Русский мир: в преддверии завтрашнего дня

О перспективах «идеологии ноосферизма»

Бывший СССР  Новости Украины 
0
921
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Социальный мир утверждается ныне как глобальный социум, стремящийся в своей жизнедеятельности к следованию универсальным закономерностям. Эти законы мирового сообщества выражаются в диалектике единства и борьбы противоположностей, раскрываются в соотношениях согласия или конфронтации социальных сил. Данные силы получают свое концентрированное социальное выражение в жизни мировых цивилизаций – Южной, Восточной, Западной и Северной, которые привязаны в своем функционировании к особенностям окружающей природной среды.

Если Южная цивилизация руководствуется принципом тождества, неизменности собственных идейных оснований, представленных догматами индуизма, иудаизма, ислама, то Восточный мир исповедует в своей социальной практике идеологию единства, взаимосвязи противоположностей как продолжения и духовного развития семейно-брачных отношений между людьми. Западный мир, раздробленный природной средой своего обитания на малые социальные объединения, утверждает борьбу противоположных сил в качестве руководства собственных действий, освящая в культе Папы Римского индивидуальный облик человека, получивший себе социальную канонизацию в протестантизме с его обожествлением всякого человека. Северная цивилизации, утвердившая самобытные исторические черты в развитии Российского социума, вынуждена особенностями окружающей природы интегрировать в своей жизни черты Востока и Запада, сохраняя склонность к восточному коллективизму как условию выживания в северных условиях природного окружения и развивая интеллектуальные способности как индивидуальный фактор в творческом освоении природной реальности.

Но Россия как социальное ядро северной цивилизации не сразу уяснила свою особенность в мировом сообществе, изначально следуя путями уже развитых социальных систем Юга, Запада и Востока. Если на первоначальном этапе истории восточнославянских племен в их мировоззрении доминировали локальные представления о божественных природных стихиях, управляющих жизнью людей и народов, то с образованием древнерусского государства возникла социальная необходимость в выборе всемирной веры как нравственного залога единства русского сообщества в пространстве мирового социума. Первым шагом в этом направлении стало принятие Русью в 988 году от представителей греческого православия христианского вероучения. Главным свойством принимаемой религии стало для русского народа признание ее истины, а значит незыблемости ее утверждений в руководстве обществом. Поэтому рядом с княжеской фигурой в качестве духовного наставника русского общества возникает фигура священника. Особенно возросла роль Церкви в условиях распространения в русских землях княжеской усобицы, позволяя русскому народу сохранять духовное единство. Это церковное влияние получило социальное закрепление в освобождении Московской Руси от Золотоордынского ига и освящения страны в качестве единственного православного царства, предназначенного нести православную истину до скончания веков. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать» – зафиксировал в 16-го веке инок Филофей всемирное значение Русского государства.

Однако во второй половине ХVII века происходит раскол русской православной церкви, пошатнувший принцип тождества в качестве главной черты русской религиозной веры. Ослабление престижа русского православия позволило Петру Первому отвергнуть значение Церкви в руководстве обществом и утвердить западноевропейский принцип самодержавного абсолютизма в качестве единственного руководства Российской империей. Западный ориентир «борьбы», расхождения, поляризации различий продержался в управлении жизнью императорской России до ХХ столетия, когда в феврале 1917 года была свергнута самодержавная монархия и утверждена вновь по лекалам западноевропейских стран республика. Однако она просуществовавшая до октября того же года, когда была ликвидирована в ходе большевистской революции с утверждением «братской», «советской организации» общества на восточный манер.

Советский Союз в ходе своего развития как реализации планов построения коммунистического, «справедливого общества» добился значительных успехов, став к 70-м годам прошлого века вровень по военной мощи с передовыми странами Запада, представленными, прежде всего, англо-саксонским миром. Однако догматизм в трактовке марксистского учения как универсального ориентира в построении грядущего общества «социальной справедливости», односторонний экономизм в понимании главных рычагов общественного прогресса и мировоззренческий материализм в проектировании будущего стали роковым идейным препятствием в поступательном развитии советского социума, приведя его в 80-е годы к социальному застою. Начало 90-х годов прошлого века обозначило точку распада исторической России, отвергшей усилиями своего руководства принцип «братства» в организации постсоветского социума, а после расстрела Белого Дома закрепившей в Конституции страны от Ельцина принцип «государственной безыдейности» как важнейшего ориентира российского общества, лишенного собственной воли в современном мире.

