Неутихающие споры о виновниках и смысле печальных событий 20-го века свидетельствуют об отсутствии богословски обоснованных ответов на спорные вопросы. Но спорность вопроса свидетельствует о его нерешённости. Это как в математике: если последовательность решения задачи чётко обозначена, то итоговый ответ споров ни у кого не вызывает. О 20-м же веке споры, как видим, не утихают. А это значит, что рассуждение о нём ошибочно или неполно.
Сложность положения в том, что слышимые нами ответы о 20-м веке немного не соответствуют Святому Писанию и, как ни странно звучит, православному учению. Кстати, это относится к нашему нынешнему пониманию не только 20-го века, но и любого другого. Итак, о чём же речь. Премудрость через Соломона говорит: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Хотя эти слова Премудрости и записаны 3 тысячи лет назад, но неужели кто-то думает, что теперь всё по-другому? А полторы тысячи лет назад и Максим Исповедник сказал то же самое: «Человеку принадлежат мысли, слова и поступки, но то, что произойдёт – в руках Господа».
А это значит, что всё происшедшее с нами в 20-м веке было Богом разрешено и благословлено. А вот отсюда начинается интересное. По православному учению Бог праведен и Благ во всех Своих путях, судах, судьбах, делах и т.д. И следовательно, всё что Он нам подаёт, попускает, благословляет – это благо. И если это – благо, попущенное нам Богом – приносит страдания, то надо не злиться и кричать о несправедливости наказания (уподобляясь детям, жалующимся матери на то, что отец их выпорол, или, уголовникам, ненавидящим полицию за то, что она их ловит и наказывает), а искать причину наказания: чем мы прогневили Добрейшего из всех добрых и Благого своего Отца, что Он решил нас так наказать?
Говорящий о несправедливости страданий и гонений на православных в России 20-го века – этими словами во всеуслышание заявляет что Бог, будто бы, позволяет и благословляет незаслуженно (значит беззаконно) мучить и гнать тех кого любит. А это клевета и ложь, противоречащая не только Святому Писанию и учению Церкви, но и простой логике. Никто, никогда и нигде из людей не давал и не даёт в обиду тех, кого любит, и даже животные бьются насмерть за своё потомство. Но 100 лет уже как, нам внушают, что все кто нас обижал в 20-м веке – это негодяи, мерзавцы и враги Божии. И именно они являются причиной наших страданий. Раньше, до 19-го века, о несправедливости гонений и страданий не говорили. А говорили и писали так: «По грехам и беззакониям нашим, Бог попустил…» и дальше – когда и что. Но в 20-м веке всё поменялось, и теперь виноваты все, кроме нас.
Смысл вышесказанного не в том, что бедствия 20-го века – это хорошо и надо им радоваться. Естественно – это беда и горе. Но коли Бог попустил этому быть и именно в таком виде, значит, в этом есть смысл, и происшедшее (если мы верим, что Бог нас любит) – это самый лучший и безболезненный вариант из всех возможных.
Но как видим, в 20-м веке в церковном инфополе возобладала совсем другое понимание событий. И звучит оно примерно так: «Люди делают что хотят, а Бог наблюдает и не вмешивается. А когда всё заходит в тупик, то Господь исправляет ситуацию и жизнь продолжается». Если следовать такой логике, то действительно, весь ход истории зависит от человеческого фактора: кто с какой ноги встал, что съел и что встретил на пути. Ведь Бог, по их мнению, стоит в стороне, наблюдает и не вмешивается.
Но у прп. Паисия Святогорца написано, что сейчас (не дословно, но смысл) Богу приходится няньчиться с людьми гораздо более, чем раньше. И Его действия, в наше время, напоминают действия матери в многодетной семье, когда занимаясь одним, вдруг видишь, что у другого сейчас что-то произойдёт и надо быстро к нему, а тут попутно замечаешь, что третий сейчас на себя уронит телевизор и его надо безотлагательно спасать, а тут ещё четвёртый норовит пролить на себя кипяток и т.д. и т.п.
И как после такого можно говорить, что Бог стоит, наблюдает и не вмешивается? И ладно бы это говорил богословски неграмотный простолюдин. В общем, нет слов. Если Бог и не вмешивался в дела людей, то только до Авраама и образования от него еврейского народа. А уж что творилось после! Ветхозаветная история хорошо нам показывает сколько «нервов и крови» попортили Богу евреи со своей самодеятельностью. И где бы мы все были, не вмешивайся в их дела Господь? И, кстати, евреи тогда, а мы сейчас – создаём Богу проблем ничуть не меньше. Так что нам нечего на них пенять – мы ничем не лучше. Просто они были задействованы Богом тогда, а мы сейчас – вот и вся разница. Но сейчас не об этом.
