itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О примирении с Советской властью

Всё попущенное Богом всегда имело и имеет благословную причину

Российская Империя  Бывший СССР  Николай II  Иосиф Сталин 
3 мигр  Алекс. Алёшин  ОСт 
2570
Время на чтение 22 минут
Фото: Из интернет-источников

Известно, что множество православных, поминая страдания, выпавшие на долю Церкви во время Советской власти, с той поры и до наших дней, испытывают к сей власти ненависть и неприязнь. Но из Святого Писания нам известно, что всё случающееся с нами не безумно, а попущено Свыше, и имеет благословенную цель и причину. Следовательно, рассуждение о Советской власти должно строиться не на эмоциях и внешнем виде событий, а на поиске понимания происходящего в свете Божия Промысла. А иначе – все выводы будут ошибочны.

Немалая часть православных умов нашего времени работает над поиском путей идеологического примирения в обществе, что для многих видится не то что трудноисполнимой задачей, но даже невозможной. Отсюда, одни озвучивают выводы о том, что будто бы только время может залечить взаимную ненависть красных, белых и псевдомонархистов. Другие говорят иначе: «Разбираться уже устали, у каждого своя правда, и поэтому, ради будущего, кто может – должен простить, а кто не может, тому лучше не будоражить общество, и не ворошить того, чего уже нет, и что давно проехали.

Но как это – у всех своя правда? Для ангелов правда только одна – Бог и то, что от Него исходит. И у них нет вопросов в понимании любых событий нашей жизни, потому что с Неба легко видны все причины и следствия. Слава Богу, что у большинства православных нет оголтелой ненависти к советской истории, но всё же, в душе присутствует недоумение. С одной стороны, мы понимаем, что раз Господь попустил, значит, есть причины и польза. Но с другой, вспоминая то время и особенно первые 30 лет после революции, мы крестимся и произносим: «Слава Богу, что нас тогда не́ было».

Недоумения же никакого быть не должно, а должно быть чёткое понимание: что и почему. И когда мы разберёмся, то увидим, что ругать Власть после падения монархии – глупо. И ничего безбожного в ней абсолютно нет и быть не может. Было бы желание разобраться. Только без эмоций, и не так, что: «Нас били, и поэтому, нам должны́». Нет, так дело не пойдёт, надо ещё разобраться – кто и в чём виноват, и кого, за что и зачем били. А пострадали все: и бьющие, и не биющие, и даже те, кто просто – не причём.

Ведь что происходит? Получается, что мы недовольны этой властью только за то, что она, по отношению к нам, плохо себя вела. А вот если бы она нас не «гоняла», тогда что: она стала бы хорошей? Но с таким рассуждением можно договориться до того, что и Гитлер был лучше большевиков, ведь он как бы церковь не трогал, и даже разрешил открывать закрытые храмы. Или взять США, там, говорят, даже в Лас-Вегасе шесть православных храмов. (Интересно: что и кому они там проповедуют?) И что, от этого власть в США для Церкви хорошая?

Если мы Христовы, то уж точно не должны строить своё отношение к власти исходя из внешнего вида её дел. А у нас что получается: дали конфетку – власть хорошая, а отняли и дали подзатыльник: плохая? Но мы ведь должны быть как дети в отношении греха, а не по разуму. Если уж мы дерзаем на желание понять любого нашего правителя, то главенствовать в нашем мнении должно не то, что царь делает и сколько крови проливает, а насколько исполняет Волю Божию, и этим подчинен Его Промыслу. И если мы этого не видим и не понимаем, то чего стоят все наши мнения и выводы?

Ведь, за что мы ненавидим советскую власть, как не за множество, по нашему мнению, безвинных жертв и страданий православных людей, которых нам, естественно, жаль. Ведь их кровь вопиет к Небу о беззакониях советской власти, подобно крови праведного Авеля. Так? Значит: нас били, мы пострадали, и мы себя жалеем. Это понятно. Непонятно другое: как такое может быть, что мы требуем жалости к себе, и при этом не хотим пожалеть и вспомнить о гораздо большем числе тех, кто, как раз-то по нашей вине, был лишён возможности Спасения своей души и погиб непросвещенным святым крещением? Их нам не жалко? Или непонятно о чём речь?

Есть преступление – бунт против того, через кого Бог управляет Делом Спасения человека, и участие в свержении его Власти. Преступление не простое, а по сути – военное, приведшее к массовым жертвам среди мирного населения. У Бога всё чётко – если есть преступление, а преступник не желает каяться, значит, будет и наказание. И если преступление привело к гибели многих невиновных, то преступление относится к разряду особо тяжких и наказывается по максимуму. Что мы и наблюдаем в отношении православных РПЦ в 20-м веке.

На протяжении нескольких десятков лет до революции мы безучастно наблюдали, а то и поддерживали, всё нарастающий вал нападок и критики на Ангела Власти от Бога (а о критике, и кто такой этот Ангел Власти сказано в предыдущей статье). В результате, дело дошло до того безумия, что православная Россия очень даже себе и не прочь была свержению Власти Удерживающего. Одни это делали с радостью, другие с равнодушием. Синод, тоже решил поддержать всеобщую «радость» и не стал отрываться от православного люда. (Ведь, как там у нас говорят: «Глас народа – глас Божий». Кажется так?) И, исходя из своих полномочий, назвал всё произошедшее Волей Божией, и благословил бунтовщиков.

И после всего этого мы ещё чем-то недовольны? А теперь у нас нередко слышатся голоса тех, кто пытается изобразить, что народ у нас мудрый и благочестивый, а царя будто предали только элита и священноначалие. Но это легко опровергаемая ложь, цель которой: или явная клевета, для переложения своей вины на другого, или банальная глупость. Вообще-то, искать виноватых, не до конца понимая отношение события к Промыслу Божию – глупо. А коли о понимании народом Промысла говорить не приходится, то откуда ей взяться-то, этой невинности народа в свержении власти?

