«Трогает душу, умиляет сердце, возвышает мысли и чувства…»

На Пасхальном концерте у старообрядцев

Новости Москвы  Новости РПЦ 
0
421
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Билет в Московский Международный Дом Музыки после приглашения на пасхальный концерт старообрядцев лучше получить заранее. Если ожидать его вручения при входе, то могут быть всякие неувязки – и будешь полами подрясника «подметать» ступеньки в поисках того, кто должен с ним встречать (так было неоднократно в прошлом). Как-то несолидно с крестом, в полумантии и скуфье метаться по кулуарам. Входить в зал нужно после первого звонка, чтобы не попасть впросак и не услышать: «Пускать не положено». И все твои регалии никакого впечатления на сотрудников не произведут – так было в прошлом году в больнице, где я непривычно-неожиданно оказался просто «Сахаровым», работающим настоятелем церкви. При подходе к Дому музыки то и дело встречаются знакомые старообрядцы – с пасхальным приветствием, сдержанно-деликатно раскланиваемся. Стайка женщин-старообрядок, с которыми знаком несколько десятилетий, расплываясь в улыбках, приветственно машут мне. Обращаюсь к ним: «Здравствуйте, мои дорогие – «неувядающие рогожские цветы». Смущенно потупили взор. Расспрашивают о моем житье-бытье. Рассказал о последней поездке в глубинку. В одной из деревень, которую мы посетили, недавно рукоположенный священник передал слова архиерея после посещения его храма на Пасхальной неделе: «И чтобы приход стал редутом на пути антихриста». Этот священник «ляпнул» в ответ: «Владыка, народ здесь такой тяжелый – как бы антихрист не вышел из его среды».

Конечно, на концерте будет митрополит – не надо ему лишний раз «мозолить глаза» – достаточно через кого-нибудь из его помощников передать ему девятую книгу моих воспоминаний. Ничто, кроме богослужений, конечно, не дает непосвященному человеку представление о старообрядчестве, о его огромном духовном потенциале, как подобные концерты. Несмотря на определенное своеобразие выступающих хоров, у всех цельность внутреннего и внешнего облика, единая песенная магистраль, акцент на словесном содержании, а не на музыкальном оформлении – все это привлекает в старообрядчестве.

Утром, в день памяти св.вмч. Георгия побывал на престольном празднике на ранней Литургии в новопостроенном деревянном храме, посвященном святому. Великолепное убранство в древнерусском стиле (с внешней стороны храм напоминал Кижи), но встречаются и живописные образы. Хор неожиданно стал петь все песнопения на грузинском языке – видимо, настоятель любитель, или у него грузинские корни. Рядом почти завершен храм в греческом стиле во имя святителя Спиридона. Много людей, в т.ч. мужчин – почти все они безбородые. Все богато, жизнь бьет ключом – а вот цельности не хватает.

С владыкой все-таки я соприкоснулся, причем, как перед началом вечера, так и после его окончания. Поздравил с Пасхой. Он отметил мою статью с подробным описанием экспозиций в Музее Вооруженных сил. Пригласил с прихожанами на вечер духовных песнопений в воскресенье свв. Жен-мироносиц.

В беседе с настоятелем Покровского кафедрального собора о. Алексеем Михеевым  я вспоминал рассказ прихожан г. Вереи Московской области  о том, как его отец о. Евгений, ныне епископ Евмений, пешком ходил причащать людей за многие километры от своего храма. Отец  Алексей в свою очередь рассказал,  как его отец, будучи приходским священником в Верее, отдал все свои деньги прихожанке, у которой сгорел дом.

Тепло поприветствовались с С.В.Маркусом, зам. Просветительского отдела Старообрядческой Митрополии. С Сергеем Владимировичем мы учились в одном Московском Институте, на одном факультете и приблизительно в одно время. Поразился, как он лаконично и концентрированно рассказал рядом стоящей журналистке об особенностях нашего прихода.

О. Иоанн Миролюбов при передаче ему очередной книги моих «Воспоминаний» заметил: «Вы чаще мне дарите свою очередную книгу, чем мы встречаемся». Отметили важность принятия Синодом «Положения о старообрядных приходах». На вечере был еще один клирик Московского Патриархата о. Леонид Калинин.

