С началом военной операции на Украине наша патриотическая тусовка погрузилась в атмосферу завышенных ожиданий.
Каких только планов не строилось, каких только советов не давалось! Речь заходила уже чуть ли не о реставрации социализма в стране, о восстановлении СССР, которое вроде и не за горами. Несчастную, истерзанную Украину делили так и эдак, говорили о русском реванше в Прибалтике, о прокладывании «коридора» к Калининграду в ходе другой, чаемой «локальной» военной операции. Такие настроения, слегка видоизменившись, имеют место до сих пор.
При этом, на мой взгляд, забывается главное: то, что наша страна, наш народ живет в реалиях капиталистической общественно-экономической формации (что бы там не говорили о пост-капитализме), в рамках буржуазного общества – да, еще молодого, да, находящегося в стадии становления, но уже агрессивно-зубастого и, главное, не видящего конкурентов: ни в виде продвинутого пролетариата, ни в виде партии, готовой отстаивать его интересы и для этого сражаться на баррикадах, погибать на виселицах, гнить на каторге. Поразительно, но о классовой подоплеке происходящего позабыли даже те, кто в силу своей политической принадлежности был обязан кричать об этом – Коммунистическая партия Российской Федерации, прикормленная, считающая себя преемницей выродившейся КПСС и почему-то ВКП(б), РКП(б) и, в конце концов, РСДРП(б).
Военные действия на Украине действительно обусловлены защитой национальных интересов России. Но в истории случаются периоды, когда интересы национальной буржуазии совпадают с национальными интересами. Мы сейчас переживаем именно такой период. Не стоит радоваться и обольщаться кажущимся патриотическим единением эксплуататоров и трудящихся. Классового антагонизма никто не отменял. Буржуазная власть никогда не опиралась и не может опираться на широкие слои населения: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь».
Поэтому, объединяясь вокруг президента, поддерживая военные действия на Донбассе и Украине, не следует забывать, что действующий президент России – буржуазный президент буржуазного государства. А классическое определение сущности любого буржуина дал буржуазный же политический и профсоюзный деятель Томас Даннинг.
«Капитал, — цитирует его Карл Маркс в 1-м томе своего «Капитала», — избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Поэтому, объединяясь вокруг президента и говоря красивые слова о Верховном Главнокомандующем, который «видит на сто лет вперед», не следует забывать о его буржуазных, то есть антинародных реформах (о повышении пенсионного возраста, например), о том, сколько раз правящими элитами «сливались» фактически выигранные Россией войны: я уже не говорю о Семилетней или Русско-турецкой войнах; недавний позорный пример Хасавюрта у всех перед глазами.
Существует ли опасность такого «слива» российско-украинского конфликта? На мой взгляд, безусловно, да. Нам стоит попристальнее вглядываться и поактивнее реагировать на тревожные «маячки», вспыхивающие то здесь, то там. А это и не с того, ни с сего начавшиеся, прерванные, но до сих пор ожидаемые позорные переговоры с преступным украинским правительством, и вдруг обозначившийся плохо объяснимый отход российских войск из Киевской области, сентябрьское отступление и сдача взятых населенных пунктов, и странные словоизвержения президентского пресс-секретаря Пескова, и неэквивалентные обмены пленными, и разболтанность и расхлябанность чиновников, латентно не желающих поддерживать победоносную российскую армию и фактически саботирующих патриотические требования и инициативы общественности, при том, что, как известно, короля играет окружение. И много еще чего. Складывается впечатление, что, сказав «А» российское правительство не только не торопится говорить «Б», но уже и жалеет о том, что это самое «А» сказало и спешит в той или иной форме возвратиться к довоенному status quo. Вдруг оробел российский «ворон», когда пришлось нешуточно клевать глаз украинскому собрату. Соответственно, необыкновенную актуальность обрел вопрос, поставленный П. Н. Милюковым на заседании Государственной думы 14 ноября 1916 г.: «Имеем ли мы в данном случае дело с глупостью или с изменою?»
Вот на чем нужно сосредоточиться людям, действительно заинтересованным в победоносном исходе действительно неизбежной украинской кампании: на доверии к армии и недоверии политикам. На остром недоверии буржуазным политикам. На недоверии, основанном на глубоком понимании классовой природы буржуазного общества, фундаментом которого служит нажива – на чем угодно и вопреки каким угодно нравственным законам: частичная мобилизация в очередной раз представила внушительные примеры нравственного помешательства российских маркитантов. И на том, что неадекватное окружение вполне может заменить адекватного «короля», вдруг начавшего на деле, а не на словах, отстаивать национальные, а не космополитические, глобалистские интересы: такое уже не раз случалось в истории.
Я скажу более: такая попытка «замены» действующего главы государства должна быть ожидаема, потому что, если ее не случится, это поставит перед общественным сознанием другой исключительно важный вопрос: а не является ли проводимая на Украине спецоперация фрагментом некоей сложной интриги, смысла которой мы пока не понимаем, но в которой не только Зеленский, но и его российский визави являются марионетками?
