itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сублимация традиции

О проекте Указа Президента, которым будут введены «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению ‎традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

0
2422
Время на чтение 7 минут

Бюрократическая кухня работает. И вот из недр Министерства культуры появился проект Указа Президента, которым будут введены «Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению ‎традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Данный документ заслуживает внимания прежде всего именно в качестве продукта бюрократического процесса. То, что волнует патриотическую общественность – содержательная часть, относящаяся непосредственно к традиционным ценностям, в нём – не более чем прямые цитаты из Стратегии национальной безопасности РФ (введена Указом Президента №400 от 02.07.2021). Именно из Стратегии взяты перечисление традиционных ценностей, оценка существующих угроз и перечень задач государственной политики в этой сфере. 

Оригинальным дополнением является данное в проекте Основ определение: «традиционные ценности — это формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие своё уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Т.е. традиционные ценности – это нравственные ориентиры.  Подобная интерпретация возможна, но она никак не согласуется с идущим дальше перечислением ценностей, взятым из Стратегии национальной безопасности: «к числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству ‎и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь ‎и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Жизнь, права и свободы, семья, труд – это не просто ориентиры, это, скажем так, элементы непосредственного бытия. Они есть – и это первично, можно ли их рассматривать в качестве идеала – вторичный вопрос. Ценность семьи, например, определяется вовсе не тем, насколько идеальны в ней отношения.  Справедливость и милосердие имеют цену не как идеалы, а как реальные действия реальных людей. Собственно, идеалы нужны лишь для того, чтобы побуждать воспроизводить подобные действия снова и снова.

Но это противоречие между определением традиционных ценностей и их списком возникает не просто как ошибка (недогляд разработчиков). Для бюрократии всё это совершенно неважно, цель представленного документа совсем в другом. К проекту Указа с Основами прилагается Пояснительная записка, в которой выделяется главное с точки зрения инициаторов. Это – внедрение системы показателей эффективности государственной политики в сфере традиционных ценностей. И, видимо, самое основное: поскольку «реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей будет невозможна при отсутствии механизма межведомственной координации», предполагается создание соответствующего координирующего органа «с широкими полномочиями» (это цитата из Пояснительной записки), который бы и рулил процессом. Учреждение новой институции – всегда явный плюс в бюрократической игре; повод же для этого, в общем-то, может быть любым; с точки зрения бюрократии, он большого значения не имеет. Поэтому, если нужны слова о ценностях, их конечно следует написать, но уделять им слишком много внимания не стоит; важно, что обосновывается создание новых позиций, ведающих распределением ресурсов и обладающих властью.

***

 

Может ли быть польза от учреждения, уполномоченного отвечать за состояние традиционных ценностей? На первый взгляд, почему бы и нет? Но надо понимать, что наряду с пропагандой, допустим, коллективизма, патриотизма и крепкой семьи, будет существовать современная экономическая система, которой семья менее выгодна, чем действия автономных потребителей, в которой коллективизму просто нет места (подряжают не коллектив, а работников-одиночек), деньги же не имеют гражданства, а идут туда, где больше отдача на капитал. И что в результате останется в активе у тех, кто будет заниматься продвижением ценностей? Исключительно слова. Мы будем слышать больше правильных слов (и даже, вероятно, сильнее остерегаться сказать что-нибудь неправильное – мало ли что может быть расценено, например, как угроза исторической памяти), а жизнь будет идти своим чередом.

Если посмотреть в корень, то можно сделать вывод, что предложенный (ещё в Стратегии национальной безопасности) подход к традиционным ценностям довольно ущербен. «Традиционный» – это прилагательное, обозначающее относящееся к традиции. Именно традиция имеет значение. Главный вопрос, который во всех этих документах опускается: о какой традиции мы говорим?

В сущности, основной (и онтологически единственной) исторической традицией России является Православие. Парадоксальным образом в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (давайте специально выделим этот момент) слова «Православие» и «православный» не употребляются. В списке ценностей для Православия можно приспособить разве что «историческую память», то есть из актуального оно перенесено в историю (как бы авансом заархивировано) – ценить можно, но как культурологический, исторический и этнографический элемент. 

Ещё, конечно, важно, что религии учат нравственности, а «высокие нравственные идеалы» и «приоритет духовного над материальным» – тоже в числе названных ценностей. Это косвенное признание полезности религии (и в первую очередь Православия). Православие много дало ценного, так давайте это охранять. Ситуацию можно уподобить золотоносному ручью. Вот мы принимаем документ, по которому вводятся меры, берущие под защиту намытое золото, тогда как сам ручей остаётся где-то там, вне зоны наших интересов. Или ещё аналогия. Мы решили защищать архитектурное наследие, для чего взяли под контроль оборот всех имеющихся изображений исторических зданий, тогда как с самими зданиями может происходить что угодно.