Эта «безыдейность» сохранила свой определяющий статус для новой России и в реалиях двух первых десятилетий XXI века, подавляя своим политическим весом всякий интеллектуальный рост общественного самосознания. Именно такая безыдейная жизнь постсоветской Росси и стала главной причиной утраты Русским миром духовного единства, направившей Украину в объятия Западной цивилизации, что подтолкнуло Россию к проведению специальной военной операции. Эта операция обнажила продолжение и углубление деструктивных процессов 90-х годов, когда вслед за распадом СССР и нарастанием конфликтов на окраинах Российской цивилизации разрушительная энергия социального кризиса ударила в самое сердце Русского мира, настоятельно требуя от Кремля неотложных мер по идеологическому воспитанию населения: безыдейная стратегия России заводит ее в исторический тупик. Принцип «интеллектуального творчества» должен быть положен в основание будущей русской идеологии как генеральный идейный императив страны в реалиях глобального социума и научного руководства социальной практикой.

Важнейшим социальным ориентиром в осуществлении творческого императива российского общества должен стать в условиях глобализации мирового сообщества принцип целостности. Разумные контуры мировой целостности были указаны человечеству две тысячи лет назад в начальных строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог». Но Слово многолико по своим этнокультурным воплощениям: какой язык должен сегодня указать человечеству новые пути в будущее? Среди всех мировых культур лишь Северная цивилизация еще не сказала в определении исторического вектора развития человеческого сообщества своего веского Слова, первоистоком которого должны стать духовные способности русского народа.

К сожалению, надо признать, что на протяжении всего новейшего времени правящие круги российского государства исповедовали в своей массе русофобские настроения. Социальным свидетельством этого стало во времена российской империи освобождение русских крестьян как основной массы русского народа от крепостной зависимости лишь в 60-е годы XIX века, практически одновременно с устранением в США рабовладения. Духовным показателем русофобии явилось в те же времена идейное влияние «западничества» в формировании отечественной интеллигенции, отвергшей православные каноны воспитания населения. В годы советской власти наглядным показателем русофобии стал воинствующий атеизм коммунистической власти, нацеленной на подавление духовных начал самосознания русских масс, разорвавшей братские узы малороссов, великороссов и белорусов государственными перегородками.

Сегодня прямым результатом этой государственной русофобии стал военный конфликт между Украиной и Российской Федерацией, показавший отсутствие каких-либо духовных скреп Русского мира. И, тем не менее, статья №13 Конституции всё ещё продолжает во втором параграфе запрещать россиянам иметь государственную идеологию. Кремль наконец должен понять, что без идеологического самоопределения в современном мире Россия обречена на гибель, что никакие «гениальные» руководители не спасут страну от духовного развала. Сражаться со всем Западом без разумной идеологии – это социальное безумие. Чтобы кремлёвские «мифотворцы» не теряли впустую время на поиски «удобных» для них проектов на Западе или не конструировали собственных схем «оболванивания» российского населения, надо обратиться к уже апробированным концептуальным наработкам известных отечественных мыслителей, соответствующих запросам завтрашнего дня.

Характер этих запросов однозначно указывает на науку как главную сферу современного общественного сознания в созидании глобального будущего мирового сообщества. В этой перспективе наиболее развитую систему научной организации общества даёт нам научно-философская система «ноосферизма», имеющая в лице В.И. Вернадского отечественные интеллектуальные корни своего рождения и плодотворно развиваемая на протяжении последних тридцати лет А.И. Субетто (см. Субетто А.И., СССР в ХХ веке – Предтеча Ноосферного Прорыва человечества из России в XXI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27902, 06.06.2022).

Гореликов Лев Александрович, доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9.

