От редакции: В преддверии сентябрьского заседания «Русского Собрания» на страницах «Русской народной линии» разгорелось заинтересованное обсуждение современной политической повестки и задач православных патриотов. Сначала свои размышления «Что можем мы, патриоты?» предложил член Совета Московского отделения РС, историк Леонид Болотин. На публикацию откликнулся доктор юридических наук Алексей Величко, предложивший размышления на тему «О нашей стратегии». После чего мы получили письмо от нашего постоянного автора Николая Бондаренко, в котором он предложил опубликовать предлагаемую вниманию читателю статью. В письме он сообщает: «Эта статья впервые опубликована 10 января 2008 года на портале Политической экспертной сети КРЕМЛ.ОРГ. С тех пор прошло уже значительное время, но идеи, изложенные в статье, являются и по сей день актуальными и будут являться таковыми еще много лет. Статья в некоторой степени является футурологической, поскольку в ней представлен образ желаемого будущего для православных христиан и программа действий, которая позволяет его достичь. Статья адресована прежде всего начинающим православным общественным и политическим деятелям».
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10:39)
ПРЕДИСЛОВИЕ. Мы живем в удивительное время, в свободной, как никогда, России. По милости Божией мы можем, открыто исповедовать свою веру, выражать свое мнение, основываясь при этом на наших традиционных ценностях. Мы можем создавать для этого средства массовой информации (СМИ), общественные движения, можем использовать существующие.
В дореволюционное время в России так и не удалось создать эффективные формы взаимодействия народа и высшей государственной власти. Гражданское общество, едва начав создаваться, опрокинулось революционной смутой, похоронив на десятилетия чаяния народа о правах и свободах, предполагающих уважение к личности и широкое участие граждан в общественной и государственной жизни державы.
Многие образованные и воспитанные люди, чувствительные к несправедливости, пополняли ряды различного рода оппозиционеров, революционеров, среди которых было много заблуждающихся людей, считающих, что они своими действиями приносят России пользу. Они пылко реагировали на злоупотребления на местах, но не могли находить конструктивного выхода из создававшихся ситуаций. России не нужны потрясения. России необходимо стабильное и поступательное развитие ее духовных и материальных сил. Следовательно, необходимо создавать эффективные механизмы общественного контроля над действиями местных властей. Только так можно победить коррупцию и злоупотребления на местах, заставить местных чиновников работать эффективно для пользы проживающих на территориях людей, заставить их не на словах, а на деле уважать наши традиции, наши демократические права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.
Православные христиане обладают особой чувствительностью к происходящему в мире, способны видеть угрозы и опасности духа времени.
Хотелось бы донести мысль, что, имея инфантильность и неорганизованность, мы не сможем в дальнейшем противопоставить что-либо существенное этим угрозам. Но у нас еще есть время сплотить свои ряды, сплотить их интеллектуально и организационно. Для этого нужно осознать, что мы, православные христиане, как граждане России, имеем право непосредственно участвовать в создании элементов гражданского общества, конструктивных форм работы с властью. Но этим ресурсом мы не пользуемся в силу своей предубежденности в отношении политики. На определенном историческом этапе этот подход был верным, поскольку широкое участие православных в политической жизни разрушающегося на то время государства, распадающейся страны, могло принести в лоно Церкви весь спектр разномыслия политических взглядов и страстей, возможно породивших бы в Церкви разделение и расколы. Но Церковь благодаря Божией помощи и мудрости священноначалия мужественно преодолела этот тяжелейший для народа и страны исторический этап, не только не разделившись в себе, но и приукрасившись нынешним благолепием и развив свои силы. После стабилизации политической системы в России, с принятием стратегического курса социально-экономического развития страны до 2020 года – Плана Путина, участие православных людей в общественной и политической жизни России является крайне востребованным и необходимым для самого государства.
МЕСТНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СООБЩЕСТВА. Православный приход в понимании каждого православного христианина является базовой церковной единицей, фундаментом церковной жизни человека, основой для развития личности христианина. Жизнь приходов, как известно, развивается по-разному. Но неизменно одно – литургия, вокруг которой и строится приходская жизнь.
Под местными православными сообществами нужно понимать соорганизацию православных людей (священников и мирян) вокруг совместных православных проектов, взаимодействие между приходами на общей территории их расположения: город, район, область. Известно, что в каждом приходе есть люди различного функционального назначения, отличающиеся друг от друга: образованием, социальным статусом, талантами, возможностями, связями. Среди прихожан есть талантливые программисты, чиновники, врачи, педагоги, военные, инженеры, архитекторы, депутаты, журналисты, юристы, художники, предприниматели и т.д. Каждый приход мог бы похвастаться «своими» талантами. Талантливые православные люди, объединенные не только на приходах, что является условием обязательным, но объединенные общей территорией проживания, общей заботой о развитии православия на своей малой родине, вместе участвующие в благоустройстве самой этой территории с точки зрения наших традиционных ценностей, могут принести большую пользу Церкви и Отечеству, чем, работая по отдельности. Даже более, многие православные проекты, как, например, выпуск качественной православной газеты требует наличия многих специалистов и финансовых средств, которых может и не быть на отдельно взятом приходе.
Также нужно понимать, что влияние одного прихода на происходящее в районе или городе всегда ограничено. Но объединенные местной православной общественной организацией православные люди могут стать влиятельной и авторитетной силой, с мнением которой будут считаться. В качестве примера можно поведать о ситуациях, которые происходили и происходят во многих малых городах России, когда лучшие городские площадки для массовых мероприятий предоставлялись сектантам, где они могли собирать огромное количество людей для проповеди своих вредоносных учений. Без сомнений, мелким чиновникам, принимающим решение разрешить деятельность сектантов в их подведомственном городе, приходится сопоставлять последствия своих решений, а именно: недовольство священства и правящего архиерея, порой, и высшей государственной власти с размером их (мелких чиновников) неофициального вознаграждения от представителей сект и, надо прямо заявить, их выбор чаще всего склоняется не в пользу православных. Почему это происходит? Это происходит потому, что любой мелкий чиновник пока еще может сказать священнику или правящему архиерею: «Я вас очень уважаю, но по закону они (сектанты) тоже имеют право». С точки зрения буквы закона чиновник может быть прав, но с точки зрения наших традиционных ценностей – нет. Еще такой чиновник может сказать: «Это ваше личное мнение, батюшка, поскольку кроме вас никто об этом не выражает своей озабоченности, православные-то молчат...». Да, православные молчат, поскольку надеются, что местная власть со священством найдут пути решения возникающих проблем. Но предназначение священства вовсе не в том, чтобы устраивать склоки с властью. Более того, священству более подобает быть над спором граждан и власть имущими. В тоже время, говорить о том, что местные власти без устали работают во благо своих граждан не всегда приходится. Во многих местах, местные чиновники свои вотчины воспринимают как свои личные владения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но наличие на территории авторитетной и влиятельной местной православной организации, которая могла бы в конструктивной форме выразить свое отношение к происходящему в городе, районе, оценить тот или иной поступок чиновников явилось бы гарантией учета местными чиновниками мнения православного населения.
Но для этого православным необходимо освоить технологии работы с общественным мнением.
РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ. Активным православным людям, душой болеющим за Церковь и Отечество нужно понять, что власть – это не всегда должность, даже более того, должность не всегда наделена властными полномочиями. Власть – это категория, близкая к такому понятию, как влияние.
Мы живем в информационном обществе. В современном информационном обществе влияние осуществляется через мысли и идеи и средства доведения мыслей и идей до масс либо просто людей или группы людей. Под средствами нужно понимать средства массовой информации (СМИ).
Информационное общество диктует свои правила и законы, один из которых состоит в том, что если та или иная позиция, точка зрения отсутствуют в информационном пространстве, то это означает почти следующее: отсутствует субъект, носитель этой позиции, точки зрения.
