Вчера в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщил «Русской народной линии» Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом.
Председатель Синодального отдела Владимир Легойда рассказал о ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода.
Как он сообщил, во время своего заседания члены Священного Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о ситуации на Украине, а также о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям.
24 февраля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом «возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира» и «оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию». Позднее Предстоятель Русской Православной Церкви утвердил текст молитвы о восстановлении мира для ее чтения за богослужением и при совершении домашнего правила, а 16 марта призвал всех чад Русской Православной Церкви читать ежедневно особый молебный канон с присоединением к нему ранее одобренной молитвы.
По словам Владимира Легойды, с первых же дней конфликта, развернувшегося на Украине, «Церковью ведется масштабная работа по организации помощи беженцам и пострадавшим мирным людям». «По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в российских храмах и монастырях три воскресенья подряд проходил сбор средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. Кроме того, был организован сбор средств с помощью различных платежных инструментов», — рассказал он.
«В регионах, куда прибыли беженцы, организованы епархиальные штабы помощи, священники посещают пункты временного размещения, оказывают духовную помощь. В 41 епархии священники, сестры милосердия, добровольцы привозят беженцам в пункты временного размещения горячее питание, одежду, предметы первой необходимости», — добавил представитель Церкви.
Как сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, «в усиленном режиме работает горячая линия церковной социальной помощи. Круглосуточно принимаются просьбы беженцев и предложения о помощи. При Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению начал работу церковный штаб адресной помощи беженцам в Москве. В штабе выдают продукты, помогают с вещами и одеждой, оказывают психологическую помощь, предоставляют юридические консультации, оказывают содействие в размещении, направляют за медицинской помощью в церковную больницу святителя Алексия. Беженцам без документов оказывают помощь в их оформлении».
Также организована доставка церковной гуманитарной помощи пострадавшим мирным жителям. Для приема и дальнейшей отправки гуманитарной помощи подобраны складские помещения в Москве и Подмосковье.
Владимир Легойда рассказал, что по итогам состоявшегося обсуждения этой темы, члены Священного Синода приняли решение «поддержать призыв Патриарха ко всем чадам Русской Православной Церкви усилить молитву о скорейшем восстановлении мира и ежедневно читать канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, с прибавлением к нему ранее одобренной молитвы», а также постановили «призвать Божие благословение на всех трудящихся для помощи беженцам и пострадавшим мирным людям, оставшимся в зоне конфликта, а также на жертвующих средства и необходимые предметы».
Также, как сообщил Владимир Легойда, на заседании было заслушано сообщение Святейшего Патриарха о беседах с папой Римским Франциском и Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, во время которых обсуждалась ситуация на Украине.
«Святейший Патриарх Кирилл подробно изложил позицию Русской Православной Церкви по происходящим событиям, начиная с 2014 года. В разговоре с папой Франциском особое внимание было уделено гуманитарным аспектам текущего кризиса. Стороны подчеркнули значение продолжающегося переговорного процесса, выразив надежду на скорейшее достижение справедливого мира», — рассказал представитель Церкви.
«В разговоре с Архиепископом Джастином Уэлби был обсужден гуманитарный аспект украинского кризиса, включая тему оказания помощи беженцам. Святейший Патриарх особо отметил, что у каждого человека должно быть право свободно исповедовать свою веру и говорить на родном языке, не подвергаясь при этом политическим преследованиям. Стороны подчеркнули необходимость скорейшего достижения прочного мира, основанного на справедливости, и договорились о продолжении взаимодействия», — продолжил В.Р. Легойда.
Заслушав это сообщение Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священный Синод подчеркнул важность «доведения позиции Русской Православной Церкви по кризису на Украине до глав инославных Церквей и межхристианских сообществ» и развития «совместных миротворческих и гуманитарных инициатив», — заключил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Также Владимир Легойда рассказал о документах и других важных решениях, принятых на заседании Священного Синода.
Он сообщил, что в рамках завершившееся заседания, члены Священного Синода обсудили вопрос о повестке дня очередного Архиерейского Собора и приняли решение включить в повестку «рассмотрение поправок к Уставу Русской Православной Церкви, обусловленных ранее принятыми решениями Священного Синода».
Синод также постановил «поручить Синодальной библейско-богословской комиссии представить историческое и каноническое обоснование проекта поправок в Устав, обусловленных изменениями в порядке церковного управления Московской областью» и включить в повестку Собора «вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях».
Также, по словам Владимира Легойды, Синод рассмотрел и утвердил «Внутреннее Положение о Патриаршем Экзархате Африки и юридической регистрации Устава Патриаршего Экзархата Африки» и «Положение о старообрядных приходах Русской Православной Церкви».
Кроме того, в рамках заседания, как сообщил представитель Церкви, был заслушан доклад митрополита Воскресенского Дионисия о рассмотрении в Межсоборном Присутствии вопроса о постригах, совершаемых при духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при таковых заведениях. Члены Священного Синода постановили утвердить «Положение о монашеских постригах…» и направить его в епархии к исполнению. Они также поручили Учебному комитету Русской Православной Церкви и Синодальному отделу по монастырям и монашеству наблюдать за исполнением Положения, а Управлению делами Московской Патриархии по завершении следующего года представить Предстоятелю Русской Православной Церкви информацию о применении Положения в духовных учебных заведениях на территории России.