О виноватых поговорим отдельно, но сразу скажу, что виноваты, конечно же, все, но степень вины у всех разная. Что же касается священноначалия, то надо понимать, что оно старается и делает что может, но это не гарантирует, что оно − всегда и само, может и должно – всё учитывать, знать, видеть, и принимать правильные решения. Чтобы так было, кое-кто должен для этого предоставлять священноначалию правильные «разведданные» о происходящем. И если эти «кое-кто» как должно не делают своё дело, то обвинять начальство – это глупо, или подло.

Весь негатив, который мы знаем о том времени: беззакония, репрессии, массовые смертоубийства и т.д. − это всё следствия, а не причины. Обращая свою не­нависть не на причину появления болезни, а на саму болезнь, мы подобимся человеку, который, к примеру, зимой напился пьяный, заснул на морозе, и, отморозив конечности и получив воспаление лёгких, ругается на мороз и гололёд, а не на свою глупость.

Или иначе: катясь кубарем по склону, надо ругать не камни, о которые приходится ударяться, а причину, по которой мы очутились в таком опасном для жизни положении. Если мы злимся на следствие, а не на причину, то поу́чимся хотя бы у евангельского блудного сына, правильно рассудившего, что причина его бедствий не в плохой пище и злых гражданах чужой страны, а в его бунте и уходе из-под власти своего отца. И потому, ненависть на чужую страну безрассудна.

Если уж мы пишем и показываем эти нескончаемые «ужастики» про советскую власть со множеством убитых и искалеченных судеб, то мы должны акцентировать внимание не на ужасах и палачах, а объяснять зрителям и читателям, что всё это не с неба на нас упало по чьему-то злому умыслу, а явилось прямым следствием нашего «безобидного» недовольства и критики Верховной власти. Конечно, мы власть как бы не свергали, с наганами не бегали, красными флагами не махали, и своё недовольство выражали всего лишь словом. Но закон жизни ‒ куда православный кинет слово, туда не́христь запустит камнем. Мы критиковали царя и отказались его защищать. И в результате, власть от Бога пала. И мы тут не причём?

Причина появления Советской власти не в ком-то и чём-то, а только в нас и нашем нездоровом желании «свободы» от благословлённой Отцом власти. Мы, как блудный сын из притчи, прихватив «свою» часть имения (Россию), захотели уйти «погулять» и отдохнуть от трудов на ниве Промысла Божия. Но такого «права» у РПЦ – нет, не было, и никогда не будет. Россия не наша собственность, а Божия. А мы всего лишь «виноградари» в Его «винограднике». И поэтому, если бы Господь не остановил наши «желания» силою советской власти, то мы бы всё промотали, и не было бы больше никакой Великой России. Но Господь, в Своём «винограднике», жёстко пресекает всё противное Его Промышлению. А мы об этом забыли.

А ведь ещё в середине 19-го века такого не было, и святой Филарет Московский, говоря о понимании слов Писания «не прикасайтеся помазанным Моим!» в своём «Учении о царской власти», объясняет, что под словом «не прикасайтеся» Бог говорит не только о физическом прикосновении, но чтобы не прикасались: ни словом ропота, ни мыслию осуждения. Но к 20-му веку православные люди изменились настолько, что критиковать и осуждать царя стали даже такие молитвенники как Иоанн Кронштадтский. И всё изменилось. Но мы знаем, что критика уничтожает послушание. А если нет послушания верных Царю, через которого Бог управляет Делом Спасения, то: какие же тогда они верные, и как Богу управлять? Поэтому, все разговоры о невинности православных в падении Власти от Бога – несерьёзны.

Судьба России хорошо подо́бится судьбе пророка Ионы. Как тот за нежелание исполнить волю Божию был поглощен китом на три дня и ночи, посидел там, подумал, всё понял, покаялся, и Бог благословил его далее исполнять заповеданное. Так и православная Россия, также, но только, ввиду запущенности «болезни», уже не на́ три дня, а на три поколения была «проглочена» советской властью для «лечения». Побыла там, «посидела», подумала, и поняла, что Власть в России – это не просто так, и коли Господь попустил (или благословил, понимайте, как хотите) ей быть, то она от Бога, и пред нею надо смиряться, и без ропота подчиняться. А до кого это будет трудно доходить, у того будут проблемы.

Бунтующих не́христей можно понять: им закон Божий не писан. Но о чём думали православные чудики, критикуя последнего императора? Ведь всё равно, Господь заставит через Свою Власть исполнять Свой Промысел. Сейчас говорят: «Кто не хочет слушать Лаврова, тот будет слушать Шойгу». Но так ведь и в то время случилось. Не хотите слушать кроткие уговоры Николая Второго? Пожалуйста. Воля ваша. Но тогда, извините: придётся слушать многоуважаемого Иосифа Виссарионовича. Ну а как Богу быть, если по-хорошему до наших «виноградарей» не доходит?

Если мы ненавидим Советскую власть, то это свидетельствует о том, что мы являемся продолжателями тех, кто, не понимая причину появления Советской власти, почти 75 лет, начиная с 1917-го года, безуспешно с нею боролся. Кто-то сопротивлялся ей с оружием в руках, кто-то действовал словом и даже предавал анафеме, а кто-то просто всячески роптал, вредил, и запутывался настолько, что шел на сговор с явными врагами Божиими, и благословлял их, безумно видя в Советах причину бед и несчастий для России. И что? Чего добились все эти: проклинающие и противящиеся? Они − проиграли. И ничего, кроме увеличения страданий для народа, не добились.

Как ни старались все эти: контрреволюционеры, белогвардейцы, заговорщики, диссиденты, антисоветчики, всякие «катакомбники» и вообще − все недовольные, а СССР просуществовал именно столько, сколько отмерил Господь, и закончился абсолютно без их помощи. И вся их «священная» борьба, извините за выражение: коту под хвост. Советская власть закончилась тогда, когда все уже с ней смирились и могли только тайно мечтать о её падении. И никто из православных даже не дёргался, чтобы выразить своё недовольство, Неужели мы думаем, что это всего лишь случайность?