Надо со всей очевидностью сказать, что наша (православных) точка зрения или позиция по многим вопросам развития страны пока еще отсутствует в информационном пространстве, как на федеральном, так и на местном уровне. Во-первых, это связано с тем, что мы еще не научились формировать конструктивную позицию, учитывающую политические реалии. При этом формирование такой позиции согласно теории политического искусства должно исходить из постепенности достижения поставленных целей. Во-вторых, мы даже не задумываемся о необходимости работы с общественным мнением проживающего на нашей территории (городе, районе, области) населения, между тем как правильно (конструктивно) сформированная позиция православных на те или иные процессы, будь то: воспитание молодежи, образование, застройка, ЖКХ, экологические проблемы, проблемы здравоохранения, благоустройства территории, которые имеют место быть в нашей повседневной жизни и волнующие многих, могла бы стать предметом обсуждения населения, вызвать одобрение населения. А население, думающее одинаково и имеющее своих представителей в лице местных православных организаций, может с легкостью изменить позицию местной власти по тому или иному вопросу.
Например, в случае с сектантами мэр города, имея желание снова победить на предстоящих выборах, лучше найдет десять причин отказать сектантам, чем вызвать негодование авторитетной православной организации, которая умеет работать с общественным мнением населения, которая при случае может значительно снизить рейтинг мэра, самонадеянно пренебрегающего верой предков.
Именно поэтому существует необходимость создания на территориях местных православных сообществ, способных учреждать свои структуры в виде местных православных общественных организаций, учреждать свои СМИ либо взаимодействовать с уже существующими светскими СМИ.
Безусловно, лидеры местных православных организаций, как верные чада Русской Православной Церкви, должны находиться в тесном взаимодействии со священноначалием, духовно руководиться священноначалием.
ДИСКУССИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ. Проведение дискуссий на различные темы в малых городах, районах по-прежнему является эффективным инструментом влияния, поскольку может представлять собой важное культурное событие регионального масштаба. По нашему мнению проведение дискуссий под сенью Церкви, посвященных вопросам, как духовно-нравственного развития населения, так и другим вопросам, волнующих жителей города, района: экологические проблемы, благоустройство территории, ЖКХ, застройка, проблемы здравоохранения, образования и т.д., стало бы еще одним инструментом влияния местных православных сообществ на процессы местного уровня.
Дело в том, что вокруг нас есть люди высокого культурного уровня и образования, специалисты в различных областях, так называемая местная элита, чей потенциал не до конца раскрыт для блага общества. Это работники искусства, писатели, предприниматели, педагоги, военные, чиновники и т.д. Эти люди обладают опытом и знаниями, которые не востребованы местной властью, и которыми можно воспользоваться для благих целей. Церковь, в данном случае могла бы выступить в качестве организатора таких мероприятий, собрать вокруг себя людей доброй воли для оценки происходящих на местном уровне процессов и их корректировки, для разработки предложений, которые можно было бы адресовать местной власти.
Организация дискуссии содержит в себе: план, персональный состав участников, задачи и цель. Кроме того, дискуссией нужно уметь управлять, чтобы работа проходила конструктивно и слажено. Для усиления эффекта дискуссии наиболее содержательную ее часть необходимо публиковать в местных СМИ.
Таким образом, сосредоточив «в своих руках» местный «интеллектуальный потенциал», местные православные сообщества могут стать весомой силой, способной корректировать работу местных властей, участвуя в формировании на территориях по сути православной культуры, негласных правил и порядков, отражающих глубинный уклад российского общества, нормы и правила которых местная власть будет стараться учитывать в своей работе.
ПРИМЕР ЭФФЕКТИВНОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ. Как пример эффективного общественного действия на местном уровне, успешной правозащитной деятельности, рассмотрим действия местной православной общественности по защите детского православного приюта «НИКИТА» при храме великомученика Никиты в д. Бывалино Павлово-Посадского р-на Московской обл.
