Крестные ходы как училище соборности

В свете учения свт. Николая Сербского

0
548
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива

Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах.

Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности.

Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

Цель крестных ходов в Сербии, в начале 20-х годов прошлого века была проста. Она состояла в молитве за погибших родственников, а также в стремлении к церковному единству и в стремлении к соборности. Сербское священноначалие, узнав об этой народной инициативе, благословило свт. Николая, руководившего тогда Охридской епархией, возглавить это движение. Здесь можно смело сказать, что, не будь этого благодатного, со стороны свт. Николая окормления, оно бы постепенно угасло, либо приняло сектантский характер, тем более что тенденции к таковому угасанию и перерождению уже были. Но, благодаря самоотверженному служению свт. Николая на этом поприще Богомольческое движение охватило всю Сербию. Благодаря свт. Николаю, многие тысячи сербских патриотов собирались периодически на совершаемую во время крестных ходов соборную молитву.

Характерно, что с 1930 года, по инициативе свт. Николая Сербского, чтобы Богомольчество действительно стало училищем соборности, в монастыре Дивостин (что означает – Девичий стан) близ гор. Крагуевац, стали проходить Соборы Богомольческого движения. Соборы в Дивостине предопределили выпуски Богомольческого журнала, которые стали издаваться по благословению святителя, еще за несколько лет до означенных Форумов. Редактором Богомольческого журнала был знаменитый впоследствии духовник, священник Иоанн Рапаич. При открытии первого Собора в Дивостине, отец Иоанн сказал такие слова: «Братья и сестры, думаю, что ангельские небеса сегодня радуются такому великому числу собравшихся здесь, в Дивостине, в этом удивительном «Девичьем стане». Наше Богомольческое движение, во-первых, является покаянным делом. И мы все здесь собраны ради покаяния. Как, по словам Спасителя, велика радость на небе за одного покаявшегося грешника, так какова же радость от сотен покаявшихся! Бабочка радуется цветущему полю; пчела радуется цветущему саду; мать радуется дому, полному детей, а Бог радуется множеству Своего народа. И мы радуемся Богу. Наша наука не наша собственная, но та, которая Евангелием объявлена миру».

Самое удивительно, что на эти Покаянные Соборы, впоследствии стали собираться не только православные сербы, но и делегаты из других стран. Приезжали даже богословы из Ирландии. Всего, за 20 лет деятельности Богомольческого движения было издано более ста выпусков Богомольческого журнала, благодаря которому церковное просвещение в Сербии поднялось на небывалую, по сравнению с прежними временами высоту. На этих Соборах, богомольцы, пройдя многие десятки и даже сотни километров, делились друг с другом духовным опытом – причем выступить мог любой желающий. Крестоходцы рассказывали о происходящих с ними чудесах – в основном это были чудеса возвращения к Богу отпавших от веры людей. Отметим, что Владыка Николай благословлял наиболее ревностных и талантливых богомольцев заниматься миссионерской работой в среде своих соплеменников. Возвращения человека к Отцу Небесному, как говорит о том Евангелие, является самым главным на земле чудом. Возможно, именно поэтому, свт. Николай озаглавил посвящённую Богомольчеству книгу именно так – «Наука о чудесах».

В предисловии к этой книге, свт. Николай Сербский так охарактеризовал суть окормляемого им Движения: «Православное богомольческое движение в Югославии, после Первой Мировой войны, по сей день представляет собой целую духовную эпопею, которая не завершена, но продолжается. В чём суть этого Движения, изложено в этой книге. Те, которые не знали об этом почине, осуждали и высмеивали его, знавшие о нём поверхностно, относились к богомольчеству пассивно. Но те, кто принял участие в этом Движении, были воодушевлены им, возлагая на него великие надежды в отношении духовно-нравственного возрождения сербского народа. Среди тех последних нахожусь и я…».

Немаловажно, что Форумы в Дивостине (несмотря на то, что там зачитывали и богословские доклады) имели характер живого общения. Православная песенная культура, народные песни, старинные былины, объединяли и старых и малых, объединяли священников и мирян. В песнях, как говорят этнологи – душа народа. И эту душу не выразить никакими словами, и не отобразить никакими определениями. Ее можно только прочувствовать, можно только пропеть. А потому, именно она объединяла совершенно разных людей, ниспосылая в их души живой ток. Бывало, что после очередного доклада, кто-то из священников или мирян начинал петь песню, и многотысячный хор Православных людей подхватывал её. А затем наступало молчание. Хотелось слушать Небеса, хотелось молиться.

