Я думаю, все прекрасно понимают, что в ходе СВО решается вопрос, кто кого одолеет: новоявленное украинство или исконный Русский мир. Это понимаем как мы, так и наши враги, недаром само это словосочетание – Русский мир – вызывает у них звериную злобу и ненависть.
Не случайно патентованный недруг России, глава польского правительства Матеуш Моравецкий в статье, опубликованной в The Telegraph, заявил, что идеология «Русского мира» представляет угрозу для всех европейских стран, и призвал: «Недостаточно поддерживать Украину в ее военной борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию».
Не отстают от Моравецкого и сонмы различных украинских пропагандистов и политиков. За многие годы, предшествовавшие СВО, мы довольно наслышались о том, что «Русский мир – это гибель Украины», что с ним необходимо покончить решительно и бесповоротно. Например, украинский президент Пётр Порошенко заявил, что считать Украину частью Русского мира может лишь сумасшедший. Выступая в Краматорске (Донецкая область), он сказал, в корне извращая суть дела: «Почти 2,5 тыс. украинских героев отдали свою жизнь для того, чтобы освободить Донбасс, защитить его от так называемого Русского мира». Публицист Александр Тверской, рассуждая о событиях на Донбассе, пишет, что «украинцы сдерживают кровожадный Русский мир на последнем рубеже». А заместитель генерального директора украинского телеканала ATR Айдер Муждабаев заявил: «Всё, что имеет в корне слово "Россия", всё, что с ним сейчас хоть как-либо связано, – это кристальное, тотальное и доказанное зло. Как для украинцев, так и для всего мира не пещерных людей». И т.д., и т.п.
Особенно усилились нападки на Русский мир после воссоединения России с Крымом, когда эта доктрина прозвучала с самой вершины российской власти. О необходимости защитить и консолидировать Русский мир заговорил наш президент Владимир Путин еще в 2014 году. А в 2015 году глава МИДа Сергей Лавров также публично отметил важность развития Русского мира; он сказал, что для России поддержка Русского мира служит «безусловным внешнеполитическим приоритетом».
Ответом украинской стороны стали попытки запретить в бандеровской державе даже само понятие Русского мира. 28 сентября 2018 года в Верховной Раде зарегистрировали проект закона № 9139 «О внесении изменений в закон “Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики” (об осуждении и запрете “русского мира” в Украине)». Это выдающийся памятник украинского законотворчества. Статью 436-1 уголовного кодекса предлагается дополнить пунктом о пропаганде Русского мира. Все формы популяризации этой идеи будут наказываться ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой. Подобная пропаганда должна быть запрещена всем юридическим лицам, политическим партиям, СМИ, общественным организациям. Кроме того, после принятия закона Центральная избирательная комиссия получит право не регистрировать кандидатов в президенты и народные депутаты, политические партии, которые публично ведут пропаганду Русского мира. В пояснительной записке сказано: «Необходимо однозначное осуждение и запрет на законодательном уровне в Украине идеи “русского мира” как формы национал-социализма (нацизма)». Кто бы говорил!
Украинские законодатели, на какое-то время отложив шлифовку проекта, недавно вновь вернулись к этой «плодотворной» инициативе. В марте 2021 на этот раз уже депутаты правящей партии «Слуга народа» внесли в Верховную раду законопроект об установлении уголовной ответственности за пропаганду идеологии «русского мира». Законопроект разработан группой парламентариев во главе с внефракционным депутатом Александром Шевченко. Авторы документа предлагают наказывать за продвижение подобных идей тюремным сроком до 10 лет.
К разнузданной кампании против Русского мира подключились активисты так называемой Православной церкви Украины. На заседании Синода этой церковной организации 27 июля с.г. они приняли «Письмо о привлечении российского патриарха Кирилла к канонической ответственности и лишении его патриаршего престола». В письме иерархи ПЦУ требуют «осудить доктрину "русского мира" и признать ее еретической; квалифицировать действия патриарха Кирилла на канонической территории Александрийского патриархата как схизматические (раскольнические); лишить Кирилла Гундяева права занимать Московский патриарший престол». Ни много ни мало.
