itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Исторический смысл настоящей эпохи

Время подошло для всего Русского мира познать полноту Истины

0
903
Время на чтение 13 минут
Фото: из личного архива автора

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Апок. 19: 11)

Мы живем в переломную эпоху общественных изменений, когда неудержимый поток исторического движения вдруг ударился о стену социальной преграды и закружился в водовороте разрушительных действий, выравнивая себе ложе для дальнейшего бегства в будущее. Первыми обрушились под историческим напором социальной стихии недавно возведенные строения социалистического общежития, всецело обращённые в «коммунистическое будущее» и не учитывающие эгоистической привычки человеческой натуры. Но это крушение было лишь начальным актом пробуждения главного потока грядущей истории, обозначенного суровыми просторами северной цивилизации как переднего края необъятных перспектив человечества в освоении космических просторов, отметая прозападный курс буржуазного общества как слишком тесный для творческого разлива мышления людей.

Будущее человечества и определит глобальный спор Западного и Северного проектов мировой истории, ориентированных, соответственно, в своих жизненных устремлениях на принципы «индивидуализма» и духовной «целостности», способной к саморазвитию. «Если самосознание Южной цивилизации, взращенное теплой благодатью окружающей природы, руководствуется принципом тождества в понимании мировой целостности, а логика Востока, воспитанная привычной иерархией семейно-родственных отношений, следует требованию единства различий в организации бытия, то мысль Запада, направляемая разнородностью природных факторов к постоянным усилиям по их подчинению воле людей, исповедует в своей практике принцип противоречия, борьбы различий, трактуя общество как конкуренцию индивидуальных лиц в праве на власть. Северная цивилизация должна в силу экстремальности природных условий приучать свое население к взаимопомощи в преодолении внешних препятствий и творческому освоению окружающей среды, руководствуясь принципом целостности как логическим основанием познавательной деятельности» (Глобальные контуры грядущего социума и вселенские алгоритмы уходящей эпохи).

Западная цивилизация, исповедуя идеологию насилия человека над природой и руководствуясь логикой «индивидуализации» бытия, подошла к пределу своей исторической целесообразности, отвергая ныне естественное разделение человеческого рода на мужчин и женщин и культивируя «промежуточные» между ними состояния организма, уродуя этим новые поколения людей как морально, так и физически. Северная цивилизация, следуя духу саморазвивающейся «целостности», признаёт совершенство естественной природы человека и видит его дальнейшее развитие в творческом мышлении, основанном на познании объективных законов окружающего мира. Таким образом, главное идеологическое расхождение цивилизаций Запада и Севера заключается, соответственно, в противоположных жизненных программах «индивидуализма» и «органицизма», приоритета анализа, дробления сущего в усилиях первой и углубления логики объединения, синтеза бытия в действиях второй.

Конкуренция стратегий «анализа» и «синтеза», «индивидуализма» и «органицизма» будет определяющим фактором в утверждении нравственного облика грядущего общества. Победителем в идейном споре этих социальных программ станет та общественная система, которая с наибольшей полнотой выразит вселенский дух человеческого сознания, в жизненной практике которой будет явлен с особой силой приоритет духовных запросов над материальными потребностями. «Золотой Телец» телесного пресыщения и «Святой Дух» творческого мышления сошлись сегодня в прямой схватке за обладание историческим будущим.

Каким же духовным потенциалом обладает Северная цивилизация в своем споре за лидерство в грядущем социуме? Этот потенциал раскрывается общей динамикой ее исторической жизни. На сегодняшний момент наиболее энергичным и конструктивным в ее развитии показал себя русский этнос, сформированный духовным своеобразием братских народов «малороссов», «великороссов» и «белорусов». Социальной предпосылкой рождения русского этноса стало призвание на власть в 862 году ильменскими славянами и финно-угорскими племенами чуди, веси и мери воителей варяжского племени Русь во главе с Рюриком, Синеусом и Трувором. Но сугубо силовое, «политическое» объединение восточнославянских племен, осуществлённое первыми русскими князьями путем присоединения к прибалтийско-новгородским территориям киевских земель, вряд ли можно рассматривать как рождение русского народа без духовного оплодотворения жизни народных масс. Началом такого духовного зарождения русского народа стало крещение в 988 году в греческом Херсонесе киевского князя Владимира, освятившего духом православной веры всю русскую землю и ее жителей.

