязывает России гонку военных расходов и вооружений, подобную той, что была в годы холодной войны.
Пока же Европа продолжает тратить запасы своего оружия на помощь Украине, а количество новых заказов предприятиям ВПК очень скромное. Для европейского военного бизнеса возникла уникальная возможность заработать на нынешней ситуации, и он включился в процесс лоббирования наращивания военных бюджетов.
Коллективный Запад уверен, что в 2023 году в странах НАТО будет достигнут такой прирост военных расходов, которого блок не знал в XXI веке. США обещают прирост в размере почти 14%. Но и Европа обещает проснуться. В июне прошлого года Эммануэль Макрон призвал к увеличению военного бюджета, отметив, что страна переходит в состоянии “военной экономики”. На 2023 год оборонный бюджет Франции запланирован в размере 43,9 млрд. евро против 40,9 млрд евро в прошлом (прирост на 7,3%)», – говорится в статье.
«В Германии основные расходы на оборону на 2023 год запланированы в размере 50,1 млрд евро против 50,3 млрд евро. То есть никакого прироста нет. Однако бюджет принимался еще летом прошлого года. Сейчас ситуация сильно поменялась. Не исключено, что под давлением “ястребов” военный бюджет будет пересмотрен в сторону существенного увеличения.
О необходимости повышать военные расходы еще в марте прошлого года говорил тогдашний премьер-министр Италии Марио Драги. Новый итальянский премьер Джорджиа Мелони поддержала эти планы: “Италия четко и без колебаний встала на сторону Украины. Военные расходы необходимы для защиты ваших интересов”. Впрочем, пока из цифр бюджета следует, что оборонный бюджет 2023 года лишь на 3,1% превышает цифру прошлого года.
А вот Испания увеличила свои расходы более чем на четверть – с 9,8 млрд евро до 12,3 млрд евро.
Рекордсменами по приросту военных расходов в 2023 году станут Турция и Польша. Первая должна увеличить военные расходы с 369,0 млрд лир до 468,7 млрд лир, или на 27%. Польша запланировала увеличить военные расходы в текущем году до 97,45 млрд злотых против 58,0 млрд злотых в прошлом, т. е. на 68%. А в реальном выражении (в постоянных ценах) – на 56%.
Однако ещё раз повторю: военные расходы на 2023 год утверждались еще в прошлом году. В текущем году в странах Запада усилились настроения по резкому наращиванию военной помощи Украине и укреплению собственных военных потенциалов. Существует большая вероятность пересмотра уже принятых бюджетов в сторону увеличения военных расходов», - заключил Валентин Катасонов.