Вероятно, в связи со всеми подобными инициативами украинский вице-премьер Вячеслав Кириленко уверяет, что отныне на Украине «российская ментальность закрыта».
К сожалению, деятельность ненавистников Русского мира не ограничилась декларациями и законопроектами. Недавно они совершили чудовищное преступление: взорвали молодую журналистку и общественного деятеля Дарью Дугину, дочь известного разработчика идеологии Русского мира философа А.Г. Дугина, которая и сама была предана этой идее, служила ей истово. В связи с этим бесчеловечным терактом глава комитета Госдумы по международным делам и руководитель ЛДПР Леонид Слуцкий метко назвал взрыв машины Дугиной «атакой на скрепы Русского мира».
Ненависть к Русскому миру и борьба с ним не на живот, а на смерть, со стороны врагов России, а также русофобствующей хунты Украины и ее адептов не удивляет.
Удивляет, что в самой России находятся борцы с Русским миром, чьё рвение мало уступает рвению наших прямых и откровенных врагов.
В общем и целом реабилитация и поддержка Русского мира произошла не только на вершине нашей властной пирамиды, но и во всем российском обществе. Это движение, по мнению некоторых наблюдателей, затронуло даже структуры, непосредственно осуществляющие политическое руководство и контроль. 4 августа, например, информационное агентство Readovka распространило такое извещение: «Центрам “Э” (подразделения МВД, заточенные на борьбу с экстремизмом. – А.С.) по всей стране поступило распоряжение перестать “кошмарить” по 282-й статье за пропаганду русского национализма. При этом вопросы межнациональных конфликтов теперь будут пресекаться в разы жестче. Кажется, в нашей стране, наконец, задались вопросами идеологии. Как стало известно Readovka от трех источников, имеющих отношение к проблеме, в вопросах возбуждения производства дел по 282-й статье на места поступили новые вводные. Теперь “эшникам” настоятельно не рекомендуют касаться вопросов обсуждения русской идентичности и пропаганды русской нации вообще. Связано это в первую очередь, естественно, с СВО – стало публиковаться слишком много пограничных, по мнению силовиков, постов в соцсетях, зачастую от простых жителей, которых точно нельзя заподозрить в экстремизме. Этот патриотический народный порыв было решено никак не пресекать и дать волю русским открыто признаваться в величии государствообразующей нации и ее значимости в мировом масштабе. Однако Россия была бы какой-то другой страной, если бы у этой истории не было обратной стороны. Вместе с тем на места поступило и распоряжение усилить контроль за любыми проявлениями межнациональной розни, такое будет теперь пресекаться в разы жестче».
Появилась в данной связи даже надежда, что та самая межнациональная рознь отныне больше не будет привычно рассматриваться правоохранителями через призму презумпции виновности русских. А статья 282 повернется, наконец, против гостей нашей страны, возомнивших себя ее хозяевами. Как ветеран Русского движения, состоящий в нем с 1991 года, я отлично помню дикие преследования, которым подвергались русские люди, посмевшие в злые годы сурковщины выступить в защиту своих прав и интересов, особенно на почве именно межнациональных отношений. Несколько тысяч (!) молодых, горячих русских парней, вставших по велению сердца на защиту своего народа и того самого Русского мира, расселилось тогда по местам лишения свободы. Сколько судеб таких защитников оказалось сломано разными «органами»! В 2008 году мне даже пришлось написать по этому поводу статью со знаковым названием «Новая инквизиция», которую осмелился опубликовать журнал «Наш современник». В ней я рассказал о возрождении тоталитарного полицейского государства, о попытке антирусского геноцида, о запрете на откровенное и объективное обсуждение этнополитических проблем, о невозможности бороться с несправедливостью в отношении русских. Приводил множество примеров нелепых и противоправных преследований русских националистов.