И теперь, из отдаления многих десятилетий, можно смело сказать, что благодаря деятельности Богомольческого движения душа сербского народа действительно возродилась. На факт этого возрождения впоследствии указал весь ход Второй мировой войны. Ибо, Сербия в эти годы явилась единственной европейской страной, оказавшей (несмотря на жестокий геноцид со стороны хорватов и боснийцев) действенное сопротивление фашистским оккупантам. Например, уже в 1941 году в сербском партизанском движении участвовали 80 тыс. человек, а в 1944 году, численность партизан достигла трехсот тысяч. Среди них были десятки тысяч монархистов-четников, которые прекрасно понимали опасность большевистского коммунизма. А потому, можем сказать утвердительно: «Если бы свт. Николай не возглавил охватившее всю Сербию Богомольческое движение, если бы благодаря его деятельности не возродилась душа народа, то и не было бы этих трехсот тысяч партизан, которые в течении пяти лет сковывали десятки гитлеровских дивизий (и по сути, вынудили Германию открыть на Балканах Третий фронт), тем самым приблизив Победу на несколько месяцев. Вот так, усилиями одного человека, а вместе с тем и всего народа, духовная победа предопределила, если говорить об общем деле, победу военную.

Обращаясь же к нашей современной России, мы должны сказать с удовлетворением о возрождении старорусской крестоходной традиции. Как и в древние времена, возродилась традиция однодневных шествий на Престольные праздники в соседние сёла. Возродился и обрёл новый смысл Великорецкий крестный ход из Вятки на реку Великую. С 1992 года начались Покаянные крестные ходы от Храма-на-Крови в Екатеринбурге в монастырь Царственных Страстотерпцев в урочище Четырех братьев. За прошедшие 30 лет, по России, а также Ближнему и Дальнему Зарубежью, было совершено множество пеших крестных ходов, а также и молитвенных объездов. Именно поэтому, в России сейчас нет, пожалуй, ни одного православного верующего, который бы не участвовал хотя бы в однодневном крестном ходе.

Особо нужно отметить, что крестные ходы возрождают в народе не только церковную соборность, но такое качество, как доменность, о которой писали еще Тертулиан и другие древние историки. Для русского человека главным является не землячество, и не узко национальная принадлежность, но – доменность. Потому что, именно она, доменность, вбирает в единый дом и единую семью людей из разных земель, и людей принадлежащих к разным народам. А потому, не удивительно, что крестоходцы, если они прошли вместе многодневным крестныМ ходом, становятся друг для друга как бы родственниками. И такая, на духовном уровне родственная связь, бывает порой выше и крепче связи плотской и связи кровной. А потому, именно эта возрождЁнная на крестных ходах душа народа, которая восприняла в себя дух соборности и дух доменности, именно она сумеет в будущем возродить и саму соборность во всей ее полноте.

В завершение необходимо вновь привести слова свт. Николая Сербского, говорящие о том, что богомольчество – это не просто паломничество по святым местам, не просто соборная молитва, но, гораздо выше: богомольчество – это духовное делание по возрождению души народа. Вот слова святителя: «Хочу развеять мглу сомнения относительно православности и церковности Богомольческого движения. Хочу показать и доказать, что это Движение не было протестантским «ревайвлом», который разгораясь гаснет, но это длительное и весьма длительное духовное восстание, природно зародившееся изнутри, в душах человеческих, жаждущих Бога, постепенно расширявшееся и распространявшееся всюду между Сербами по Югославии».

Хочется добавить – Если мы желаем, чтобы и у нас в России совершилось, по слову свт. Николая Сербского: «длительное, и весьма длительное духовное восстание народа, восстание душ человеческих», мы должны пристально изучить опыт Богомольческого движения Сербии, чтобы применить его и на нашей Русской земле.

Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Степанович Сороковиков
Сотериология Крестного хода
Размышления о завершившемся Великом Русском Пути
20.08.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
О необходимости Поместного Собора
Впечатления о поездке в Кинешму
29.01.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
Все статьи Александр Степанович Сороковиков
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
05.11.2024 21:38
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
05.11.2024 20:26
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
05.11.2024 19:20
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
05.11.2024 18:56
Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
05.11.2024 18:25
Супероружие и дельта времени
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
05.11.2024 18:13