В среду, 13 апреля, в Санкт-Петербурге на пресс-конференции в ТАСС начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры города Ольга Качанова заявила, что количество суицидов и суицидальных попыток среди подростков в Санкт-Петербурге за последние три года статистически выросло. Для изменения ситуации прокуратура Петербурга проводит масштабную работу с организациями, оказывающими психологическую помощь подросткам и их родителям, сообщает ТАСС.
«В Петербурге мы у себя, в прокуратуре, ведем учет подобных фактов. Как попыток, так и оконченных суицидов, в ручном режиме. Каждый факт рассматривается на предмет того, был ли это несчастный случай, преступление другого человека или же действительно суицид. За последние три года действительно выросло количество как попыток, так и оконченных суицидов несовершеннолетних. И чтобы сбить эту волну нами предпринимаются все возможные меры», - рассказала Качанова.
Как отметила представитель прокуратуры, в России на данный момент отсутствует единая государственная система учета суицидов среди подростков, подобную статистику в регионах ведут местные органы. В сравнении с другими регионами, Санкт-Петербург не относится к числу наиболее проблемных субъектов федерации, однако «дело не в количестве, а в ценности каждой жизни, в том, чтобы не допустить новых разбитых судеб».
По словам Качановой, прокуратура Санкт-Петербурга, а также другие профильные учреждения, которые занимаются защитой прав детей, активно ведут работу по профилактике суицидов среди подростков и по поиску их причин совместно со школьными педагогами, социальными психологами, клиническими специалистами и, прежде всего, с родителями.
Заведующая отделением медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина Валентина Яковенко на пресс-конференции, комментируя результаты совместной работы, подчеркнула, что подростковый суицид всегда является следствием широкого комплекса причин, из которого бесполезно выделять какой-либо единственный, решающий фактор.
Одной из наиболее серьезных проблем, которую предстоит решить городским властям, по мнению Яковенко, является низкий уровень психологической грамотности населения, наличие у родителей детей большого количества мифов и предубеждений, связанных с психологической и психиатрической помощью. Из-за мифов о «психологическом учете», давно упраздненном в РФ, о якобы возможных негативных последствиях для детей из-за обращения к психологам, родители часто упускают момент, когда подростку можно вовремя помочь. Это же подчеркнула и Качанова, призвав родителей внимательно слушать своих детей и постоянно пытаться найти с ними общий язык.
Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов:
Валентина Яковенко права, говоря о том, что нельзя выявить одну единственную причину суицида. В стране нужна здоровая атмосфера, общество должно иметь позитивные цели, а суицид – всегда патология. Это болезненное состояние, которое всегда спровоцировано внешними и внутренними факторами, к которым относятся: ситуация внутри семьи, в обществе, в школе, а также те или иные независимые причины, в частности, климат.
Погодная причина кажется мелочью, но на самом деле специалисты говорят, что климат с длительным тёмным периодом времени, длинными ночами, нехваткой йода и др. приводит к депрессиям. Есть целый ряд рекомендаций специалистов, которые нужно выполнять.
В частности, необходима профилактика. Например, человек не должен долго находиться в темноте. Кажется, что это мелочь, но доказанный факт — определённая связь между темнотой и самоубийствами.
Кроме того, суициды нередко являются спутниками бедности. Конечно, бывают разные случаи и, как говорится, богатые тоже плачут, но очень часто суицид и бедность идут рука об руку.
Многие специалисты говорят, что необходимо восстанавливать советскую систему по организации досуга детей. И это несложно. Если ребёнок хочет заниматься авиамоделированием, пойти в радиотехнический кружок, в кружок мягкой игрушки, в туристический или патриотический клуб, или заниматься танцами, то всё это должно быть ему предоставлено бесплатно, в любом регионе и в любом виде. Расходы на досуг на детей для нашей сверхдержавы не такие уж и большие.
Но, к сожалению, сейчас очень много досуговых услуг предоставляется за деньги. Так что досуг — большая проблема. Пусть дети рисуют, танцуют, вырезают модели из картона, занимаются любыми видами деятельности, которые должны поддерживаться государством. Если ребёнок хочет чем-то заняться, то он должен иметь такую возможность, причём не только в крупных городах, но и в райцентрах и селах. За это нужно платить, но платить немного и это не такие большие деньги для государственного бюджета.
