Лавра. Морозное утро. Солнечные лучи играют в золотых куполах. Эта картина запомнилась мне навсегда. Как хорошо было взять на работе отгул и поехать сюда. Поисповедоваться, причаститься. На это уходил целый день.
Помню, как тогда, в 80-х, меня и моих друзей удивляло, когда кто-то говорил: «Я утром сходил в Церковь, причастился». Для нас это был большой и светлый день, который начинался рано утром и заканчивался к вечеру. День, посвящённый Богу. Сейчас говорят, что надо причащаться чуть ли не на каждой службе, так вроде бы было в древности. Но в древности служили в основном по воскресениям. Да, и в поздние времена святитель Василий Великий отвечает вопрошающим, что хорошо каждый день «принимать божественные тайны», но «мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу». То есть считал себя более немощным, чем некоторые наши современники.
В любом случае день Причастия должен быть максимально очищен от лишней суеты. Если мы подготовляем свое нутро, свою внутренность постом, то надо готовить тем паче и другие составы для достойного причащения. Сейчас Великий Пост и обычные Литургии не служатся («во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая Литургия, да бывает не иная как Преждеосвященных Даров», гласит 52 правило 6-го Вселенского собора), только Преждеосвященных Даров, установленные как нисхождение к немощи человеческой, которая не позволяет иногда дождаться субботы или воскресения.
Раньше люди брали в особые сосуды частицы в воскресение и причащались ими в другие дни. Потом это оформилось в особые Литургии, когда Причастие заготавливалось заранее и давалось верующим уже во время вечерни, чтобы не нарушать поста в будничные дни. Смысл был тот, что человек в эти дни держал более строгий пост до вечернего времени.
Наша Церковь в последние годы установила минимальный пост перед Причастием в 6 часов. В наше время возникла практика служения Литургий в ночное время, такие Литургии могут служиться по несколько раз в год. И если Причастие совершается во втором часу ночи, то пост с 12 часов выглядит странно.
Сейчас некоторые люди пытаются пересмотреть традиции последних веков, и им кажется, что раз Литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни, то надо служить ее вечером. Но при этом не учитывают ни духовного состояния верующих, ни упадка веры последнего времени.
Если начинать Литургию Преждеосвященных Даров после 18 часов, то человек может успеть на нее после работы, на работе он может пообедать часов в 12 и причаститься вечером. То есть всюду успеть: и поработать, и поесть, и причаститься, пусть последнее и произойдет на бегу после суеты рабочего дня. Получается, причаститься просто для того, чтобы причаститься. Но – духовная польза, действенность причастия определяется и тем, как ты причастился. Ранее, Причастие относили к вечеру, чтобы подготовиться к нему еще более строгим пощением. А мы имеем другой результат – Причащение между обедом и ужином в суете.
Церковь нисходила к немощам людей и давала им Причастие и в пост, а тут просто удовлетворяется потребность некоторых людей причащаться всегда и без подготовки. Мне со своей совсем маленькой колокольни видится разумным практику вечернего причащения поддерживать в монастырях, это будет и для духовной пользы монашествующих и для мирян, ищущих большего подвига. Кто желает причаститься вечером, может пойти в монастырь и причаститься вечером. И разрешатся всякие уставные сложности. Когда, например, читать великопостные часы? Странно их совершать вечером.
В.Розанов считает возможными две схемы совершения богослужения (Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 1998, с. 430-431). В одном собрании, то есть все богослужения вместе, начиная с третьего часа (9 час по нашему времени). И в двух собраниях, то есть 3, 6, 9 часы, изобразительные вместе, а затем позже, как говорит устав в «вечерний час» Литургию Преждеосвященных Даров. Это богослужение должно начинаться в 15 часов по нашему времени.
В монастыре же часы могут прочитываться, когда подобает, затем совершаться обедница или изобразительны, а вечером будет Литургия. А иначе трудно себе представить батюшку, обремененного многими заботами по храму и своей семьёй, который бы приезжал утром в храм, служил бы часы, ждал вечера и совершал Литургию, при этом держа по возможности совершенный пост.
В последнее время появилось много призывов к возвращению к практике Древней Церкви. Возможно, в каких-то вопросах это и верно. Но каждый раз должно быть строго обосновано.
Не стоит пренебрегать выработанной практикой, считать традицию всего лишь уклонением от чистоты Древней Церкви. Надо ее изучить, понять, а затем уже принимать решение, которое должно диктоваться не удовлетворением плоти и духовным расслаблением, а служить духовному возрастанию в наше время.
Диакон Пётр Пахомов, публицист