Духовное ожерелье России

Рассказ о ночном Крестном ходе по Богородичной Канавке

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
510
Время на чтение 6 минут
Фото: Предоставлены автором

I. Каждый верующий христианин, который прибывает в Серафимо-Дивеевский монастырь, стремится обязательно пройти по Богородичной Канавке. Да и как же иначе! Ведь Богородичная Канавка создана по повелению Самой Царицы Небесной.

Серафимо-Дивеевская обитель – это Четвертый Удел Божией Матери. Явившись в тонком сне монахине Александре (в миру Агафье Мельгуновой), основательнице Мельничной общины при Казанской церкви, Она сказала: «Я всегда буду с тобой и всегда буду посещать место это, и в пределах твоего жительства Я устрою такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете – это жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Богородица повелела вырыть в Своем Уделе Канавку, которую, по словам преподобного Серафима, Она измерила Своим пояском. Старец торопил сестер Мельничной общины побыстрее начать работу, но те почему-то медлили. Как-то одна из сестер вышла ночью из келии и увидела, что батюшка в своем белом балахончике капает землю. Она опрометью вернулась в келию и рассказала об этом сестрам. «Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидев батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, – поведала сестра. – Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка».

С этих пор сестры трудились каждый день; работа не прекращалась даже зимой; мерзлую землю рубили топорами, так что искры летели снопами; батюшка подбадривал сестер, говоря, что сила Божия в немощи совершается. К Рождественскому празднику 1833 года Канавка в основном была готова.

Прошло почти два столетия; много бурь и потрясений пережила за это время Россия; в безбожные большевистские времена обитель была разорена, а Канавка пришла в полное запустение; но вот наступили времена отрады; стараниями сотен и сотен строителей, а также монастырских сестер и паломников Богородичная Канавка была восстановлена; сейчас, в наши дни, она в идеальном состоянии.

II. Ночной покров тихо и незаметно опустился на раскаленную жарким солнцем землю; на небесном своде высыпали мириады ярких лучистых звезд-светлячков; они таинственно мерцали; воздух, чутко прислушиваясь к ночным звукам, оставался недвижим; изредка с северной стороны, из-за редких строений, долетал слабый ветерок и быстро растворялся среди яблоневого сада.

Вдруг раздалось негромкое пение, и монахини, одна пара за другой спорым шагом двинулись от Троицкого собора в сторону колокольни; за ними густой широкой рекой потекли паломники – ночной Крестный ход начался.

Я присоединился к паломникам; людская река подхватила и понесла меня вниз, по гладкой дороге. Темп Крестного хода довольно высокий, – это ведь не загородная прогулка, когда можно медленно, не спеша шагать и смотреть по сторонам, ни о чем не думая; здесь нельзя глазеть по сторонам, нужно быть внимательным, собранным, шагать в ногу с другими крестоходцами, никому не мешать, не наступать на ноги впереди идущих людей.

Крестный ход – это сугубая молитва; каждая монахиня, послушница, каждый паломник творят ее про себя; чуткую ночную тишину нарушают только шаги многих людей.

Входим в большую арку монастырской колокольни, людской поток сразу сужается, шум шагов становится явственней, побыстрей, побыстрей, братья и сестры; через считанные секунды снова выходим на просторную дорогу, подходим к Казанскому храму, где почивают мощи блаженных и преподобных Дивеевских святых; они невидимо участвуют в нашем Крестном ходе. Монахини, а следом за ними и мы осеняем себя Крестным знамением и, обогнув храм и немного увеличив темп, продолжаем наш путь. Крестный ход растянулся, наверно, метров на сто – ведь не каждый может выдержать такой темп.

Вот и Богородичная Канавка; здесь крутой поворот, из-за этого небольшая задержка, снизу видно, как на Канавку вступили монахини; их темные фигуры удаляются по дорожке.

Начинается самая главная и самая ответственная часть нашего Крестного хода; темп убавился, теперь мы идем медленно, углубившись в молитву; шагов почти не слышно; цепочка людей растянулась еще больше, тесноты нет, ничто не отвлекает от молитвы.

Богородице Дево, радуйся,// Благодатная Марие, Господь с Тобою;// Благословена Ты в женах// И благословен Плод чрева Твоего,// Яко Спаса родила еси душ наших, – молитва как бы сама собой изливается из моих уст.

Головы паломников наклонены немного вперед – так удобнее, сосредоточившись и углубившись в келию своего сердца, творить Песнь Пресвятой Богородице.

Богородичная Канавка, огражденная высокими ажурными решетками, как бы парит над землей; и это уже не земной, а Небесный путь, путь с Ангелами и Архангелами, и тут уже не до повседневных забот.