Говорил я и о том, что «именно ФСБ формирует стратегическое направление (“борьба с русскими националистами”) и курирует весь процесс этой борьбы». Я написал тогда слова, под которыми подписываюсь и сегодня: «Стратегия такого поведения ФСБ в высшей степени неумна и противоречива. Ведь превратить русское движение из противника режима в его мощнейшего сторонника было бы совсем нетрудно, для этого надо лишь прислушаться к справедливым требованиям государствообразующего народа, начать защищать его права и интересы. От этого государство Россия (и его ФСБ) только укрепится, получив безоговорочную поддержку 82 % населения – мечта любого разумного политика. И наоборот, раздувать конфронтацию государства (в лице ФСБ и др.) с государствообразующим народом – это опасное безумие, сродни плеванию в колодец, которое ничем хорошим не кончится, а для самих плевателей может и вовсе обернуться трагически. Нельзя рубить сук, на котором все сидят. Таким образом, борьба Федеральной службы безопасности с Русским движением – есть борьба против самих основ государственной безопасности России».
Надо признаться, меня лично тоже не обошла волна репрессий в 2000-х и 2010-х годах: два обыска, полтора десятка попыток завести на меня уголовное дело по 282 статье или запретить мои книги. Но Бог миловал, удалось отбиться, хотя семь из моих тридцати с лишним книг таки запрещено, чем сегодня, можно бы, скорее, гордиться.
Ситуацию неожиданно для всех переломил лично президент Владимир Путин. Который, во-первых, выкинул из своей администрации Владислава Суркова, злого гения Русского движения, отца этой репрессивной политики. А во-вторых, воссоединил Крым с Россией, после чего в октябре 2014 года, выступая на Валдайском форуме, заявил вдруг: «Самый большой националист в России – это я». Чем поверг общественность в настоящий шок, ибо такого признания не ожидал никто. Но что сказано, то сказано. Признание Путина смело можно назвать поворотным в новейшей истории. В том же году прозвучал на весь свет и тезис о Русском мире. А это, согласитесь, уже тенденция.
Прямым следствием изменения внутриполитического президентского курса я считаю внесение лично Путиным поправки в Конституцию России (2020 год), где русские в косвенном виде признаются государствообразующим народом. И высший арбитр – Конституционный суд России разъяснил: эта поправка действительно касается, конкретно, – именно и только русского народа, который внес основной вклад в строительство России и на котором она, в основном, и держится ныне.
Итак, на самом верху российского общества мы видим однозначную и четкую ориентацию на «замирение» власти с русским народом, на признании его значения, на поддержку Русского мира и его идеологов и деятелей, в конце концов. Что вполне правомерно и естественно в условиях СВО и подъема русского национального самосознания. И, если верить вышеприведенному сообщению информационного агентства Readovka, в целом властная вертикаль правильно реагирует на указанные перемены и отходит от порочной практики преследования русских националистов.
Однако не зря в народе говорят: «Жалует царь, да не жалует псарь». Недавно я получил известия о том, что кое-где у нас еще не перевелись не в меру ретивые и неуемные силовики, для которых сезон охоты на «русских ведьм» все никак не закончится, вопреки ясно выраженной позиции президента и истеблишмента.
Дело Романа Юшкова, видного активиста Русского движения в Перми, кандидата географических наук и до недавнего времени доцента Пермского госуниверситета, уже на слуху у отечественной аудитории. В частности, Первый русский интернет-канал «Царьград» посвятил большой и подробный материал этому делу. Которое и началось-то с публикации «Царьградом» громкого журналистского расследования насчет серии изнасилований и превращения юных русских девушек в секс-рабынь, которое осуществлялось сплоченной группой из состава азербайджанской диаспоры в Ижевске, весьма влиятельной. При этом преступление и преступники покрывались местной полицией при участии сотрудников той же, как на грех, национальности. Один из которых, Х. Байрамов, предупредил друзей от грядущем задержании и позволил сбежать из России (за это оборотень в погонах отсидел небольшой срок), а другой, руководитель райотдела Угро ОМВД, не только не наказал земляка, но и пытался выгородить его в суде. Оба полицейских, как понимает читатель, одной с преступниками национальности: азербайджанцы, их поведение – результат этнической солидарности в чистом виде.
Что до Юшкова, то вся его «вина» заключается в том, что ознакомившись с этим расследованием и придя во вполне понятное возмущение, русский активист 21.08.21 перепостил материал во «ВКонтакте», снабдив нелицеприятным комментарием. Как сообщает «Царьград», «он сравнил ситуацию в Англии, где пакистанцы-мигранты десятки лет подряд похищают и насилуют маленьких девочек и остаются при этом безнаказанными, и грязную историю в Ижевске. Также Юшков заявил, что насильники "терроризируют" нас в собственной стране и посетовал, что проблема никак не решается».
