Есть древние мудрые слова: «Кто не хочет верить правде – тот поверит лжи». Ущербность и неприемлемость для нас практически всех современных книг и статей на тему власти в том, что написаны они для усреднённого читателя, где ни словом, ни полсловом не говорится о Главном. Много слов, и без Бога. Но рассуждение о власти, без Бога, подобно рассуждению лягушки из мультфильма, считающей своё болото тем главным, вокруг чего крутится Солнце и вся окружающая жизнь. Или иначе: понимание власти без Бога – это взгляд снизу вверх, где любая власть выглядит, всего лишь, привилегией чьих-то прав над нашими. Но, взгляд снизу, простителен нечестивым, для которых нет ни Бога, ни Неба. Мы же все явления и предметы должны рассматривать не лягушачьим взглядом из болота, а взглядом ангельским – сверху.
Власть – это определённый Богом порядок устроения видимого и невидимого мира. Сей порядок берёт начало от самого Бога и простирается на пространство всего Им сотворённого. Сей порядок означает, что всё сущее находится не в состоянии хаоса, а взаимно подчинено. Ученик апостола Павла святой Дионисий Ареопагит, в своей, каким-то чудом дошедшей до нашего времени книге «О небесной иерархии», в главе 4.3 описывает хоть и на Небе, но по сути, структуру и смысл такого явления как Власть, говоря: «Ибо высочайший Виновник чиноначалия предначертал такой закон, чтобы в каждой Иерархии не только у высших и низших, но и у состоящих в одном чине, были первые, средние и последние Чины и Силы, и чтобы ближайшие к Богу были для низших тайнодействователями и руководителями в просвещении, приближении к Богу и общении с Ним».
В этом и есть смысл бытия Власти, т.е. структуры, устрояемой Богом, для исполнения Своей Воли на пространство всего сущего: как на Небе, так и на Земле. Власть Божия (в нашем понимании можно её назвать системой управления) простирается в мире видимом и невидимом так же, как в теле кровеносная и нервная система. Для ангелов, то, что люди считают своей властью – не власть, а предоставленные Свыше возможности сделать выбор, за который на Суде придётся отвечать. Для Ангелов есть только одна Власть – Бога, и есть служители Его Власти − 9 чинов Небесных Сил.
Власть подразумевает власть одного (именно одного) и никак не двоих равных или более над другим или другими. Все разговоры о равноправии и равенстве − от лукавого. Святые учат: «Равенство доводит до ссор, а равноправие возжигает войну». Равенства в Божием мире нет ни в Христовой Церкви на земле, ни на Небе. На Земле священство и монашество выстраивается на службах не как придётся и не по возрасту, но по сану, чину, послушанию, дате рукоположения или пострига.
Но так же и на Небе, каждый над кем-то начальственен и кому-то подначален. Только там всё наполнено Богом и Его Любовью. Поэтому в Ангельских ликах над нижними не величаются, а перед вышними не лебезят, что нередко, с печалью можно наблюдать у людей. Но каждый, на своём месте и в полноту своей меры, так наполнен благодатию, что не зная меры другого, не испытывает никакого недостатка, и происходящего от этого недовольства. Посему там нет зависти, споров, желания пролезть повыше или поближе к Святыне. Поэтому и послушание нижних более высшим, там легко и столь же естественно, как для нас – способность дышать. Но это на Небе, в мире для нас невидимом.
На Земле же Власть от Бога имеет не только, мягко говоря, несколько другое положение, чем на Небе, но и другой смысл. И с этим надо разобраться, потому что это поможет нам выяснить – куда «исчезла» Власть Божия после привычного нам вида монархии в 1917 году. В статье «В чём ошибка монархистов» уже была частично рассмотрена земная история Власти от Бога, начиная от Адама и до 20-го века. И мы уже знаем, почему Богу приходилось изменять вид Своей Власти.