Ведь что мы видим: когда православные всячески выказывали недовольство Советскою властью, то она, как бы насмехаясь, делала с нами что хотела, всем своим видом показывая, что ей глубоко наплевать на все эти наши анафемы, и всякого рода противления и сопротивления. А рухнула она именно тогда, когда мы смирились и полностью прекратили любой вид выражения своего не то что противления, но даже и объявления самого малого несогласия с государственною властью. И не кажется ли нам, что это не просто так, и за этим может скрываться что-то весьма важное?

Иногда, задавая себе вопрос: а чью сторону сам бы принял, живи я в 1917-18 годах? – в душе́ осознаю, что, как и все, наверняка вляпался бы в какую-нибудь глупость. Людей того времени можно понять: правильное рассуждение о происходящем не было озвучено, а когда драка началась, то думать уже поздно − там уже или ты, или тебя. Но какое прощение от Бога за неправое рассуждение будет нам, сейчас, спустя 100 лет, сытым, довольным и обладающим несметным количеством информации для понимания? Так не лучше ли, вместо продолжения бестолкового дела ненависти проигравшей стороны, задаться вопросом: а может о сов. власти мы чего-то не так поняли, или не с той стороны смотрим? Где Бог в советской истории, и от чего Он нас лечил целых 75 лет? И почему же все противящиеся сей, как бы безбожной власти православные, были безуспешны, и за что нам были такие муки? И кто во всём этом виноват?

К сожалению, практически все мнения о причинах Русской смуты сводится к тому, что во всём виноваты: «начальство и погода». Под начальством, эти горе-писатели нам вещают, ну, естественно, о «вопиющих ошибках» Царя. А вот под погодой, они собирают в кучу кого и что угодно, но только не себя и не то, что надо. У всех этих авторов расстрельный список виноватых практически один: жиды, масоны, западные банкиры, безбожный народ, упадок веры, молитвы, смирения, покаяния, падение нравов, и т.д. Как легко сваливать вину на туманные выражения типа: нет покаяния, веры, любви, смирения, это не мы, это всё они – безбожники.

А сейчас что: жиды с масонами исчезли куда-то что ли? Или может западные банкиры перестали платить денежки вредящим России, а безбожного народа стало меньше, чем тогда? Что, сейчас стало больше церквей, монастырей и молящихся? Или сейчас лучше молятся? Больше каются и смиряются? Возвысились нравы? Может стали меньше грешить? – ой, держите меня. Очевидно, что всё как раз наоборот, но почему-то сейчас, в отличие от начала 20-го века, Церковь купается в благодеяниях Божиих, и наше государство укрепляется рекордными темпами. Поэтому ясно, что причина революции совсем не в этом.

Получается парадокс. Если следовать логике этих писателей, то в наше время причины для смуты многократно возросли, но результат почему-то абсолютно противоположный и для Церкви сейчас мир и благодать. Так от чего же нас Господь так долго лечил Советской властью? Ведь понятно, что на три поколения в «вавилонское пленение» без причины Бог бы не отправил. А наблюдая за сегодняшним состоянием Церкви, думается, что лечение прошло если и не совсем успешно, то во всяком случае напрашивается вывод, что болезнь отступила − Церковь благоденствует.

В год смерти Сталина моей матери было 19 лет. И по её словам – Власть в то время никто не ругал. Никто. Если же кто скажет, что это кровожадность советской власти всех запугала, то осмелюсь сказать, что как раз в этом советская власть поступала чисто православно. Во все времена, от первого царя Саула и до середины 19-го века, хулители власти подвергались казни. Во второй половине 19-го века казнить за это перестали. Результат? Известен. И не вижу ничего безбожного в приговорах сталинских времён за оскорбительное отношение, например, к изображениям главы государства. А-то многие считают что, видите ли, слишком строгие наказания за это. Да разве кто в здравом уме будет заворачивать селёдку в изображение своей матери, или резать хлеб на фотографии своих детей? Значит своих присных мы в рамочку и на стенку, или в альбомчик, а в лик ангела Власти, егоже Господь устрои, плевать будем? Так что ли?

Государство – это наш дом, а Верховная власть в нём – основной опорный столб, или несущая стена. Если мы видим, что кому-то из жильцов не нравится дом, и он самовольно расшатывает и пилит этот главный опорный столб, или ломает несущую стену, а мы, вместо того, чтобы остановить его, не то что не мешаем, а ещё и поддакиваем, а кое-кто из нас не прочь и помочь, то какой разум после этого ругаться на давящие жильцов обломки обрушающегося здания? А ведь в 1917-м всё так и произошло. И кто виноват?

Да и к тому же, возлагая вину за крушение государства на кого или чего-либо кроме себя, мы обвиняем Евангелие во лжи, и являем непонимание того: кто мы и что обязаны делать. Толкование на слова Спасителя: «Аще и горе сей речете: двигнися и верзися в море, будет», объясняет под горой – диавола, а под морем – ад. Если мы, по слову Спасителя, можем самого диавола загнать в ад, то есть решить любую проблему, то не смеха ли достойно наше самоопра́вдывание о том, что в крушении государства виноваты какие-то люди, которые: «Пришли, всю страну перевернули, стали начальниками, и нас, невинных молитвенничков, поколотили и отправили в Гулаг на заготовку дров для Новой власти». Не знаю, но у меня такое самооправдание вызывает улыбку.

Так чем же мы отличаемся от православных России начала 20-го века? Одной, на первый взгляд, малозаметной особенностью, но которая всё меняет − послушанием Верховной государственной власти. Конечно же, сегодня, далеко не все православные послушны, но даже при меньшинстве сих разумных, Богу уже есть с кем работать. Да и не удивлюсь, что большинством-то они никогда и не́ были. Сегодня у Путина, Слава Богу, есть послушные. А вот у Николая Александровича, увы: их не оказалось. Все захотели перемен.