Казалось бы, что тут можно возразить, и в чём можно усмотреть преступление блогера? Однако то, что сошло бы с рук любому другому, не пожелали спустить Юшкову. Дело в том, что Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по Пермскому краю (Центр «Э») долго и упорно преследует видного русского активиста, с которым у них давние счёты. Причём до сих пор – безуспешно. По словам самого Юшкова, которого я знаю лично много лет как на редкость порядочного, умного и преданного русскому народу неравнодушного человека, со стороны Центра «Э» уже был с десяток попыток зацепиться за разные его публичные высказывания. Такова, видимо, принципиальная установка начальника Центра полковника Евгения Иванова, который, как я понял, и на этот раз стоит за очередной попыткой привлечь Юшкова к суду. А до того пермская прокуратура и СК неоднократно отвергали другие попытки Центра открыть уголовное дело против блогера. В этих обстоятельствах, я так считаю, можно усмотреть личный мотив сведения счетов, ведь в 2018 году состоялась резонансная победа Юшкова в суде присяжных – оправдание по делу о «еврейских 6 миллионах».
Как я предполагаю, начальник Центра «Э» не смог пережить такой удар по своей профессиональной репутации да и просто по самолюбию. Вот и начал новое преследование. К блогеру с обыском заявились сотрудники Центра, изъяли компьютерную технику, цифровые носители информации. 22 февраля 2022 года в отношении него возбудили уголовное дело по статье «Возбуждение ненависти или вражды» (ч. 1 ст. 282 УК РФ).
Преследуя русского блогера Юшкова, выступившего против конкретных азербайджанцев, насиловавших русских девочек, в том числе несовершеннолетних, и организовавших для «своих» сеть подпольной проституции, полковник с фамилией Иванов оказался, на мой лично взгляд, по одну сторону баррикады с правонарушителями, каковы Г., С. и Н. Рзаевы, Х. Байрамов, и с покрывавшим последнего полицейским начальником П. Намазовым. Ведь у них оказался общий противник, вот и сработал принцип «враг моего врага». Хорошая компания, не так ли? Парадокс…
И парадокс этот – не единственный в деле. Поскольку на этот раз Следственное управление Следственного комитета по Пермскому краю в лице его главы Дениса Валерьевича Головкина почему-то решило поддержать полковника Иванова. В результате чего Илья Сергеевич Решетников, молодой старший следователь Следственного отдела по Дзержинскому району г. Перми Следственного управления СК РФ по Пермскому краю, принял дело к производству и назначил по нему экспертизу.
И вот что интересно. В своё время выдающийся деятель российской мусульманской уммы философ и улем (ученый богослов) Гейдар Джемаль недаром выдвинул понятие «этнические мусульмане», то есть люди, относящиеся к этническим группам, традиционно исповедующим ислам. Он с полным основанием считал эту общность хоть и неформальной, но вполне действенной, проявляющейся в нашей жизни. Среди этих людей могут быть азербайджанцы, узбеки, таджики, татары – конкретика неважна. Зато важно, что все они входят в единую общность: этнические мусульмане. И воспринимают друг друга как «своих», а поэтому крепко стоят друг за друга.
Так вот – обрати внимание, читатель! – Решетников назначил по данному делу экспертизу, доверив ее двоим этническим мусульманам из Казани: государственному судебному эксперту Шаяхметовой Эльвире Халитовне (даже не имеющей ученой степени) и старшему государственному судебному эксперту Абитову Ильдару Равильевичу.
Поскольку в основе дела, предположительно, лежит конфликт на почве межнациональных отношений, то национальная и конфессиональная принадлежность всех его участников, особенно экспертов, имеет принципиальное значение. Могу ли я лично предполагать, что эти эксперты соблюдут принцип этноконфессиональной солидарности, характерной для «этнических мусульман», и не будут беспристрастны в своем заключении? Думаю, что да.
