О христианском понимании общественных формаций

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
5332
Время на чтение 13 минут

 

Введение

 

Даже поверхностный взгляд на современную социологическую науку позволяет увидеть, что она практически полностью находится под пятой американской социологии (или более точно: социологии западной, но идущей в фарватере американской). Будучи верной служанкой капитализма, американская социология всячески избегает серьезного обсуждения проблемы общественных формаций, которая ранее стояла главной в ряду социологических проблем человечества. Американская социология подразумевает, что есть только одна общественная формация - капитализм, и собственно тут и обсуждать нечего. А поэтому она уводит нас во всевозможные проблемы малых групп, общественного статуса индивида, гендера и пр. - всего, что не касается общественных формаций. Фактически американская социология является определенной формой манипуляции сознанием, выраженной в форме научного знания.

Впрочем, проблема общественного строя настолько важна, что совсем оставить ее без внимания современная социология не может. Да и американская социология тоже не могла, но всячески стремилась ее извратить. Так, появилась схема Тоффлера [1]: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество (на западе она считается непререкаемой). Или схема Карла Поппера [2]: тоталитарное общество, открытое общество. Или идеи Д. Белла [3] об информационном обществе. Вроде бы речь идет об общественных формациях, но везде происходит подмена идей солидарности и справедливости либо техницизмом, либо либерализмом. Хотя и классическая марксова схема общественных формаций (первобытно общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, а затем могучим ураганом все это сметается и появляется коммунизм) далеко не удовлетворяет христианскую мысль - уж слишком все это материалистично и даже механистично. С точки зрения христианской мысли все это неудовлетворительно. В рамках христианской социологии проблема общественных формаций должна решаться на базе основных христианских ценностей и обязательно в христианском ареале, т.е. в странах и народах, выстроивших свою культуру на основе христианства.

В настоящей работе автор ставит своей целью дать вариант решения этой задачи. При этом предполагается сконструировать классификацию обществ, отражающую прежде всего духовную сторону человеческой природы. В работе [4] предложена предварительная классификация. В настоящей статье эта концепция расширяется и уточняется.

 

Координаты рассмотрения

 

Лицо общественной формации определяется ее идеологией. Под идеологией понимается комплекс идей, побуждающих людей объединяться в общество того или иного типа. Запрет на рассмотрение идеологии в американской социологии является просто приемом, чтобы протащить одну идеологию - идеологию культа денег, мамонизм. Важно отметить, что именно идеология характеризует общественную формацию - форма государственности принципиальной роли не играет, и поэтому в качестве параметра классификации не участвует.

Может быть, еще более важно, что идеология является духовным феноменом. Она двигает людьми не силой, а мыслью. При этом идеологию условно можно разделить на две составляющие:

  • мировоззренческую и
  • социально-экономическую.

Основанием выделения именно этих аспектов служит основная заповедь христианства. Ибо первая составляющая отвечает на вопрос любви к Богу, вторая - любви к ближнему. И как неразрывны эти заповеди в христианстве, так же связаны эти составляющие в идеологии - их нельзя рассматривать независимо, поскольку они влияют друг на друга, образуя единый сплав - крепкий или рассыпающийся, целебный или радиоактивный.

Мировоззренческую позицию пока мы будем характеризовать двумя значениями (напомним, что мы рассматриваем христианский/постхристианский мир):

«Христианство». Это означает, что христианская вера является мировоззрением большинства граждан и христианская церковь, исповедующая Христа как Бога, играет важную, социообразующую роль в обществе. Однако такое было в истории далеко не всегда. Человечество теряло веру в Творца, перенося свое упование на творение - человека. В результате мировоззрение приобретало иную форму:

А именно форму светского гуманизма, где человек является «богом», мерой всех вещей. Это мировоззрение подразумевает секулярность, атеизм и упование на науку как источник истины.

Что касается социально-эконоической оси, то на наш взгляд ее лучше всего характеризует именно тип собственности. Вновь подчеркнем, что тут нет возврата к материализму. Ибо форма собственности - духовная категория, определяющая определенные формы взаимоотношений между людьми, прежде всего - отношения любви, солидарности и антагонизма, ненависти. Мы вводим только две градации: Частную собственность на средства производства и Общественную собственность на средства производства, не рассматривая всевозможные промежуточные случаи.

