В свете последних событий на Украине сейчас не говорит и не пишет о войне разве что ленивый. И вот нам тоже захотелось поразмышлять над этой темой, но не над тем, как это ужасно и страшно, что, конечно, так и есть, если рассуждать с точки зрения нашего падшего греховного мира. Попытаемся все-таки ответить на вопрос, что есть война с точки зрения христианского мировоззрения человека, его духовной составляющей.
Война с точки зрения библейской антропологии. С точки зрения падшего мира война действительно представляет собой полный беспредел и анархию, потому что во время любых военных действий всегда льётся кровь. И в этом смысле Священное Писание войну также осуждает, потому что Бог творил человека по Своему образу и подобию не для убийства.
Первая битва в духовной истории совершилась ещё на небесах. Ещё до сотворения мира пал ангел Денница и стал дьяволом, и затем архангелом Михаилом он был изгнан на Землю, о чём прямым текстом сказано в книге Откровения: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них» (Откр. 12:7)
На Земле войны стали возможными после грехопадения Адама и первого убийства, когда Каин убил своего брата Авеля. И с тех пор Господь стал попускать войны тогда, когда люди в массе своей отворачивались от Бога, что хорошо видно на примере истории народа Израиля. Так, например, войны израильского народа с различными языческими народами возникали тогда, когда он отступал от веры в единого Бога и начинил творить беззаконие, поклоняясь языческим идолам. Вот, что пишет об этом святитель Николай Сербский в книге «Библия и война»: «В сухой пустыне под Хоривом возжаждал народ израильский, а воды не было. И весь народ стал укорять Моисея, зачем он вывел их из Египта. И что ещё хуже, народ стал сомневаться в Боге, в помощи Божией. Тогда кроткий Моисей возопил ко Господу: "Что мне делать с этим народом? Ещё немного, и побьют меня камнями" (Исх. 17:4). Господь услышал его и помог иссечь воду из скалы Хоривской и напоить народ.
Согрешивший народ должен был искупить грех роптания и сомнения в Боге. Это закон греха. Поэтому на него напал царь пустыни Амалик. Язычник напал на израильтян с большим и хорошо вооружённым войском. Страх и ужас объял Израиля. Страхом и ужасом искупал он свой грех сомнения и ропота на Бога и слугу Его Моисея. Тогда на сражение с Амаликом Моисей послал Иисуса Навина, а сам взошёл на высокий холм и, воздев руки, молился Богу. "И было, когда поднимал Моисей руку свою, одолевал Израиль, а когда опускал руку свою, одолевал Амалик" (Исх. 17:11). Сражение же продолжалось целый день, до захода солнца, и руки Моисея отяжелели. Тогда Аарон, брат его, подложил ему под руки камни, чтобы он мог держать их поднятыми. А когда руки Моисея всё же уставали, то их поддерживали Аарон и Ор. "И низложил Иисус Амалика" (Исх. 17:13)».
Более того, по тяжёлым грехам (например, грабёж, насилие, разврат и т.д.) Господь мог народу израильскому и не даровать победу. Особенно тяжело было в том случае, если этими тяжёлыми грехами страдает командующий, вот почему сила, дух и благочестие командиров и предводителей в целом является очень важным. Опять же в истории народа израильского появление предводителя Иисуса Навина смогло пробить путь к победе, поскольку Иисус Навин обладал этим духом воина и строго карал народ за нарушение заповедей, применяя различные меры вплоть до смертной казни.
Кроме поражения в войне наказание Божье могло иметь форму тяжёлой болезни – эпидемии. Например, в 1-й книге Царств, когда израильский народ в очередной раз отойдя от Бога, проиграл войну филистимлянам, и был взят ковчег Божий (1 Цар. 4:22), то наказанием стала также тяжелейшая эпидемия чумы, названная наростом, который развился в результате того, что филистимляне принесли с собой в город Азот идола – туловище языческого бога Дагона: «И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его» (1 Цар. 5:6).
И как тут не вспомнить пресловутую разразившуюся в 2020 году и продолжающуюся по сей день пандемию COVID-19, которая накрыла весь мир за наш эгоизм, за потребительское отношение к Богу и людям, за чванство и ханжество, за безответственность, за беспечность, за развратную и распутную жизнь и т.д.