В марте 2007 г. подмосковное министерство образования своим письмом в подведомственные учреждения ввело запрет на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в православные общины. Данное письмо фактически было воспринято на местном уровне как директива, имеющая целью административный запрет деятельности негосударственных православных образовательных учреждений для детей-сирот.
В июле 2007 г. прокуратура Московской области признала директиву областного министерства образования незаконной.
Приют «НИКИТА» подвергся нападкам со стороны местной прокуратуры и местных проверяющих органов в начале февраля 2007 г. и оказался, по сути, на пороге закрытия. Представители санитарной службы обнаружили, что в нем как бы не хватает унитазов, моечных ванн для посуды, а также нашли ряд других нарушений. Организованной травлей подвергся не только детский приют «Никита», но и другие приюты в гг.: Владивосток, Владимир, Волжский, что свидетельствует о спланированной провокации, имеющей целью вызвать негодование у Русской Православной Церкви и православной общественности и направить его в адрес центральной власти.
Правовое решение ситуации с приютом «НИКИТА» не предвещало успеха. Поскольку выдвигались все новые и новые требования, например, необходимо было построить новую кухню (поскольку существующая не устраивала по площади), для чего требовались финансовые средства и время. Кроме того, сразу появились сомнения в том, что местные чиновники действительно хотели помочь устранить не значительные недостатки в приюте. У них была другая цель. Эти опасения подтвердились, когда настоятелю через третьих лиц было предложено создать некий фонд по распределению бюджетных средств, направляемых государством на сиротские нужды.
Поэтому на собрании попечителей и друзей детского православного приюта «НИКИТА» было принято решение о «переводе» возникшей ситуации из правового поля в общественно-политическое и заручившись поддержкой общественности и, как следствие, общественных и политических деятелей пресечь попытки разрушения приюта для детей. Для этих целей было создано Региональное Общественное Движение «СПАСЕМ НИКИТУ!» – Движение в поддержку приютов Русской Православной Церкви. Наряду с этим защитники приюта не оставляли надежд правового решения ситуации. По этому направлению работали профессиональные адвокаты.
Создание общественного движения явилось очень важным, возможно определяющим, фактором достигнутой в последствии победы. Дело в том, что вокруг было много людей, которые хотели помочь, но не знали как. Не было организующего направленного действия, способного «подключить» к процессу защиты местное (и не только) население. Общественное движение смогло решить эту задачу, опубликовав в местной газете лист по сбору подписей в поддержку приюта «НИКИТА». Кроме того, был создан сайт движения для коммуникаций. В подписном листе были указаны координаты организаторов, графа, где каждый желающий мог оставить свой телефон для последующей коммуникации (в случае необходимости активных протестных действий). Кроме того, общественным движением была организована широкая информационная кампания. Результаты этой работы таковы: проблему осветили по федеральным каналам телевидения: 1-м, России, НТВ, ТВ-Центр. Этой теме посвятили ряд публикаций центральные, местные газеты и журналы, интернет-издания и информационные агентства: КРЕМЛ.ОРГ, Интерфакс, Известия, «Человек и Закон». По этой ситуации высказались: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, иерархи Русской Православной Церкви, известные общественные и политические деятели, творческая интеллигенция. Изначально информационная кампания была построена на посыле: «Местные чиновники дискредитируют центральную власть», что и привело ее к успеху.
Создание общественного движения решило еще одну важную задачу. Благодаря ему, в ситуации, наряду с позициями проверяющих органов и настоятеля, возникла еще одна позиция – это позиция местного православного сообщества, совпадающая, по сути, с позицией настоятеля. Но если на настоятеля местная власть могла оказывать давление, то на организованное местное сообщество оказывать давление было невозможно. Кроме того, духовенство не всегда может высказывать свое мнение о действиях местной власти открыто, в силу существующей церковной дисциплины и других причин, но православные миряне могут свободно выражать свое отношение к тем или иным событиям. С началом сбора подписей местные чиновники заметно поостыли в своем желании уничтожить приют, а детей «распихать» по детским домам. Как опытные конъюнктурщики, они осознали, что все это может закончиться для них не в их пользу. Была одержана позиционная победа, которая и завершилась в дальнейшем окончательной победой защитников приюта.