 

Базовый « четырехугольник»

 

Отложив на абсциссе формы собственности, а на ординате - типы мировоззрения, мы имеем четыре точки пересечения.которые соответствуют четырем идеологиям, каждая из которых порождает особый социальный строй. Подробно они рассмотрены в [4], и поэтому ограничимся краткой их характеристикой.

Сначала о социумах, мировоззренческой основной которых является христианство.

Сотериологическое общество (СО). Его мировоззрение - вера во Христа; тип собственности - частная. Это общество, где духовная власть Церкви сочетается с сильным государством, так что христианская вера сливается с государственной идеологией. Эта идеология - спасение в вечности, которое мыслилось как индивидуальное усилие, вопреки социальной реальности. А эта реальность характеризуется частной собственностью и, как следствие, значительным имущественным расслоением. Поскольку мировоззрение тут вступает в противоречие с социальной составляющей, то христианство остается храмовым и отчасти бытовым, не выплескиваясь в повседневные социальные трудовые отношения. Сотериологическое общество существовало в Византийской империи, средневековых государствах Западной Европы и долгое время в России.

Христианский социализм (ХС) - это общество, где основную социообразующую роль играет Христианская Церковь, а экономический строй характеризуется общественной собственностью. Общественная собственность, будучи по сути дела проекцией христианской нравственности на социальную сферу, позволяет христианству выйти из храма и стать идеологической основой всех сторон жизни общества, включая трудовые отношения. Христианство и социализм не только совместимы друг с другом, но предназначены Господом как духовная и материальная стороны единой жизни общества в Боге. Христианский социализм - реальная цель на пути нашего общественного преображения.

Светский гуманизм, как мировоззренческая основа в зависимости от социальной составляющей тоже приобретает различную окраску.

Если наличествует частная собственность (и ее неизбежное следствие - тотальный рынок), то светский гуманизм превращается в религию денег. И тогда возникает

Мамоническое общество (МО) - общество светского гуманизма, но частной собственности. Там власть денег тотальна. Ныне мамоническое общество господствует практически во всем мире.

Если побеждает общественная собственность, то светский гуманизм приобретает характер стремления к неопределенному светлому будущему. Тогда возникает

Коллективистское общество (КО). Оно характеризуется сочетанием светского гуманизма и общественной собственности на средства производства. Это особый тип духовности, с которым мы хорошо познакомились в советский период и который тогда превратился в религию. Возникла и соответствующая церковь - КПСС. Это была попытка сформулировать «естественный закон», ибо по апостолу Павлу «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим.2,15). Хотя многое было просто взято из христианства, но отсутствие Бога в светском гуманизме неизбежно приводило к обожествлению человека и его дел - «мы покоряем пространство и время, мы - молодые хозяева земли». Коллективистское общество было в СССР и отчасти в странах социалистического содружества.

Указанные четыре общественные формации образуют как бы базовый «четырехугольник» - в их рамках по большей части вращалась общественная теория и практика. Отметим, что все типы формаций причастны России. Три из четырех - СО, МО и КО были пройдены Россией за какие-нибудь полтора века. А четвертый - христианский социализм - является русской идеей, к которой Россия стремится в течение всей своей истории.

 

Апокалиптические формации

 

Но ограничиться только «четырехугольником» было бы неверно - необходимо рассмотреть и возможные типы, так или иначе предсказанные христианскими пророчествами, и в частности - Откровением Иоанна Богослова. Дело в том, что процесс разделения добра и зла, отделения пшеницы от плевел, постоянно идет, и для характеристики будущих, описанных в Апокалипсисе, состояний общества потребуются полярные, крайние мировоззренческие позиции. Их мы назовем «церковь любви» и сатанизм. Первая из них характеризуется пламенной верой во Христа и не декларациями, а реальной, нелицемерной любовью членов общества к Богу и ближнему. Второе же (сатанизм) есть расчеловечивание, уничтожение человека как ценности и выплескивание на историческую арену темных, инфернальных сил. Это время антихриста, время его печати.

