2 января 2022 г., в день памяти покровителя трезвости, святого праведного Иоанна Кронштадтского, в онлайн-режиме на платформе Zoom состоялась конференция «История праздника трезвости в моём городе», сообщает наш корреспондент. Организовал мероприятие руководитель Православного братства трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин. Конференция была посвящена организации праздников трезвости в прошлом и настоящем.
В.М. Белошапкин в своем выступлении отметил, что в настоящее время мы видим попытки возродить праздники трезвости, но до того грандиозного масштаба, которым они обладали в прошлом, всем нам еще очень и очень далеко. Сейчас православное трезвенническое движение фактически держится на усилиях небольшого числа энтузиастов, проповедников трезвости. Необходимо, во-первых, скоординировать усилия разных обществ и братств трезвости, а, во-вторых, более скрупулезно изучать историю возникновения и развития обществ и братств трезвости, существовавших в дореволюционное время. Для этого имеются архивы и библиотеки – сохранились печатные периодические издания дореволюционных трезвенников, врачей, священнослужителей, многочисленные листовки и брошюры, направленные на искоренение недуга пьянства и утверждение трезвости. Нужно, по мнению докладчика, привлекать все большее количество специалистов – ученых-историков, краеведов – для изучения истории дореволюционного трезвеннического движения, шире пропагандировать практический опыт борьбы с пьянством.
Также на конференции выступил к.и.н., доцент, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов. Он рассказал о прошедшем 1 января в Санкт-Петербурге крестном ходе православных трезвенников, отметив, что число его участников несравнимо с тем, что наблюдалось в царские времена (тогда участвовали сотни тысяч человек, а сейчас – всего лишь несколько сотен человек). Конечно, важную роль в организации в Царской России праздников трезвости играл и административный ресурс (первые лица города были заинтересованы в проведении таких мероприятий), но и энтузиазм простого народа, его вера в возможность преодоления с Божией помощью греха пьянства также делали свое благое дело.
Далее докладчик рассказал о праздниках трезвости, которые проходили в Санкт-Петербурге в 1911–1913 гг. Одни только статистические данные заслуживают нашего скрупулёзного анализа. Так, 29 сентября 1911 г. (все даты здесь и далее указаны по старому стилю) Всероссийский Трудовой Союз Христиан-трезвенников устроил антиалкогольный день для ознакомления населения Петербурга с научными данными о вреде спиртных напитков и для сбора добровольных пожертвований «на борьбу с пьянством». Усилиями 300 сборщиц и сборщиков было распространено 60 000 брошюр доктора А.И. Вержбицкого и Б.И. Гладкова и собрано пожертвований 7 069 р. 57 к. 100 000 экземпляров этих брошюр, по 48 страниц каждая, было отпечатано.
К празднику трезвости, который прошёл 23–24 сентября 1912 г., было отпечатано 500 000 экземпляров листков, объясняющих цель и значение «Праздника трезвости», 320 000 листков под названием «Правда об алкоголе и спиртных напитках», 240 000 листков под заглавием «Голгофский вопль». Было заказано 500 000 жетонов с надписью «Трезвость – счастье народа» по цене 4 р. за тысячу, пожертвования собирались в 3 000 кружек. 40 000 человек приняли участие в крестных ходах, в Петербурге 14 залов было предоставлено для чтения лекций на антиалкогольную тематику.
29 августа 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, в крестных ходах приняло участие уже 70 000 человек, всего состоялось 26 крестных ходов, 3500 сборщиков раздали 256 тысяч цветов. 109 значков «Голубь потопа» с надписью на масличном листке «трезвись» (в напоминание о голубе, который принес библейскому Ною весть о спасении на твердой земле), 223 тыс. значков с надписью «Трезвость – счастье народа» и 350 тыс. листков. Пьесы и спектакли на тему вреда пьянства были поставлены в 14 залах северной столицы.
Во все указанные дни Петербургским градоначальником был наложен запрет на продажу алкоголя, за исключением заведений первого разряда.
До такого грандиозного размаха всем нам ещё очень и очень далеко, хотя определенные усилия осуществляются, заключил докладчик.
В.М. Белошапкин, в свою очередь, подчеркнул необходимость переиздания дореволюционных брошюр о вреде пьянства (Вержбицкого, Гладкова и др.). Кроме того, отметил он, большее внимание нужно уделить изучению статистических данных, связанных с проведением в Царской России праздников трезвости. Именно цифры, таблицы, графики, по его мнению, могут стать убедительным доказательством в спорах о важности просветительской трезвеннической деятельности. Затем выступающий рассказал о проведении праздников трезвости в Красноярске до революции. В заключении В.М. Белошапкин сделал вывод о необходимости изучения широкого спектра исторических источников по истории православной трезвости, публикации живых свидетельств эпохи. Только совместными усилиями специалистов – священнослужителей, врачей, историков и др. – мы можем скоординировать усилия в деле утверждения трезвости.
По итогам конференции принято решение продолжить проводить подобного рода мероприятия, приглашать на них специалистов – историков, архивистов, краеведов.
На верхнем фото: крестный ход трезвенников на Знаменской площади, 1912 г.
Крестный ход трезвенников в 1913 г.