К 2045 году США доля христиан в населении США может снизиться до такого количества, что перестанет быть преобладающей, сообщает СПЖ со ссылкой на christianpost.com. При таком сценарии, по данным Pew Research Center, их станет меньше, чем тех граждан США, которые не связывают свое существование ни с какой религией и считают себя атеистами.
К такому выводу пришли специалисты, разработавшие несколько сценариев изменения религиозного состава населения США в рамках глобального проекта Pew-Templeton «Религиозное будущее».
Сотрудники Pew выделили четыре наиболее вероятных сценария, демонстрирующих, как религиозный ландшафт страны может измениться в ближайшие 50 лет. Во всех четырех сценариях «доля христиан в населении США продолжит сокращаться, даже при фантастическом предположении, что переходы в нехристианские конфессии полностью прекратятся в 2020 году».
Согласно самой пессимистической модели, к 2055 году большинство в США будут составлять атеисты – примерно 46% населения, а христиан останется 43%. К 2070 году доля атеистов достигнет 52%, христиан – 35%. Правда, эту модель исследователи сочли недостоверной, поскольку в 2020 году около 64% американцев причислили себя к христианству, а «высокорелигиозные родители, как правило, воспитывают высокорелигиозных детей».
«В результате может остаться самосохраняющееся ядро преданных христиан, которые придерживаются своей религии и воспитывают новые поколения христиан», – отметили в исследовании.
Наиболее реалистичной специалисты сочли модель, при которой к 2070 году атеисты станут крупнейшей религиозной идентичностью в Америке, но не идентичностью большинства. Это произойдет, если темпы отказа от религии в возрасте до 30 лет стабилизируется, и тогда к 2050 году христиане будут составлять 47% населения США, а атеисты – 42%. В 2070 году атеистов будет 48%, христиан – 39%.
По данным Pew Research Center, пожилые американцы «более стойко» держатся христианства, а вот среди молодых людей наблюдается тенденция полного отказа от религии. Если она сохранится, то число приверженцев христианства в США будет сокращаться гораздо более быстрыми темпами. «Конечно, возможно, что события, выходящие за рамки модели исследования, такие как война, экономическая депрессия, климатический кризис, изменение моделей иммиграции или религиозные инновации, могут обратить вспять нынешнюю тенденцию, что приведет к возрождению христианства в США», – отметили исследователи.
В 2020 году, по оценкам Pew Research Center, около 64% американцев, включая детей, считали себя христианами. Атеистами назвали себя 30% граждан США, а представители других религий, включая иудеев, мусульман, индуистов и буддистов, составили около 6%.
Результаты исследования прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проживавший в США в 1985-2000 годах, иеромонах Макарий (Маркиш):
Вспоминается простое русское слово – «липа». «Липа» не потому, что обманывают. Приведу пример: человек сидит перед телевизором и смотрит, как убирают урожай. Он никогда в жизни не видел ни комбайна, ни серпа, ни молотилки, но сидит и рассуждает об абстрактной модели: как ему представляется уборка урожая пшеницы. Примерно так же и эти господа, которым платят за это деньги, играют в такую игру – перекидываются цифрами, оценками и даже статистикой. Предметная область для них – это «липовая» статистика.
К сожалению, когда мы рассуждаем о русских, о России и говорим, сколько у нас православных или верующих других конфессий, то сплошь и рядом «иногда, кое-где у нас, порой» кривят цифрами и оценками.
Всё на самом деле совершенно не так! Люди стали терять свою христианскую веру в странах Запада, начиная с 18 века разными темпами и способами. Были люди пророческого взгляда очень разных спектров, начиная от Герцена и заканчивая Достоевским. Такие просветлённые люди как митрополит Антоний (Храповицкий), философ Владимир Соловьёв или Федор Степун видели этот процесс в начале ХХ века. И вот, оказывается, Pew Research Center выяснил, как обстоят дела с верой в Америке. Эти рассуждения курам на смех!
Да, действительная деградация, деструкция христианского сознания продолжается. Западное христианство – умирающее тело, продолжает терять свои признаки жизни. Да, к сожалению, это так. Когда мы говорим об этом теле, то привираем, потому что тело единое, а социальная среда не едина, она состоит из индивидуумов и каждый из них в отдельности или, может быть, небольшими группами имеет свои тенденции.
Здесь мы упираемся в такую прекрасную статистическую шутку как средняя температура по больнице. Всё это измерение температуры по разным отделениям больницы и разным категориям. К примеру, средняя температура больных на букву «А» такова, а средняя температура больных на букву «Б» – другая. Это не имеет ни малейшего значения.
Да, Соединённые Штаты Америки отличаются от своих партнёров по Западной цивилизации. Граница действительно проходит между южными штатами и центральными. Bible Belt (Библейский пояс), где люди более ориентированы на религию. Очень серьезная граница между конфессиями, – как ни странно, между римо-католиками и консервативными протестантами.
Казалось бы, что католики – это наши ближние родственники, а оказывается, в Соединенных Штатах Америки римо-католическое исповедание хромает на обе ноги. И люди теряют веру быстрее, чем в традиционных протестантских конфессиях. Прежде всего, в южной баптистской конфессии и у других баптистов, которые относят себя к консервативным протестантам.
Например, Канада – это совершенно иной мир. Восточные штаты – совершенно иные. Прозападная Европа, которая так цивилизационно к ним близка, однако в религиозном отношении отличается от них резко. Почему? Западная Европа была ареной религиозных войн, от которых люди уходили через океан и отрясали прах со своих ног в Европе. Поэтому религиозное возрождение XIX века, последствия которого мы до сих пор испытываем, в Соединенных Штатах Америки было, а в Европе его не было. В Европе были сумасшедшие, вроде Бауэра, которые отрицали реальное существование Спасителя, а в США в это время религиозные собрания собирали тысячи людей.
Всё непросто и многогранно. И смешно слушать высказывания о том, сколько процентов христиан останется. Конечно, деградация идёт. А как она будет идти? Кто знает... Господь ведает, а мы можем только прицеливаться.
Могу поделиться крупицей своего опыта. Сейчас я участвую в информационной работе по подготовке новостей, касающихся Православия, для иностранных читателей в интернете. Казалось бы, самыми заинтересованными должны быть римо-католики, которые ближе всего к Православию по религиозным корням. Но ничего подобного! Оказывается, больше всего заинтересованы в религиозных новостях о Русской Православной Церкви американские протестанты. Не все, конечно, но некоторые консервативные группы. Они как раз с колоссальным вниманием читают наши новости о России, о религиозных событиях в Русской Православной Церкви.
А игра с цифрами о средней температуре по больнице пациентов на букву «А» и «Б» – это просто отрабатывание грантов.
2. Шольц: «Штирлиц идет по коридору…» Мюллер: «А куда он идет?» (из «Семнадцати мгновений весны»)
иеромонах Макарий (Маркиш):
«Могу поделиться крупицей своего опыта. Сейчас я участвую в информационной работе по подготовке новостей, касающихся Православия, для иностранных читателей в интернете. Казалось бы, самыми заинтересованными должны быть римо-католики, которые ближе всего к Православию по религиозным корням. Но ничего подобного! Оказывается, больше всего заинтересованы в религиозных новостях о Русской Православной Церкви американские протестанты. Не все, конечно, но некоторые консервативные группы. Они как раз с колоссальным вниманием читают наши новости о России, о религиозных событиях в Русской Православной Церкви.»
////////////////////////////
Американские протестанты с колоссальным вниманием читают новости о религиозных событиях в РПЦ… Для чего – каков все же мотив?
1. О религиозном умирании США