Известно, что Конфуций, на вопрос, с чего бы начал он, придя к власти, ответил: «Вернул бы словам их первоначальный смысл». Именно этого давным-давно требует трактовка перевода на современный русский язык начала Евангелия от Иоанна: ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος. Для древних греков в слове λόγος была сосредоточена смысловая стихия. Кстати, даже в словаре Ожегова, изданного в 1949 году, отмечено: «”Вначале было слово” (книжн.) – утверждение примата мысли, разума, слова [по евангельскому сказанию о проповеди Иоанна Богослова, начинавшейся словами о первичности разума, слова, мысли, об их божественном начале]». Обратите внимание: дважды упоминаемое здесь «слово» ни разу не занимает первое место – и это неспроста. Отсюда следует, что разумным основанием СУЩЕГО c позиций ор-тодоксального христианства (Православия) служит λόγος, противопоставляемый ratio, за пределы которого мировая наука в её нынешнем обличье выйти не в состоянии. Именно поэтому остаётся непризнанным ею многократно экспериментально выявляемый факт дальнодействия (мгновенной, вневременнóй коммуникации), а заодно с этим и феномен предвидения, являющегося ключом к разгадке тайны жизни.
Что касается ноосферизма, то, на мой взгляд, в нём осуществляется попытка усидеть между двумя стульями, не более того. Дело в том, что гносеологической основой мировосприятия в Православии служит развитый в творениях Восточных Отцов IV – VIII веков православно понимаемый неоплатонизм, который и мог бы оставаться фундаментом миропознания, если бы не возникло мнение о равноправии истины веры и истины разума. В итоге на сегодняшний день общеизвестное утверждение Франсиско Гойи «сон разума рождает чудовищ» вполне можно дополнить тем, что «прельщения разума порождают химер». Увы, ничего другого к «тайнам научного познания» добавить мне пока нечего.
C. Гальперин / 16.07.2022, 10:33

8.

В продолжение первого коментария: "вопрос на засыпку" - это вопрос по необъятной проблематике (соотношение религии и науки). В моем понимании, это соотношение раскрывается во взаимодействии духа, постигаемого религиозной верой, и тела, изучаемого наукой. Но между этими измерениями есть связь, выражением которой, как вы сами указали, служит 1-й параграф Откровения от Иоанна о роли Слова в организации бытия.
Ноосферизм указывает прежде всего на разумный строй мироздания; а разумным основанием СУЩЕГО служит Слово. Поэтому конечным выводом ноосферной мысли служит принцип "онтологического символизма", когда тайны научного познания раскрываются как прочтение смыслов вселенского Слова, выражаемых его организационной структурой.
Лев / 15.07.2022, 08:20

7. Ответ на к.6

Ловко же Вы расправились с христианами, да ещё на почитаемого отца-аскета сослались. Конечно, он представляет мистическое богословие Восточной Церкви, но другим оно и быть не может. Однако начинается оно вовсе не с трактовки Ветхого Завета, который Вы берётесь цитировать, а с начала Евангелия от Иоанна: ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος. А ведь у греков в самом термине λόγος была, по существу, выражена смысловая стихия. Выходит, христианство в своей ортодоксальной форме (а это и есть Православие) исходит из веры в то, что Божественный смысл (Слово Бога-Отца) предшествовал сотворению мира. И вот теперь самое время сослаться и на Ветхий Завет, в котором «Да будет свет!» было первым словом Бога – и Слово стало действием. Мистика? Безусловно. Но это вовсе не нечто сверхъестественное с точки зрения атеиста, а вполне реальное событие. Более того, Макс Планк открыл даже его минимальную значимость – квант действия. А вот в «Большом взрыве», возникшем без какого-либо смысла, притом, непонятно как из точки, действительно сплошная мистика. Или же для "атеиста, материалиста, эволюциониста" это всё в порядке вещей, т.е. вполне естественно?
Кстати, Вернадский был убеждённым пантеистом, для него, если хотите, сама природа была разумной, и уж чего-чего, а бессмысленного «Большого взрыва» он бы никогда не принял за реальное событие. А о пути, открытом Вернадским, которым шла природа к воплощению разума в человеке, я сообщал в предыдушем комм. И уж если Вас заинтересовала его биография, то добавлю одну подробность. Когда Сталину доложили, что американцы делают атомную бомбу, он обратился за советом всего к двум учёным: Иоффе и Вернадскому (а тому уже было под 80).
C. Гальперин / 18.06.2022, 19:10

6. Ответ на 5, C. Гальперин:

