Вечером 29 июня с удивлением читал сообщения почти всех центральных российских информационных агентств. Почему с удивлением? Потому что до этого полностью слушал слова В.В. Путина, сказанные им на Каспийском саммите в Ашхабаде вечером 29 июня, которые, по-моему, в прямом эфире передавали по телеканалу «Россия-24». И всё время, читая сообщения информагентств, силился понять – то ли мне почудился совсем иной дух сказанного Президентом, то ли в сообщениях нагло перевирают?
Так вот, самое центральное агентство страны ТАСС информировало: «Путин назвал освобождение Донбасса и безопасность России конечной целью СВО на Украине. Ашхабад, 29 июня. /ТАСС/. Специальная военная операция России на Украине идет по плану, подгонять ее завершение под какие-то сроки не нужно, заявил президент РФ Владимир Путин журналистам в среду по итогам своего визита в Ашхабад. По его словам, целью СВО является освобождение Донбасса, защита живущих там людей, "создание условий, которые бы гарантировали безопасность самой России"…».
Заглавная и ключевая мысль сообщения: конечная цель спецоперации – освобождение Донбасса. И всё. Именно это воспринимается сразу и без каких-либо уточнений, а мысль про «безопасность России», требующая пояснений и расширений, на этом фоне теряется. Создаётся впечатление, что о других территориях, в том числе уже освобождённых землях в Харьковской, Херсонской, Запорожской областях, а также других регионов т.н. Украины, которые Русская армия освободит в ближайшее время, – речи не идёт. Как будто забыты или кем-то изменены конечные цели спецоперации – денацификация и демилитаризация т.н. Украины. Кому-то этого очень хочется!
Такие же сообщения, как под копирку, последовали поздно вечером 29 июня и со стороны других (позволю себе не перечислять) ведущих информагентств страны: «Путин назвал освобождение Донбасса и безопасность России конечной целью СВО на Украине».
Утром 30 апреля на телеканалах «Первый» и «Россия 1» в новостных блоках по такому же образу и подобию стали в изложении представлять слова Президента. Так, на канале «Россия-1» в «Вести» в 09.00 и 11.00 сразу констатировали в анонсе репортажа (1 мин. 30 сек.), что В.В. Путин, отвечая на вопросы журналистов, 29 июня назвал «освобождение Донбасса и безопасность России конечной целью спецоперации». А по ходу самого репортажа (7 мин. 40 сек.), почему-то не показывая прямой речи В.В. Путина на эту тему, просто в изложении закадровым текстом сообщали: «Поэтому и цели спецоперации не поменялись – освобождение Донбасса и гарантии российской безопасности, которые могут быть достигнуты, как дипломатическим, так и военным путём».
«Цели спецоперации не поменялись – освобождение Донбасса и гарантии российской безопасности» – как хочешь, так и понимай. В чём гарантии российской безопасности? Можно подумать, исходя из двусмысленности сложения фраз в этой формулировке, что только в «освобождении Донбасса». Как бы, именно так и только об этом сказал Президент.
А теперь привожу полностью слова В.В. Путина 29 июля на эту тему на полях Каспийского саммита по официальному сайту Президента России.
«Вопрос: Владимир Владимирович, скажите, цели спецоперации изменились с момента ее начала? В чем сейчас цель? Понимаете ли Вы для себя и для нас, когда все это закончится?
В.В. Путин: Да, конечно, ничего не поменялось. Я же сказал ранним утром 24 февраля, я же сказал об этом прямо, публично на всю страну, на весь мир. Мне добавить к этому нечего. Ничего не изменилось. И тогда же, почти через несколько дней сказал, что тактика может быть разная, тактика, предложенная Министерством обороны, Генштабом: куда войска двигать, куда передвигать, какие там объекты поражать, что за это время сделать, когда несколько группировок находились там, в центре Украины, что за это время должно было быть сделано на Донбассе. Там режим киевский готовился к этому уже давно, с 2014 года, поэтому какие-то отвлекающие действия там производились.
Я, конечно, Верховный Главнокомандующий, но я все-таки не заканчивал академию Генерального штаба. Я доверяю тем людям, которые являются профессионалами. Они действуют так, как считают нужным для достижения конечной цели. А конечная цель мною обозначена – это освобождение Донбасса, защита этих людей и создание условий, которые гарантировали бы безопасность самой России. Вот и всё. Работа идёт спокойно, ритмично. Как вы видите, войска двигаются и достигают тех рубежей, которые ставятся в качестве задачи на определённом этапе этой боевой работы. Всё идёт по плану…».
Как видим, если слушать и читать полностью слова Президента, без выдёргивания из контекста отдельных фраз, то смысл сказанного представляется совсем иным. Стало быть, Путин говорит, что ничего не поменялось и возвращает к своим мыслям 24 февраля.
Вспоминаем отдельные слова В.В. Путина, которые неизменны, из Обращения от 24.02.2022: «В связи с этим… мною принято решение о проведении специальной военной операции. Её цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные, кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации. При этом в наши планы не входит оккупация украинских территорий. Мы никому и ничего не собираемся навязывать силой».
«Оккупация» и «освобождение» русских территорий – вещи разные. Русская армия освобождает. Главное – заявлено о денацификации и полной демилитаризации т.н. Украины. А этого достичь без уничтожения киевской хунты, освобождения всех территорий Малороссии, практически невозможно.
Правда, днём 30 апреля, прошли информационно-аналитические программы по ЦТ, на которых ведущие и участники этих передач, среди которых и депутаты ГД, и офицеры ВС России, уже обращали внимание на полный смысл слов Президента 29 июня в Ашхабаде, говорили как раз о денацификации и демилитаризации т.н. Украины. А потому в дневных и вечерних новостных выпусках 30 апреля уже не стали искажать суть сказанного В.В. Путиным в Ашхабаде. Авантюра на этот раз провалилась. Но эта схема может повторяться до бесконечности.
Такая манера подачи информации в государственных СМИ происходит постоянно, о чём неоднократно уже писал на других примерах. Кто составляет такие сообщения, кто даёт «отмашки» по интерпретированию или выдергивании из контекста слов Президента сразу многими центральными СМИ? В данном случае – руководство ТАСС? А может, невидимый руководитель «кремлевского пула СМИ»? Говорят, что до недавнего времени в этот «пул» входило «Эхо Москвы», которое отключили в марте от эфирного вещания по требованию Генпрокуратуры, а затем было принято решение о ликвидации самого радиоканала «Эхо Москвы» и одноимённого электронного периодического издания. Так вот, упомянутая радиостанция, наравне с откровенной крамолой, фальсификацией и ложью, любила заниматься подобными компиляциями, создавала сомнительные и провокационные сообщения, которые потом тиражировались уже государственными информагентствами, а затем подхватывались и иными СМИ. И что? «Цирк уехал, а клоуны остались»?
Может быть, кто-нибудь из высоких начальников найдёт возможность раз и навсегда навести порядок в информационных потоках, разобраться с «клоунами» и их шуточками? Или и этим в «ручном режиме» нужно заниматься исключительно самому В.В. Путину?
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
2. Ответ на 1, наталья чистякова:
1.