50 лет назад, 23 декабря 1972 года, скончался один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века, основатель конструкторского бюро (КБ), создатель самолётов знаменитой марки «Ту», лауреат четырёх Сталинских, Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, почётный член многих зарубежных научных обществ Андрей Николаевич Туполев. Больше званий, чем он, имел только один советский авиаконструктор, многолетний его конкурент – С.В. Ильюшин.
Под руководством Туполева было разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из них выпускались серийно. На самолётах его КБ установлены 78 мировых рекордов, высажена научная экспедиция Папанина на Северный полюс, впервые в мире (Чкаловым и Громовым) выполнены перелёты через Северный полюс в США, впервые на огромном самолёте был совершён трансатлантический перелёт Москва– Нью-Йорк.
Его Ту-2 был лучшим фронтовым бомбардировщиком 2-й мировой войны, Ту-16 – самым надёжным и самым массовым дальним бомбардировщиком (до последних лет состоял на вооружении в Китае), Ту-104 – первым в мире серийным реактивным пассажирским самолётом, Ту-114 – самым большим в мире межконтинентальным пассажирским лайнером, Ту-95 – уникальным стратегическим бомбардировщиком, не имеющим пределов совершенствованию (более 60 лет состоит на вооружении ВВС России).
Он не был новатором и предпочитал двигаться вверх по проверенным ступенькам, но обладал легендарным инженерным чутьём: лишь глянув на эскиз самолёта, ставил безошибочный диагноз: «полетит» – «не полетит». Он был превосходным организатором конструкторской работы. Из его школы вышли В.М. Петляков, В.М. Мясищев, П.О. Сухой, А.А. Туполев (его сын и преемник на посту руководителя КБ, создатель сверхзвуковых пассажирского Ту-144 и бомбардировщика Ту-160) и др. мировые знаменитости.
Конечно, не все его самолёты были удачными. Перед войной его ДБ-2 проиграл ильюшинскому ДБ-3 (будущему Ил-4, самому массовому дальнему бомбардировщику в Великой Отечественной войне), после войны его фронтовой бомбардировщик Ту-14 проиграл Ил-28, и лишь Ту-16 взял реванш в конкуренции с Ил-46. Неудачным был и серийный бомбардировщик Ту-22 первой версии (современный Ту-22М на него даже внешне не похож).
Человеком он был ярким и, как никто другой из авиаконструкторов, контрастным. Держался исключительно уверенно, непринуждённо, порой грубовато, не стесняясь непечатных выражений даже среди высокопоставленных сановников. Он обладал большим напором и, как танк, проталкивал свои разработки, иногда и не самыми джентльменскими способами. Когда в начале эксплуатации Ту-104 произошла череда катастроф, он, будучи уверенным в совершенстве своего самолёта, обвинил лётчиков в неумении пилотировать и не сразу согласился на проведение научных исследований причин катастроф. Подчинённые его боготворили, а с равными по уровню он общался с трудом. Ещё в 1920-е годы с ним отказался сотрудничать великий авиаконструктор Н.Н. Поликарпов, в 1930-е – его сокамерник знаменитый авиаконструктор Р.Л. Бартини. Лётчик-испытатель М. Галлай вспоминал: «Редко я встречал в своей жизни человека, так мало заботящегося о том, какое впечатление он производит на окружающих. Может быть, в этом и заключалась одна из причин того, что впечатление он производил самое сильное».
Родился Андрей Николаевич в Кимрском уезде Тверской губ. в семье нотариуса, высшее образование получил в МВТУ. Вместе со своим учителем Н.Е. Жуковским был организатором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а затем заместителем начальника ЦАГИ по самолётостроению, в 1936 г. был назначен главным инженером Главного управления авиапромышленности Наркомтяжпрома, в 1937 – 41 гг. по сфальсифицированному обвинению сидел в тюрьме, занимаясь проектированием самолётов («туполевская шарашка», там и был создан Ту-2), впоследствии возглавил знаменитое ОКБ (ныне ОАО «Туполев»). Похоронен Андрей Николаевич на Новодевичьем кладбище Москвы.
Народная память об этом выдающемся человеке никогда не угаснет, если только не будет разрушено туполевское КБ (созданное, кстати, в октябре 1922 г., т. е. 100 лет назад) и если в русском небе будут летать самолёты с маркой «Ту», а не с маркой «Эйрбас» или «Боинг».
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
10. На 8 комментарий: Кто является отцом Лжи?
9. Ответ на 6, Vladislav:
8. Ответ на 7, Русский Сталинист:
7. На 6 комментарий:Козьма Прутков даёт совет пану Vladislavy
6. Ответ на 5, Русский Сталинист:
5. Ещё дно или уже днище?
4. Ответ на 3, Русский Сталинист:
3. "Но до конца своих дней оставил его в тюрьме" (с)
2. Через тернии к звёздам
1. Дух великой эпохи 30-х годов