По словам директора подмосковной Свято-Алексеевской гимназии Максима Лескова «впервые за многие годы взаимодействия общества и власти активная гражданская позиция православной общественности, деятелей науки и культуры, представителей СМИ позволила не на словах, а на деле защитить права сирот и остановить наступление на православные приюты». По его словам, произошедшее стало «хорошей школой публичного диалога с властью, адекватного, цивилизованного ответа на чиновничий беспредел».
ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ЦЕРКВИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. Единственными политическими убеждениями православных людей должны быть: защита интересов Церкви, в широком смысле, и общественная поддержка инициатив Церкви.
Любая партийность есть разделение православных христиан в соответствии с их политическими воззрениями, разделение Тела Христова, которое есть Церковь. Между тем апостолы заповедовали нам избегать разделения, быть единомысленными, смиряться друг пред другом ради мира и согласия. Для православных людей идеалом политического устройства всегда будут являться сильная верховная власть, олицетворенная в освященной монархии при беспартийности подданных. Для православных людей понятия: «освященная монархия» и «подданные» не являются обидными, как для либерально настроенных граждан, поскольку они являются отголосками православного мировоззрения, свидетельствующего о том, что во главе Вселенной – Бог-Создатель, Вселенная создана Им и поэтому находится по отношению к Богу в подчиненном положении, а согласно Основам социальной концепции, принятой Русской Православной Церковью (III, 7) по своему совершенству монархия находится ближе к идеальному, с точки зрения православных людей, общественному устройству – теократии (власти Божьей), чем демократия (власть народа). При этом по учению Церкви людям дана свобода выбора между добром и злом.
В настоящее время у православного народа нет однозначного отношения к политическим партиям, как и однозначного понимания своего участия в деятельности той или иной партии. Такое отношение диктуется, как уже замечено было ранее в начале статьи, предубежденностью в отношении политики вообще.
Между тем, политические партии, являясь неотъемлемым и важнейшим элементом современной политической системы России, могут рассматриваться православными людьми, как площадки для коммуникаций и влияния на ситуацию в стране с точки зрения наших традиционных ценностей, под которыми мы понимаем: учение Русской Православной Церкви и сформированную Ей за века особую русскую культуру.
При сложившейся политической конъюнктуре наиболее целесообразным является использование для этих целей ресурса партии власти – политической партии «Единая Россия». Нам, православным, нужно понять одну расхожую политическую мудрость: если у нас есть желание корректировать вектор развития процессов, происходящих в России, нужно активно включаться в сами процессы. В противном случае, находясь на задворках политики, мы сможем только сотрясать воздух патриотическими речами, ни на что не влияя. Нужно отбросить гордость и ложное понимание чистоты, располагающее нас к осуждению и брезгливости в отношении к так называемым политическим противникам, вспомнив слова апостола: «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15). В противном случае наше место на политическом Олимпе будет занято (и уже активно используется) менее «чистоплотными», но более практичными людьми, делающими на всем свою личную выгоду, использующие политику в корыстных целях.
Использование активными православными людьми существующих и представленных в Государственной Думе и региональных законодательных собраниях партий для целей защиты интересов Церкви является необходимым при сложившихся в России политических реалиях. Работа в политических партиях даст активным православным людям возможность приобрести необходимый опыт, позволит освоить политическое искусство. При успешном развитии местных православных сообществ, которые по своей сути должны быть надпартийными, возрастании их авторитета, в будущем, партийность в России может потерять свою актуальную на данном этапе организационную сущность российской политической системы. Местные православные сообщества и выдвинутые благодаря их деятельности православные общественные и политические деятели, объединенные в общее православное общественно-политическое движение, могут составить основу будущей политической системы в России.