Поэтому, уж извините, но учение Церкви о том, что Бог благ, и все суды Его праведны, а также слова Премудрости о том, что состоится только определённое Господом, для нас должны быть гораздо важнее, чем противные им слова о том, что в наших бедах виноват кто-то. Поэтому аксиома – на Божией земле, с Божиим народом просто так ничего никогда не происходило. И если была беда, значит, была и причина. И если была большая беда, как в 20-м веке, значит, была и большая причина. И мы были в чём-то важном неправы. И не правы не чуть-чуть, как иногда нам говорят, а как раз – очень много. И если цена бедствий исчисляется десятками миллионов погибших, а при этом мы не видим своей вины, то значит – смотрим мы как-то не так как надо.
Нам надо определиться с пониманием окружающей жизни. Если Бог не вмешивается и просто наблюдает, то тогда действительно надо развивать активную деятельность. Потому что, кто тогда кроме нас будет «расталкивать» дураков и безбожников для продвижения Дела Божия? И тогда, действительно, надо везде лезть и чагой-то там требовать: от царя, от патриарха (его же тогда тоже ведь, получается, надо контролировать). И похоже, все пишущие, в том числе и на РНЛ, и желающие – возвращения монархии, прихода православного социализма, или возрождения исчезнувшей (по их мнению) Святой Руси – как раз-то и считают, что Бог не вмешивается и поэтому надо что-то делать. А ошибиться, господа хорошие, не боимся?
Ну что же, всё это до боли знакомо, и в 1917-м году всё это мы уже проходили с известными итогами, когда все вдруг решили: «От Бога порядка не дождёшься, поэтому надо самим его наводить». Ну вот и навели. Скажете: как же тогда наводить порядок? Мне понравился ответ одного известного духовника на вопрос: «Отче, в том месте, где я работаю, старший позволяет себе неподобающие поступки (ворует). И я не могу воспрепятствовать, потому что он меня сразу выгонит. Мне тяжело сдержаться, надо исправлять, а как?»
Ответ может служить образцом для желающих наведения порядка, где бы то ни было: «Каждый из нас несёт пред Богом ответственность за порядок только в той области, над которой имеет власть. Поэтому не лезь в «чужой огород» наводить порядок. А полезешь – ничего не добьёшься, только расстроишься и повредишься. Бог всё видит и исправит, когда посчитает нужным. От нас же требуется только чтобы в нашем делании, совесть нас ни в чём не обличала. В идеале, мы должны делать всё, как для самого Бога. И когда мы в своей области наведём порядок, тогда Господь, по слову Евангелия (добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю), если посчитает это нужным, расширит область нашей власти. Вполне возможно, что и за счёт того «чужого огорода», в который мы поначалу хотели не по разуму лезть с исправлениями.
Знаком же того, что Бог расширяет область нашей (а по сути – Его в нас) власти, служит то, что перед нами вдруг открываются возможности для наведения порядка там, где раньше их не было. И свидетельством благословения Божьего на это служит то, что эти возможности получены не в драке и ругани, ни в споре и результате «партизанской и подпольной» борьбы, подкупа или мало ли чего ещё. Все эти силовые «захваты» власти есть революция и бунт, и, по сути, враждебны Богу, т.к. являются силовым вмешательством в тайны судеб Божиих о нас.
Кстати, самое смешное в том вопросе к духовнику о ворующем начальнике, что буквально через 2-3 месяца, тому ворующему начальнику прилетела от беса «пуля в голову», что надо куда-то там переехать на жительство, и там ему будет лучше. Он уехал, а на его место поставили этого вопросителя. Но это ещё не всё. На новом месте тот начальничек понял что «влип», и решил через пару месяцев вернуться. А когда вернулся, то на старое место его уже не взяли, а взяли на место, на котором был ранее вопроситель, который уже все каналы для воровства перекрыл. Вот было смеху.
Поэтому, лезть в «чужой огород» наводить порядок – это не только устраивание революции со всеми вытекающими, но и прямое неверие в то, что с народом Божиим происходит только определённое Господом. Вот так и получается, что мы: молимся, ставим свечи, все в крестах и иконах – а по сути, враждуем на Бога и оказываем противление Его Промыслу. А потом ещё удивляемся: «А нас за что???». Так что поаккуратнее надо с желаниями-то.