Без послушания народа Власти государство нежизнеспособно. Кто, как не православные, должны это понимать? В течение 19-го века мы перестали оказывать послушание Верховной Власти. Но в России такое безнаказанным от Бога никогда не останется, потому что с 15-го века Бог определил России занимать в мире положение, которое занимал в своё время ветхозаветный Израиль. И как древний Израиль был митрополией для Дела Спасения человека, и судьба Израиля, а по сути, и всего мира, напрямую зависела от исполнения народом Божиим заповеданного, так и в наше время, судьба Дела Божия на всей Земле, напрямую зависит от судьбы России. Судьба же России напрямую зависит не от каких-то там англосаксов, а от того, как мы, православные люди России, исполняем Промысел Божий, оказывая послушание Верховному. Помогаем ли мы ему, или, не ведая, что творим – противимся, обсуждая его указы, и за это абсолютно справедливо наказываемся.

В 1917-м году мы не просто создали проблему для Промысла Божия, а сделали гораздо более ужасное, о котором многие даже не задумываются. И надо осознать, какие страшные вещи скрываются за этими словами. Ведь что должно было произойти по Промыслу Божию, в результате уже близкой нашей победы в 1-ой Мировой Войне? И какие просторы должна была получить Православная Власть и Вера на весь мир:

«В соответствии с Соглашением России с Великобританией и Францией о проливах, Великобритания и Франции соглашались на присоединение, после победы над германской коалицией, Константинополя (Стамбула), проливов Босфор и Дарданеллы, а также примыкающих к ним районов европейской и азиатской части Турции (союзницы Германии в Первой мировой войне) к Российской империи. Далее в марте-мае 1916 года Великобритания и Франция получили согласие России на планы по разделу Турции. С Россией было заключено Соглашение о разделе азиатской Турции 1916 года, которое оформлено памятными записками, нотой и двумя телеграммами. А Великобритания и Франция в Лондоне в форме обмена нотами 9−16 мая 1916 года заключили договор Сайкс-Пико, который представлял собой соглашение о разделе азиатских владений Османской империи. По этим договорённостям союзники дали обещание выполнить Соглашение России с Великобританией и Францией о проливах 1915 года, а также передать ей области Эрзурума, Трапезунда, Вана, Битлиса и часть Курдистана. Кроме того, под протекторат Российской империи также уходил Иерусалим, который в то время был в составе Османской империи….» (см. здесь).

И это только в отношении Турции. Вы представляете, как чрез победу Русского царя Промышление Божие расширяло Землю для Спасения и влияния Православной Веры во все стороны? И каковы бы тогда были судьбы миллионов людей по всему миру: вы можете себе это представить? И ведь это всё не мечтания, а до́лжная быть действительность. А кто перечеркнул всё это, поправ спасение по всему миру тысяч и тысяч тех, кто должен был стать православным, и, как и мы, иметь возможность спастись? А теперь, изображая невинность, «поёт нам Лазаря» о несправедливых страданиях от советской власти? Кто же это, и как его после такого назвать?

И не думает ли кто, что после капитуляции германской коалиции, кто-либо в Европе посмел бы, как и раньше, запрещать принятие народом Православия? И не было бы тогда никакого фашизма и Гитлера. А теперь, ох, как нам это аукнулось. И кому было как не нам, всё это расхлёбывать? Поэтому, мы «нагадили» – нам и отвечать. Но нам, по древней, ещё с райских времён привычке (когда Адам, вместо покаяния, сваливал свою вину на Еву, а Ева на змия), хочется свалить всё на кого-то. Как будто это не мы виноваты, а всякие там: немцы, евреи, банкиры, большевики... Но с Неба-то хорошо видно: кто друг, кто враг, а кто, просто − дурак.

Немцы, бедолаги, вообще попали. То в латинщину, то к Лютеру, и только начало что-то для них от Бога прорисовываться, и тут «бац» − православный майдан наших «умников», снова обваливший для них все надежды. И как тут было им не разозлиться-то. Вы только представьте, с какой ревностью, после победы, стали бы насаждать православие у себя на Родине наши святые гессенские принцессы. И именно мы лишили германский народ этой Божией к ним милости. И не потому ли нам от них и «прилетело» в войне 41-45 гг. Но опять же, «прилёт»-то не равнозначный. Они лишали нас всего лишь временной жизни (вечная же жизнь, для всех желающих с нашей стороны, была открыта), а мы лишили их вечной, своею революцией перекрыв возврат Веры Божьей на их землю. Поэтому наш грех перед германцами гораздо больший, чем их перед нами.

И кстати, разговор идёт не только о германцах, но и всех европейцах так же. Поэтому вполне понятен их общий поход на восток. Естественно, они далеки от понимания наших рассуждений, и шли просто грабить и убивать. Но мы-то должны смотреть не на внешнее, а на отношение происшедшего к Промыслу Божию. А коли у нас, до сих пор, нет осознания своей вины перед Божиим Промыслом, то вполне объяснима и справедлива попущенная Богом озлобленность европейцев на нас уже и в наши дни. Так что страдания наши в 20-ом веке, с Неба видятся вполне заслуженными и справедливыми.

Но думается, что Господь, всё же не хотел попустить совершения, после 1917 года, столь ужасных для нас гонений, и они должны были быть в гораздо меньших размерах. Однако, наше непонимание и упоротость в противлении, сделали эти страдания неизбежными. Более подробно об этом будет сказано при рассмотрении смысла и причин репрессий взглядом сверху, при котором, общий смысл советской власти звучит так: «Бог попустил её приход не для чего иного, как для возвращения православных ко исполнению Своего Промысла, против которого мы окончательно восстали в начале 20-го века». Но это необходимо увидеть.

Итак, через российскую верховную власть Господь управляет Делом Спасения. Православные России в начале 20-го века перестали оказывать послушание Верховному, и поддержали свержение его власти. Поэтому Бог, для продолжения Дела Спасения, был вынужден поставить над Россией такую власть, которая прекратит майдан и вернёт православных к послушанию. Но так как православные на уговоры уже не внимали, то новой власти пришлось учить православных послушанию жёсткими методами. Ну а как мы хотели? О том, что непослушных детей надо наказывать – об этом прямо сказано во Святом Писании. Так что, ничего личного, всё строго по Святому Писанию и учению Церкви.