Казалось бы, появляется еще четыре возможных общественных формации. Но церковь любви никак нельзя мыслить совмещенной с частной собственностью. И наоборот, сатанизм, расчеловечивание только и может укрепиться на земле на основе мамонизма, т.е. тотальной частной собственности. Поэтому Апокалипсис дает нам два новых общественных строя, а именно:

Христократическое общество (ХО). Это общество-Церковь. Это общество, где любовь реализуется во всех его сферах. Разумеется, общество любви совместимо только с общественной собственностью. Реализация такого общества в большом масштабе возможно только при явном присутствии и действии Господа.

Общество зверя (ОЗ). Тут сатанистская религия совмещается с частной собственностью. Общество зверя осуществится в последние времена, когда «два зверя» из Откровения наложат «начертание зверя» на лоб или руку (Откр.13,16), в результате чего жизни подавляющего большинства людей станут зависеть от воли «первого зверя». Это будет «посткапиталистическое» общество с криминальной экономикой и тяжелейшей тиранией.

Таким образом, «четырехугольник» превращается в «пропеллер» - фигуру из шести общественных формаций, представленную на Рис.1.

 

Рис.1. Схема общественных формаций.

ХО - христократическое общество

СО - сотериологическое общество

ХС - христианский социализм

МО - мамоническое общество

КО - коллективистское общество

ОЗ - общество зверя.

 

Два «христианских социализма»

 

Приведенная схема позволяет лучше уяснить понятие христианского социализма. Дело в том, что зачастую под христианским социализмом понимают общество любви. Однако это не так. В нашей схеме общество любви (ХО) и христианский социализм (ХС) разведены и являются разными общественными формациями.

Христологическое общество - это общество очень высокой нравственности, общество праведников, объединенных нелицемерной любовью, общество, где отсутствуют эгоисты, не способные к проявлению любви. Такое общество в больших масштабах немыслимо без явного присутствия Господа, который произведет сепарацию овец от козлищ (Мф.25,31-46). Это Царство Боже, сошедшее на землю. В Апокалипсисе оно изображается в виде символа Тысячелетнего Царства «И царствовали со Христом тысячу лет» (Отк.20,4) или символа Нового Иерусалима (Отк,21,2). Христологическое общество придет только с наступлением эсхатологических событий.

Христианский социализм качественно ниже. Это общество, где имеет место христианская идеология и христианская государственность. Но это отнюдь не общество праведников, поскольку никакого разделения на представителей добра и представителей зла в нем нет. Пшеница в нем растет наряду с сорняками и прополка еще не совершилась. И поэтому там любовь сосуществует с эгоизмом, хотя и придушенным и не позволяющим себе нагло править людьми. Поэтому это общество, где заповеди Христовы составляют костяк идеологии, общество справедливости, общество, где трудятся и понимают ценность труда, общество, где нет и не может быть олигархов. Христианский социализм - это лучшее, чего может достичь человечество в «текущей» обычной истории. И мы должны надеяться, что ХС будет непременно у нас в России реализован, хотя бы на короткое по историческим меркам время.

Трансформации

 

Переходы между общественными формациями являются трансформациями общества, совершающимися либо постепенно, эволюционно, либо путем революций. Важно отметить, что нет никакого «железного» закона, вынуждающего историю совершать те или иные трансформации. Переходы в другое общественное состояние объясняются не развитием производительных сил, как в марксизме, а происходящими в обществе духовными процессами, когда содержание (нравственно-духовный уровень общества) стремится воплотиться в наиболее подходящую форму мировоззренческих установок и общественных отношений.

Рассмотрим ряд трансформаций, в принципе возможных в рамках предлагаемой модели.

Переход СО-МО из сотериологического общества в мамоническое. Это наиболее массовая трансформация, произошедшая со многими и многими нациями в новое время. В нейтральных терминах - это переход от традиционного общества к индустриальному, хотя с нравственной точки зрения она представляет собой спуск вниз. Россия тоже его испытала во второй половине XIX века. Обратный переход МО-СО чают все наши консерваторы. Однако представляется, что при сохранении капиталистического способа производства такой переход крайне проблематичен.

Переход СО-ХС от сотериологического общества к христианскому социализму - его все время ждал Господь от Византии, но не дождался - византийское общество так и не смогло свою храмовое христианство распространить на трудовые отношения Кажется, именно это желал сделать Златоуст в Константинополе, когда призывал своих прихожан последовать примеру первохристиан и обобществить свое имущество. Впрочем, от России этот переход тоже ожидался, но революция пошла по другому пути. Обратный переход - спуск в долину с высокой вершины - в принципе возможен.