Однако православная религия, объединив духовными узами русский народ, не смогла преодолеть политической разобщенности княжеской верхушки общества, пронизанной непрерывной борьбой за обладание лучшими, наиболее богатыми городами русской земли. Политическая разобщенность княжеской власти, пропитавшая своими раздорами жизнь Древней Руси, и сформировала своевольный характер, эмоционально-чувственную натуру нынешних «малороссов». Внутренние, «гражданские» раздоры князей существенно ослабляли русское государство перед внешними угрозами. Эта политическая разрозненность княжеской власти на Руси и привела страну в первой трети XIII века к историческому крушению в схватке с татаро-монгольским нашествием, в столкновении с объединенной силой туранских народов, подчинивших на два с половиной столетия русский народ воле ордынских ханов и разорвавших геополитическое единство русской земли на северо-восточную Русь и юго-западную Украину.

Освобождение в конце ХV столетия северо-восточных русских земель от ордынского ига положило начало новому этапу в развитии Северной цивилизации, центральным деятелем которого становится великорусский этнос, сформированный рассудочной логикой борьбы с внешними врагами и укрепления самодержавия в управлении русским государством. Московская Русь освящается православной церковью при правлении Ивана Грозного как Русское царство, утверждая этим единство духовной и светской власти и переходя к политике завоевания новых земель. Политический кризис русской державы на рубеже XVI-XVII веков, вызванный кончиной 17 января 1598 года последнего представителя царствующего дома Рюриковичей и разрывом династической преемственности, стал началом Смутного времени. Народное ополчение Минина и Пожарского, освободившее Москву от польского порабощения, показало политическую зрелость русских масс в утверждении государственного единства. Избрание 17 февраля 1613 года на Земском соборе новым русским царем Михаила Федоровича Романова оградило суверенитет русского государства от европейского и туранского влияния: «Иноземных принцев и татарских царевичей, говорилось в постановлении Собора, на русский престол не приглашать».

Однако раскол Русской православной церкви во второй половине XVII века надломил нравственный союз Церкви и Государства в пользу единоначалия политических властителей. Царская воля Петра Первого отвергла существенное участие православной церкви в управлении государством. Провозглашение царём Петром в конце своего правления Русского царства Российской империей окончательно оборвало духовную связь государственной власти с православной душой русского народа, уравняв его в нравственном плане с другими народами империи: с того времени политико-правовой, великодержавный абсолютизм утвердился в управлении российским обществом.

Восстание Пугачева внутри России и революционные события в Европе конца ХVIII столетия, освободительная война 1812 года и восстание декабристов поколебали державный абсолютизм в управлении страной, заставив имперскую власть искать пути к восстановлению духовной связи с русским народом. Выражением этого стремления стала в первой половине ХIХ века идеология триединства оснований имперской власти, представленных идеями «самодержавия», «православия», «народности». Однако подлинный характер участия русского народа в жизни страны очень выразительно был обозначен фактом отмены крепостного права лишь в 1861 году. Подневольная зависимость русского крестьянства, подтвержденная Соборным уложением от 1649 года, довлела над русскими массами, лишая их собственной воли, формируя сугубо «служебный», строго регламентированный, лишь исполнительский стиль поведения великорусского народа и толкая его к «самовольным» действиям лишь разрушительного характера.

Попытки имперской власти восстановить доверие русского народа оказалась безрезультатными и в 1917 году Российская империя рухнула, отдав бразды правления над российским населением первоначально буржуазно-дворянской верхушке общества, а затем безродным большевикам-интернационалистам, совершенно не связанным с нравственными традициями русского народа. Советская власть, освободив народы бывшей российской империи от власти дворянско-буржуазной элиты и узаконив их право на особые «национально-республиканские территории», нисколько не озаботилась судьбой русского населения, лишенного каких-либо особых прав на свою «русскую землю». Бесперспективность «русского образа» жизни в рамках советской государственной системы и подготовила ее падение в 1991 году, ее «кулуарное саморазрушение» волей политических отщепенцев с утратой Россией присоединённых в годы империи земель. Так завершился «политико-правовой», самодержавно-военизированный крен русского государственного судна в исторической стихии Новейшего времени, оборвавший духовную связь государственной власти с волей русского народа, разделивший население страны на «правителей» и «исполнителей».