Культура ведения войны, согласно библейской антропологии. Побывавший в горячих точках опытный священник протоиерей Олег Стеняев в одном из интервью сказал, что Библия создала определенные правила и культуру ведения военных действий. Во-первых, война по Библии является крайней мерой, и начинается тогда, когда мир между народами уже невозможен и заканчиваться она также должна предложением мира: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир» (Втор.20:10). Во-вторых, библейская культура ведения войны предполагает недопущение жестокости, свирепости, защиту слабых и даже бережное отношение к окружающей природе: «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20:19). В-третьих, в ветхозаветные времена на войну часто отправляли опытного человека, который женат, обзавелся хозяйством и имел наследника, чтобы в случае его гибели в бою, род не закончился: «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его» (Втор. 20:5-8).
В православной традиции для воинов, находящихся в боевом походе, отменяется пост. Согласно церковному правилу святителя Василия Великого, им также разрешается участие в Таинстве Причащения, но по окончании боевых действий на них на какое-то время налагается епитимия – запрет на участие в Евхаристии, поскольку они проливали кровь, хоть пусть и за правое дело.
Русский взгляд на войну. Русский взгляд на войну тесно сопряжен с библейским.
Для русского православного человека война является безусловным неизбежным злом и также выступает крайней мерой воздействия. И в этом смысле война имеет большое духовно-нравственное воспитательное значение, которое выражается не в том, чтобы как-то переделать другого человека под себя, причинив ему какое-то увечье и уничтожив его, а наоборот, чтобы послужить ему верой и правдой, проявив любовь и заботу. Более того, как говорит В.С. Соловьев устами генерала в «Трех разговорах», без этой «нравственно-религиозной санкции» для русского человека война теряет всякий смысл, поскольку в таком случае солдат утрачивает боевой дух и становится неспособным проявить главное – готовность бить врагов и быть в любой момент убитому, жертвуя собой ради своего ближнего.
И здесь мы подходим к той ярчайшей особенности, которая отличает русского православного воина от других. Русский солдат никогда, за исключением братоубийственной Гражданской войны 1917-1922 гг., не вёл и не ведёт боев в ранге нападающего. Его действия, как правило, являются вынужденным ответом вследствие проявления агрессии со стороны другого – нападающего на него. Так было, например, во времена Великой Отечественной войны, когда русский солдат ценой огромных потерь вынужден был отбивать нападение гитлеровских войск.
Или же военный поход русского солдата носит освободительный характер, когда он заступается за несправедливо обиженного православного брата во Христе, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Так, например, русский воин заступился за православного серба и болгарина в 1877-1878 гг. с целью освобождения Балкан от турецкого ига. И это была не просто война, а столкновение цивилизаций (по С.Ф. Хантингтону) – хищнической католико-протестантской, т.е. западноевропейской, с одной стороны, и православной, т.е. жертвенной восточно-южнославянской, с другой стороны, ибо турецкая армия, как пишет Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 г., вооружилась на европейские деньги: «За укреплениями турок вынослив, энергичен, в нынешнюю же войну Европа как нарочно ободрила его, помогла ему оружием, инженерами, в огромном размере деньгами и, наконец, подстреканиями и натравливанием на нас возбудила в нем фанатизм».
Такой же характер носила Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году после того, как сербский террорист Гаврило Принцип убил австро-венгерского наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда. И солдат Российской Империи тогда снова заступился за православного сербского брата.
Сегодняшняя военная операция России носит примерно такой же характер.
История повторяется. История, как утверждает диалектика, развивается по спирали. Начавшаяся военная операция российских войск на Украине в феврале 2022 года – это не экспансия русских на юг, а защитные действия с целью освобождения русского народа Украины от геноцида, религиозного угнетения, возрождающегося нацизма и войны власть имущих с собственным народом, которая длится уже около восьми лет.
И очень жаль, что многие этого не понимают или не хотят понимать.
Пора этому положить конец! И православный русский воин придёт и сделает это, чтобы другие христианские народы могли дышать свободно.
Александр Церковный, публицист
1. А можно с чуть иной стороны?
Я, конечно, могу ошибаться, но, судя "по плодам"... Каждый же всё сам видит...
Казалось бы, чего проще, призови с высоты своего положения к подобной молитве — а он не может..! Что-то мешает... Так и живём... Прошлое становится настоящим, настоящее — будущим... С теми же грехами и страданиями... Так и уходим, не зная даже имени своего Спасителя...
Потому, что единства людей в ОБЩЕНАРОДНОЙ молитве как не было, так и нет... Потому что нет молитвы, а молитва отсутствует потому, что никто к ней реально, серьёзно даже не призывает... Нет? Без Бога... Раз нам ВСЕМ запретили Его просить...
Живём, лишённые помощи Божией... Жизнь... Даже не попытались...