И вот в моих руках семь страниц экспертного заключения, я их внимательно изучил. Главные выводы таковы:
«1. В публикации Юшкова Р.А. содержится совокупность лингвистических и психологических признаков возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по принципу национальной принадлежности (азербайджанцы, проживающие на территории России)…
3. В публикации Юшкова Р.А. содержится совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения к совершению действия, направленных на физическое уничтожение представителей азербайджанской диаспоры в России. Побуждение выражено в непрямой форме, не в форме призыва…
4… Утверждение содержится в пресуппозиции высказывания: “И мы, даже узнав всё это, не в состоянии их поубивать”…
5. В высказывании Юшкова Р.А. содержится информация (мнение) о том, что “своя” группа не имеет возможности (“не в состоянии”) физически уничтожить “чужую” группу…».
Опущу подробности т.н. «доказательств» экспертов, их анализировать – надругательство над здравым смыслом. Надо сказать, у меня довольно богатый опыт судебных разбирательств, я много раз выступал как истец, ответчик и защитник (между прочим, засудил по делу о защите своей чести и достоинства не кого-то, а самого Главного раввина России – Берла Лазара), повидал немало экспертиз. На мой лично взгляд как кандидата филологических наук и главного научного сотрудника МосГУ перед нами – не профессиональная экспертиза, а возмутительная псевдонаучная белиберда.
Но что в данном случае значит мое мнение? Лучше взглянем, что написала в официальной рецензии эксперт-лингвист с 45-летним стажем работы, доктор филологических наук, автор 170 научных публикаций, профессор Московского городского педагогического университета Елена Борисова. Она сама не раз выступала экспертом по делам о клевете, экстремизме и разжигании национальной розни в Межрегиональном бюро судебных экспертиз им. Сикорского, прекрасно знает специфику дела. Ее оценка «экспертизы» Абитова и Шаяхметовой вполне однозначна:
«Исследование включает в себя умозаключения, нашедшие отражение и в выводах, противоречащие современным методам анализа текста, признанным в лингвистике. В частности, не учтен контекст и правила русского языка при определении денотата наименования “азербайджанцы”. Вывод о пресуппозиции не основан ни на каких принятых в науке методах семантического анализа».
Иными словами, «экспертиза» антинаучна, а ее обвинительный вердикт попросту притянут за уши экспертами. Трудно не согласиться с этим.
Нравится кому-то это или нет, но истина такова: одни этнические мусульмане насиловали и держали в секс-рабстве русских девочек, другие этнические мусульмане их покрывали, а третьи фабриковали обвинение против того русского активиста, который посмел эти преступления обличать и возмущаться ими. Подчёркиваю: это делали не все этнические мусульмане, какие только есть на свете, а отдельные их представители, конечно же. Но тем не менее факт налицо. Этноконфессиональная подоплека конфликта, на мой взгляд, очевидна. И создали эту подоплеку, в первую очередь, те правоохранители, что покрывали преступников, и те, что заказывали экспертизу.
Самое неприглядное в этой истории: русского активиста, который посмел возмутиться преступлениями отдельных азербайджанцев, вполне правомерно высвечивая при этом их национальную принадлежность, эксперты – этнические мусульмане – именно за это обвиняют в разжигании межнациональной розни. Но ведь не только он называл национальность преступников: это делали и интернет-канал «Царьград», и региональное управление СК. А Генпрокуратура России даже направила запрос о возбуждении дел не куда-нибудь, а в азербайджанскую Генпрокуратуру, тем самым признавая этнонациональный компонент преступления. Не предъявить ли им за это обвинение?
Подобный приём против Юшкова использовался в этом деле и раньше. Так, для того, чтобы открыть само дело, следствие предварительно запросило молодого эксперта из той же Казани – Резеду Акбирову. Которая, конечно же, усмотрела в тексте злополучного поста криминал.
Тут, на мой взгляд, просматривается своеобразная избирательность Центра «Э» и СК Перми, предпочитающего использовать в делах против раздражающего их русского активиста – экспертов из числа этнических мусульман (трое экспертов из четырех). Нет ли в таком подходе умысла на разжигание межнациональной розни? Мне лично кажется, что есть: все это выглядит в моих глазах как натравливание на русского по этноконфессиональному признаку. Хотя, может быть, заказчики просто побоялись, что русские эксперты не станут высасывать из пальца обвинения против русского блогера? И подстраховались, обратившись к тем, для кого Юшков – «чужой»?