Кроме того, в школах создана целая сеть психологов. Что они делают? Громоздкая структура по защите детей — в каждой школе психолог, опека, куча некоммерческих благотворительных фондов, миллиарды рублей грантов. Что они делают? Они должны помогать. Но семьи боятся, потому что считают, что они наделены какими-то репрессивными функциями. Они должны помогать, а не внушать страх. Если приходит грязный, немытый ребёнок, если у него отклонения в поведении, какие-то странности, депрессия, то нужно не прессовать и не обвинять его и родителей, а пытаться помочь.
Нельзя не обратить внимания и на то, что в современном развитом обществе около 5% населения (а то и больше) нуждается в психиатрической помощи - от серьёзных заболеваний до пограничных состояний, когда человек не ставится на учёт с диагнозом, но при этом его нельзя считать полностью здоровым. Этим людям нужна помощь, в том числе подросткам.
Ещё одна проблема заключается в следующем: программы в современной школе очень сильно усложнены и малоэффективны. Сейчас школа отнимает у ребёнка очень много времени. В прошлом в младших классах было 4 урока, в старших немного больше. Этого было вполне достаточно, чтобы мы умели писать без ошибок, считать, поступить в любой ВУЗ, говорить на иностранном языке. А сейчас такой подход, чтобы увеличивать и увеличивать нагрузку на детей, школа стала отнимать очень много времени - они устают. С одной стороны, программы сложные, а с другой стороны - школа не даёт должных целостных знаний. У детей не получается выполнять программу и тогда им кажется, что они плохие. Ребёнок начинает верить, что он неудачник, что у него не получается хорошо учиться, что он не может что-то выучить. Он уходит в виртуальный мир компьютерных игр и находит себе утешение в вымышленной реальности.
Суициды - это комплексная проблема общества. Не надо думать, что мы примем какой-то закон, повернём какой-то винтик в бюрократической машине, спустим приказ психологам: «Ну-ка, снижайте нам суицид». Есть такое выражение «работа над ошибками». Вся наша бюрократическая система управления с детьми должна провести работу над ошибками - признать наличие проблем, признать наличие ошибок, проанализировать их и исправить. Причины очень разнородны - вплоть до нехватки йода в организме, витаминов: витамина солнца, белка в питании, витамина D и прочее.
Я не могу дать готовый рецепт для решения этой проблемы, потому что она очень серьёзная. Недавно я вернулся из Петербурга, где царит тяжёлый климат, темнота. Мы все восхищаемся центром Петербурга, но зайдите на окраину города, где всё застраивается 30-ти этажными домами! Россия – самая большая страна в мире, мы могли бы жить в двухэтажных домах, ведь у нас полно свободного места. Зачем нужны 30-ти этажные дома? Такая скученность создает нездоровую депрессивную атмосферу. У людей, как у любых живых существ есть критерии жизненного пространства. Если нас уплотняют, то нам плохо. Уплотните крыс, поросят или аквариумных рыбок выше их природного биологического предела, и они начнут пожирать друг друга и перестанут размножаться. И человек не может жить в такой тесноте, а уж тем более в России. Наш национальный характер — это раздолье, поля и просторы, а нас запихивают в 30-ти этажные дома. Я не говорю уже о том, что такая запредельная плотность населения создает большие риски распространения разных инфекций.
Загляните в любой мегаполис, в центре - красиво, а окраины — как часто это депрессивные, мрачные районы, откуда уезжают все кто могут, уезжают в частные дома. Может быть, нужно пропагандировать частное домовладение в противовес тому, что «инвесторы» строят эти человеческие муравейники. Многие, кто заботятся о себе, стараются жить в частном доме. Кстати, жить в частном доме просторнее и выгоднее экономически, потому что расходы на его содержание меньше, чем квартплата и есть возможность выращивать какую-то еду для себя.
Так что вопрос о суицидах вращается вокруг здоровой атмосферы в обществе и психическом здоровье каждого.