Даже если этот последний тезис останется гипотезой (это будет зависеть от самих православных людей), в любом случае в ныне действующих российских партиях появится гораздо больше православных людей, что позитивно повлияет на существо проводимой этими партиями политики. Господь сказал: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13). Соль, как известно, используется в хозяйстве для предотвращения гниения мяса, рыбы. Именно в этом смысл слов Спасителя: православные христиане – это та субстанция, которая препятствует гниению этого погрязшего в пороке мира.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ БУДУЩЕМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ПОЛИТИКУ. Безусловно, не многие православные люди станут политиками. Православными политиками станут те, кому Господь положил на сердце особое горение, преподал особые таланты. Но как определить для себя от Бога ли это горение или нет?
Само по себе стремление занять высокое место в социальной лестнице не является грехом, если человек, обладающий этим стремлением, прежде всего, имеет желание послужить народу, частью которого он является, по слову Господа: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26, 27). Только при таком благородном внутреннем настрое существует гарантия успеха политической деятельности, общественной пользы и спасительности этого пути для личности православного политика. Без сомнений, такому человеку будет споспешествовать Божественная помощь. Сам Бог защитит и вразумит его в трудные времена его жизни.
Не лишним было бы отразить здесь несколько качественных требований, которые можно предъявить к личности православного политика. В связи с этим вспомним о том, что Господу и апостолам приходилось находиться среди разных людей, чаще всего среди тех, кто более всего нуждался в спасении от победивших их страстей: «разбойников, мытарей и блудниц». При этом они, имея в себе искреннюю любовь и сострадание к страждущим от страстей, имели в себе силы не осуждать их и, таким образом, не повреждались внутренне при общении с этими людьми. «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15). В этом смысле православному политику необходимо, прежде всего, иметь внутренний мир, порождающий неосуждение к окружающим его людям. Православному политику в большей степени, чем остальным православным людям, придется непосредственно столкнуться на своем пути с пороками общества, такими как: гордость, славолюбие, сребролюбие, честолюбие, предательство, разврат, пьянство, жестокость. При этом ему нужно будет сохранить в чистоте как самого себя, так и не ввергнуться в грех осуждения по отношению к другим. Человеку это невозможно, но с Божией помощью возможно все. Именно поэтому православному политику надеяться на свои силы было бы самонадеянно. На его пути ему может помочь исключительно упование на Бога.
И пусть в тяжелейших для него обстоятельствах утешением ему будут служить подвиги благочестивых политиков прошлого: ветхозаветного царственного пророка Давида, императора Константина Великого, князя Владимира – крестителя Руси, первого некоронованного русского царя Андрея Боголюбского, князей Дмитрия Донского и Александра Невского, горожанина Минина и князя Пожарского, царя-страстотерпца Николая II.
Этот раздел хотелось бы завершить словами выдающегося русского писателя Ф.М. Достоевского в назидание православным политикам будущей России: «Политика – это любовь к своей Родине».
ИСКУШЕНИЯ ПРИЗВАНЫ РАЗВИТЬ НАШИ СИЛЫ. Еще раз хотелось бы обратить внимание православного читателя на ситуацию с детским православным приютом «Никита» и другими приютами, подвергшимися гонениям. Как могли произойти гонения на детские православные приюты, когда самые высокие государственные чины регулярно заявляют об умножающемся позитивном взаимодействии государства и Церкви, когда ни одно заметное торжественное событие, как на федеральном, так и на местном уровнях не проходит без участия уважаемого священноначалия?
Ситуация показала, что в высших эшелонах власти есть достаточное количество людей, которые исподволь, не напрямую, готовы наносить Церкви вред, а на местном уровне – мелкие алчные чиновники, не имеющие за душой ничего святого, всегда готовые продать кусочек Родины.