И Святую Русь возрождать совсем не требуется – она спокойно себе существует и никуда не исчезала: ни в 18-м веке, ни в 19-м, ни в 20-м. Так что отставить панику! А кто этого не видит – у того проблемы со «зрением». Что касается возвращения монархии, кто-то думает что Богу легко было управлять Своим народом через монарха, а после революции у Бога с этим появились какие-то проблемы что ли?! Да не смешите! Или сейчас некоторые носятся с идеей принятия закона об идеологии, без которого нам ну никак не выжить!!! Вы серьёзно думаете, что после принятия какой-то бумажки с печатью у Бога появятся новые возможности для помощи Своему народу? Да мы в какого Бога-то веруем: во Всемогущего, или в какого-то доходягу, подобного нам, которому всегда надо в чём-то помогать?
Всё это свидетельствует о нашем искажённом понимании того – как и через кого Бог нами управляет и что от нас при этом требуется делать. А если у нас нет порядка в своей голове, то какой порядок мы хотим навести где бы то ни было?
Так что же скажете тогда делать? Статья уже затянулась. Ну, во-первых, за основу можно взять слова того, уже покойного лаврского духовника. А во-вторых… А давайте сначала сами попробуем ответить на этот вопрос. Давайте вспомним, отсюда, из 21-го века, вспомним январь-февраль 1917-го, и подумаем: что для Дела Божия (повторим – не для себя, а для Дела Спасения) должны были делать православные РПЦ, чтобы избежать того что было потом?
А об остальном продолжим уже в другой раз. Думается, что пришла пора поговорить об этом открытым текстом.
Монах Кириак (Тишков), публицист
9.
«Ну что же, всё это до боли знакомо, и в 1917-м году всё это мы уже проходили с известными итогами, когда все вдруг решили: «От Бога порядка не дождёшься, поэтому надо самим его наводить».
////////////////////////////
Что это за подтекст-намек такой: «всё это мы уже проходили с известными итогами»? И кто это «мы» - вы тоже?
Это же жизнь во всем многообразии – с тяжелейшими выборами-решениями, промахами, обретением опыта, достижениями… ПОБЕДАМИ, наконец… И какие могут быть претензии к ИТОГУ коли из возможностей высшей – советской идеологии в смысле удержания человека от греха и наставления его к доброму было едва ли не запредельно выжато все? По всей логике развития событий следующий шаг-ход обязана была сделать РПЦ… Ну и что у «нас» сегодня получается?
8. «И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!» («Сказка о золотом петушке», А. С. Пушкин)
Монах Кириак (Тишков):
«Что касается возвращения монархии, кто-то думает что Богу легко было управлять Своим народом через монарха, а после революции у Бога с этим появились какие-то проблемы что ли?! Да не смешите!»
//////////////////////
«Вообщем», нечто схожее с «не можешь – научим, не хочешь – заставим»?
Как заметил (по вполне определенному поводу!) еще где-то на «заре перестройки» известный тогда и ныне деятель: - народу должно быть все равно даже какой у него президент? По монаху-публицисту Кирику в отношении правителей не получается ли «едва» не то же самое – хоть царь на троне, хоть махровый атеист, забронзовевший партиец иль бесцветный функционер: дорвался - отдыхай по полной во власти ибо Бог все равно по-Своему «укатает-вывернет»?
Выходит к тому же - все без исключения «многовековые» труды-исследования на тему «Личности в Истории» можно смело отправлять «в корзину» - бумагомарание все это, человеческие придумки и… Сталин «тождественен» Хрущеву и тому же Ельцину?
Революционно!
7. «Сегодня я к тебе вернусь, моя неласковая Русь…» (из песенного "фольклора")
Монах Кириак (Тишков), публицист:
«И Святую Русь возрождать совсем не требуется – она спокойно себе существует и никуда не исчезала: ни в 18-м веке, ни в 19-м, ни в 20-м…»
/////////////////////
Как там, у Александра Сергеевича Пушкина: – «Блещут маковки церквей и святых монастырей…»? Ну и каковы все же признаки наличия Святой Руси в 21-м веке?
6. Не куда ли актуальнее «задуматься» о дне нынешнем?
Монах Кириак (Тишков), публицист:
«Давайте вспомним, отсюда, из 21-го века, вспомним январь-февраль 1917-го, и подумаем: что для Дела Божия (повторим – не для себя, а для Дела Спасения) должны были делать православные РПЦ, чтобы избежать того что было потом?»