Приём этот – известный, проверенный, безотказный. Точно так же в далеком уже 2008 году прокурор Ивановской области Мурат Кабалоев обратился за экспертизой к этнической мусульманке Ф. Фарахутдиновой, чтобы запретить две мои брошюры. Эта женщина-филолог, татарка, бежавшая от преследований по национальному признаку из Узбекистана, нашла себе пристанище в русском городе Иванове, где беженку приняли Христа ради на работу в госуниверситет. Хорошо же она отплатила защитившему ее русскому народу, обвинив в своем экспертном заключении мои сочинения в том, что они-де имеют «ярко выраженный прорусский характер»! На каковом основании Советским районным судом г. Иваново было принято решение потрясающей абсурдности и неправосудности: судья Е.А. Рощина признала брошюры экстремистскими. Это событие вызвало гнев и возмущение всего Союза писателей России, который выступил с открытым письмом в ряде газет, подписанным пятью десятками виднейших писателей, в числе которых были Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Василий Белов, Владимир Крупин, Леонид Бородин, Станислав Куняев, Валерий Ганичев, Герой Советского Союза Владимир Карпов, Герой Советского Союза Михаил Борисов, Герой Социалистического труда Егор Исаев, Александр Проханов, Юрий Лощиц, Александр Крутов, народный артист России Михаил Ножкин и многие другие. Они осудили судебное решение и причастных к оному лиц. Но дело (подлое дело, я считаю) было сделано – и именно потому, что у г-жи Фарахутдиновой не дрогнула рука обвинить русского автора в том, в чем повинны, без сомнения, все лучшие писатели Земли Русской за все времена.
Нечто подобное мы видим сегодня и на примере Романа Юшкова, против которого пермский СК тоже подрядил, в основном, этнических мусульман, чтобы уж наверняка, без осечки, получить повод для привлечения его к суду.
Конечно, я могу и ошибаться. Ну, так пусть над всем этим задумается московское начальство пермских правоохранителей, которое, я надеюсь, лучше них понимает веяния времени. А в чём они, собственно, состоят?
Современные политологи нередко обращаются к понятию «окно Овертона». В основе этого концепта лежит простая идея: представители власти поддерживают только общепринятые идеи и нормы, в противном случае они потеряют доверие электората. Как говорил Конфуций, если ты хочешь, чтобы народ шёл за тобой, ты должен идти за ним. А это значит, что допустимые рамки публичных высказываний и действий властей предержащих всегда должны быть ограничены текущим общественным дискурсом.
Как нетрудно понять, сегодня благодаря нашей СВО открылось очередное то самое окно Овертона. Общественный дискурс в России диктует жёстко и однозначно: лицам, облеченным властью, нельзя действовать против Русского мира, ставить ему палки в колёса, нельзя не поддерживать Русский мир, не давать ему «зелёную улицу». В противном случае легко оказаться в категории врагов народа, врагов России, для которых тот самый Русский мир нетерпим и неприемлем до скрежета зубов. И так заработать соответствующее к себе отношение.
Случилось так, что Роман Юшков в своей родной Перми – яркий представитель именно Русского мира, один из наиболее активных и авторитетных его акторов. Не случайно он одним из первых в Перми публично поддержал СВО и тем самым проявил свою лояльность и солидарность с Русским миром и нашим президентом В.В. Путиным.
Теперь пришло время для Русского мира проявить свою солидарность с Юшковым и поддержать его. Я уверен, что это в той или иной форме произойдёт. Ведь эпоха сурковщины прошла и не вернётся.
Интересно в этой связи будет посмотреть, какую позицию изберут в конечном итоге пермские МВД, СК, Прокуратура и суд в деле Юшкова: с русским народом, с Русским миром – или против него. Это важно, особенно в контексте продолжающейся СВО.
Окно Овертона для них пока еще открыто.
Александр Никитович Севастьянов, член Союза писателей России, кандидат филологических наук
2. Ответ на 1, Человек:
1.