Вел концерт клирик кафедрального Покровского собора о. Василий Андроников. Батюшка не утомлял длинными вступлениями перед пением хоров и послесловиями по окончании пения.  Ценным было то, что он приводил цитаты из святых отцов, подкрепляющие тексты духовных песнопений.

О знаменном пении в программе говорилось, что оно «трогает душу, умиляет сердце, помогает отрешиться от мирской суеты, возвышает мысли и чувства человека».

Первым выступили мужская и женская группа хора Покровского храма из г. Ржева. Хор пропел знаменным распевом избранные стихи из первой кафизмы «Блажен муж…». Непривычным было то, что избранные стихи 1-й Славы кафизмы возглашались канонархом. Красиво и величественно перемежалось пение мужских и женских голосов. Неожиданным было то, что в благовещенской стихере «Бог идеже хощет, побеждается естества чин…» слова Богородицы на Архангельское приветствие начинали петь женские голоса. Необычно долго хор вслед за канонархом пропевал «Свят Господь Бог наш».

Следующим выступал  Московский  Молодежный женский хор «Амфор» под руководством Варвары Михеевой, дочери о. Алексия. Варвара удивительно похожа на своего отца. Выйдя на сцену, она переглянулась с ним, улыбнулись друг другу. В выступлении молодого коллектива (он существует только год) запомнился сербский духовный стих «Тебя ищет его душа». Отдельные куплеты запевали разные певчие, непривычно звучал исон. Я подумал: «Жаль, что не было сербского епископа Антония, возглавляющего в Москве подворье Сербской Церкви».

Как всегда мощно прозвучал хор Покровского кафедрального собора под руководством В. Москвичева. Исполняли первую песнь Пасхального канона, ипакой и кондак Пасхи. Задостойник «Светися, светися, Новый Иеросалиме» исполнили болгарским распевом. Пение пасхального духовного стиха «Се ныне радость…»  мужским хором из Ростова-на-Дону отличалось большой строгостью под стать своему владыке. Особое внимание ростовчане уделяют большому знаменному распеву. Этим распевом, в частности, была пропета Евангельская стихера, причем с элементами наона. «Длинновато для концерта», -  заметил мой сосед слева. Самыми суровыми и бородатыми были певцы из Нижнего Новгорода. Их количество приближалось к рогожанам, к полутора десятку человек. Особенно выделялся крепко сбитый рыжеватый киржак, на вид 40 плюс. Я еще подумал: «Нарвешься на такого в процессе своих попыток наведения мостов со старообрядцами, встряхнет так, что мало не покажется. А может быть, и встряхивать ему не придется, положит свою могучую руку на плечо, внушительно посмотрит в глаза и сразу в обморок упадешь».  Мощно прозвучал кондак Похвалы Богородице «Взбранной  Воеводе Победительная» большим знаменным распевом. Торжественно прозвучала стихера на поклонение Кресту: «Днесь иже Неприкосновенныи существом…» Вид монолита нижегородской певческой дружины напомнил народное ополчение, зародившееся в этом богоспасаемом граде под предводительством Минина и Пожарского. Подумалось: «Вырастет такая дружина на пути врага, скажем, в Донбассе, и только от одного их вида противник лапки поднимет». Один из певцов нижегородского храма на крылосе уже 77 лет. Именно он возглашал Пасхальные антифоны, припевы которых подхватывал хор. В конце вечера митрополит Корнилий вручил ему букет цветов.

В завершение программы под руководством Виталия Москвичёва и Анны Косачёвой прозвучали стихеры Пасхе.

90% поющих составляла молодежь обоих полов. Делился впечатлениями с сидящими рядом, соседи отмечали, что слишком много суровости, особенно со стороны мужчин маловато было радости. Владыка Корнилий, словно отвечая на наше некоторое смущение, в своем заключительном выступлении заметил: «Радость будет там, а здесь мы воины». Слово «радость», однако, весьма часто звучит в Новом Завете. «Всегда радуйтесь!» - призывал апостол Павел.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости РПЦ
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11