Переход МО-КО от мамонизма к коллективистскому обществу возможен в результате социалистической революции (кровной или бескровной). Русская революция 1917 была именно таким переходом. Обратный переход КО-МО явился причиной гибели СССР в 1991 г.

Переход СО-КО из сотериологического общества в коллективистское - его примером является тоже октябрьская революция 1917 г. Хотя Россия к этому времени уже находилась в состоянии МО, но все же полного перехода к М не было - Россия находилась в промежуточном состоянии и многие черты сотериологического строя еще не были тогда уничтожены. И поэтому переход СК явился цивилизационной катастрофой:­ изменился и способ производства, и отношение к вере. Обратный переход КО-СО - опять-таки мечта многих патриотов в советское время; поэтому они и поддержали контрреволюцию 1991 г.

Переход КО-ХС от коллективизма к христианскому социализму - это был естественный путь эволюции советского социализма: партия должна была отбросить доктрину атеизма и объединить свои усилия с Церковью. К сожалению, этот путь не реализовался. Обратный переход ХС-КО - атеистическая революция - теоретически возможен, но пока говорить об этом рано.

Переход МО-ХО от мамонизма к христократии возможен только под действием сугубой благодати в последние времена. Хотя не исключено, что капитализм упадет еще до эсхатологических времен (гибель вавилонской блудницы). Обратный переход в принципе возможен - вызревание критической массы зла и срыв. Кто знает, может быть об этом повествует апокалиптическое пришествие Гога и Магога после Тысячелетнего царства.

Переход ХС-ХО - «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Это путь к Новому Иерусалиму, к обществу любви, который возможен только явным действием Христа.

Наконец, переход МО-ОЗ из мамонизма в общество зверя - этот процесс начинается на наших глазах. Мамона оказывается лишь средством исполнения страшного замысла духовного уничтожения человечества.

 

Позиция Церкви по отношению к различным общественным формациям

 

В работе [5] были описаны парадигмы церковного отношения к собственности. Важнейшими из них являются три:

  • святоотеческое учение (общая собственность выше частной);
  • «умеренная доктрина» (собственность допустима, но прилепляться к ней душой - грех) и
  • «протестантская этика» (богатство и собственность - положительные христианские ценности).

При этом отмечалось, что при попытке соотнести эти парадигмы с христианскими конфессиями, это удается сделать только для пары протестантизм - протестантская этика. Однако соотнесение может быть более полным, если церковные парадигмы сопрягать с общественными формациями. Тогда:

  • святоотеческое учение соответствует христианскому социализму;
  • умеренная доктрина соответствует сотериологическому обществу;
  • и наконец, протестантская этика соответствует мамоническому обществу.

Объяснение тут лежит на поверхности: Церковь всегда стремилась так или иначе приспособиться к тому обществу, в котором она существует. Такой конформизм является необходимостью - надо налаживать отношения с властями, надо сохранять и умножать паству и т.д. Поэтому, живя в определенном социальном строе, Церковь начинает лояльно к нему относиться, и эта лояльность выливается в соответствующую церковную парадигму.

Это соответствие особенно ярко выступает, если вопрос рассмотреть с исторических позиций. И святоотеческая и «умеренная» позиции родились еще в период гонений, когда христианство не было государственной религией, причем святоотеческая позиция превалировала. Однако с началом константинопольского периода Церкви, когда она вступила в «симфонию» с государством, началось противостояние этих доктрин, которое достигло максимума при жизни св. Иоанна Златоуста - великого апологета святоотеческой позиции. Но после гибели Златоуста святоотеческая доктрина стала уступать «умеренной» и вскоре практически сошла на нет. Это и не удивительно: Византия прочно стала сотериологическим обществом, для оправдания которого пригодна именно «умеренная» доктрина. Так и не сумев достичь в своем социально-духовном развитии христианского социализма, Византия бесславно кончила свое существование. В Европе же началась трансформация СО-МО, которая привела в конце концов к победе мамонического строя, что и вылилось на Церковном уровне в преобладание протестантской этики.

