Перед российским образованием стоит задача переориентации с западного глобального проекта на национальные цели и интересы. Одной из главных национальных целей является сбережение народонаселения России, приумножение числа её граждан. В связи с этим можно сказать, что для России национально-ориентированное образование – это в том числе и прежде всего семейно-ориентированное образование.
Старшие классы – период ранней юности, когда завершается формирование мировоззрения, оформления видения собственной картины мира и системы семейных ценностей, выработки человеческих качеств семьянина. После школы молодые люди начинают самостоятельную жизнь, поэтому принципиально важно на стадии старших классов дать им всё необходимое для подготовки их к семейной жизни.
В связи с этим нами была поставлена и решена задача по созданию семейно-ориентированного образовательного курса для старшеклассников. Эта работа ведётся с 2004 года, в 2009-2010 годах был создан учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни.10-11 классы», который на опытных площадках внедрён в большинстве регионов России, а в 2020 – учебник, рассчитанный на 1 год обучения. На его основе ведётся преподавание во всех 600 школах Самарской области, а также во всех средних профессиональных образовательных учреждений этого региона.
Результаты апробации курса НОСЖ показывают, что создан инструмент, позволяющий переориентировать молодёжь с потребительски беспечного и вне семейного образа жизни на традиционно семейный.
Старшеклассники, прошедшие курс НОСЖ в Самарской области кардинально изменили свои ценностные установки по отношению к браку и семье в положительную сторону.
Например, до прохождения курса 61% старшеклассников было за пробный брак, 23% - против. После прохождения курса НОСЖ это соотношение изменилось на противоположное – всего 22% оставались за пробный брак и уже 58% - против.
В настоящее время есть все возможности использовать этот инструмент для изменения в лучшую сторону ситуацию со здоровьем семьи и демографией в России.
Сейчас перед нами стоит задача создания полного цикла семейно-ориентированного образования от дошкольного детства до послешкольной молодости и эта задача уже решается в рамках проекта Федеральной целевой программы «Семейно-ориентированного образования в Российской Федерации».
Предпосылками этой программы являются разработка в отечественной науке направлений педагогической антропологии и семейной антропологии; развитие гуманитарно-антропологического подхода в образовании, а также осознание обществом и государством глубины проблем демографического кризиса и кризиса семьи, наличие мировоззренческих и идеологических оснований, нашедших отражение в новых поправках Конституции РФ, противостояние России с антисемейными «ценностями» Запада.
Федеральная целевая программа семейно-ориентированного образования должна строится на принципах возрастно-сообразности, то есть на каждом этапе развития молодого человека обеспечивать благоприятные условия для его развития – обретения семейных смыслов, воспитания семейных ценностей, приобретения положительных человеческих качеств, необходимых ему в семейной жизни.
Эффект от внедрения этой программы за счёт расширения возрастных этапов должен быть ещё более значимым и глубоким, чем эффект от внедрения НОСЖ.
Образование как сфера общественной практики является универсальным механизмом воспроизведения человеческих общностей. Базовой общностью в процессе воспроизводства человеческого рода, «человеческого в человеке» и общества в целом является семья.
Подготовка молодого поколения к семейной жизни должна стать всенародным делом, так же как и защита Отечества от внешнего врага, сохранение национальной культуры, развитие образование и науки. Оно требует единства в действии всех образовательных институтов – школы, семьи, религиозных организаций, средств массовой информации и других.
Сохраним семью – сохраним Россию!
Протоиерей Димитрий Моисеев, кандидат биологических наук, г. Алатырь
3.
2.
Плюс, даже если создать идеальнейший учебник, преподавать-то его будут обычные педагоги, со своими представлениями о семейной жизни, со своим отношением к ней. Далеко не всегда традиционным.
1. Возрождение России на огромной земле
"...дети, то есть дети людей, должны родиться на земле, а не на мостовой..." — Ф.М.Достоевский