Православие было нервом российской жизни. И по ходу следования заветам Евангелия наш народ обрёл много того, что сегодня называется традиционными ценностями. Теперь мы решили об этих ценностях позаботиться, но при этом намерены продолжать жить, игнорируя Евангелие в экономической, политической, да и вообще в большинстве социальных практик. Получится ли что у нас?  Конечно же, нет.

Между тем, если почитать Стратегию и проект Основ, можно прийти к мысли, что основная причина кризиса традиционных ценностей – это злонамеренное внешнее воздействие. Нам подсаживают чуждую деструктивную идеологию. Отсюда следует, что мы можем сохранить свои ценности, если будем пресекать инородное вредное воздействие. Безусловно, многие сомнительные инновации действительно приходят из-за рубежа. Запад прошёл по пути разложения дальше нас и может быть поставщиком всевозможных гадостей. Но истинная причина духовно-культурного распада – не внешняя, а внутренняя. Мы не пускаем Бога в свою повседневную жизнь, так чего же удивляться, что мы живём не по-божески. Не будь западных образцов дряни, мы вполне были бы способны произвести свои.

Такое ощущение, что из некоторого, достаточно произвольного набора «традиционных ценностей» наши идеологи (в число которых в силу специализации попали и сотрудники Министерства культуры) пытаются собрать новую традицию – светскую, но «правильно ориентированную». Потом нам будет предложено принять эту искусственную конструкцию в качестве фундамента российской нации. И разве мы посмеем отказаться, ведь ценности, вроде, все – те самые? Но вместо Бога Живаго мы будем служить глиняному голему.

Разницу прочувствовать несложно. Вот ценность человеческой жизни. Открываем Евангелие, читаем: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35). Ценность семьи. Читаем: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). Ценность коллективизма. Читаем: «входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13-14). Ценность патриотизма. Читаем: «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8:38-44).

То есть ни одна из «традиционных ценностей» не является абсолютной. Всё измеряется тем, совпадает ли она с тем, что хочет от человека и человечества Бог. Если ценность помогает человеку на пути к Богу, она утверждается, а если она затмевает собой Бога, то отбрасывается. Это естественное следствие из того, что первична традиция (Православие). Единственный путь, на котором можно укрепить духовно-нравственное состояние общества и вновь оживить истинные ценности, – это возвращение Православия в центр государственной и общественной жизни. Без этого любые инициативы по реанимации традиционных ценностей будут бесплодны, а в худшем случае «традиционные ценности» могут использоваться для создания нового общества принуждения, где благовидные предлоги будут применяться лишь для повышения управляемости и устранения сопротивления.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

45. Ответ на 44, Кирилл Д.:


Тут ещё с какой стороны посмотреть... Переход от пиджин-либерализма поздне- и постсоветского времени к "уважению к традиции" - в общем-то, движение вверх. Ну, не доросли пока до Православия. Может, дорастём.

То, что ты назвал "переходом", состоит из двух частей. 1- это то, что достигнуто довольно серьёзной работой (втащено). 2- то, что не достигнуто, а лишь изображается.
Андрей Карпов / 11.02.2022, 09:14

44. Ответ на 42, Андрей Карпов:


а вверх надо тащить


Тут ещё с какой стороны посмотреть... Переход от пиджин-либерализма поздне- и постсоветского времени к "уважению к традиции" - в общем-то, движение вверх. Ну, не доросли пока до Православия. Может, дорастём.
Кирилл Д. / 10.02.2022, 21:43

43. Ответ на 39, Алекс. Алёшин:


Но с другой стороны. Вспомните-ка с чего начиналась перестройка? Тоже ведь в начале было слово. Один сказал А, другой Б, а потом покатилось, как снежный ком, не остановишь. Поэтому не факт, что ныне сказанное А, в конечном итоге, не обернётся возвращением Православия в центр государственной и общественной жизни.


