В этом году мало кому удастся выехать отдыхать за рубеж. Казалось бы, велика ли потеря. Но для целой социальной страты (так называемого среднего класса) это — настоящая семантическая революция. Наш «белый воротничок» привык весь год жить, строя планы, куда он теперь поедет, и откладывая деньги, чтобы потратить их в эти ключевые для него две-три недели отпуска. После поездки было приятно делиться впечатлениями, растягивая период послевкусия как можно дольше. И так из года в год. Теперь этот цикл бытия с акцентом на выезд из страны оказался нарушен.
Хороший повод поднять голову и оглядеться в поиске иных ценностей. Многие вспомнят, что у них есть дачи. Вместо заграницы поедут в деревню. Для кого-то распахнётся окно возможностей открыть для себя (снова или даже в первый раз) красоту отечественного пейзажа, оценить, насколько может быть благодарна земля, отвечающая каждому, кто её любит и вкладывает в неё свой труд. Такая простая школа патриотизма. Плюс наши деревни получат какую-то часть тех денег, что прежде увозились «за бугор». Небольшое стимулирование провинциальной экономики.
В результате беспрецедентных западных санкций и реакции мировых брендов сократится ассортимент. Проблема выбора (нужна ли тебе эта вещь или нет, что купить — то или это) исчезнет сама собой. Время, когда поход в магазин был разновидностью развлечения, уходит в прошлое. А это значит, что культурная потребность больше не будет перекрываться шопингом. Хочешь развлечений — найди себе что-то другое. Возможно, некоторых это побудит обратить своё внимание в сторону более достойных вещей.
Купить новую вещь теперь будет более проблематично. Даже при наличии нужной товарной группы на рынке. Цены неизбежно вырастут, а доходы по большей части останутся прежними. Это означает, что ценность уже имеющихся («старых») вещей возрастёт. Купил, попользовался, надоело — бросил, такая формула теперь не пройдёт. Люди будут относиться к вещам более бережно, ломающееся станут чинить, а не сразу же выбрасывать. И приобретать будут стараться то, что будет служить долго, а не то, что выглядит броско и красиво.
То есть ситуация собьёт с нас потребительскую спесь, сделает повседневное отношение к жизни более здоровым. Наше общество было больно, и Господь нас таким образом вразумляет. Но надо спросить, а идёт ли нам впрок этот урок?
Коррекция потребления остаётся чисто внешней, мы присуждаемся к ней извне, она не становится делом нашей души. На запрет поставок в Россию автомобилей представительского класса мы не отвечаем тем, что отправляем все эти Бентли, Мерседесы и Роллс-Ройсы в металлолом. Никто не отказывается ездить на дорогих машинах. Наоборот, то, что теперь приобрести такую машину будет сложнее, а поддерживать её на ходу — дороже, ещё больше подчеркнёт статус и успешность владельца.
На внешние ограничения потребительство отвечает созданием дефицита для массы и особых каналов потребления для избранных. Вместо патриотизма развивается культ предметов частного пользования, недоступных для приобретения обычным путём. Товарное преклонение перед заграницей. Оно было в СССР в условиях господства социалистической идеологии, тем более его следует ждать сейчас, поскольку мы сохраняем капиталистическую систему.
Дело даже не в имущественном неравенстве как таковом, а в отсутствии идеологии на персональном уровне.
Сегодня мы радуемся: вместо аморфности и склонности к либерализму государство демонстрирует патриотическую решимость. Та же решимость транслируется большинством СМИ, а те площадки, что обслуживали либеральную публику, закрылись или лишены возможности работать у нас в стране. Общий курс ясен и совпадает с ожиданиями патриотической общественности. Нет ничего проще, чем выражать поддержку этому курсу. Также просто, оглядываясь по сторонам, находить идеологические отклонения и клеймить их — если раньше иногда это выглядело своего рода фрондой, то теперь векторы народного возмущения и возмущения официальных лиц совпадают. Правильная идеология в публичной сфере вроде бы торжествует. Мы прекрасно можем сказать, что из неё следует для других. Но знает ли каждый из нас, что следует для него персонально?