Когда же православные смирились, и вновь смогли, через послушание поставленной от Бога Власти, помогать Промыслу Божию, то Господь через Горбачёва советскую власть упразднил. Вот и всё. И в чём враждебность Богу Советской власти? Хотя, надо признаться, наша проблема, как должно – не решена. Мы смирились: но вразумились ли? Судя по продолжающейся ненависти к советской власти и крикам о «безвинных» страданиях – никакого вразумления пока не видно. Но положительное всё же есть.

Заметьте, что в церкви, по итогу, победила та часть священноначалия (к которой мы, Слава Богу, имеем честь принадлежать), которая, вразумляемая Богом в лице митрополита Сергия, абсолютно верно пошла на примирение с Властью. Положительный момент в том, что с тех пор и до сего дня, наше священноначалие ни в чём не противится государственной власти, и не критикует её указы. Потому что, критикуя указы Верховного, священноначалие, провоцировало бы этим безрассудных на бунт. А это бы создавало препоны Промыслу Божию, действующему через Верховного, итоги чего мы и наблюдали в начале 20-го века. Но со времени Митрополита Сергия и до сего дня, у нас с этим всё Слава Богу.

Конечно, немалая часть народа и священства, по непониманию, «шипит» на Власть, но это, как и мнение безбожников, для Бога ничего не решает. А вот мнение архиереев для Бога − определяюще. Кстати, может, кто и не видит, но с 90-тых и до сего дня, мы наблюдаем симфонию властей: Верховный – не даёт Церковь в обиду и помогает Ей, не вмешиваясь в Учение и внутренние дела. Церковь же, равноуважительно относится к государственной власти, не критикуя, а исполняя все указы Верховного, которые не препятствуют Делу Спасения. И что кому в этом может не нравиться? Но вернёмся к теме советской власти.

Кстати, о причинах её окончания. Можно ли было не допустить обвала 90-ых? Конечно можно. В этой жизни, вообще, очень многое что можно. И как один говорит: «Можно даже святым стать. И можно было бы сделать это уже давно. Но что-то желающих мало…». Для того чтобы сохранить страну, надо понимать – как в ней что устроено, и что от чего зависит. А если понимания нет, и нам кажется, что Власть всё так же, как и раньше в чём-то там не права, и мы вновь хотим перемен: то о каком сохранении может идти речь?

В конце 80-ых мы снова, как и в 1917-м, захотели свободы и перемен. Ну и получили. Вспоминаю своего первого духовника, который чуть ли не прыгал от радости, наблюдая выведение под автоматами депутатов из Дома Советов в 1993 году. Он много рассказывал, как его утомил контроль государства за хозяйственной жизнью церкви. Так что, если православным − СССР был не нужен, от слова совсем: то для кого Бог должен был его сохранять? Для коммунистов что ли? А теперь нам «поют» что во всём виноваты Горбачёв с Ельциным.

По сути, в начале 90-х мы, так же как и в 1917-ом, радовались крушению власти, и получили всё так же как тогда, только в более современном виде. И как обычно, мы тут не причём, да? И как и тогда, православные во всём винят: главу государства, жидов, масонов, конечно же «глупый» народ… В общем, снова виноваты все, кроме нас. Так что, проблема − не решена.

Сказано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19:21). А раз происходит только определённое Господом, значит, Промысл Божий находится в оправдании произошедшего, а не в обвинении. Если же мы ищем смысл события в поиске тех, кто мнится нам виноватым, то естественно, Промысл Божий становится для нас «таинственным» и «сокрытым». Поэтому, в исследовании событий мы должны искать не виновных в их происхождении (что мы, ввиду необладания полнотой информации, никак не сможем сделать), а искать причины, по которым Господь определил этому событию произойти.

И мы должны так поступать не потому, что об этом пишет какой-то непонятный монах, а потому что так требует Писание. Но зайдя в любой православный магазин, мы не видим книг ищущих оправдания для произошедших событий. Но сплошь и рядом видим книги и газеты, критикующие всех и вся, вплоть до священноначалия и главы государства. В революции они обвиняют большевиков и т. д, в репрессиях у них виноват Сталин, в развале Союза – Горбачёв, в беспределе 90-ых у них виноват Ельцин, а после 2000-го – за всё у них отвечает Путин. Но такое понимание простительно атеистам. Святому же Писанию, и Учению Церкви − оно противно. Но раз это противно Святому Писанию, значит это противно и Богу.

Кто-то считает всё это спорным и неоднозначным. По их логике получается, что: искать оправдания – это спорно и неоднозначно, а обвинять – это нормально и правильно, так что ли? Но это логика бесовская. Не помню, кто из святых сказал, но слова такие: «На Суде, Бог будет искать причины не для нашего обвинения, чтобы засунуть нас в ад, а наоборот – для нашего оправдания, И только не найдя причин для оправдания, позволит бесам утащить нас».

Поэтому искать оправдания – это дело богоугодное. И лично со своей стороны, у меня нет никакого обвинения для тех, кто во время Советской власти честно исполнял свой долг по защите государства. И я бы ничуть не удивился, узнав, что кто-либо из них в Раю, тем более что большинство тогда было крещёным. Но это от нас сокрыто. Для нас важно понимать смысл события, а не спорить о загробных судьбах их участников, которые для нас неизвестны.