Почти 30 лет назад – в 1993 году – об этом предупредил выдающийся советский писатель и общественный деятель Владислав Петрович Крапивин в повести «Взрыв Генерального штаба»: в ней он с фотографической точностью описал происходящее сейчас на Украине. Позволю себе большую цитату из этого замечательного провидческого произведения:
«...Генерал продолжал:
– С тех пор, как существует человечество, господа, существуют войны. Можно сказать, что они – такое же проявление стихийных сил, как наводнения, землетрясения, тайфуны. Они были и будут всегда. Но, в отличие от природных явлений, войнами можно управлять. Можно их регулировать и… даже заставить работать на пользу человечеству… Именно эту функцию выполняет наш ОГШ – Объединенный Генеральный штаб. Он регулирует взаимодействие противостоящих армий с целью их адекватного… ну, выражаясь проще, чтобы все было в нужных рамках.
– В каких это рамках? – тихо спросил Лён. Он смотрел на Зорко. А Зорко на него.
– В рамках… в таких. Войны – это процесс, необходимый для планеты. Как кровообращение для живого существа. С их помощью можно развивать промышленность, повышать благосостояние тех или других стран, сокращать излишнее население…
– Господин генерал, разрешите вопрос…
– Разумеется, суб-лейтенант.
«Господин генерал, – хотел сказать он, – значит, когда Имперские войска, положив тысячи солдат, берут Йосский город и вдруг оставляют его… или когда окруженные повстанцы получают по воздуху неизвестно откуда новейшее оружие, или когда они уходят из окружения невредимыми… Или когда начинаются переговоры… это все ваших рук дело?»
Он сказал короче, по-военному:
– Господин генерал. Следовательно, затяжной и переменный характер боевых действий – результат планов ОГШ?
– В основном и целом это так. Бывают просчеты, но…
- Господин генерал, можно я тоже спрошу? – вдруг звонко перебил генеральскую речь Зорко, не знавший военного этикета.
- Да, мой мальчик…
- А вот если едет автобус, а по нему стреляют из кустов… гранатами… Это, значит, все равно, да?
- Что все равно?
- Не важно, кто стрелял, да? Все равно по вашему приказу?
- Ну, друг мой… мелкие боевые эпизоды не входят в сферу наших задач. Мы занимаемся стратегией. А там уж – на войне как на войне.
- Нео война-то – она ваша? Вы ее главные командиры? – Зорко спрашивал непонятным тоном. Будто даже восхищался.
- В общем и целом… - согласился генерал.
Зорко опустил руки. Мельком глянул на Лёна. Вытянул губы дудочкой:
– У-у…
Генерал с терпеливым непониманием смотрел на растрепанного мальчика в парусиновой школьной одежонке.
– Что значит твое "у-у"?
– Я думаю, господин генерал.
– О чем же, дитя мое?
Мальчик сказал громко, чисто и честно:
– Я думаю: у-у, какие же вы сволочи...»
Настоящий патриотизм – это зоркость и требовательность, а не подобострастное сюсюканье и близорукость, обусловленная вставленными в глаза квази-патриотическими линзами.
Примечание. Данная статья выражает только моё частное мнение.
Путник Константин Владимирович, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви
Апрель-октябрь 2022 г.
23. Ответ на 21, Наблюдатель:
22. Ответ на 21, Наблюдатель:
Но когда подменяют понятия и заменяют "народ", "трудящиеся" на "рабочих" - тогда считаю нужным поправить таких заменяющих. Все мы помним кто шел в рабочие в 70-80 годы (раньше, когда образование было менее доступным было и по другому, но это раньше): кто плохо в школе учился, кто закончил ПТУ. Да, иногда в рабочие шли и после техникума, и после института... да, вот только мотивация у таких людей была вовсе не коммунистическая - шли в рабочие за длинным рублем и ответственности чтобы было поменьше. Помним как шахтеры стучали касками, и как за Ельцина голосовали крупные промышленные центры и регионы, наряду с Москвой и Питером (рабочие всегда были хорошим материалом для манипуляторов общественного мнения). Поэтому не надо тут туфту про рабочих гнать. Пишите "трудящиеся" и мне не придется тогда вам возражать.) Вы мне сильно напоминаете Бондарева:
Правда одна, но лишь тогда она одна, когда - единая. Единая правда требует Порядка правды друг в друге. (с)
21. Ответ на 20, Потомок подданных Императора Николая II: или потомок рабочих
Но когда подменяют понятия и заменяют "народ", "трудящиеся" на "рабочих" - тогда считаю нужным поправить таких заменяющих. Все мы помним кто шел в рабочие в 70-80 годы (раньше, когда образование было менее доступным было и по другому, но это раньше): кто плохо в школе учился, кто закончил ПТУ. Да, иногда в рабочие шли и после техникума, и после института... да, вот только мотивация у таких людей была вовсе не коммунистическая - шли в рабочие за длинным рублем и ответственности чтобы было поменьше. Помним как шахтеры стучали касками, и как за Ельцина голосовали крупные промышленные центры и регионы, наряду с Москвой и Питером (рабочие всегда были хорошим материалом для манипуляторов общественного мнения). Поэтому не надо тут туфту про рабочих гнать. Пишите "трудящиеся" и мне не придется тогда вам возражать.
