Хочется поделиться размышлениями о первой неделе Великого поста, проведённой мною в старообрядческом Храме во имя Святителя Стефана Пермского. Удивительный мир староверчества постепенно раскрывается перед нашими согражданами во всей его красоте, глубине и духовной высоте, но порой всё ещё можно услышать вопросы от тех, кто не знает нашей истории: «А есть ли у вас церкви? Священники? Иконы? Богослужебные книги?». И я терпеливо отвечаю, что всё это у нас было, есть и будет, да приглашаю посетить хотя бы одну из старообрядческих церквей.
Пермский Храм – это, по существу, храмовый комплекс, состоящий из церкви, двухэтажного здания епархии и дома для священства, рассчитанного на две большие семьи. На территории Храма есть баня и теплицы, швейная и столярная мастерские, слева у входа – небольшое помещение для шиномонтажа, справа – торговый павильон с окнами и дверями на улицу. Здесь все желающие могут выпить ароматный кофе или чай с мёдом и травами, приобрести продукты по приемлемым ценам, купить свежую выпечку – вкуснейший хлеб, шанежки и пирожки. Разумеется, в Великий пост вся выпечка постная, в выходные дни – на подсолнечном масле. В здании епархии есть комнаты для студентов и прихожан, для тех, кто приезжают из других городов и посёлков. Мне доводилось побывать и помолиться в храмах Казани, Оренбурга, Томска и Екатеринбурга, и после посещения их хочется с гордостью сказать, что наш пермский Храм – один из лучших а провинциальной России.
И вот наступил Чистый понедельник Великого поста. Прихожанки в тёмных одеждах и платках, мужчины, как обычно, в строгих чёрных кафтанах. Настоятель прихода, протоиерей о.Никола Татауров начинает читать молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной поклон). Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон). Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки аминь (земной поклон). И ещё двенадцать земных поклонов с обращениями к Исусу Христу. Молитва повторяется несколько раз в течение дня: мужчины исправно творят земные поклоны, пожилые женщины, низко наклоняясь, прикасаются руками к лежащим на полу подручникам. Сия молитва содержит в себе глубочайший духовный смысл, не случайно Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей одно из лучших своих стихотворений:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста…
Утреннее богослужение завершается поминовением усопших и полуторачасовым чтением Акафиста – правильными канонами. Далее следует перерыв – чуть больше часа, – и в два часа дня вечерняя служба начинается чтением Великого покаянного канона св. Андрея Критского, жившего в конце седьмого – начале восьмого века от Рождества Христова.
По своему содержанию канон – сокровенная беседа с собственной душой. По форме – античная ритмическая проза, изобилующая примерами из Ветхого и Нового Заветов. Канон был написан преподобным Андреем уже в старости, и одним из мотивов, как полагают ученые, мог стать эпизод из биографии святого. История гласит, что византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убеждённым монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Монофелиты утверждали, что во Христе была одна воля и одно действие – божеское, а человеческой воли и деятельности в Богочеловеке они не признавали. Вскоре это учение было признано еретическим, нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона. В нём постоянны повторы: «Слава тебе, Боже наш, слава тебе!», суть которых – бесконечное милосердие Божие к падшему, но раскаявшемуся человеку.
Молитвами и многочисленными земными поклонами завершился первый лень Великого поста. Пища в этот не поставлялась, исключение делалось лишь для больных и слабых людей. На второй день – снова земные поклоны, чтение Акафиста и Великого канона св. Андрея Критского, а пища – хлеб с водой. Небольшое послабление на третий день – первого и второго обретения главы св. Иоанна Предтечи, горячая похлёбка, разумеется, без подсолнечного масла. Горячее можно было поесть в последующие дни недели. Только после исповеди и причастия благословлялась трапеза с подсолнечным маслом. Нелёгкой была для нас, прихожан, первая неделя Великого поста с ежедневными двумя богослужениями – утренним и вечерним, – зато велика была радость после причастия.
Впереди у меня – ещё шесть недель строгого поста с каждодневными молитвами уже в домашних условиях, с поездками в церковь в выходные и праздничные дни. Но всё это переносится легко и радостно: на мясо и мясные продукты в магазинах смотришь, как на нечто несъедобное, приходится забыть и о яйцах, молоке, сметане, твороге, сливках. Хорошей заменой скоромным продуктам становится мёд, овощи, фрукты и орехи. Пища с рыбой разрешается лишь в два праздничных дня – Благовещение Пресвятыя Богородицы и Вербное Воскресение. Пост – не диета, а время для покаяния и добрых дел.
Многие ли из наших сограждан строго соблюдают Великий пост? Увы, многие отпали от веры в Бога, и Господь не оградил их от всяких скорбей, зол и болезней. От грехов табакокурения, пьянства и блуда и от прочих более тяжких грехов. Вера в Бога, воцерковление и соблюдение постов на протяжении ряда веков формировали волю у русских людей, их стремление к лучшей, достойной жизни. В этом залог спасения в земной и вечной жизни.
Чудинова Галина Васильевна, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, Пермский край
1. Староверы ни в какую не общаются с никонианами