Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах.
Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности.
Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.
Цель крестных ходов в Сербии, в начале 20-х годов прошлого века была проста. Она состояла в молитве за погибших родственников, а также в стремлении к церковному единству и в стремлении к соборности. Сербское священноначалие, узнав об этой народной инициативе, благословило свт. Николая, руководившего тогда Охридской епархией, возглавить это движение. Здесь можно смело сказать, что, не будь этого благодатного, со стороны свт. Николая окормления, оно бы постепенно угасло, либо приняло сектантский характер, тем более что тенденции к таковому угасанию и перерождению уже были. Но, благодаря самоотверженному служению свт. Николая на этом поприще Богомольческое движение охватило всю Сербию. Благодаря свт. Николаю, многие тысячи сербских патриотов собирались периодически на совершаемую во время крестных ходов соборную молитву.
Характерно, что с 1930 года, по инициативе свт. Николая Сербского, чтобы Богомольчество действительно стало училищем соборности, в монастыре Дивостин (что означает – Девичий стан) близ гор. Крагуевац, стали проходить Соборы Богомольческого движения. Соборы в Дивостине предопределили выпуски Богомольческого журнала, которые стали издаваться по благословению святителя, еще за несколько лет до означенных Форумов. Редактором Богомольческого журнала был знаменитый впоследствии духовник, священник Иоанн Рапаич. При открытии первого Собора в Дивостине, отец Иоанн сказал такие слова: «Братья и сестры, думаю, что ангельские небеса сегодня радуются такому великому числу собравшихся здесь, в Дивостине, в этом удивительном «Девичьем стане». Наше Богомольческое движение, во-первых, является покаянным делом. И мы все здесь собраны ради покаяния. Как, по словам Спасителя, велика радость на небе за одного покаявшегося грешника, так какова же радость от сотен покаявшихся! Бабочка радуется цветущему полю; пчела радуется цветущему саду; мать радуется дому, полному детей, а Бог радуется множеству Своего народа. И мы радуемся Богу. Наша наука не наша собственная, но та, которая Евангелием объявлена миру».
Самое удивительно, что на эти Покаянные Соборы, впоследствии стали собираться не только православные сербы, но и делегаты из других стран. Приезжали даже богословы из Ирландии. Всего, за 20 лет деятельности Богомольческого движения было издано более ста выпусков Богомольческого журнала, благодаря которому церковное просвещение в Сербии поднялось на небывалую, по сравнению с прежними временами высоту. На этих Соборах, богомольцы, пройдя многие десятки и даже сотни километров, делились друг с другом духовным опытом – причем выступить мог любой желающий. Крестоходцы рассказывали о происходящих с ними чудесах – в основном это были чудеса возвращения к Богу отпавших от веры людей. Отметим, что Владыка Николай благословлял наиболее ревностных и талантливых богомольцев заниматься миссионерской работой в среде своих соплеменников. Возвращения человека к Отцу Небесному, как говорит о том Евангелие, является самым главным на земле чудом. Возможно, именно поэтому, свт. Николай озаглавил посвящённую Богомольчеству книгу именно так – «Наука о чудесах».
В предисловии к этой книге, свт. Николай Сербский так охарактеризовал суть окормляемого им Движения: «Православное богомольческое движение в Югославии, после Первой Мировой войны, по сей день представляет собой целую духовную эпопею, которая не завершена, но продолжается. В чём суть этого Движения, изложено в этой книге. Те, которые не знали об этом почине, осуждали и высмеивали его, знавшие о нём поверхностно, относились к богомольчеству пассивно. Но те, кто принял участие в этом Движении, были воодушевлены им, возлагая на него великие надежды в отношении духовно-нравственного возрождения сербского народа. Среди тех последних нахожусь и я…».
Немаловажно, что Форумы в Дивостине (несмотря на то, что там зачитывали и богословские доклады) имели характер живого общения. Православная песенная культура, народные песни, старинные былины, объединяли и старых и малых, объединяли священников и мирян. В песнях, как говорят этнологи – душа народа. И эту душу не выразить никакими словами, и не отобразить никакими определениями. Ее можно только прочувствовать, можно только пропеть. А потому, именно она объединяла совершенно разных людей, ниспосылая в их души живой ток. Бывало, что после очередного доклада, кто-то из священников или мирян начинал петь песню, и многотысячный хор Православных людей подхватывал её. А затем наступало молчание. Хотелось слушать Небеса, хотелось молиться.