Из этого видим − для Бога, в различии видов Своей Власти, главенствует не внешняя форма (которая в раю была одна, до и после Потопа другая, при Судьях снова другая, при монархии же опять другая) − а смысл, состоящий в наилучшей возможной работоспособности. То есть, Бог даёт такой внешний вид Власти, который будет работать в данной конфигурации. Это как при сборке компьютера: если есть всё кроме процессора, вы ведь будете ставить не абы какой процессор, а тот, который покажет наилучшую производительность в данной сборке. Но так же и Бог. Он не ломает человека (систему) «через колено» принуждая к общению с Собою абы как. А даёт Власть (процессор) учитывая духовный уровень народа (возможности системы).
И вновь: немного о монархии, для кругозора, считающим, что монархия – это хорошо и правильно. Как мы знаем, монархия – это власть одного над всеми, или, как ещё говорят − единоначалие. В этом смысле, действительно, Бог-Творец является и Царём над всем сущим. И Его Власть над всеми Небесными Силами – это, конечно же, монархия и ничто другое. Но уподоблять монархию Власти Божией над служебными духами (Небесными Силами) к Любви Творца к сотворённым Им по Своему образу и подобию – это глупость и безрассудство. Отношение Бога к Адаму в Раю – это никакая не монархия. Монархия – это отношения господина и слуги, а отношение Бога с Адамом в Раю − это родительская любовь. У Ангелов, не было и нет такого общения с Творцом, как было у Адама. Поэтому говорить о том, что коли на Небе монархия, значит это лучший вариант и для Земли – это ошибка, т.е. глупость.
Внешний вид Власти Божией, для Бога – это не догма, и не цель, и даже не вспомогательное средство для решения проблем на каком-то этапе. Это всего лишь внешний вид. Приходится говорить об этом потому, что немало церковных людей считает, будто Власть от Бога должна быть обязательно по образу последнего императора: с миропомазанием и регалиями. И начинают обосновывать это чьими-то «пророчествами» о том, что: «Сказано! Придёт законный Царь на Русскую Землю, и будет законно помазан на царство и прославит Россию …». Или: «Если не Помазанник Божий, то это не Власть». Но, знаете ли, жиды, тоже ждали законного, законно помазанного и законно одетого царя. А что получилось? Всё не так как они хотели. Потому что смотрели они как раз на внешний вид, а не на смысл.
Поэтому, Власть от Бога определяется не внешним видом, а сутью. Вон Штирлиц носил вражью форму, и скорее всего даже участвовал в расстрелах, для доказательства своей «арийскости» (об этом конечно никто не скажет, но у таких людей есть спецдопуск ко всему, что необходимо). Но никто же не судит о нём по внешнему виду. А почему же тогда нас «заклинило» на образе Власти начала 20-го века?
Надо понимать, образ Власти в виде монархии был попущен народу тогда, когда народ в абсолютном большинстве (а может и полностью) был не только готов к послушанию, как об этом сказано ранее, но и был верующим. И вся атрибутика: одежды, церемонии, таинство помазания – даны были не для того, чтобы дать силу Власти. Для Бога вся эта атрибутика – это всего лишь как театральные декорации, данные лишь для того, чтобы в народе выделить, и этим как бы «освятить» важность действия. В то время таинство помазания на Царство, действительно, вызывало уважение, а у кого-то и священный трепет к «командиру». Так же впоследствии на это работали и царские одежды с крестами, и Скипетр с Державою.
Но это работало на верующих людей, когда их было большинство. Но с течением времени количество верующих стало умаляться. Одной из причин февраля 1917-го является то, что: те священные символы, которые раньше понуждали оказывать послушание Власти и придавали ей священный смысл – перестали работать. Общество изменилось настолько, что большинством стало – неверие в Бога, а напоминающая о Боге атрибутика стала работать не на укрепление производительности как ранее, а на злобу и раздражение, т.е. на ослабление системы. К 21-му веку количество неверующих увеличилось ещё более. Так что можно сколько угодно говорить, что нас (Россию) спасёт всеобщее покаяние народа и обращение ко Христу, но это всё «влажные» мечты несогласия с горькой реальностью. Ау-у! Вернитесь на Землю! Этого уже нет. И злить безбожников священными символами – в Божии планы не входит. Бог – не человек, и глупости не делает. Так что видоизменение привычной монархии случилось не только из-за неспособности к послушанию.