Однако, как быть с оставшейся вершиной (КО) базового «четырехугольника»? Видимо, КО существовало слишком короткое для Церкви время, чтобы она смогла ясно сформулировать соответствующую парадигму. Тем более это верно для двух будущих апокалиптических обществ: ХО и ОЗ.

Впрочем, история еще не кончилась, и поэтому в дальнейшем можно ждать появления новых церковных парадигм, соответствующих оставшимися вершинам.

 

Литература

 

1. Э. Тоффлер. Третья волна. - М: АСТ, 2010. - 784 с.

2. Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). - М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448+528 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - Москва: Академия, 1999. - 783 с.

4. Н. Сомин. Трансформация общества: очерк христианской социологии. http://www.chri-soc.narod.ru/transformacia_obshestva.htm

5. Н. Сомин. Три парадигмы имущественной христианской этики и судьбы России. Тезисы. http://www.chri-soc.narod.ru/paradigm2.htm

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

393. Ответ на 387., Андрей Карпов:

Вы противопоставляете земную обитель и небесную, тем самым оскорбляя замысел Божий о тварном мире. Господь сказал:"Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее." (Св. Евангелие от Матфея 13:44-46)"Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет." (Св. Евангелие от Луки 12:32-34)Земная юдоль - это предуготовление к загробной участи. Таково назначение земной жизни.А замысел Творца о тварном мире:"Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (Первое послание к Коринфянам 15:50-53)

Андрей, Вы всегда такой... двуликий? То представляетесь научным продвинутым, борящемся за терминологию... А в соседнем же посте Вы предстаете таким уж "экзегетиком", коих до Вас не было и впредь не будет. Вы какбэ определитесь - или трусы, или крестик. Мы понимаем, что шизофрения имеет место быть всегда и везде - но не до такой степени, чтобы это манифестировать на РНЛ???
Полтораки / 14.11.2014, 13:26

392. Ответ на 380., Андрей Карпов:

Ну-ну, а когда подаешь милостыню, или когда святой раздавал имущество нищим и уходил в пустыню - это "коммунальный аспект"?

Да!!! И камни растут на деревьях, и коммунальность всегда бьет ключом в деловом аспекте (иначе деловая составляющая мгновенно бы... "скукожилась". Обратное тоже верно. При "культурной гегемонии" коммуналистов "деловые люди" никуда не деваются ("ты - мне, я - себе, ибо ты - лох") и иногда побеждают (как это случилось с ССР. Вы можете жить в иллюзии, что СТСР сгинул ибо был безбожным государством – но его сгубили не христиане, а мамонисты). Но ваша победа, лохостроителей, временна. Впрочем, вы это уже поняли. Теперь тупо тупите. И это нормально. Вы опять. теперь опираясь на Зиновьева, рисуете мир в две краски. В гуманитарных науках любая осмысленная схема имеет определенную релевантность, но думать, что она исчерпывает описание действительности - ошибка.

Вы любите манипулировать терминами – это уже все свидетели полемики поняли. Давайте рассуждать… гм… релевантно :) Вы верно уточнили про ОПРЕДЕЛЕННУЮ релевантность. Эпитет «ОПРЕДЕЛЕННУЮ» имеет решающее значение, удостоверяющее субстантивную относительность наших релевантных запросов. Имеет значение не столько классификация наук (здесь Вы, признайтесь, децл сманипулировали), сколько отношение к ПАРАДИГМЕ. Гуманитарная, или естественная, или философская (как математика, например, - если встать на парадигму платоников) – это все не имеет определяющего значения. Есть парадигма, матрица, по отношению к которой и имеет место быть «релевантность». В отношении гуманитарных наук, впрочем, есть дополнительный подвох: т.н. «реальность» всегда нагружена идеологическим контекстом, причем часто она им настолько загружена, что нельзя отделить идеологического контекста от содержательного текста. Вся «реальность» вырождается в герменевтику, часто пошлую. Ницше на это обстятельство уже указывал: «нет фактов – есть интерпретации». Поэтому когда вы беретесь судить о «релевантности», следует понять (или хотя бы договориться), с чем корреспондирует т.н. «релевантность». С какой «реальностью» соотносится исповедуемая «ревантность»? С той, что в голове у нашего «гуманитария»? Гуманитарии, очевидно, не в курсе про Фейерабенда и Поппера, которые доказали, что давно нет «реальности» (в научном смысле), а стало быть «релевантности». Ну или у культурологов своя релевантность :)) Теперь про две краски. Это не ошибка – это режим взаимодействия с «реальностью» (режим траекта, отделяющего нас от реальности). Социология воображения давно все объяснила с помощью режимов бессознательного. Две краски – это режим героического диурна (кстати, свойственный Христу, когда Он известил: не мир Я принес вам, но меч). Режим «релевантности» (режим градуальности) – это режим драматического ноктюрна. Режим синкретичности (когда все краски одинаково меркнут в ретуши) – режим мистического ноктюрна (режим экзистенции русского народа). Можно спорить об их… «релевантности». А лучше не спорить: ибо это просто три разные режимы коммуникации с траектом, агентом сопряжения с реальностью. Если культуролог этого не знал – то он лох; а если знал, но утаил – то он пошлый манипулятор (вдвойне лох). Предоставляю нашему культурологу самому решить, лох какой он степени :) Рекомендую кроме Евангелия также читать и святых отцов, в частности, толкования... Например, начните с этой фразы:Кто хочет спасти душу - погубит ее, а кто погубит ее ради Меня - тот ее спасет".