Речь здесь идёт не о переубеждении несогласных. Переубедить кого-то – это, весьма сложное дело, а если касается чего-то доброго, то без помощи Божией, практически невозможное. Меня, в моей жизни, Господь два раза разворачивал на 180°, и поэтому я примерно понимаю, как это происходит. Не то что человек, но даже Бог, далеко не каждого человека может развернуть так, чтобы он изменил свои убеждения. В этом деле главенствует не правильно выстроенная логическая последовательность фактов (это идёт уже после), а готовность и открытость самого человека к принятию слова. Как в Евангелии: «Для того, чтобы семя произросло: должны быть убраны камни, а земля взрыхлена, увлажнена и согрета». Так что, если Сам Бог не может переубедить желающих обвинять, то уж мы-то тем более. С ними, как говорится, будут разговаривать другие и в другом месте. И спорить там у них не получится.

Поэтому данное рассуждение, скорее, не для несогласных, а для тех, кто сердцем чувствует, что в хуле на советскую власть есть что-то неправильное. И эти люди ищут, и стараются оправдать и защитить Божие попущение советской власти. Но проблема в том, что делают они это – неподобно, то есть не так как это требуется Богом. И это потому, что, говоря о ком или чём-либо из относящегося к Советской власти, они защищают не Божье, а человеческое. А вот обвинители как раз-то выставляют себя защитниками Божьего, и на основании этого считают себя судьями.

Ведь как происходят споры обвиняющих Советскую власть с пытающимися её защитить. Защитники говорят: «Советская власть сделала много хорошего: стали давать пенсии, бесплатные квартиры, мы победили фашизм, первыми вышли в космос» и т. д. А в ответ на это, обвинители, торжествующим голосом и с гордо поднятой головой выносят приговор: «Да при чём здесь это!? Советская власть: пролила кровь миллионов безвинных жертв, гнала Церковь Божию, убивала священников и разрушала храмы. И если вы защищаете этих убийц и палачей, у которых руки по плечи в крови праведников, то какие вы тогда христиане, и вообще: кто вы после этого?» А в ответ на эти слова обвинителей, защитники, жалобным и оправдывающимся голосом снова чего-то там лепечут про социальные преимущества СССР перед всем миром.

Выглядит такой спор для защитников, при взгляде со стороны − очень жалко и печально. А это в корне не верно, и именно из-за того, что мы, как и обвинители, смотрим на события исходя из внешнего вида, а не из понимания причин, по которым Бог определил им произойти. Поэтому это не они нас должны обвинять в том, что будто бы мы защищаем зло, а мы им должны указывать на их безрассудство, и объяснять, что защищая советскую власть, мы защищаем не человеческие дела этой власти, а Изволение Божие, потому что – от Него это было. И было это по вполне определённым и ясно видимым причинам. Поэтому, это не мы защищаем палачей и злодеев, а как раз они защищают и не хотят видеть ясно видимую виновность тех, по чьей вине, все эти палачи и злодеи, вышли на свободу и обрели силу для злодеяний.

Поэтому при спорах с такими обвинителями, надо знать, что сказать. Помните, в кино «Берегись автомобиля» диалог Папанова и Миронова: «Тебя посадят! А ты не воруй!!» Вот точно так же надо разговаривать и с обвиняющими в жестокости Советскую власть. А то они кричат: «Нас били, и мы несправедливо страдали!!» А им надо отвечать так: «А нечего было бунтовать против богоустановленной власти!!» Они, конечно же, снова: «Нас били и мы страдали!!» А мы им: «Били вас? Да правильно делали! Нечего было «подхрюкивать» бунтующим врагам Божиим. А то, «наблудили», а теперь нам тут девственность изображаете». Били их. За это всегда били, потому что бунт против Власти от Бога и отказ её защищать − приравнивается к Бунту против Бога.

Говорите, что закрывались храмы и превращались в овощные хранилища? А что толку от храмов, где говорят о почитании Бога, и одновременно не защищают, а поддерживают свержение того, через кого Бог управляет тем, ради чего эти храмы и существуют? А как красиво в 1917-ом всё начиналось: свобода и «оживление» Церкви от царского «гнёта», монашеские съезды, демократические выборы игуменов… О как! А теперь: во всём виноваты жиды и большевики? Да не смешите.

Извините за прямоту выражения, но получается, что в 1917-ом православные России «натворили дел», а убирать за ними пришлось Советской власти. Но уборка − дело грязное. И вот это грязное дело пришлось Богу делать через Советскую власть. А теперь у нас куча «морщащих носик» и говорящих: «Фу-у, как дурно от Советской власти пахнет. Они недостойны находиться рядом с нами!» Но на эти слова надо отвечать так: «А вы думаете что: Богу приятно было осязать смрад непослушания от тех, кому Он Вручил служение Своему Делу Спасения?»

Вспомнился рассказ о чудесах Николы Чудотворца. Жил один преступник, который любил ставить свечки святому Николе. И вот, однажды, поставив в очередной раз свечу святому, он отправился на преступление. Но в этот день ему не повезло, и за ним началась погоня. А если поймают – убьют. И вот, он бежит, и чувствует, что силы на исходе. И думает: что делать, и где скрыться?

И вдруг видит, невдалеке, смердящий и гниющий труп лошади. Понимая безысходность и явную угрозу смерти от догоняющих, этот преступник, превозмогая отвращение, залазит в рёбра смердящему трупу и замирает. Догонявшие, не вынося зловоние, не стали приближаться к смраду и побежали дальше. О чувствах преступника в это время, человеческими словами – не сказать. В общем, как те убежали, преступник выполз из трупа, и отползши в сторону приходил в себя. И вдруг видит: рядом какой-то дед стоит, и спрашивает: «Ну что, сильно там воняло?» А преступник ему отвечает: «О-ох, как сильно». А дедушка ему и говорит: «Вот так же и свечки твои мне воняют». И исчез. Так что если мы, не понимая Промысла, «плюём» в Небо, оказывая противление и возводя хулы на посланное от Бога, то: благовонны ли Ему наши «свечечки?»

О причине появления Советской власти, для тех, кто способен принять, сказано достаточно. Тема репрессий и Сталина будет рассмотрена в другой раз. И прошу поверить, что её рассмотрение будет опять же не в пользу обвиняющих Советскую власть во вражде на Бога. Всё попущенное Богом, тем более в Его митрополии, в этом Новом христианском Израиле – всегда имело и имеет благословную причину, и зависит только от нашего поведения. Точнее сказать – от нашего исполнения Промысла Божия. Но это надо видеть.