Уж с чем несовместим гений Вернадского, то именно с мистикой

Тем не менее, Владимир Иванович искренне верил в некое, говоря нынешним языком, "единое энерго-информационное поле", когда "гениальная мысль, какое-нибудь открытие, высказанная на необитаемом острове, никому не переданная и никем не воспринятая, не пропадет втуне, не исчезнет задаром, а обогатит сокровищницу человечества" (это конечно весьма приблизительный пересказ мысли из дневников В. И. Вернадского, к которой он всю жизнь возвращался) - это идеализм и мистицизм, если даже не химически чистый или "чистый для анализов", то не менее чем "высокой очистки". И когда Владимир Иванович спорит с Гольдшмидтом о кларках меди в земной коре, или говорит о рассеянии химических элементов, или даёт инструкции Ферсману по поиску Апатитов или Хлопонину по урановым рудам - это наука, это конкретика. Это именно та самая "есть науки как ремесла", как говорил известный тургеневский персонаж. А когда начинаются обращения и поиск "высшего смысла", появляется вся эта заумь и метафизика... Я лично атеист, материалист и эволюционист, но когда я вижу попытки скрестить христианство с эволюционизмом, с двух сторон пойти на компромисс, и что от одного, и что от другого, останется мало, я предпочел бы чтобы оставались логически последовательными. Вот уж если христиане - так вот вам Шестоднев, небесная твердь, звёзды как дыры в небосводе и "хляби небесные" как источник проистечения дождя, и "нечего думать, что Шестоднев суть иносказание" (преп. Исаак Сирин). Так хотя бы логически последовательно. А когда я вижу "православный эволюционизм" (как у покойного Сергея Абачиева), то это и не совсем православие и не совсем эволюционизм, ни то, ни сё. Зачем это?
В любом случае Вернадский был и остаётся достойным уважения сыном России.

Да с этим разве кто спорит?
и очернять его личную память просто непозволительно

Я не знаю, что Вы имеете в виду под личной памятью - я говорил о взглядах. Личную жизнь (включая не самые однозначные отношения с Советской властью и участие в составе Временного правительствам и правительства т.н. Украинской державы) я как раз не касался ни разу. Я говорил именно о взглядах, конкретнее - про учение В. И. Вернадского о ноосфере. А тут, как говорится, amicus Plato, sed magis amica est veritas.

5. Ответ на 4.

Меня удивляет не «появление этой статьи на православном сайте», а появление подобного комментария, тем более, что автор его позиционирует себя, как атеист, стало быть, упрекать в непомерной гордыне «чего-то не понимающего в православии» бесполезно. Причём, судить о справедливости его суждений по отношению к нынешнему "учению о ноосфере" я вообще не берусь – оно вне сферы моих интересов. Что же касается личности Вернадского, тут уж извините. Самое малое, в чём я могу уличить автора комментария, – это в полнейшем невежестве (волей-неволей приходит на ум строка пушкинской эпиграммы: «Суди, дружок, не свыше сапога!»). Уж с чем несовместим гений Вернадского, то именно с мистикой. Для него эволюция природы была вполне закономерным геологическим процессом, который в своём развитии привёл к образованию «вещества, охваченного жизнью», что и дало начало формированию биосферы. А уж она в процессе усложнения организмов, проявившегося, в частности, в цефализации, завершившейся образованием головного мозга, перешла с появлением человека в ноосферу, т.е. в сферу разума. Именно ей человечество обязано нынешнему развитию научно-технического прогресса, к примеру, тому, что можно мгновенно передать свой комментарий и увидеть его на портале РНЛ.
В любом случае Вернадский был и остаётся достойным уважения сыном России и очернять его личную память просто непозволительно.
C. Гальперин / 17.06.2022, 12:52

4.

О перспективах «идеологии ноосферизма»

так вот ты какой, Сферический Конь В Вакууме! Вернее, уже Ноосферический.
А если серьезно... честно говоря, и с позиций рационалистических, материалистических, атеистических (с позиций "здравого смысла", если угодно), всё это "учение о ноосфере" - чистейший бред и глупость, которая свидетельствует лишь о том, что Вернадский, как сын своего времени, был не только несвободен от заблуждений своего времени, но и оставался верен им "до гробовой доски". Как говорится, "нельзя жить в обществе и быть свободным от него" (В. И. Ленин). В результате, при всем уважении к Владимиру Ивановичу, напустил он в науку совершенно никчемную там мистику, а его рьяные последователи, до сих пор делающие из В. И. Вернадского кумира, Учителя с большой буквы "У" и Мудреца с большой буквы "М", продолжают это "учение" распространять и поддерживать, хотя ни предсказательной, ни объяснительной силы у него никакой. Все это, конечно, прискорбно, только удивляет меня появление этой статьи на православном сайте. Может быть я, конечно, не прав, и как атеист чего-то не понимаю в православии, но, как мне кажется, насквозь мистическое "учение о ноосфере", главным компонентом которого является культ личности В. И. Вернадского, мало "вяжется" с христианством вообще и с православием в частности и в особенности.