Мы по-прежнему мечтаем о лучшей (в материальном отношении) жизни. Санкции мы считаем несправедливыми, но градус нашего негодования поддерживается тем, что они ухудшают нас повседневный быт, сокращают возможности потребления. В общем-то, на то и расчёт: условный «холодильник» должен победить условный «телевизор». Мы должны быть потрясены падением качества жизни настолько, чтобы наше негодование стало влиять на политический курс.
Однако, если от политэкономии перейти в сферу духовного, то придётся признать, что санкции — не просто выверт геополитики; они попущены Богом, а значит у происходящего с нами есть и духовная причина. Рубль испытывает трудности с конвертацией в доллар и евро; не следует ли нам читать это как знак, что главное в нашей культуре не должно оцениваться по способности приносить нам материальное благо? Служит ли патриотизм для прибытка? За что мы вообще ратуем? За земное благополучие? За протяжённость державы? За высоту флагштока? Или всё-таки за что-то укоренённое в вечности, непреходящее, освящающее и знамя, и державу? Помним ли мы об этих истинных ценностях, вносим ли мы христианство в обстоятельства нашей обыденной жизни? Стало ли христианского вокруг нас больше за последнее время — вот, как мне кажется, самый принципиальный и главный вопрос.
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
15. можно ли победить потребительсто?
14. Ответ на 7, Кирилл Д.: 2 часть
Квинтэссенция советской эпохи - сталинский период. Это социалистическая технология? Младенец – это человек или нет? Социалистические технологии в сталинскую фазу только отрабатывались совокупным творчеством масс и его вождей. При этом, их свободный поиск всю дорогу блокировался трудностями мобилизационной экономики.
Может, проще можно сказать, например: "вернуть как при Сталине было" или что-то вроде того. Именно это я сказал в статье «Экономика Z». Но это не идеал, а форма пережить трудности военного времени.
13. Ответ на 7, Кирилл Д.: 1 часть
Мы не биороботы, но современные государства – это большие социальные системы, в которых действуют системные законы, игнорирующие индивидуальное волеизъявление. Хорошо это или плохо – отдельный вопрос (отсылающий нас проблеме, государство – это механизм или организм), но такова данность. А раз так, то мы должны изучать способы и методы социального управления, выбирать «хорошие» и отбрасывать «плохие».
Я по сути недопонимаю. Например, чем, собственно, социалистическая технология принципиально отличается от фашистской? Идеи разные, взгляд на мир разный, а чисто технически похоже. В либеральной оптике именно так и обстоит дело – фашизм и социализм отождествляются. Помимо диффамации социализма это отождествление основано на убеждении, что любые формы коллективной идентичности – это тоталитаризм и насилие над Личностью, ограничивающие его первозданную Свободу.
Даже чисто технически социализм и фашизм радикально отличны. Социализм это идеократический способ управления, взывающий к лучшим человеческим началам: долгу, чести и совести. Фашизм – это легитимное насилие, порабощение одной части человечества другой.
Насилие было неизбежно и при строительстве социалистического государства и при эксцессах его деградации. Но важно понимать, что это не родовая черта социализма, как очерняли перестроечные огоньки, отождествляя СССР с ГУЛАГом. Во многом, социализм у нас был в режиме мобилизационной экономики, где принуждение неизбежно и даже оправданно (см. мою последнюю статью «Экономика Z»).
12.
Вот ежели Владимир Владимирович на очередном заседании Правительства скажет Мишустину: "Я очень настоятельно рекомендую Вам обратиться к огромному опыту наших немногочисленных народных предприятий и как можно быстрее начать массово внедрять его в нашу российскую экономику дабы добиться небывалого экономического подъёма несмотря ни на какие санкции" - вот тут я действительно поверю. А так нет, не верю. Оснований нет.
11. Ответ на 6, Кирилл Д.:
Во-вторых, «довольно массово» – сильное преувеличение. Наверное, в твоем окружении это так, в моем окружении подавляющее большинство за границу не выезжало. Ваш покорный слуга в их числе, даже загранпаспорта отродясь не было )
В-третьих, тут мы наблюдаем эффект «таргетирования» рекламы. Реклама, сколь бы агрессивной она ни была, воздействует только на сегмент потенциальных потребителей, т.е. средний класс. Бедных она только озлобляет – поэтому они так и не становятся «потребителями», как бы ни старался телевизор. Это к вопросу о «технологиях социального управления». Маркетинговые технологии действуют только на людей с определенным достатком.