Рассудите: сейчас, на одного, хоть как-то старающегося исполнить Волю Божию, приходится сотня «самовольников», которым Дело Спасения души не то что безразлично, но зачастую и враждебно. И тогда возникает вопрос: какой же вид будет у Власти, которую Бог поставит такому противоречивому обществу? Всю в крестах с кадилами и фимиамом? Или − чтобы не злить «больных на голову» − по виду им хоть и подобную, но по сути, исполняющую Волю Божию? Ответ очевиден. Николай Второй ходил с «крестом и евангелием»: и что с ним сделали? И после этого кто-то ещё надеется что Бог снова пошлёт такого же добренького, которого мы так же снова будем критиковать, контролировать его поведение, а он нас будет за это так же как раньше ласково уговаривать? Значение февраля 1917 года для Промысла Божия гораздо трагичнее, чем мы об этом слышим в подавляющем большинстве.
Поэтому, после гибели последнего монарха Власть от Бога определяется не внешним (религиозным) видом, а способностью принуждения народа к исполнению Промысла Божия. Безрассудные, обвиняющие Николая Второго в нежелании расстрела бунтовщиков, не понимают, что: «Сердце царево в руках Божиих». И уж, кто-кто, а царь-то как раз понимал, что это уже никакие не бунтовщики, а показатели действительного отношения народа Божия ко Власти своего Творца. И какой смысл их стрелять? На протяжении 3 000 лет Власть казнила бунтовщиков потому, что это, действительно, были − бунтовщики. А народ же, хоть и криво-косо, но был послушен Богу. А когда взбунтовались все: кого стрелять? Это уже другая реальность. Так что после Николая Второго, Богу, естественно, пришлось посылать ко Своим «хулиганам» «командира» новой реальности. С новыми полномочиями и методами работы, при которых внешний вид уже – это дело «десятое». Но об этом позже.
А то смешно получается. Значит, 7 500 лет от Адама Власть от Бога была, и все её видели, а тут, в 1917, вдруг − «бац» и исчезла. Так что ли? Что, Бог перестал управлять Своим народом? А если управлял: то через кого? Через старцев и пророков, как в вавилонском пленении? И каких же? Что-то никто о них не слышал. А может через блаженную Матрону? Звучит заманчиво, но тогда придётся хотя бы гипотетически согласиться, что у неё могло быть хоть какое-то общение с Главою государства. Но богословы на это говорят жёсткое – нет! Мол, коли, документа с печатью о встрече нет, значит, и никаких встреч быть не могло. Так что: «Ни-ни, даже не мечтайте!» Что же, аргументация – «железобетонная», спорить не будем.
А может через епископат? Но он разделился во мнениях. Да и как видим, все 70 лет Советской власти: не епископы Кремлю, а наоборот – Кремль указывал епископам что делать и выдавал «ярлыки» на служение. Советская власть максимально жёстко поставила священноначалие в положение занимаемое Аароном в стане Моисея, принудив заниматься только богослужением, и без приглашения не лезть в дела управления обществом. Поэтому, епископат, управлять народом Божиим − не имел возможности.
А может Бог Сам кому-то являлся и говорил что делать? − как было до царей. Но почему тогда про это никто не знает? И кто у нас без воли Верховного мог тогда и сейчас что-то начать или завершить? И хотя советская власть уже давно исчезла, но ведь это положение сохраняется до сих пор. Как видим: патриарх, синод и епископат (за архиредким исключением) − ни в чём, не то что не противятся, но даже и не критикуют Верховного. Но хорошо ли это, или плохо – станет ясно после рассмотрения ещё одной (можно сказать – ключевой) темы: Государство – в Промысле Божием. Так что вновь придётся вернуться к теме Промысла, только уже более детально. Но об этом в следующий раз.
Монах Кириак (Тишков), публицист