Прошедшее с той поры тридцатилетие с полным правом можно назвать «эпохой безвременья», «социального застоя», так как она не выдвинула никакой новой «позитивной идеи» в организации российского общества, нисколько не возвысила русский народ к новым историческим свершениям и лишь до предела обнажила скрытые ранее противоречия. Поэтому А. Дугин вполне справедливо сравнивает наше время с периодом Смутного времени первого десятилетия XVII века, когда поляки как передовой отряд европейских сил завладели Кремлем, надеясь в ближайшем будущем уничтожить русское государство. «Смутное время, – по его словам, – это аналог эпохи Горбачёва – Ельцина. Выход из Смутного времени – этому аналог Владимир Владимирович Путин. Трудно выходить из Смутного времени? Трудно. Поляки Москву брали, сидели в Кремле. С опорой, кстати, на малороссийских казаков» (Александр Дугин. Философия военного времени).

Развивая историческую аналогию Дугина нашей эпохи с событиями Смутного времени, следует отметить, что сегодня, как и тогда, смута возникла на разрыве династической преемственности в управлении страной, усугублённой в дальнейшем духовным разложением советской державы и русского народа. Сегодня верхушка украинского общества решила под влиянием новых геополитических обстоятельств еще более обострить ситуацию в Русском мире, не только подкрепить военной силой обособление Украины от России, но и расторгнуть каноническое единство украинского православия с Русской Православной церковью. «Собор Украинской Православной Церкви..., который состоялся 27 мая 2022 года в городе Киеве, рассмотрел вопросы церковной жизни, возникшие в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины. По результатам работы, Собор принял следующее: <…> 4. Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, что свидетельствуют о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви».

Таким образом, если татаро-монгольская кабала над Древней Русью стала результатом политического разобщения княжеских сил, то нынешний раздор России с Украиной дополняется их духовным расхождением. Поэтому одним военным принуждением, на которое надеется Дугин, невозможно будет достичь «общерусского замирения»: «Когда мы завершим Специальную Военную Операцию, – полагает он, – тогда мы и поговорим, кто здесь автокефальный, а кто – нет» (Александр Дугин. Философия военного времени).

Думаю, что церковная разобщённость русских-украинцев и русских-россиян лишь усилит их военное противостояние. Сегодня для достижения общерусского замирения нужна новая идеология Русского мира, опирающаяся не только на субъективную волю православной веры, но также на объективные данные научных знаний о мировой целостности. К глубокому сожалению, особенностью постсоветской истории российского общества является официальный запрет статьей №13 Конституции РФ от Ельцина иметь россиянам государственную идеологию. Сохранение этой статьей своей законодательной силы на всем протяжении «постылого тридцатилетия» вызывает все большие сомнения у российских патриотов о действительном суверенитете Кремля в принятии решений, свободных от «внешнего управления». Эти подозрения могут быть полностью опровергнуты лишь скорейшим устранением злополучной статьи из конституционных оснований российского социума и последующей формулировкой Кремлем патриотической государственной идеологии как воодушевляющего знамени российского общества в претворении будущего.

Стране крайне нужен новый «идейный ориентир», способный устранить расхождения политических и идеологических факторов, обеспечить единство материальных и духовных сил в претворении достойного будущего России. Такой силой, способной связать землю и небо, материальную практику с высшими устремлениями жизненного духа людей, является наука, выступающая как логическая реконструкция целостности общественной практики. Но сегодня и отечественная наука внутренне разобщена на поклонников западного «либерализма» и приверженцев российского «патриотизма»: поэтому в борьбе за возрождение России необходимо опираться не столько на социально-гуманитарные дисциплины, сколько на естественнонаучные данные. «Практически все наше научное сообщество, – признается Дугин, – наше преподавательское сообщество – носители либерального вируса. Может быть за исключением естественных наук и чисто технических дисциплин» (Александр Дугин. Философия военного времени).

Идеологический вирус западного либерализма в наиболее обнажённом виде выражает себя в русофобии, в стремление уничтожить Россию и русский народ. К сожалению, обстоятельства ныне таковы, констатирует Дугин, что «русофобия – это билет в нашу культуру. Если ты не русофоб, ты не можешь ничего в ней сделать. А если ты еще любишь свой народ, всё, тебе пришел конец» (Александр Дугин. Философия военного времени).. Российско-Украинская война и русофобия, поразившая даже верхи российского общества, служат убийственным свидетельством, что великорусский этнос полностью исчерпал свой созидательный ресурс в прокладке новых путей в историческую даль, требуя от идеологов Русского мира духовной помощи в осмыслении действительности, в нахождении новых путей в будущее.