Как рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Синод заслушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости создания в структуре Московской Патриархии Управления по делам епархий в странах Ближнего Зарубежья и одобрил предложение о его создании.
Члены Священного Синода постановили руководителем Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах Ближнего Зарубежья быть митрополиту Крутицкому и Коломенскому Павлу, Патриаршему наместнику Московской митрополии и включить его в состав членов Высшего Церковного Совета. Синод также поручил «в кратчайшие сроки разработать и представить Святейшему Патриарху Положение об Управлении, штатное расписание и предварительный план работы на текущий год».
Еще одним важным документом, рассмотренным на прошедшем сегодня заседании Синода, стала «Концепция организации молодежной работы и молодежного служения в Русской Православной Церкви».
«28 февраля 2018 года Высший Церковный Совет, обсуждая вопрос о необходимости обновления и дополнения принятых в Русской Православной Церкви документов по молодежной работе, вынес суждение о необходимости составления нового концептуального текста, касающегося церковной работы с молодежью», — напомнил В.Р. Легойда.
«Представленный документ подготовлен в развитие Концепции молодежного служения, принятой Священным Синодом 20 апреля 2000 года, и содержит в себе необходимые дополнения к документу "Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви", принятому Священным Синодом в заседании 5-6 октября 2011 года», — добавил он.
Как сообщил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, по итогам рассмотрения «Концепции организации молодежной работы и молодежного служения в Русской Православной Церкви» и ее обсуждения, Синод документ утвердил.
По словам представителя Церкви, члены Синода также заслушали доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, о подготовке празднования в 2025 году 100-летия кончины святителя Тихона, Патриарха Московского.
Священный Синод принял решение «учредить организационный комитет празднования 100-летия кончины святителя Тихона, Патриарха Московского» и постановил по мере необходимости к участию в работе нем приглашать епархиальных архиереев, занимающих те кафедры, где совершал свое служение святитель Тихон до избрания на Патриарший престол.
5. 5. Ответ на 4 К Б.
УВ. К Б! Во-первых, Святейший озвучил этот свой призыв не так давно... Верно? Века пройти могут, какое качество, да и количество молитв... Во-вторых, это не был мощный громовый пирзвыв, который бы услышала вся страна... Но и в этом случае, боюсь, Вы окажетесь правы — мало кто к нему подключится... 10 мин. для тех, в ком едва-едва теплится искорка веры и надежды — непосильная ноша... А если учесть отсутствие такого организующего, объединяющиего и дисциплинирующего фактора в молитвенном делании, как чётко фиксированное время, то шансов на реальную соборную молитву вообще минимум...
Остальные Ваши замечания тоже понятны... Я не так наивен... И тоже не слишком обльщаюсь...
Но факт остаётся фактом... Назовите мне скажем, десяток статей или передач Патриарха, в которых он регулярно призывает 1. ВСЕХ, сохранивших хоть каплю веры, 2. ежедневно в ~ 12 /и.../ ч, 3. вспомнив о присутствии Божием 4. объединиться в молитвенном обращении ко Господу 5. о спасении и помощи 6. к-н краткой, на 5-10 секунд, 7. посильной, понятной, а потому доступной любому 8. взаимомолитвой друг за друга 9. в любом месте...
Сейчас ведь люди даже отказаться от такого призыва не могут потому, что его просто НЕТ...
Тут одного, и даже серии из нескольких таких призывов недостаточно... Тут придётся власть и ум употребить... Да и на реализацию года уйдут... Но это уже другой разговор... НЕТ ДАЖЕ ПОПЫТКИ ТАКОГО ПРИЗЫВА... Чёткости нету... И не будет... Значит, и молитвенного единства у нас не будет... "Плоды покажут...".
Ниневия, Грузия, св. царь Давид...
Если б лет 10-30 назад мы ВСЕ были б едины в ТАКОЙ единой МОЛИТВЕ о спасении... Может, и история была б иной..?! Пока войдет в осознанную привычку в бытовых условиях... "Наше спасение и погибель — в ближних"...
Но... Право на ошибку... Извините... Огромное спасибо...
4. Ответ на 3, Сант:
Понимаете, на одно-единственное, более-менее осознанное мыслеслово: - "БО-ЖЕ..." у меня "сил, которыми Ц Н берётся", далеко не всегда хватает... Иисусову молитовку не тяну... Евангелие читаю, забыв о Боге! Жизнь...Так это и есть наша война – со собой, с бесами. Тот рубеж, отступать с которого нельзя да и некуда.
Патриарх попросил молиться 10 минут. И то для очень многих – неподъемная задача. Благословит по нескольку раз в день читать Иисусову молитву – думаете, будут молиться? Тоже будет «то понос, то золотуха», но причина для отлынивания найдется...
