Вчера пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что условий для дефолта России как таковых сейчас нет, если только они не будут создаваться для страны искусственно, сообщает ТАСС.
«Мы с вами уже слышали заявления наших руководителей финансовых ведомств - Минфина и так далее - о готовности и наличии необходимого запаса прочности для выплаты всех внешних долгов в рублях. То есть фактически как таковых условий для дефолта не существует, если они только не создаются и не вменяются нам искусственно», - сказал представитель Кремля в ответ на вопрос о вероятности дефолта.
О том, возможен ли дефолт, рассуждает в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Дефолтом принято считать ситуацию, когда страна не может погасить (исполнить) свои обязательства перед зарубежными кредиторами, вкладчиками, населением, инвесторами и т.д. В этом случае государство признаётся банкротом, неплатежеспособным. Такие ситуации были в разных странах в предыдущие исторические времена, но разрешались они по-разному.
Что касается России, то здесь ситуация форс-мажорная. Ситуация экономической войны отличается от стандартной ситуации, когда страна в результате плохого ведения финансового хозяйства или какого-то внутреннего кризиса теряет возможность удовлетворить требования по своим обязательствам. Здесь намеренно делается так, чтобы лишить страну резервов, активов и экономического развития, то есть кардинально отличаются условия, причины и следствия.
Иными словами, дефолт проектируется. В этом случае страна обладает равнозначным правом арестовывать активы иностранных фирм, не выпускать полученную в стране прибыль, выставить свои претензии и свои процедуры обжалования по части тех ограничивающих действий, которые принимаются в отношении неё.
Поэтому те золотовалютные резервы, которые не арестовали, не так уже малы, работают на страну. Кроме того, значительные ресурсные богатства нашей страны, накопленный потенциал и возможности позволяют принимать различного рода решения по разным направлениям, чтобы вовремя купировать возникающие претензии, противостоять арестам, принимать контрмеры. Если они отказываются от покупок — то и мы отказываемся, если они что-то заблокировали, мы действуем аналогично.
Одним словом – классический дефолт невозможен, потому что ситуация неклассическая, она не вписывается ни в какие учебники по макроэкономике. Мы применяем меры такого же нормативного действия, как и Запад в отношении нас.
Поэтому в данном случае надо отказываться от своих обязательств, как отказывается от всех обязательств противоположная сторона, которая атакует. Такое поведение называется контратакой.
Поэтому я считаю, что не надо пугать население никакими дефолтами. В этой ситуации, если грамотно себя вести, патриотично и преданно защищать интересы нашей страны, никакие дефолты невозможны. Запад давно привык выдавать желаемое за действительное.