Россия ныне вновь, как когда-то в XIII столетии, вплотную приблизилась к «могильному провалу» национальной катастрофы, связанной с истощением в обществе не столько физических, сколько духовных сил, требующих от русских людей коренного пересмотра их представлений о мировой целостности и ждущих пробуждения нового субъекта социальной практики. «Сегодня, – делает вывод Дугин, – пришло время менять вообще всё – саму парадигму. Необходимо новое гуманитарное, политологическое, философское переосмысление самой сущности России, её идентичности, её роли в мире, ее отношений с Западом, структуры ее общества, ее истории» (Александр Дугин. Философия военного времени). Если во времена Древней Руси политическая разобщенность русских земель, связанных лишь православной верой, привела к татаро-монгольскому порабощению, то в наше время именно отсутствие у русских адекватного духовного настроя направляет страну к гибели.

Если в древние времена русскому люду не хватило политического единства для спасения страны от неволи, то ныне ему не хватает не только политического единства, но также должного духовного потенциала, способного переломить ход истории творческой силой своего мышления. Такая сила не просматривается в жизненных устремлениях украинского народа, всецело погруженного в чувственные переживания величия Древней Руси. Ее, к сожалению, не видно и у великорусского народа, привыкшего к размеренному строю воинского устава и не посягнувшего на святость статьи №13 постсоветской конституции России о запрете любой государственной идеологии, в том числе глубоко патриотической и научно выверенной. Остаётся последняя надежда на творческую мощь интеллекта белорусского народа, еще не сказавшего своего решающего слова ни в прошлом, ни в настоящем.

Именно Беларусь должна спасти и себя, и весь Русский Мир, и всю Россию, а с ней и все человечество от гибели, подтверждая великим делом Справедливость своего ясного именования как «Светлой Руси». Именно Беларусь, то есть чистая, светлая Русь, предназначена мировой историей сказать своё главное слово в пробуждении животворных сил, творческих энергий русского духа. Весомость этого слова будет определяться устремленностью белорусского разума к «целостным потенциалам» мировой реальности, выражением которых служат ныне научные знания, постижимые лишь интеллектуальным созерцанием. Если сила Древней Руси укреплялась духом веры в признании неизменности нравственных заповедей, а мощь Российской империи держалась рассудочной слаженностью русских масс в исполнении приказов начальствующих лиц, то нужная ныне для возрождения Русского мира разумная сила должна питаться творческой энергией каждой зрелой личности. Такой нерастраченный личностный ресурс хранится в духовной культуре белорусского народа, питаемой самоотверженной любовью к родной земле. Если руководством малороссов был призыв «крепить свою веру», а заповедью великороссов стал лозунг «почитай начальника», то наставлением белорусов должна стать заповедь: «И познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Время подошло для всего Русского мира познать полноту Истины. Но для белорусов это требование особенно актуально.

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как-бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Апок. 19: 6–9).

Гореликов Лев Александрович, доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 10, учитель:

Вопрос был поставлен достаточно ясно - о "месте" Творца в т.н. Общей теории Цикличности…"

10. Ответ на 8, Александр Волков:

"В рамках Общей теории Цикличности после победы на Украине к середине столетия произойдет новое противостояние с Западным миром."
//////////////////////
А, прости, Господи, Творец в этой Общей теории цикличности представлен как "крутящий" Колесо (?) или… "смотрящий" за ним?

А что по Вашему Мир хаотичен, в нем нет никакой упорядоченности ?
учитель / 08.08.2022, 21:33

9.

Ответ на 5: "После победы на Украине у России будет всего несколько десятилетий до нового серьезного противостояния".

Не будьте наивным: перерыва не будет.
Лев / 08.08.2022, 17:50

8. Ответ на 7, учитель:

"В рамках Общей теории Цикличности после победы на Украине к середине столетия произойдет новое противостояние с Западным миром."
//////////////////////
А, прости, Господи, Творец в этой Общей теории цикличности представлен как "крутящий" Колесо (?) или… "смотрящий" за ним?