3.

Непонятно, почему Вы решили, что мой вопрос «на засыпку»? Я и вправду, не имея представления об идеях автора, на которого Вы неоднократно ссылаетесь, хотел услышать нечто конкретное от его адепта. И я ведь не только задал вопрос, а ещё и привёл некоторые сопоставления с известными мне взглядами достаточно авторитетных для своего времени личностей (впрочем, Макс Планк является авторитетом для меня и сегодня). Это между прочим относится и к упоминаемому Вами Владимиру Ивановичу Вернадскому. Я нисколько не сомневаюсь в его гениальности, но, увы, могучий интеллект так и не помог ему обрести веру в христианское благовестие. Причём, оставаясь всю жизнь пантеистом, он был убеждён в необходимости религии, но, как я понял, всего лишь в качестве незаменимого средства для поддержания нравственного здоровья народа. И Ваши туманные намёки на некие тайны, ничего общего не имеющие с теми, о которых шла речь у Лосева, лишь подкрепляют мою убеждённость в бесполезности идей, порождённых ноосферным движением, для торжества Православия.
C. Гальперин / 15.06.2022, 19:12

2.

Ваш вопро, как говорится - на засыпку. Но я бы попытался на него ответить таким образом. Есть тайны земные, материальные, телесные, доступные научному исследованию. А есть еще тайны "духовные", дарованные провидцам "божьим откровением". Оба ряда познавательного опыта сопряжены в человеке как "явленное" в телесном облике и скрытое в духовных стремлениях человеческой души, которая есть одна из божьих тайн.
Лев / 15.06.2022, 15:06

1.

А какое место в «наиболее развитой системе научной организации общества» отведено религии, точнее именно Православию? Ведь столетие тому назад Макс Вебер, которому внимала вся протестантская Европа, выступил с «концепцией рациональности», согласно которой всем первоначальным тайнам любой религиозной картины мира суждено, ввиду неотвратимости победы «рацио», превратиться со временем лишь в исторические пережитки. И спасение он видел как раз в возрастании роли науки, которая однá сможет задавать направление рационализации в радикально «расколдованном» мире. Что же касается нравственных заповедей Св. Писания, то их роль, согласно Веберу, выполнит формируемая всё той же наукой «этика ответственности». Как проявила себя эта «этика» на самом деле, в разъяснениях не нуждается.
А вот ещё суждение замечательного физика Макса Планка, глубоко верующего протестанта: «И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце». Но ведь познание мира в православной традиции, создаваемой Восточными Отцами (фундаментом её служит апофатическое богословие), принципиально иное – его началом служат проявления неразрешимых для человеческого разума Тайн. Думается, уместно будет привести суждение Алексея Лосева об одной из них: «Она являет себя как тайну, и она ощутима как тайна, без всяких надежд на разрешение, но зато со всяческой надеждой на оплодотворение ею любых проявлений разума и смысла вообще».
С учётом изложенного выше заключением комментария послужит вопрос, с которого он и начинался.[/i
C. Гальперин / 13.06.2022, 13:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Гореликов
Символические ключи к будущему России в ХХI веке
По следам статьи Андрея Кинсбурского «Русский органичный код образа будущего»
09.04.2024
Русская идеология как концептуальная стратегия претворения разумного будущего России
Только концептуально-теоретическое превосходство Русского мира над сатанинской мыслью Запада откроет мировому сообществу «космический путь» в разумное будущее человечества
30.03.2024
Русская научная революция
О генеральном ориентире разумного будущего России
14.02.2024
Кто поведет русский народ в будущее?
К сожалению, современная Россия крайне бедна на выдающихся личностей
10.01.2024
К вопросу о национальном самосознании
Заметки к статье Н.П.Ильина «Проблемное поле философии нации»
27.12.2023
Все статьи Лев Гореликов
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Новости Украины
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
«Нас ждёт дальнейшее обострение глобального кризиса»
США делают ставку на наращивание конфронтации после Украины и независимо от Украины
22.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24