Когда вступаешь на Канавку, наступает ощущение необычайной душевной радости, забываются дневная суета, мелочные заботы, предстоящие нужные и ненужные визиты, на устах – молитва к Царице Небесной, Которая покрывает меня и всех остальных крестоходцев Своим чудным омофором.

Мы, крестоходцы, находимся как бы на палубе большого корабля, который – под управлением опытного капитана – держит путь в Заветную Гавань.

Канавка озарена светом многих фонарей, установленных справа и слева, но мне кажется, что она озарена Небесной Благодатью – так тут хорошо! Идешь и не чувствуешь ног, как будто летишь по воздуху.

Преподобный Серафим говорил, что Матерь Божия каждую ночь проходит по Святой Канавке. Вполне возможно, что сейчас Она идет с нами; Ее не видно, но Ее присутствие ощущает каждая монахиня, каждая инокиня, каждый паломник. Она молится вместе с нами; Она молится о каждом из нас – ведь мы пришли к Ней, в Ее удел, мы вступили на Святую Канавку, созданную по Ее воле.

Мы Ее дети, а Она наша любящая и нежная Мать, и Она хочет, чтобы мы все спаслись, чтобы, пройдя наше жизненное поприще, оказались там же, где и Она, то есть в Райских Обителях, в Царстве Ее возлюбленного Сына.

III. Мы подошли к красивому белому Распятию, которое находится на одном из поворотов Канавки, в ее восточной части. К нему выстроилась очередь: паломники один за другим подходят к Распятию и прикладываются к нему. Я последовал их примеру, – там, где Божия Матерь, там и Ее Сын; и наоборот: там, где Иисус Христос, там и Его Матерь. Она стояла у Креста, на котором был распят Ее возлюбленный Сын, не побоявшись военной стражи, Она и сейчас с Ним, в Небесном Иерусалиме.

Вдруг паломники, идущие впереди меня, остановились и, повернувшись лицом к монастырскому некрополю, осенили себя крестным знамением и сделали поясной поклон – очень благочестивый обычай; я сделал то же самое.

Мы продолжили наше шествие; один поворот, другой, третий, меняется панорама монастыря, меняются виды вне ее, – похоже, Канавке нет конца; она опоясывает всю обитель; в более широком - мистическом смысле – она опоясывает всю Россию, ограждая ее от всех зол, бед и напастей.

Богородичная Канавка – величайшая святыня Земли Русской. Это духовное ожерелье России. Счастлив человек, который прошел по Канавке хотя бы один раз! Трижды счастлив человек, который прошел по ней десять-двенадцать раз! Ну а уж кто прошел по ней тридцать три раза, тот молодец из молодцов!

Я сделал последний шаг по Канавке – ночной Крестный ход закончился.

Был поздний час; ни звон колоколов, ни посторонние разговоры, ни крик ночных птиц – ничто не нарушало настороженной тишины; далекие звезды, подобно крестоходцам, выстроились в длинный-предлинный ряд; ни один лист на притихших деревьях не шевелился; монастырские соборы в ночной мгле казались еще величественнее; утомленная жарким, солнечным днем, земля отдыхала, неслышно вздыхая.

P.S. Богородичная Канавка никогда не бывает пустынной, по ней – и утром, и днем, и вечером – идут и идут русские люди; они прибыли сюда со всех концов нашего Отечества, чтобы поклониться Царице Небесной, поблагодарить Ее за все милости, которые Она изливает на нас, открыть Ей все, что накопилось на израненном, исстрадавшемся сердце, сказать Ей все самое заветное, самое теплое, самое нужное.

Я каждый день ходил вместе с ними; меня переполняла радость, когда я видел молодую или не очень молодую маму, которая вела за руку свою малолетнюю дочку или сына (а иногда нескольких детей), мысленно одобрял пожилого мужчину, который снял обувь, прежде чем ступить на Канавку, щуплую старушку, с большим трудом делающую шаг за шагом, но лицо которой светилось внутренней радостью, молодых людей, оставивших свои мобильные телефоны и взявших в руки карманные молитвословы.

А теперь я уступаю место снимкам, которые сделал на Богородичной Канавке. Посмотрите, дорогие братья и сестры, на лица русских людей, разного возраста и разного звания, посмотрите, как они молятся, и вы лучше узнаете, что такое Русь, что такое русский человек, у вас не останется ни капли сомнения в том, что никакому врагу, никакому супостату, в какие бы одежды он ни рядился, не одолеть Русской Земли, не одолеть Удела Пресвятой Богородицы, не одолеть нашей святой православной веры.

Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, фото автора


































Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
«Если не покаетесь, все так же погибнете»
Евангельское поучение, которое никто не должен забывать
30.03.2024
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
«Я услышала зов Христа…»
Репортаж из Храма Христа Спасителя
21.11.2023
Все статьи Николай Кокухин
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16