20. Ответ на 19, Наблюдатель:
А что можно возразить тому, кто как Запад не видит ни одного достижения СССР благодаря раскрепощению народной энергии? Вы точно такой же, как "писатель", сочинивший книжку про "кулаков, ликвидированных как класс". И не случайно, что эта книга издана тем же издательством, которое выпускает "труды" Краснова, и распространяется тем же сайтом, который рекламирует Краснова как "выдающегося русского человека".
19. Ответ на 18, Потомок подданных Императора Николая II:
18. Ответ на 17, Наблюдатель:
Но самое интересное дальше. Директор был уже в годах, от самого основания завода. Правильный директор, заслуженный, еще сталинской закваски. З/пл у него была где-то 600-700. Так вот токари на полном серьезе рассуждали о том, что у квалифицированных рабочих з/пл конечно-же!!! должны быть больше, чем у директора!
Во главе всего стоял план, хотя завод выпускал уже давно морально устаревшую продукцию. Я перешел в ОКБ, там мы пытались внедрять первые роботы, АСУ и элементы системы ГПС. Но в цехах все это откровенно саботировали. Потом все быстро посыпалось... Вообщем была возможность воочию наблюдать деградацию поздне-советской экономики и маразм идеологии, реализуемой на практике.Вы забыли ещё про Секирную гору, Землячку, и баржи с утопленными офицерами.
Правда, "Мемориал" сейчас признан иноагентом, но кто же не возьмётся продолжить доброе дело разщоблачения свинцовых мерзостей совка?
Тут недавно книжку про крестьян рекламировали, кулаков, ликвидированных как класс. Остались бы кулаки, и было бы всё ОК.
17. Ответ на 14, Потомок подданных Императора Николая II: как смотреть
Но самое интересное дальше. Директор был уже в годах, от самого основания завода. Правильный директор, заслуженный, еще сталинской закваски. З/пл у него была где-то 600-700. Так вот токари на полном серьезе рассуждали о том, что у квалифицированных рабочих з/пл конечно-же!!! должны быть больше, чем у директора!
Во главе всего стоял план, хотя завод выпускал уже давно морально устаревшую продукцию. Я перешел в ОКБ, там мы пытались внедрять первые роботы, АСУ и элементы системы ГПС. Но в цехах все это откровенно саботировали. Потом все быстро посыпалось... Вообщем была возможность воочию наблюдать деградацию поздне-советской экономики и маразм идеологии, реализуемой на практике.
16. Ответ на 15, Александр Бутов:
"Потенциал, раскрытый рабочей демократией, до сих пор поражает воображение результатами в достижениях культуры, науки и экономики СССР."
Шедеврально. Це Европа, мелкий русофоб.
15.
"Потенциал, раскрытый рабочей демократией, до сих пор поражает воображение результатами в достижениях культуры, науки и экономики СССР."
Шедеврально.
14. Ответ на 7, Русский Сталинист:
Это так. Ильин именно такое и благословляет.
Поклонникам Ильина (встретил в одном комментарии):
Нет научных доказательств тому, что для человека естественно быть всю жизнь кассиром в пятёрочке или, к примеру, дворником, только потому, что у него здоровое, по Ильину, чувство ранга. Скорее, это процесс социальной дрессировки - рабочий должен смотреть на своего работодателя или чиновника, как на господина. Как на человека, который больше знает, который умнее, морально и духовно на более высокой ступени.
Нельзя отрицать, что люди из богатых семей зачастую лучше образованы, они здоровее и лучше выглядят. Стало быть, на своём месте. Чем не подтверждение теории Ильина?
Эти преимущества господствующему классу обеспечила эксплуатация рабочих, когда сынок владельца завода учится в престижном университете, а его ровесник из рабочей семьи стоит за станком в цехе завода. Когда первый имеет возможность лечиться за большие деньги в лучших клиниках, второй просто живёт со своими прогрессирующими заболеваниями. И самое главное – это свободное время.
Статистика по переработкам наёмных рабочих обширна. В таких условиях у человека не остаётся времени на саморазвитие. Именно это неравенство возможностей искусственно делит людей на ранги. Я слышал, что буржуй всегда за честную конкуренцию, на деле же господствующий класс стремится к монополии на знание, время, здоровье. Именно под это разделение подводит своё обоснование Ильин. Люди не равны, отрицать это бессмысленно. В задачу русской революции входило намерение не всех уравнять, а дать равные условия для развития каждого. Потенциал, раскрытый рабочей демократией, до сих пор поражает воображение результатами в достижениях культуры, науки и экономики СССР.