Кириак (Тишков), публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

57. Ответ на 49, Туляк:

Прежде чем писать подобного рода чушь...
Вот наглядный пример того, как антисоветчики и распространяют свою ложь!


Прежде чем писать подобного рода вердикты, не худо бы охолонуться и привести примеры:
а) в чём я солгал?
б) где-где это я заявлял себя "антисоветчиком"?

Написал "посадили", одним словом обозначив тюрьму и ссылку? Хорошо, признаю неточность формулировки. А вот 10-11 лет никуда не делись. И про условия той ссылки - Вы, вероятно, начитаны. Биографию свт. Луки, поверьте, я читал не в одном изложении.

Если бы советская власть не вернула Патриаршество, то не было бы никакой Патриархии.

И - без Патриархии епископов не назначали бы на кафедры? И как же это с петровских времён Патриарха не было, а епископы были?
Или Вы просто предлагаете мне воздать честь правительству за то, что оно не препятствовало Церкви назначать епископов?

Например, в случае со св. Лукой Войно-Ясенецким, уполномоченный Коллегии ГПУ, вовсе не требовал, что бы он "отрёкся от Христа".

Я где-то говорил, будто свт. Луку принуждали к отречению от веры? Поищите, не найдёте.
Я счёл циничным Ваш "полемический выпад", будто "плохо принуждали" и хочу указать на неуместность таких высказываний - даже если у Вас душа горит защитить честь и достоинство того уполномоченного.
Сергей / 28.01.2023, 17:26

56. Ответ на 51, ОСт:

Да нормальный пример, Вы ведь не будете отрицать, что отношение советсткой власти к Церкви с 1943 заметно изменилось?
То, что Свт. Лука был в этот период реабилитирован (пусть даже неформально) и награждён, никак не отменяет факта довоенных гонений.


Давайте вспомним, что Вы мне писали:

"советская власть (например в лице следователя) требовала отречения от Христа, Новомученик с одной стороны зачастую шёл на смерть и не отрекался, но с другой стороны и против советской власти не враждовал, и свергать её не собирался"

Т.е., тут Вы речь ведёте не о просто о "гонениях", а о том, что якобы, власть требовала от священников (например в лице следователя) "отречения от Христа".

Это - ЛОЖЬ! Никакого "отречения от Христа" советская власть никогда не требовала. Гонения были, но НЕ ПРОТИВ ВЕРЫ ЛЮДЕЙ В БОГА И ПРОТИВ РЕЛИГИЙ, КАК ТАКОВЫХ, а гонения против конкретных священнослужителей, которые либо подозревались в своей антисоветской деятельности, а либо таковыми были по факту.

Не секрет, что подавляющее большинство духовенства (причём, не только православное) советскую власть НЕ признало и принимало самое активное участие в борьбе против неё. Отсюда и такое отношение советской власти, к ЛЮБОМУ духовенству, а не только к православному.

И если Вы где то встретите цитаты Ленина, или кого то из его окружения, о преследовании духовенства, то там ВСЕГДА будет идти речь о РЕАКЦИОННОМ духовенстве. Т.е., только про то духовенство, которое боролось против советской власти.

Что же касается собственно религии, то вот только несколько высказываний Ленина, за разные года, по этому поводу:

19 ноября 1918 г.:

«Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»

23 февраля 1919 г.:

"Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепления религиозного фанатизма".

Апр. 1921. Письмо Молотову:

«Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчёт 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю Пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии».
Туляк / 28.01.2023, 13:50

55. Ответ на 54, Алекс. Алёшин: Ясно.

Сталинская премия была присуждена за труды по теории хирургии.

Только не по теории хирургии, а по обобщению собственного практического опыта с описанием новых хирургических методик и приёмов, применённых автором впервые и с положительными результатами. Лука Войно-Ясенецкий был много и успешно оперирующим хирургом-новатором (и не только хирургом), но отнюдь не теоретиком.

С. Югов / 28.01.2023, 11:04

54. Ответ на 50, С. Югов:

Сталинская премия была присуждена за труды по теории хирургии.

Только не по теории хирургии, а по обобщению собственного практического опыта с описанием новых хирургических методик и приёмов, применённых автором впервые и с положительными результатами. Лука Войно-Ясенецкий был много и успешно оперирующим хирургом-новатором (и не только хирургом), но отнюдь не теоретиком.
Алекс. Алёшин / 28.01.2023, 09:48

53.

НЕ следует Путать СССР с Римской империей. Там от христиан требовали отречения именно потому, что они отказывались исповедовать официальное язычество, особенно- почитать императоров как "божественных".
В СССР таких требований не предъявляли, поскольку офиц. религии не было . Предъявлялись политические обвинения и чисто политически мотивированные требования. как и в этом деле.
С. Югов / 28.01.2023, 09:33

52. Ответ на 43, Туляк:

На самом деле, говоить правду о власти, никакого труда не составляет. За исключением тех случаев, когда это является государственной тайной. А если это касается культуры, медицины, пенсий, образования, духовности и т.д. и т.п.

Да, конечно это так. Мы вполне можем об этом судить, главное - оставаться в конструктивном русле и не срываться в безоглядное критиканство.
Вы совершенно правильно пишете:
Сегодня вон сколько "правдорубов" про советскую власть нам уже 30 лет не только свою "правду" рассказывают

но ведь и о сегодняшнем дне современные "правдорубы" точно так же пишут только всепропальческую "правду".
А объективно и в СССР были и победы, и поражения, и достижения, и вредительство - и сейчас всё это есть, и потом будет.