И теперь, из отдаления многих десятилетий, можно смело сказать, что благодаря деятельности Богомольческого движения душа сербского народа действительно возродилась. На факт этого возрождения впоследствии указал весь ход Второй мировой войны. Ибо, Сербия в эти годы явилась единственной европейской страной, оказавшей (несмотря на жестокий геноцид со стороны хорватов и боснийцев) действенное сопротивление фашистским оккупантам. Например, уже в 1941 году в сербском партизанском движении участвовали 80 тыс. человек, а в 1944 году, численность партизан достигла трехсот тысяч. Среди них были десятки тысяч монархистов-четников, которые прекрасно понимали опасность большевистского коммунизма. А потому, можем сказать утвердительно: «Если бы свт. Николай не возглавил охватившее всю Сербию Богомольческое движение, если бы благодаря его деятельности не возродилась душа народа, то и не было бы этих трехсот тысяч партизан, которые в течении пяти лет сковывали десятки гитлеровских дивизий (и по сути, вынудили Германию открыть на Балканах Третий фронт), тем самым приблизив Победу на несколько месяцев. Вот так, усилиями одного человека, а вместе с тем и всего народа, духовная победа предопределила, если говорить об общем деле, победу военную.
Обращаясь же к нашей современной России, мы должны сказать с удовлетворением о возрождении старорусской крестоходной традиции. Как и в древние времена, возродилась традиция однодневных шествий на Престольные праздники в соседние сёла. Возродился и обрёл новый смысл Великорецкий крестный ход из Вятки на реку Великую. С 1992 года начались Покаянные крестные ходы от Храма-на-Крови в Екатеринбурге в монастырь Царственных Страстотерпцев в урочище Четырех братьев. За прошедшие 30 лет, по России, а также Ближнему и Дальнему Зарубежью, было совершено множество пеших крестных ходов, а также и молитвенных объездов. Именно поэтому, в России сейчас нет, пожалуй, ни одного православного верующего, который бы не участвовал хотя бы в однодневном крестном ходе.
Особо нужно отметить, что крестные ходы возрождают в народе не только церковную соборность, но такое качество, как доменность, о которой писали еще Тертулиан и другие древние историки. Для русского человека главным является не землячество, и не узко национальная принадлежность, но – доменность. Потому что, именно она, доменность, вбирает в единый дом и единую семью людей из разных земель, и людей принадлежащих к разным народам. А потому, не удивительно, что крестоходцы, если они прошли вместе многодневным крестныМ ходом, становятся друг для друга как бы родственниками. И такая, на духовном уровне родственная связь, бывает порой выше и крепче связи плотской и связи кровной. А потому, именно эта возрождЁнная на крестных ходах душа народа, которая восприняла в себя дух соборности и дух доменности, именно она сумеет в будущем возродить и саму соборность во всей ее полноте.
В завершение необходимо вновь привести слова свт. Николая Сербского, говорящие о том, что богомольчество – это не просто паломничество по святым местам, не просто соборная молитва, но, гораздо выше: богомольчество – это духовное делание по возрождению души народа. Вот слова святителя: «Хочу развеять мглу сомнения относительно православности и церковности Богомольческого движения. Хочу показать и доказать, что это Движение не было протестантским «ревайвлом», который разгораясь гаснет, но это длительное и весьма длительное духовное восстание, природно зародившееся изнутри, в душах человеческих, жаждущих Бога, постепенно расширявшееся и распространявшееся всюду между Сербами по Югославии».
Хочется добавить – Если мы желаем, чтобы и у нас в России совершилось, по слову свт. Николая Сербского: «длительное, и весьма длительное духовное восстание народа, восстание душ человеческих», мы должны пристально изучить опыт Богомольческого движения Сербии, чтобы применить его и на нашей Русской земле.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, общественный деятель, Владимирская область, г. Покров