Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон предложил создать политический, экономический и военный альянс, который станет альтернативой Европейскому союзу. Об этом сообщает итальянская газета Corriere della Sera со ссылкой на источники, пишет РБК.
Как пишет издание, впервые Джонсон озвучил свою идею на встрече с президентом Украины
Владимиром Зеленским в Киеве 9 апреля. По данным газеты, премьер Британии считает, что в альянс должны войти страны, «объединенные недоверием к Брюсселю, а также реакцией Германии на военную агрессию России».
Газета со ссылкой на собеседников, которые участвуют во Всемирном экономическом форуме в Давосе, пишет, что членами Европейского содружества, которое предлагает создать Джонсон, по задумке премьера, должны стать Великобритания, Украина, Польша, Эстония, Латвия и Литва; позже к объединению может присоединиться Турция.
По словам источников, это будет союз государств, которые «ревностно защищают национальный суверенитет», придерживаются либерального подхода к экономике и «полны решимости проявить максимально непримиримую позицию к военной угрозе со стороны Москвы».
Corriere della Sera пишет, что переговоры Лондона с Киевом продолжаются; власти Украины пока не выразили четкой позиции по отношению к этой идее, но и не отвергли ее. По данным газеты, Зеленский ждет саммита ЕС 23 июня, на котором участники обсудят заявку Украины на членство.
Киев рассчитывает по итогам встречи получить статус кандидата в члены Евросоюза.
С инициативой создать параллельную организацию, в которую могли бы вступить страны, стремящиеся стать частью Евросоюза или покинувшие объединение (например, Великобритания), выступал и президент Франции Эмманюэль Макрон. Он считает, что процесс вступления Украины в Евросоюз может занять несколько десятилетий, даже если Киев в ближайшее время получит статус страны-кандидата. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба после этого заявил, что подход некоторых стран ЕС, которые придерживаются «стратегической неопределенности» по отношению к вступлению Украины в объединение, не устраивает Киев.
Идею Джонсона прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» в телефонном интервью «Русской народной линии» д.ф.н., профессор Сергей Викторович Лебедев:
Я напомню банальную пословицу о том, что новое – хорошо забытое старое. Часто забывают о том, что в 1950-1960-х гг. Великобритания возглавляла альтернативу тогдашнему ЕЭС (Европейскому экономическому сообществу), создав Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), куда в то время входило шесть стран. Помимо самой Англии, в это альтернативное сообщество входили Ирландия, Дания, то есть Британия пыталась создать мини Европейский союз, используя в своих целях также доминионы Британской империи, которые были во внутренних вопросах более-менее самостоятельными, но лишены самостоятельности во внешнеэкономической политике. Однако этот союз оказался нежизнеспособным из-за того, что сама Британия начала приходить в экономический упадок. Неслучайно в экономической науке вскоре появилось понятие «английская болезнь», когда кризиса как такового нет, страна вроде бы богатая, но как бы стоит на месте. Это реальность Англии 1960-1970-х гг. Кстати, этот застой продолжался аж до 1980-х гг., вплоть до того, когда «железная леди» Маргарет Тэтчер, которая до сих пор неоднозначно воспринимается англичанами, все же сумела вырвать Англию из стадии застоя ценой уничтожения промышленности и перехода страны целиком в сферу услуг и финансового обращения.
Что же касается сообщества под названием ЕАСТ, которое возглавляла Великобритания, то оно видоизменилось в 1973 г., когда Англия, поняв, что альтернативы не получается, а другие страны того и гляди самостоятельно войдут в ЕЭС, решила сама войти в Европейское экономическое сообщество. Кстати, этот же год не случайно назвали временем окончательной смерти Британской империи, поскольку, войдя в ЕЭС, Великобритания была вынуждена отказаться от особого статуса, от привилегированных отношений бывшей метрополии с бывшими колониями и доминионами, которые теперь стали полностью самостоятельными.
Теперь, когда Евросоюз стал полностью неуправляемым, когда в него входят как экономические гиганты, так и балканские отсталые страны, то это не очень серьезно. Действительно, Евросоюз стал напоминать СССР в период правления Л.И. Брежнева, когда громадное количество бумаг, гигантское количество контролирующих, проверяющих структур писали фальшивые отчеты, и внешне все выглядело в порядке.