Почему я не обольщаюсь насчет каких-то призывов и благословений? Мы уже 2 года на приходе (плюс все желающие с других приходов) читаем в 21.00 молитву от коронавируса с прочтением списка болящих. Условие изначально было – тот, кто просит добавить болящего в список сам неукоснительно тоже молится хотя бы пока близкий человек болеет. Время молитвы 3-5 минут. Всего-то за близкого, болящего, нуждающегося в помощи. Тут как кажется, бежать бы на молитву. Думаете, все молились? Несколько раз оказывалось, что я, по техническим причинам, не включала человека в список, и это выяснялось по прошествии довольно большого времени, при чем случайно. Значит, тот, кто просил включить человека в список, просто ни разу (вообще ни разу!!) не помолился – раз не видел, что имени его близкого нет в списке. Вот так-то...
Поэтому успехов Вам в Вашем делании. Никто кроме Вас за Вас этот пусть пройти не сможет... Потому что если сами не захотим начать молиться добровольно, будем учиться принудительно в бедствиях, скорбях, утратах... Не дай Бог, хотя, видимо. иных способов нет...
3. 3. Ответ на 2, К. Б.
Итак, Вы правы, сказав что раньше нас "не благословляли на общую молитву"... Жизнь... 90 - 95% крещеных, но еле-еле верующих, оставлены вне храмов, друг вне друга, вне молитвы, а значит вне Бога... Да для них так даже вопрос не стоит - чрезмерные, непрестанные сми-шные общие разговоры о вере оказывают на них скорее обратное действие... "Плоды" известны... Да и из воцерковленных многие ли могут осознанно, искренне и внимательно обращаться ко Господу в течение, скажем, времени У и В молитв?! Не знаю... А без внимания...
Понимаете, на одно-единственное, более-менее осознанное мыслеслово: - "БО-ЖЕ..." у меня "сил, которыми Ц Н берётся", далеко не всегда хватает... Иисусову молитовку не тяну... Евангелие читаю, забыв о Боге! Жизнь...
Для меня такие призывы иерархов... Ну, призвали... Им виднее... Пусть и дальше призывают...
*
Вот и приходится действовать самому /неполушание, без благословения, прелесть, умничание... - хрен с ними, надоели!/.
В БЫТОВЫХ условиях я как можно чаще стараюсь вспоминать о присутствии Божием вот этой посильной однословной молитовкой: - "БО-ЖЕ...", ночью на "вдох - выдох"... Я больше просто не тяну... Вот прочитал — и вспомнил... Что Он рядом...
И ~ в 9-12-15-18-21 ч. (или хоть пару раз в день, не только в Пост) добавляю /по напоминанию будильника/ ещё одну кратенькую молитовку в ЛЮБОМ месте: - "Вспомним о Боге /действительно!!! вспомним/: - ИИСУСЕ СЫНЕ БОЖИЙ, СПАСИ И ПОМИЛУЙ НАС, ГРЕШНЫХ, И ВСЕХ ХРИСТИАН". Это секунды, но на большее осознанности и внимания у меня не хватает... Я — самое слабое звено... Жизнь...
Благословения нет, но нет и запрета...
Я бы мог такой свой подход подтвердить цитатами... Но кто не хочет, то все равно не услышит... Жизнь...
А они заняты более важными делами...
Несколько раз в день по нескольку секунд о Боге вспомнить... Какие 12 мин?!
НО... ТАКОВА СЕ ЛЯ ВИ... Ещё раз СПАСИБО... Извините... С правом на ошибку...
2. Ответ на 1, Сант:
Добавили бы всего одну фразу: - "Те, кто МОЛЯСЬ В БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, не вытягивает эти молитвы с необходимым уровнем внимания, благословляются на сокращение молитвенного объёма до уровня, определяемого их духовными силами и возможностями". Не благословляли общей молитвы, было плохо, благословили, опять не так ((
Канон Пресвятой Богородице с молитвой при внимательном, спокойном прочтении занимает 10-15 минут. Мы на нашем приходе составили список воинов, которые сейчас на Украине (прихожане записали своих знакомых, с других приходов прислали сведения). Сегодня засекла по времени - 12 минут вместе с каноном и молитвой. 12 минут в сутки. Всего. В тот момент, когда решается, по сути, судьба страны, наша судьба, судьба наших детей и внуков. У меня все это время постоянно всплывает вопрос: "что же будет с Родиной и с нами??" 12 минут на это много... Полупустые храмы Великими постом...
"Молиться - кровь проливать". А мы все хотим в Царство Небесное без труда и с комфортом... Полтора раза за день к Богу обратиться, и чтобы Он нам все наши хотелки исполнил...
1. Многие не потянут...
Добавили бы всего одну фразу: - "Те, кто МОЛЯСЬ В БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ, не вытягивает эти молитвы с необходимым уровнем внимания, благословляются на сокращение молитвенного объёма до уровня, определяемого их духовными силами и возможностями". Естественно, с сохранением сути таких ежедневных молитв... А без благословения...
"Плоды" все равно покажут действенность как ранешних, сегодняшних, так и будущих молитв... Да и уже показывают... Нет?
Извините...