Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования о том, какими качествами должен обладать школьный учитель и кто должен нести ответственность за воспитание детей, по мнению россиян.
В первую очередь для наших сограждан важно, чтобы учитель был квалифицированным (23%). Об этом чаще сообщали россияне с высшим и неоконченным высшим образованием, а также жители городов с населением 500-950 тыс. человек (по 28%).
На втором месте любовь и доброжелательность к детям (по 19%). Важность любви к подрастающему поколению прежде всего отмечали россияне 60 лет и старше (25% vs 9% среди молодежи) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (27%). Женщины также называли ее в два раза чаще, чем мужчины (24% vs 12% среди мужчин) — у представителей сильного пола она лишь на пятом месте. Доброту в учителях также склонны больше ценить женщины (22% vs 15% среди мужчин).
В том, что учитель — это призвание, уверены 15% опрошенных, чаще сторонники данной позиции — россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (21%), реже — молодежь (5%). В числе наиболее ценных качеств школьного учителя также терпение, порядочность и умение доступно объяснять материал (14%, 12 и 11% соответственно). Каждый десятый полагает, что хороший учитель — тот, кто хорошо знает свой предмет (10%).
Молодежь 18-24 лет больше всего ценит в педагогах образованность и доброту к детям (по 23%). Не менее важным является знание психологии детей — так полагают 22% опрошенных. На третьем месте терпение — его молодые россияне называли в три раза чаще, чем представители старшего поколения (21% vs 9% среди 60-летних). Наши 18-24-летние сограждане также чаще, чем россияне в целом, отмечали важность таких качеств, как порядочность (17%), умение донести до ученика знания (16%), адекватность (11%) и целеустремленность (8%).
Опрос проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Учитывая современные события, нужно постараться повернуть во благо ситуацию духовной брани, которая сейчас происходит во всём мире. Нужно попытаться перевести результаты опроса с научного и международного языка на русский традиционный язык нашего Отечества.
Слово «квалификация» заимствовано из западных языков, в основном из британской науки. На английском слово quality означает качество. Действительно, quality — это качество. В этих словах даже один корень у них qua, а у нас «ка». Это однокоренные слова. Если учитель высококвалифицированный, как мы любим говорить, то, по-русски, это значит учитель высокого качества.
Поговорим о воспитании, которое, конечно, должно быть сейчас. Почему? Духовную заповедь никто не отменял. Как писал Александр Сергеевич Пушкин:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Так и у современного молодого человека в России во время такого суда (по-гречески — кризиса) возникает духовная жажда. Он хочет питаться правдой, а не ложью, не фейками, как сейчас говорят. Потому что он растерян, он не знает, что можно потреблять и усваивать, а что нет, какие точки зрения, какую информацию, какие впечатления впитывать, а какие отбрасывать, какие убеждения и верования принимать близко к сердцу, а против каких восставать.
Всё это зависит от воспитания. И если учитель на уроках не будет воспитывать, то есть питать качественной и духовной пищей детей (я не жонглирую и не играю словами, это действительно корень слова воспитывать — питать) так духовной пищей, чтобы человек возрастал над собой, приближался к вершине, к своему совершенству.
Что является совершенством для человека? Это образ Божий. Цель образования в России (неслучайно слово образ и образование имеет один корень) — это обожение, это приближение наших детей к той степени человеческого совершенства, когда можно пожертвовать собой ради правды, ради любви, ради Отечества.
Родители часто хотят, чтобы дети жертвовали собой ради них, любимых. Потом у детей будут свои дети, и надо будет воспитывать своих детей, а не только заботиться о стариках-родителях. Вот такой родительский эгоцентризм сейчас очень распространён, потому что, кто такие родители современных учащихся? Это те бывшие школьники и студенты, которые воспитывались в период полного отсутствия воспитания в системе образования Российской Федерации, начиная от детских садов и заканчивая университетами. Тогда их никто не воспитывал, их только информировали, пичкали «инфой», программировали, как сейчас забивают жёсткие диски компьютеров или смартфонов большим количеством информации. А тогда образованием считалось, как можно большее количество информации запихнуть на одну ячейку детской или студенческой памяти.
Слава Богу, сейчас это время прошло. Потому что прилетел жареный петух, кое-куда клюнул наше руководство, и оно поняло, что если детей и студентов в образовательных учреждениях не воспитывать, они просто плюнут на собственную страну, на Отечество, на свою культурную принадлежность и куда-нибудь уедут, где их питают более вкусными сникерсами, в духовных памперсах содержа.
Производители западной, инославной духовной пищи, те образователи, которые сейчас, слава Богу, выгнали наших студентов из своих западных университетов в знак протеста против нового миропорядка, который сейчас устанавливается, очень хорошо умеют воспитывать.
Я пять раз бывал в США, читал лекции, преподавал в разных университетах и преподавал в частных школах, очень хорошо знаю, что их системой образования занимается Министерство информации. Эта информация не что иное, как целенаправленная пропаганда. В более-менее приличных школах Америки, в которых я преподавал, утро учеников начинается с подъёма американского флага и все школьники стоят на линейке и поют гимн США. Неважно, какого цвета у них кожа, какие у них убеждения, в каких штанах или юбках одеты, они поют и с этого начинаются их учебный день. Они поют гимн. А у нас поют? Нет.
Я хочу задать всем нашим читателям вопрос: хоть один директор школы или директор ВУЗа, когда началась спецоперация, позаботился о том, чтобы собрать своих преподавателей, чтобы затем они собрали студентов и провели то, что называется в школах классным часом или пятиминуткой? Чтобы хотя бы объяснить позицию преподавательского коллектива или ВУЗа и транслировать, то есть передать позицию нашего государства, Отечества по поводу того, что случилось?
Я сейчас преподаю в одной из гимназий. Когда 24 февраля я вошёл в класс, первое что мне закричали десятиклассники: «Василий Васильевич, у нас началась война!». Дети уставились на меня своими глазами в ожидании, что я им скажу. Дети были настолько голодны, у них настолько была сильна духовная жажда и страх, испуг. Дайте им пищу для ума, для сердца!
Мы готовы её давать? Американцы готовы. Евросоюз готов, накормит так, что их дети снесут собственное Отечество, если дать этим воспитателем волю. В этих условиях не воспитывать детей — это преступление против своего народа и Отечества, а главное против Бога.
Поэтому все разговоры про информирование, про позицию учителя, про дискуссии, про нашу демократию и так далее — это полная чушь, бред и духовная лень, а также нежелание воспитывать своих детей, то есть быть квалифицированным качественным, добросовестным учителем.
В этом опросе очень много иностранных слов, но слова «добросовестность» учителя я не услышал. Нужно, чтобы учитель был перед Богом и перед людьми чист, и чтобы у него была добрая совесть, тогда да всё остальное приложится.
1. Как уничтожали советскую школу образования