Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования о том, кто, по мнению россиян, несет ответственность за воспитание детей.
Воспитанием детей прежде всего должны заниматься оба родителя, — полагают 44% россиян. Мужчины чаще, чем женщины, склонны считать, что детей должны воспитывать родители в равной степени (47% vs 41% среди женщин). Среди россиян 25-34 лет более половины опрошенных придерживаются того же мнения (63%).
В том, что воспитание детей — прежде всего обязанность семьи и школы, убеждены 42% опрошенных. Женщины так считают чаще, чем мужчины (45% vs 38% среди мужчин). Представители старших возрастных групп тоже в основном придерживаются этой позиции (45-59 лет и 60+ лет — по 50% vs 26% среди 18-24-летних). Россияне с высшим и неполным высшим образованием склонны считать воспитание заботой семьи и школы (46% vs 31% среди россиян с неполным средним образованием).
Еще 12% наших сограждан ответили, что помимо родителей должны участвовать в воспитании бабушки и дедушки, среди россиян с неполным средним образованием так считает каждый пятый (21%).
Наименее распространены среди россиян убеждения о первостепенной роли в воспитании матери и профессиональных нянь (по 1%).
Результаты опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
В обществе абсолютно утрачено понимание того, что такое образование и что такое воспитание. Результаты опроса свидетельствуют о полной утрате этого понимания. У Виктора Ивановича Слободчикова есть такое понятие «значимый взрослый». И в число этих значимых для ребенка взрослых, то есть это тот взрослый, который важен для ребенка, его слова и образ поведения ребенок воспринимает как некое руководство для дальнейшей жизни, это запоминается, запечатлевается внутри и потом уже в дальнейшем служит неким ориентиром для дальнейшей жизни человека.
И к числу значимых взрослых, безусловно, нужно относить, собственно, так Виктор Иванович и прописывает в своих книгах по психологии — он был директором Института психологии и педагогики детства — он прописывает, что каждый взрослый, который встречает ребенка, является в той или иной степени педагогом, «значимым взрослым». Он может быть образцом хорошего или образцом плохого. Поэтому мы должны понимать, что образование осуществляется у нас в современных условиях субъектами образовательной деятельности. И такими субъектами являются родители, бабушки и дедушки, то есть несколько поколений, которые имеют возможность быть значимыми взрослыми для ребенка, учителя, которые попадают в эту же категорию и потом преподаватели, профессора, которые учат профессиональной деятельности, продолжая воспитывать и показывать через себя пример того или иного поведения.
Поэтому что здесь можно сказать? Сейчас совершенно утрачено понимание об иерархии в воспитательной деятельности, утрачено понимание места — кто какое место должен занимать в этой деятельности. Понятно, что первые шаги ребенка определяются семьей, но сейчас это какая семья, что у нас за семья? Во-первых, это чаще всего неполная семья, во-вторых чаще всего нет узаконенного брака, а есть блудное сожительство, то что называется «гражданским браком». Такая семья действительно не может оказывать должного и правильного воспитания на ребенка, просто образом своей жизни она не оказывает этого положительного воспитательного эффекта.
Кроме того, даже там, где есть и мать и отец, там, как правило, не знают установленной Богом иерархии в семье. Муж глава должен быть, жена послушна мужу. Муж должен быть патриархом своей малой церкви — он отвечает за воспитание детей. Чувство семьи, как малой церкви, к сожалению, отсутствует. Чаще всего даже студентами говорится о желании какого-то «равенства» в будущей семье.
Но Господь не сотворил Адама и Еву равными и не назначил им одного и того же поприща. Женщина должна родить и воспитывать на первых порах, когда она больше понимает, что младенцу нужно. Женщина более должна уделять внимание воспитанию девочки - будущей жены и матери! Мужчина подключается к педагогической деятельности несколько попозже, когда в ребенке начинает формироваться словесность. Мальчику, конечно, особенно нужен пример отца: защитника, воина, добытчика и, конечно, молитвенника — молитвенного предстоятеля пред Богом. В общем, в семейном воспитании сейчас утрачена ответственность перед прошлыми поколениями и перед будущими поколениями. Семья, как данность, оказалась вне временной связи с прошлым и будущим, что является следствием десакрализованности самого института семьи и брака, как впрочем и всей жизни без Бога!
Поэтому, к сожалению, у нас происходит вырождение института семьи. И этот процесс вырождения семьи затрагивает одновременно процесс вырождения школы. Во-первых, это феминистская школа — там практически нет мужского воспитания. Во-вторых, это педоцентрическая школа — там главное место у ученика, а место учителя, - это место официанта среди «меню» образовательных услуг. Эта школа действительно не способна воспитывать, поэтому ей не поставлена задача на воспитание, эти задачи провозглашены, но не поставлены, на это не выделено никаких сил и средств, не проведена соответствующая подготовка. И школа сейчас тоже находится в периоде своего вырождения.
И особенно печально то, как, я сейчас наблюдаю: а достойно ли ведет себя старшее поколение, наше поколение бабушек и дедушек? Многие бабушки сейчас даже отказываются от того, чтобы почтены этим высоким званием - бабушка. Они заботятся о макияже, о том, чтобы они были молоды, красивы и прочее... Дедушки, к сожалению, тоже не на высоте! Ненормативная лексика - это обычный образ речи, гневное отношение к правителям, чиновникам, к обстоятельствам жизни. Так что на самом деле очень печальная и тяжелая ситуация. И то, что сейчас началась война Запада с нами — ну, видимо, Господь уже не может больше терпеть такой ситуации, такой массовой погибели, погруженности в Инферно, в ад. Когда молодое поколение вырастает не для того, чтобы быть гражданами Царства Небесного и не способно полноценно брать на себя ответственность за наше земное Отечество, когда происходит духовное и культурное вырождение, тогда по милости Своей Господь через социальные и природные катаклизмы пытается вразумить и избавить от марева иллюзий, обуявших народ.
Поэтому Господь начинает, видимо, уже активно воздействовать на человеческий род, чтобы исправить эту ситуацию. Будем надеяться, что сейчас многие вразумляться и в конечном итоге ситуация начнет исправляться.