7. Ответ на 6, Александр Волков:

"НО ! Это дает только несколько спокойных десятилетий , за которые Запад опять усилится и…"
"Западные страны обладают огромным научным и технологическим потенциалом."
//////////////////////////////
Разве это во вполне определенном смысле не противоречащие "посылы"?
И такое немаловажное уточнение… Запад не только обладает НТ ПОТЕНЦИАЛОМ, он реален ПРАКТИЧЕСКИ - в отличие от "разукомплектованной" за постперестроечное время России? И через "современную победу России" о коей говорите, Запад (а по сути - позиции будущего Антихриста!), учитывая характер сопровождающих "конфликт" "процессов", усиливаются еще более - и пожалуй, как никогда?
Разве не Западу необходима Победа России?

В рамках Общей теории Цикличности после победы на Украине к середине столетия произойдет новое противостояние с Западным миром. Вот к чему нужно быть готовыми! Конечно, если бы люди в России вели Праведную и Богоугодную жизнь и строго соблюдали ЗАКОН БОЖИЙ, то ГОСПОДЬ не попустил бы нового поражения России. Но к сожалению, население будет жить обычной жизнью, полной греха. И новые мытарства становятся неизбежны.
учитель / 08.08.2022, 11:41

6. Ответ на 5, учитель:

"НО ! Это дает только несколько спокойных десятилетий , за которые Запад опять усилится и…"
"Западные страны обладают огромным научным и технологическим потенциалом."
//////////////////////////////
Разве это во вполне определенном смысле не противоречащие "посылы"?
И такое немаловажное уточнение… Запад не только обладает НТ ПОТЕНЦИАЛОМ, он реален ПРАКТИЧЕСКИ - в отличие от "разукомплектованной" за постперестроечное время России? И через "современную победу России" о коей говорите, Запад (а по сути - позиции будущего Антихриста!), учитывая характер сопровождающих "конфликт" "процессов", усиливаются еще более - и пожалуй, как никогда?
Разве не Западу необходима Победа России?

5. Ответ на 4, Александр Волков:

Это "недогляд" или... классический пример "натягивания" "нужного" результата? Достаточно же ввести в "картинку" Смуту 1612 года, Первую Мировую, Октябрь и... "окрас" станет иным - куда менее "мажорным"?

Не будте наивным. Западные страны обладают огромным научным и технологическим потенциалом. После победы на Украине у России будет всего несколько десятилетий до нового серьезного противостояния.
учитель / 08.08.2022, 08:00

4. Ответ на 3, учитель:

Это "недогляд" или... классический пример "натягивания" "нужного" результата? Достаточно же ввести в "картинку" Смуту 1612 года, Первую Мировую, Октябрь и... "окрас" станет иным - куда менее "мажорным"?

3. 3

В 1812 году Россия победила Наполеона, а в 1856 году проиграла в Крымской войне. В 1945 году неимоверными усилиями одолели нацизм, но в 1991 году проиграли в Холодной войне, легко сдав все позиции. Наблюдается некая цикличность событий, которую никто так и не осмыслил. Современная победа России укладывается в эту Цикличность . НО ! Это дает только несколько спокойных десятилетий , за которые Запад опять усилится и следует ждать неприятных для России событий в рамках устоявшейся Цикличности.
учитель / 08.08.2022, 00:55

2.

Ал-др Волков: Вы ставите нереальные планы.
Автор: вся история общества есть реализация "нереальных планов"., особенно планов христианской церкви о победе добра над злом.
А решение этой задачи провидение доверило "народу русскому". Очень надеюсь, что русские люди оправдают доверие своих святых покровителей.
Лев / 05.08.2022, 14:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Гореликов
Русская научная революция
О генеральном ориентире разумного будущего России
14.02.2024
Кто поведет русский народ в будущее?
К сожалению, современная Россия крайне бедна на выдающихся личностей
10.01.2024
К вопросу о национальном самосознании
Заметки к статье Н.П.Ильина «Проблемное поле философии нации»
27.12.2023
Нравственный кризис российского социума и религиозные пути его преодоления
Россия издревле строилась как нравственный союз представителей верховной политической воли и духовной власти: надо сохранить и укрепить эту традицию как залог преемственности в развитии культурного наследия
14.12.2023
Все статьи Лев Гореликов
Последние комментарии