Вы не поверите, но мы читаем также святоотеческие предания. И даже их цитируем. Иоанна Златоуста и Григория Нисского в том числе. Вам бы следовало также ознакомиться с их прозрениями. Может быть, Вы и правильно мыслите, чтоВсякая корысть - это корысть, но подходите к этой мысли с земным мерилом. И в результате у Вас вместо Бога возникает Общество. Вроде как Господь сказал "кто погубит душу ради Меня", а у Вас получается некий богозаменитель: взаимопомощь и солидарность, а всё остальное от лукавого....Главное-то упущено.

Не «вместо», а «вместе». Почувствуйте разницу. Или не почувствуйте, если это чувство у Вас атрофировано. А это чувство – ГЛАВНОЕ.
Полтораки / 14.11.2014, 13:15

391. Ответ на 387., Андрей Карпов:

Земная юдоль - это предуготовление к загробной участи. Таково назначение земной жизни.

Это взгляд уранополита. Или западного христианина. Русскому религиозному сознанию это чуждо. Оно не смешивало небесную правду и земную, но и от мира не отрекалось. Небесная правда дана, чтобы преображать земную. В самом центре русского религиозного сознания лежит восприятие мира в лучах пасхальных переживаний. Наш народ свою веру называл «пресветлое Православие». А праздник Пасхи, праздник торжества света над тьмой, получил исключительное место в богослужебной жизни русской Церкви. И нигде этот праздник не празднуется так, как в России. «Восприятие мира в лучах пасхальных переживаний лежит в самом центре русского религиозного сознания, – без этого не понять его. Обличения житейской неправды, составляющие главное содержание церковной литературы XII-XIV веков, никогда поэтому не поселяют отречения от жизни, но всегда соединяются с верой в преображение жизни силой Божьей». (В.Зеньковский).
Ладога& / 14.11.2014, 13:07

390. Ответ на 385., вода:

глупости "защищает" хамством.

Это классика ))
М.Яблоков / 14.11.2014, 11:23

389. Ответ на 384., Ладога&:

Но после ухода праведника в пустыню следует его возвращение в социум.

Почитайте жития отцов-пустынников. Господь открывает миру праведников, когда это полезно для мира. Гласность имени праведника не всегда полезна, а для самого святого в- возвращение в мир искус, который не каждый может выдержать. Тот же Сергий Радонежский перед смертью оставил игуменство и 6 месяцев безмолвствовал. Я уже приводил Феофана Затворника, который оставил ректорство и епископскую кафедру и ушел в затвор. При всём моём уважениик Панарину о сути христианского образа жизни лучше судить не по его трудам, а по святым отцам.
Андрей Карпов / 14.11.2014, 11:18

388. Ответ на 383., Ладога&:

Вы противопоставляете земную обитель и небесную, тем самым оскорбляя замысел Божий о тварном мире.