А о каких-то вещах вообще судить невозможно. Даже вроде бы о простых. Например тут недавно был шум про рождественское прекращение огня. В реальности никто из нас здесь не может определённо сказать, было ли это благо, или зло, или это вообще ни на что не повлияло. Я не уверен, что и Путин это знает, разве что Патриарх.
А мы тут шуметь - а-а-а, предатели, и прочие безумные глаголы.
ОСт / 28.01.2023, 07:54

51. Ответ на 44, Туляк:

Вы либо пример привели неудачный

Да нормальный пример, Вы ведь не будете отрицать, что отношение советсткой власти к Церкви с 1943 заметно изменилось?
То, что Свт. Лука был в этот период реабилитирован (пусть даже неформально) и награждён, никак не отменяет факта довоенных гонений. И то, что до войны устраивало ведомство Минея Губельмана никак нельзя назвать благом для страны и народа, но вполне можно назвать Божьим попущением, о чём и статья.
ОСт / 28.01.2023, 07:39

50.

Сталинская премия была присуждена за труды по теории хирургии.
С. Югов / 26.01.2023, 16:48

49. Ответ на 47, Сергей:

Это Вы о том, что "всего-то" на 11 лет посадили?


Прежде чем писать подобного рода чушь, неплохо было бы для начала ознакомится с биографией св.Луки Войно-Васенецкого.

Там же ясно написано, что он не сидел в тюрьме 11 лет, а был в ссылке.

Вот наглядный пример того, как антисоветчики и распространяют свою ложь! Услышат звон и не разобравшись откуда он, начинают во всю глотку орать, что "Сталин, одну половну страны отправил в гулаг, а другую расстрелял".

А назначает на эти должности не правительство, а Патриархия.


Если бы советская власть не вернуло Патриаршество, то не было бы никакой Патриархии.

П.С. Антисоветчики любят ВРАТЬ, что советская власть, якобы, "требовала" от священников и даже от простых мирян - "отречься от Христа", в обмен на жизнь.

Это откровенная ложь!

Например, в случае со св. Лукой Войно-Ясенецким, уполномоченный Коллегии ГПУ, вовсе не требовал, что бы он "отрёкся от Христа". Он предлагал ему хирургическую кафедру в Москве, в обмен на то, что св.Лука снимет с себя сан епископа, потому как, в те времена было совершенно невозможно, чтобы студентов обучал действующий священник. Тогда, этого не поняли бы даже сами студенты, не говоря о власти.

Прежде чем лезть в серьёзные разговоры, надо хотя бы немного знать что то знать, по теме этого разговора.
Туляк / 26.01.2023, 16:09

48.

"всего-то" на 11 лет посадили?


"Смотрю в книгу..."
С. Югов / 26.01.2023, 13:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Монах Кириак (Тишков)
Что важнее в России – Церковь или государство?
Глава России, по сути, Ангел Власти, Божий Посадник, или Посол Божий на Земле
23.12.2022
О причинах споров в понимании России 20-го века
Верим ли мы в то, что с народом Божиим происходит только определённое Господом?
07.09.2022
За Власть
О монархии и уроках 1917 года
17.08.2022
В чём ошибка монархистов?
Рассуждение о Власти Божией
29.07.2022
Россия: происхождение смысла
Сила и величие России напрямую зависят от того, как православные исполняют своё призвание быть послушным инструментом в «руках» Божиих
28.06.2022
Все статьи Монах Кириак (Тишков)
Российская Империя
День памяти героев Сталинградской битвы
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.Н.Бантыш-Каменского, генерал-фельдмаршала И.Ф.Паскевича, ученого Д.И.Менделеева, монархиста Н.Н.Родзевича и генерала В.А.Сухомлинова
02.02.2023
«Польским лидерам неймётся»
Они непременно желают стать второй Украиной и повторить весь её скорбный путь
01.02.2023
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Надо перестать жить иллюзиями и учиться смотреть в глаза реальности
01.02.2023
День памяти отца монашества – преподобного Антония Великого
Сегодня мы также вспоминаем Великих князей Николая Михайловича, Дмитрия Константиновича, Павла Александровича и Георгия Михайловича, Н.К.Кульчицкого и И.Д.Папанина
30.01.2023
День полного снятия блокады Ленинграда
Сегодня мы также вспоминаем поэта А.А.Дельвига, дипломата Н.К.Гирса и генерала Н.И.Иванова
27.01.2023
Все статьи темы
Бывший СССР
Жульнический трюк с «народным капитализмом» 90-х
И напёрстничество «инклюзивного» капитализма 2020-х
01.02.2023
«Сталинград – история Победы»
Мультимедийный всероссийский проект, посвященный городу, ставшему символом героизма советского народа, стартует одновременно в 23-х исторических парках «Россия – моя история»
01.02.2023
Пропавшее пароходство
Ветераны-моряки просят проверить обстоятельства ликвидации Северо-Западного пароходства, которому 30 января 2023 г. исполнилось бы 100 лет
31.01.2023
Исторические параллели
Нужно извлекать уроки из прошлого на благо страны
31.01.2023
День памяти преподобных Кирилла и Марии
Сегодня мы также вспоминаем Императора Петра II, графа Ф.В.Ростопчина и писателя В.В.Крестовского
31.01.2023
Все статьи темы
Николай II
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Почему бы раввину не потребовать от своих соотечественников прекращения войны на Украине?
27.01.2023
«Образ Серафима Саровского»
В Песочном и Петергофе будет представлен духовно-краеведческий проект, приуроченный к 120-летию канонизации святого
14.01.2023
Князь Алексей Николаевич Хованский и Царская подушка
Тобольск - Калининград – Пушкин
14.01.2023
«Мы с Небом связаны, поэтому нас не победить!»
Мои самарские впечатления
05.01.2023
И, как обычно, распустилась верба…
Православные монархисты почтили память Григория Ефимовича Распутина
03.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.02.2023 12:49
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.02.2023 11:49
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Туляк
02.02.2023 11:06
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Сергей
02.02.2023 11:01
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Александр Волков
02.02.2023 10:59
Украинский ли город Воронеж?
Новый комментарий от РомКа
02.02.2023 10:01
Азербайджан между Персами и Турками
Новый комментарий от РомКа
02.02.2023 09:59