У Англии продолжаются фантомные боли по поводу потерянных территорий бывшей Британской империи, и она по-прежнему продолжает себя ощущать чем-то великим. Бывшие имперские народы все это обычно мучительно воспринимают. Классический пример – поляки. Речи Посполитой нет уже почти 250 лет, да и к тому же в последнее столетие своего существования она была своего рода недогосударством, но у поляков продолжают и сейчас существовать мечты о ее возрождении. У англичан это выражено более сдержанно, но они пытаются проводить соответствующую политику.
Обратим внимание на то, что Джонсон откровенно подрывает остатки европейской солидарности, поскольку вообще-то Англия из Евросоюза вышла, а когда-то Шарль де Голль дважды накладывал вето на вступление Англии в ЕЭС, заявляя о том, что это будет троянский конь США. Англичане, являясь фактически младшим партнером Соединенных Штатов, пытаются иметь и свою сферу влияния. И тут наиболее подходящими являются такие страны, как Прибалтика, у которых практически нет экономики, но зато имеется выход к морю. У Англии же сохраняются амбиции владычицы морей. Не забудем, что Лондон остается крупным финансовым центром, в котором не только наши олигархи покупают недвижимость, но и олигархи бывших наших союзных республик. В этом плане у англичан есть рычаги управлять, причем весьма жестко, постсоветскими республиками, которые с радостью хотят стать колониями у большого белого господина.
По поводу Украины. Тут мы все понимаем, что есть некая морковка, которую держат перед их носом, чтобы украинцы продолжали сражаться в войне именно на стороне своего хозяина, притом, что Украину уже откровенно делят. Так что на это обещание Британия не потянет со своими финансовыми возможностями.
Надо сказать, что Британия сейчас находится в очень своеобразном финансовом положении. Она имеет ядерную бомбу, но в НАТО действует система двух ключей. Так что если какой-нибудь неприятель высадится на британской территории, то англичане не смогут запустить свои ракеты с ядерным оружием, пока американский офицер своим ключом не нажмет на «старт». В итоге Британия имеет удивительное соединение ежа и ужа – это одновременно и ближайший сателлит США, и бывшая империя, которая продолжает вести себя по-имперски. Отсюда полная неадекватность, которую проявляет Британия и ее премьер, которого многие сравнивают с клоуном. Борис Джонсон, конечно, не гигант мысли, но совсем и не дурак, хотя и косит под дурика. Иногда он намеренно носит такую смешную прическу, как будто бы он только что вернулся с сеновала, и не брезгует делать себе гримасы. Это у него такой имидж – постмодернизм.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить: Евросоюз действительно начинает разваливаться, поскольку Британия из него выходит, но она все же остается, если не в области промышленности, то уж в области финансов и логистики одной из крупнейших территорий в Европе. Британцы, сохраняя не только ностальгию по империи, но и определенные рычаги, пытаются с одобрения туземных вождей подчинить себе еще и некоторые постсоветские территории, а также те страны Евросоюза, которые сильно зависят от Англии. Понятное дело, что Англия, будучи микроимперией и вассалом США, действует в интересах, как говорится, большого белого отца, который сидит в Вашингтоне. Но это не меняет того обстоятельства, что Британия все-таки располагает средствами давления. Таким образом, мы можем видеть, как в условиях современного кризиса на Украине не только западная экономическая солидарность падает, но и начинается определенный развал и в Евросоюзе. Англия – это только первая ласточка. Помимо этого, можно отметить, что уже давным-давно, десятки лет ведутся разговоры об отдельной европейской армии, которая подчинялась бы уже не командованию НАТО. Сейчас с новой силой на эту тему ведутся разговоры. Похоже, что надо ждать и распада НАТО. Военный блок, в который входят 30 государств, по определению не может быть боеспособным. А если туда добавить еще Швецию и Финляндию, то будет, как говорится, еще сложнее. Важен тот факт, что Эрдоган, который, конечно, человек весьма своеобразный, и который прямо, как и Джонсон, ностальгирует по империи – в данном случае, своей, Османской, действует сейчас против НАТО, причем турецкая армия – вторая по численности в странах НАТО.
В общем, в мире, как говорится, господствует смута, а англичанка, как всегда, гадит. Будем надеяться, что у них все это как-нибудь не очень получится. Сейчас все-таки не XIX век, когда был сильный фунт стерлингов, существовал могучий британский флот, половина эскадры мира, который гибралтаризировал все проливы. Сейчас Великобритания не в лучшем состоянии. Возможно, она распадется, поскольку Шотландия рано или поздно отделится от нее. В Северной Ирландии фактически победили путем выборов те, кто с оружием в руках сражался за объединение Ирландии в единое государство. В общем, будет интересно.