А главное - вопрос "зачем", "ради чего". Вот мы будем терпеть какие-то трудности и лишения. Жить станет хуже. Это потому, что мы "бросили вызов западной гегемонии". А вот ради чего - ради чего мы бросили вызов западной гегемонии и через это стали жить хуже? Вот на этот вопрос надо ответить себе и своим детям. Иначе кранты. Сейчас вопрос «зачем» или «ради чего» уже не стоит – началась Отечественная война (пока на экономическом фронте). Не до всех доходит, особенно до самых «продвинутых». Ну что ж, 22 июня война тоже не сразу вошла в каждый дом…
И с Украиной тоже. Мы же тем, кого уже вернули в Россию и кого ещё вернём, обламываем европейскую мечту с безвизом и прочими, какими-никакими, но окнами возможностей. А взамен что даём? В какой светлый мир вводим? Из ада выводим – уже хорошо. А так – никого не держим. Хотят кружевных труселей – скатертью дорога. Здесь мы решительно расходимся: тебя заботят смердяковы и прочие отщепенцы – я никакой симпатии к ним не испытываю.
Идет процесс очищения – от плесени, гнили, потреблянства. Это болезненный процесс. Но по-другому нельзя, «иначе кранты».
10. Ответ на 7, Кирилл Д.:
Я по сути недопонимаю. Например, чем, собственно, социалистическая технология принципиально отличается от фашистской? Идеи разные, взгляд на мир разный, а чисто технически похоже.Про техническую сторону хорошо сказал А.Г.Дугин, который сейчас активно пытается осмыслить происходящие "тектонические сдвиги": "Россия на Украине — при всей неизбежной жесткости военной операции — представляет собой порядок. Нацисты же как и запрещенное в РФ ИГИЛ в Сирии и Ираке означают насилие, пытки, беззаконие, преследование несогласных и, в конце концов, кровавый хаос. Запад же ничего кроме поддержки именно нацистов и их натравливания на Россию предложить не смог. Вот это сейчас на чаше весов. Порядок или хаос. И это выбор не только для Востока Украины."
Да, Россия несет порядок, но не только в плане упорядоченности. За этим порядком должна стоять правда и справедливость, которая и есть русский порядок или социализм.
Собственно, Дугин, комментируя послание Путина и его подход к преодолению бедности, тоже указывает:
"Мобилизационная экономика неизбежна. От элементов военного социализма до экстраординарных мер по ускоренному развитию. Все это давно назрело...
Вопрос даже не столько в бедности, сколько в справедливости. Олигархия в самой России должна быть уничтожена. Крупный капитал национализирован. Это не решит быть может проблему бедности, а вот чувство справедливости удовлетворит. И это для русского человека главное. А там, глядишь, и с бедностью справимся."
9. Ответ на 6 Кирилл Д.
И с Украиной тоже. Мы же тем, кого уже вернули в Россию и кого ещё вернём, обламываем европейскую мечту с безвизом и прочими, какими-никакими, но окнами возможностей. А взамен что даём? В какой светлый мир вводим? Кирилл помните в фильме "Место встречи изменить нельзя" Шарапов говорит главарю банды ради чего я полезу с вами в подвал под милицейские пули, а главарь банды "Горбатый" ему отвечает, а у тебя сейчас одно дело, живым отсюда выбраться и за это ты будешь стараться на совесть.
Так вот и перед нами и перед странами западной гегемонии США и их сателлитами, как Вы пишите
сейчас так же стоит одна задача минимум и максимум- живыми выйти из той ситуации, которая произошла. Потому как один неверный шажок со стороны этих стран к примеру поставка и установка стационарных систем ПВО из стран НАТО (Словения) на западных границах Украины может привести к непредсказуемым и катострофическим последствиям для всех. Всё остальное на данный момент, в том числе и вопросы ради чего, зачем и почему, второстепенно и не актуально.
8. Ответ на 7, Кирилл Д.:
И поскорее выбрать: социалистическую или фашистскую технологию он предпочтет.
Теперь собственно технологии... Андрей, извини, я, может, несколько предвзят, просто мне от самого словосочетания "технология социального управления" как-то нехорошо. Как будто мы биороботы. Ну ладно, пусть будет так. Я по сути недопонимаю. Например, чем, собственно, социалистическая технология принципиально отличается от фашистской? Идеи разные, взгляд на мир разный, а чисто технически похоже. А потом, есть ведь и феодальная система - в свою очередь, на которую чем-то похожи и социализм, и фашизм.