/////////////////////////
Во-первых, «того» было ПРИНЦИПИАЛЬНО невозможно избежать, учитывая состояние-характер ВЕРЫ… Это же тривиально! Потому и следовало-оставалось только как «занять» соответствующую «позицию»?
В фильме «Белое солнце пустыни», насколько помнится, имеется небезынтересный в этом смысле эпизод с невозмутимо-безмолвными, расположившимися «в рядок» почтенного возраста старцами, «вкруг-пред» коих идет пальба – кипит бой: - товарищ Сухов расправляется с бандой басмачей…
5.
4. "Обещал - забыл, конечно, ну хорош! Что клеенки с БангладештУ привезешь… "("из" Владимира Высоцкого)
///////////////////
о.Кириак в предыдущей публикации::
"А может Бог Сам кому-то являлся и говорил что делать? − как было до царей. Но почему тогда про это никто не знает?... ….Как видим: патриарх, синод и епископат (за архиредким исключением) − ни в чём, не то что не противятся, но даже и не критикуют Верховного. Но хорошо ли это, или плохо – станет ясно после рассмотрения ещё одной (можно сказать – ключевой) темы: Государство – в Промысле Божием…."
/////////////////
Ну и где оно "рассмотрение" - "Государство в Промысле Божием"? Вместо этого "сказ" в аналогии-параллели про то, что коль узрел проходящий грибник злоумышленника "разбирающего" железнодорожный путь на "грузила" - так топай, дескать, мимо - не "во власти", мол, твоей какую-либо инициативу проявлять - "вот приедет барин" (в смысле - когда-нибудь путевой обходчик с должностными обязанностями) - "барин и научит", т.е. примет меры к паровозу к тому времени, возможно, "лежащему на боку" под откосом?
Вот такие "кириаки" и "учили-сглаживали-умасливали" до 17-го - Бог, мол, придет и… "управит"? Кажется, у С. А. Нилуса в одном из текстов (а там - практически документалистика) говорилось о беззакониях одного "басурмана"-помещика чинившего многолетне безобразия над женским полом, а местный батюшка все увещевал - терпите, мол - так Бог "велел". Восстали на неправду мужики, а в ответ от "боголюбивой" власти - картечь… Но разве на мужиках грех?
На власти! Ну и "отдал" Бог им таковую в 17-м с ПРАВОМ истребить-выжечь зажравшийся "класс"! В покрытие бесчисленных грехов…
Не проходите мимо! - вот повсеместное "кредо" Страны Советов - не дай развиться несправедливости-пороку, а главное - РАВНОДУШИЮ… А то, чему "пытается" "научать" о.Кириак - от "вьюношеской" незрелости… Надо же понимать тривиальные вещи - далеко не все из ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работающего ДУХОВНОГО вот так - "бряканием-вываливанием" в массы способно принести НЕПОДГОТОВЛЕННЫМ человекам пользу, а вероятнее всего окажется ВРЕДОМ тем более в нынешние времена тотального равнодушие-ожесточенности?
Похоже, над "монахом"-публицистом "довлеет" синдром известной изобретательницы лягушки, придумавшей как с помощью ветки и пернатых "улететь" на зимовку в теплые страны… И решившей от распиравшей гордыни объявить то всему миру?
И в очередной раз обращает внимание факт, что о.Кириак упорно избегает в "рассуждениях" упоминания роли врага рода человечества, "придавая" при этом Богу - УНИВЕРСАЛИЗМ "швеца, жнеца и… на дуде игреца"? В то время как Бог борется с диаволом!
Представляется, что умалчивание последнего ФАКТА - далеко НЕ СЛУЧАЙНО!!
3. Простите,ради Христа.
И я не понимаю автора, монаха -публициста.
Кому как не монаху( особенно пубицисту), призывать расслабленный народ читать Библию?
Ведь это обязанность христианина. Не говоря уже о том,что это и назидание,и утешение,и спасение.
Зачем говорить с расслабившимся народом его языком? Почему бы в начале статьи не пр ивести Книгу Иова и провести некие " параллели"?
Впрочем,я не прав,наверное. Ведь это не проповедь,а .....публицистика.
2. Спасибо !
Сейчас беда и смута великие .. братоубийственная бойня .. и ( мне слепому ) не видно никакого выхода из этой бойни. Особенно по этому - огромное Спасибо ! за статью.
1.
Монах отказывается от своей воли.
Но это не значит впадение в ленностный сон.
Заповеди Христа очень деятельны.
И главная из них, в поте лица своего добывать свой хлеб.
Которой придерживаются, повидимому, одни старообрядцы.