Собрать живые свидетельства эпохи

Состоялась онлайн-конференция «История праздника трезвости в моём городе»

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
748
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из интернет-источников

2 января 2022 г., в день памяти покровителя трезвости, святого праведного Иоанна Кронштадтского,  в онлайн-режиме на платформе Zoom состоялась конференция «История праздника трезвости в моём городе», сообщает наш корреспондент. Организовал мероприятие руководитель Православного братства трезвения «Неупиваемая Чаша» в Красноярске Виктор Михайлович Белошапкин. Конференция была посвящена организации праздников трезвости в прошлом и настоящем.

В.М. Белошапкин в своем выступлении отметил, что в настоящее время мы видим попытки возродить праздники трезвости, но до того грандиозного масштаба, которым они обладали в прошлом, всем нам еще очень и очень далеко. Сейчас православное трезвенническое движение фактически держится на усилиях небольшого числа энтузиастов, проповедников трезвости. Необходимо, во-первых, скоординировать усилия разных обществ и братств трезвости, а, во-вторых, более скрупулезно изучать историю возникновения и развития обществ и братств трезвости, существовавших в дореволюционное время. Для этого имеются архивы и библиотеки – сохранились печатные периодические издания дореволюционных трезвенников, врачей, священнослужителей, многочисленные листовки и брошюры, направленные на искоренение недуга пьянства и утверждение трезвости. Нужно, по мнению докладчика, привлекать все большее количество специалистов – ученых-историков, краеведов – для изучения истории дореволюционного трезвеннического движения, шире пропагандировать практический опыт борьбы с пьянством.

Также на конференции выступил к.и.н., доцент, специальный корреспондент газеты «Трезвение», выпускающий редактор РНЛ Дмитрий Игоревич Стогов. Он рассказал о прошедшем 1 января в Санкт-Петербурге крестном ходе православных трезвенников, отметив, что число его участников несравнимо с тем, что наблюдалось в царские времена (тогда участвовали сотни тысяч человек, а сейчас – всего лишь несколько сотен человек). Конечно, важную роль в организации в Царской России праздников трезвости играл и административный ресурс (первые лица города были заинтересованы в проведении таких мероприятий), но и энтузиазм простого народа, его вера в возможность преодоления с Божией помощью греха пьянства также делали свое благое дело.

Далее докладчик рассказал о праздниках трезвости, которые проходили в Санкт-Петербурге в 1911–1913 гг. Одни только статистические данные заслуживают нашего скрупулёзного анализа. Так, 29 сентября 1911 г. (все даты здесь и далее указаны по старому стилю) Всероссийский Трудовой Союз Христиан-трезвенников устроил антиалкогольный день для ознакомления населения Петербурга с научными данными о вреде спиртных напитков и для сбора добровольных пожертвований «на борьбу с пьянством». Усилиями 300 сборщиц и сборщиков было распространено 60 000 брошюр доктора А.И. Вержбицкого и Б.И. Гладкова и собрано пожертвований 7 069 р. 57 к. 100 000 экземпляров этих брошюр, по 48 страниц каждая, было отпечатано.

К празднику трезвости, который прошёл 23–24 сентября 1912 г., было отпечатано 500 000 экземпляров листков, объясняющих цель и значение «Праздника трезвости», 320 000 листков под названием «Правда об алкоголе и спиртных напитках», 240 000 листков под заглавием «Голгофский вопль». Было заказано 500 000 жетонов с надписью «Трезвость – счастье народа» по цене 4 р. за тысячу, пожертвования собирались в 3 000 кружек. 40 000 человек приняли участие в крестных ходах, в Петербурге 14 залов было предоставлено для чтения лекций на антиалкогольную тематику.

29 августа 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, в крестных ходах приняло участие уже 70 000 человек, всего состоялось 26 крестных ходов, 3500 сборщиков раздали 256 тысяч цветов. 109 значков «Голубь потопа» с надписью на масличном листке «трезвись» (в напоминание о голубе, который принес библейскому Ною весть о спасении на твердой земле), 223 тыс. значков с надписью «Трезвость – счастье народа» и 350 тыс. листков. Пьесы и спектакли на тему вреда пьянства были поставлены в 14 залах северной столицы.

Во все указанные дни Петербургским градоначальником был наложен запрет на продажу алкоголя, за исключением заведений первого разряда.

До такого грандиозного размаха всем нам ещё очень и очень далеко, хотя определенные усилия осуществляются, заключил докладчик.

В.М. Белошапкин, в свою очередь, подчеркнул необходимость переиздания дореволюционных брошюр о вреде пьянства (Вержбицкого, Гладкова и др.). Кроме того, отметил он, большее внимание нужно уделить изучению статистических данных, связанных с проведением в Царской России праздников трезвости. Именно цифры, таблицы, графики, по его мнению, могут стать убедительным доказательством в спорах о важности просветительской трезвеннической деятельности. Затем выступающий рассказал о проведении праздников трезвости в Красноярске до революции. В заключении В.М. Белошапкин сделал вывод о необходимости изучения широкого спектра исторических источников по истории православной трезвости, публикации живых свидетельств эпохи. Только совместными усилиями специалистов – священнослужителей, врачей, историков и др. – мы можем скоординировать усилия в деле утверждения трезвости.

По итогам конференции принято решение продолжить проводить подобного рода мероприятия, приглашать на них специалистов – историков, архивистов, краеведов.

На верхнем фото: крестный ход трезвенников на Знаменской площади, 1912 г.

 

 

Крестный ход трезвенников в 1913 г.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31