Квинтэссенция советской эпохи - сталинский период. Это социалистическая технология? Наверху царь Иосиф Грозный. Есть бояре и дворяне, которых он держит в ежовых рукавицах. И есть тягловый народ - государственные крепостные. Да, есть важнейшее отличие от "классического" феодализма - принадлежность к сословию не передаётся по наследству, и любой крепостной крестьянин может стать дворянином, просто если будет хорошо в школе учиться - ну, и школы есть у крестьянских детей такие же, как у дворянских. В этом и есть социалистическая специфика социального управления?
Ты, всё-таки, поясни, а то, предполагаю, я не один такой тупой. А то говоришь - поскорее выбирайте то или это, а мы, может, вообще не понимаем, о чём речь. Может, проще можно сказать, например: "вернуть как при Сталине было" или что-то вроде того.
Такое случается, когда много читаешь Эволу (суперфашиста) и Дугина.
7. Ответ на 2, Полтораки:
И поскорее выбрать: социалистическую или фашистскую технологию он предпочтет.
Теперь собственно технологии... Андрей, извини, я, может, несколько предвзят, просто мне от самого словосочетания "технология социального управления" как-то нехорошо. Как будто мы биороботы. Ну ладно, пусть будет так. Я по сути недопонимаю. Например, чем, собственно, социалистическая технология принципиально отличается от фашистской? Идеи разные, взгляд на мир разный, а чисто технически похоже. А потом, есть ведь и феодальная система - в свою очередь, на которую чем-то похожи и социализм, и фашизм.
Квинтэссенция советской эпохи - сталинский период. Это социалистическая технология? Наверху царь Иосиф Грозный. Есть бояре и дворяне, которых он держит в ежовых рукавицах. И есть тягловый народ - государственные крепостные. Да, есть важнейшее отличие от "классического" феодализма - принадлежность к сословию не передаётся по наследству, и любой крепостной крестьянин может стать дворянином, просто если будет хорошо в школе учиться - ну, и школы есть у крестьянских детей такие же, как у дворянских. В этом и есть социалистическая специфика социального управления?
Ты, всё-таки, поясни, а то, предполагаю, я не один такой тупой. А то говоришь - поскорее выбирайте то или это, а мы, может, вообще не понимаем, о чём речь. Может, проще можно сказать, например: "вернуть как при Сталине было" или что-то вроде того.
6. Ответ на 2, Полтораки:
На смену маркетинговым технологиям социального управления объективно придут другие технологии социального управления. Социалистические или фашистские – выбор невелик. А других наши социальные технологи не придумали.
Можно до бесконечности горевать и заламывать локти о невозможности купить последнюю модель Айфона или сгонять в отпуск на руины Парфенона. Большинству русских людей эти глупости были недоступны, так что немногое потерли. А православному «среднему классу» самое время задуматься – он средний или православный. И поскорее выбрать: социалистическую или фашистскую технологию он предпочтет.
Не так просто, на самом деле. Айфон парфеноном, а в турциях и египтах отдыхали довольно массово. Довольно много молодёжи, не богатой, находило разные бюджетные варианты попутешествовать за границей. И прочее, и прочее. Конечно, хуже станет всем, в том числе и тем, кому и так было нелегко. А семьи с детьми - подгузники и детское питание уже подорожали, и т.д., и т.п. А на этом фоне "элита" всё равно от материальных благ отказываться не будет. Короче, проблема есть.
И, в общем, речь не о "технологиях". Это как-то заумно, а есть просто грубые материальные проблемы. А главное - вопрос "зачем", "ради чего". Вот мы будем терпеть какие-то трудности и лишения. Жить станет хуже. Это потому, что мы "бросили вызов западной гегемонии". А вот ради чего - ради чего мы бросили вызов западной гегемонии и через это стали жить хуже? Вот на этот вопрос надо ответить себе и своим детям. Иначе кранты.
И с Украиной тоже. Мы же тем, кого уже вернули в Россию и кого ещё вернём, обламываем европейскую мечту с безвизом и прочими, какими-никакими, но окнами возможностей. А взамен что даём? В какой светлый мир вводим?