Господь сказал: "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее." (Св. Евангелие от Матфея 13:44-46) "Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет." (Св. Евангелие от Луки 12:32-34) Земная юдоль - это предуготовление к загробной участи. Таково назначение земной жизни. А замысел Творца о тварном мире: "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (Первое послание к Коринфянам 15:50-53)
Андрей Карпов / 14.11.2014, 11:10

387. Ответ на 384., Ладога&:

Знаете, чем отличается монастырь от самой идеальной коммунальной квартиры? Тем, что в монастыре люди пребывают, чтобы умереть. в коммуналке - чтобы жить. Цели разные, понимаете? Поэтому, говоря о возвращении, Вы ошибаетесь. Ведь старцы в мир уже не приходят.
Lucia / 14.11.2014, 11:09

386. Ответ на 382., Лебедевъ:

Ваш комментарий (п.382), выдаёт в Вас "истинного православного христианина", который свои ... глупости "защищает" хамством.
вода / 14.11.2014, 10:54

385. Ответ на 380., Андрей Карпов:

Ну-ну, а когда подаешь милостыню, или когда святой раздавал имущество нищим и уходил в пустыню - это "коммунальный аспект"?.

Это начало коммунального аспекта. Вы опять исходите из того, что духовность отдельно, а социум- отдельно. Но после ухода праведника в пустыню следует его возвращение в социум. Православная модель бытия предполагает периодическую отстраненность от греховного социума. «Человек удаляется от социума, повязшего в грехе, пребывает в отшельнической тишине.. чтобы в сосредоточенном уединении услышать голос Благодати. Но Благодать потому и носит свое имя, что отличается энергетийным характером - она источает себя вовне, возвращается в социум, который тем самым становится другим, просветленным.. Православное домостроительство, как показывает история, воплощает именно такую структуру. Сначала имеет место покаянно-аскетический уход от мира харизматической личности - святого пустынника. … Проходит известное время между подвигами уединенного стяжания Благодати харизматической личностью и образованием вокруг него монастырской братии, знаменующем рождение нового центра духовной жизни. Это время ошелушивания струпьев греховного мира, неизбежно прилипающих к нам вместе с теми ролями, которыми греховно-помыслительный социум нас наделяет. Блаженный отшельник, ушедший от греховного социума в природно укромные, не оскверненные человеческим присутствием оазисы уединенности, через некоторое время оказывается отцом священной братии - основателем нового монастыря. Пустынник Сергий Радонежский с течением времени оказался основателем нового монастыря, а затем - и новой Руси, покончившей с татаро-монгольским рабством. Этот архетип домостроительства, связанный с уходом-возвращением, с пустынничеством, становящимся источником соборного спасения и обновления, ярко проявился в истории Соловецкого монастыря. Соловки - само воплощение светлого космизма... А затем начинается процесс обратного восхождения - от преображенного храмового места к преображаемому "большому социуму", от космоцентричной уединенности к социальному домостроительству." (Панарин)
Ладога& / 14.11.2014, 07:07

384. Ответ на 367., Андрей Карпов:

Да не может быть православного социализма. Ибо Православие - это поиск небесной обители, а социализм - построение земной.

Вы противопоставляете земную обитель и небесную, тем самым оскорбляя замысел Божий о тварном мире. "Я сотворил, говорит Он, землю и небо, даю и тебе творческую власть: сотвори землю небом. Ты можешь сделать это..." – Иоанн Златоуст. Православие не противопоставляет космос и социум. Как Христос вернулся к отторгнутому и падшему миру, давая ему надежду на возвращение в духовное отечество, так и в Православии - земная обитель- "она то, что некогда было светлым началом и в конечной перспективе подлежит новому окончательному просветлению." «Православная патристика .. озабочена тем, чтобы не произошло разлучения человека с тварным миром, с космосом, не стало его уделом космическое изгойство, хотя бы и "праведное". (И.Панарин. Православная цивилизация.) Вы же продолжаете усиленно проводить линию западного христианства, "пафос противопоставленности духовного и материального которого в конечном счете приводит его к идее богооставленности материи, постепенно принимающей вид мертвого конгломерата тел."
Ладога& / 14.11.2014, 06:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Сомин
Россия в XX веке
Церковь и советская власть
07.08.2024
Николай Александрович Бердяев
Лекция из цикла о русских философах
06.08.2024
Семен Франк о духовности в обществе
Лекция из цикла о русских философах
04.08.2024
Все статьи Николай Владимирович Сомин
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12