Если говорить о средствах массовой информации, то можно отметить, что, несмотря на позитивные изменения в последние годы, которым мы обязаны исключительно негласным договоренностям с Кремлем, Администрацией Президента РФ, несмотря на огромное количество порядочных и честных журналистов, в целом, многие руководители СМИ, к сожалению, по-прежнему игнорируют социально значимую деятельность Церкви. Многие либерально настроенные из них готовы, как и в прежние времена, вылить не один ушат грязи в адрес Церкви и священноначалия.
Почему атака антицерковных сил была направлена на приют «Никита»? В силу своего разумения полагаю, что милосердный Господь, зная о том, что защитники приюта, обладая необходимыми знаниями и ресурсами, смогут мобилизоваться и эффективно ее отразить с Его помощью, Он попустил случиться этому искушению именно здесь. Другие приходы, оказавшись в подобной ситуации, могли бы и не устоять. Но враг рода человеческого и его помощники об этом не знали. Благодаря действиям защитников приюта «Никита» были спасены и другие православные приюты в России. Атака захлебнулась, вызвав ответную эффективную контратаку сплотившихся людей доброй воли – защитников приюта. Полагаю, что Бог попускает нам такие искушения для того, чтобы мы стали опытнее, для того, чтобы мы развили свои силы. Воин совершенствуется в бою. Нам нужно всегда помнить о том, что земная Церковь – Церковь воинствующая. Надо помнить о том, что данная нам Господом передышка не будет продолжаться вечно.
Поэтому хотелось бы, чтобы данная статья послужила призывом к созданию брони Церкви, представляющую собой разветвленную сеть авторитетных и влиятельных местных православных сообществ, которые по мере усиления смогут преобразить жизнь на территориях соответственно с нашими традиционными ценностями, смогут воспитать новых лидеров, которые в последствии смогут занять различные властные позиции, как на местном, так и на федеральном уровнях.
Важно заметить следующее: местные православные сообщества и представляющие их местные православные общественные организации должны стать своими и для остальных граждан. Такие люди должны знать, что, попросив помощь, они всегда ее найдут в этих организациях. В этом случае многие придут к истинной вере, увидев в нас искреннюю братскую любовь.
Местные православные сообщества, объединенные в общее православное общественно-политическое движение, смогут отразить любую внутреннюю революцию, предотвратить любые страшные интриги наверху, станут фундаментом крепости и непобедимости России!
О ПРАВОСЛАВНОЙ МОНАРХИИ. Если и суждено осуществиться пророчествам о восстановлении в России православной монархии, то, не вдаваясь в содержание этих пророчеств, можно с уверенностью сказать, что это может произойти лишь при выполнении определенных условий, фундаментальным из которых будет наличие авторитетных и влиятельных местных православных сообществ, в которых будущий Государь обретет себе опору и поддержку.
Работа бояр (чиновников) в этом случае будет под пристальным взором как православного монарха (сверху), так и местных православных сообществ (снизу), которые составят основу гражданского общества будущей России.
Николай Николаевич Бондаренко, председатель Межрегионального Общественного Движения в поддержку православных образовательных и социальных инициатив «ПЧЕЛКИ»
2. Читаем внимательно Основы социальной концепции!
III.7 Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей
При судействе — общественном строе, описанном в Книге Судей, — власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым. Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов.
Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом апостола Павла, «если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор. 7. 21).
Вместе с тем, Церковь должна уделять главное внимание не системе внешней организации государства, а состоянию сердец своих членов. Посему Церковь не считает для себя возможным становиться инициатором изменения формы правления, а Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».
1.
Далее читать не стал. Мне не интересны чаяния республеканцев развалить общество.
В нормальном обществе нет никаких граждан. Там есть подданые.
А там где начинаются граждане (их свободы и общества) - там заканчивается Православие.
Читайте Победоносцева. Он все это вам разжевал - только приложите усилия проглоить