Тут я тоже подумал... У нас было до 1917 года Православие в центре государственной и общественной жизни. Так, во всяком случае, провозглашалось. Потом это всё рухнуло, и появилась другая система, где в качестве неотъемлемой части гос. идеологии вообще был атеизм. А в 1991 и это рухнуло, и нашей идеологией стал... даже не либерализм, а какой-то пиджин-либерализм - либерализм для туземцев, в колониальной версии. И вот уже в начале 21 века "там наверху" началось какое-то движение в сторону идейной самостоятельности.
Так что, если с другой стороны посмотреть, сейчас вообще прогресс.
Ну да, мешает "политкорректность", привычка следовать западным трендам, если говорить более прямо - холуйское (по отношению к Западу) воспитание, обычные опасения из серии "как бы чего не вышло" - да, у нас же и атеисты есть, и люди других вероисповеданий, как бы они не обиделись, если мы так вот прямо скажем: "Православие!"
Ну, и историческая память - была у нас гос. идеология, "стоящая в центре" - до 1917 как раз Православие, а после - Коммунизм. И то, и другое с какой-то момент стало вызывать в обществе аллергию. Так что сейчас некая "идеологофобия" - страх провозгласить какую-то сверхидею, чтобы опять не наступить на те же грабли.
Но это, в общем, понятные вещи.
И, кстати, вопрос и правда есть. На Запад-то можно и наплевать, а вот внутри России... И правда, у нас есть люди не шибко верующие и невоцерковленные. В общем-то, самая многочисленная "конфессия" на нынешней Руси - это атеисты, агностики и религиозно неопределившиеся люди. Есть мусульмане; есть и другие. Хотя других просто очень мало. В общем, есть три основных группы людей у нас сейчас - православные, атеисты&сомневающиеся и мусульмане. Что мы скажем второй и третьей группе, как строить, как говорится, общественный диалог между разными социальными группами, если мы хотим вернуть Православие в Центр? Вот это задача. И кто её сможет решить?
Кирилл Д. / 10.02.2022, 21:25

42. Ответ на 39, Алекс. Алёшин:



Но с другой стороны. Вспомните-ка с чего начиналась перестройка? Тоже ведь в начале было слово. Один сказал А, другой Б, а потом покатилось, как снежный ком, не остановишь. .

Нет, это разнонаправленные процессы. Совратить можно, просто сказав пару слов. А вот добродетель так не прививается. Чтобы покатилось вниз, надо лишь тронуть с места, а вверх надо тащить.
Андрей Карпов / 09.02.2022, 13:21

41. Примечание к 40:

Ответ на 30, Сергей Швецов:

)) это ответ на 31, 32 Кириллу, конечно.
Сергей Швецов / 09.02.2022, 12:25

40. Ответ на 30, Сергей Швецов:

Будет ли русский, ставший кришнаитом, буддистом или, скажем, мусульманином, не чужим своему русскому невоцерковленному окружению так же, как и воцерковленный православный?

Думаю, тут примерно одинаково. Не исключено, что к кришнаиту или буддисту отнесутся даже добрее, как просто к чудаку. Тут, что называется, если хотите прочувствовать на себе силу креста, перекреститесь не в храме на трисвятом, а на рабочем обеде посреди собственного коллектива. Можете словить немало неожиданной агрессии в свой адрес. Не верите? Найдите на ю-тубе трейлер к фильму "Мария. Спасти Москву." и почитайте комментарии под ним.
Так православие определяет поведение и поступки и невоцерковленного русского человека

Нет. Не определяет. В обычном нравственном поведении нет православной специфики. Православная специфика начинается там, где имеет место жертва ради Христа. Невоцерковленный и дня не отпостится (разве что на спор), никогда не простит обиды чужому человеку (разве что забудет), не воздержится от гнева, от легкого блуда... Конечно, правило не 100%-е, но почти.
Что понимать под выигрышем и проигрышем

Спасение и не спасение. Что же еще?
А почему мы не можем спроецировать это на человечество?

Потому что спасаются личности, а не народы. В противном случае для спасения достаточно было бы родиться в правильном народе.
не факт, что не давал. <...>История и без грехопадения была бы, хотя это, наверно, была бы совсем другая история.

Конечно, была бы. Я и имел в виду, что истории Бог не давал в том виде, в котором она состоялась. Без грехопадения не было бы противоречий Божественной и человеческой воли, была бы синергия, и Бога можно было бы считать таким же субъектом человеческой истории, как и само человечество. Вместо этого Бог стал ее субъектом как отдельный человек - Иисус Христос.
она, строго говоря, была следствием не грехопадения как такового, а изгнания Адама и Евы из рая. Ведь Бог мог их не изгонять. Мог оставить в раю, а мог и, прошу прощения, ликвидировать

Не думаю, что мог. Бог не мог не проклясть Адама и Еву, потому что "непроклятие" для Него означало бы согласие с их деянием, т.е. с грехом - действием, противоречащим Его собственной воле, что абсурдно. За неминуемым проклятием следует и неминуемое изгнание.
у Вас некоторое противоречие. Вы сначала пишете, что история закончится антихристом, а потом - что Христовой победой

Антихрист - это тот финал, к которому придет человечество своими, так сказать, силами. А Христова победа историю завершит, но человеческой заслуги в Христовой победе не будет, человечество проиграет. Христианство это религия исторического пессимизма и эсхатологического оптимизма.
Сергей Швецов / 09.02.2022, 10:29

39.

Единственный путь, на котором можно укрепить духовно-нравственное состояние общества и вновь оживить истинные ценности, – это возвращение Православия в центр государственной и общественной жизни. Без этого любые инициативы по реанимации традиционных ценностей будут бесплодны, а в худшем случае «традиционные ценности» могут использоваться для создания нового общества принуждения, где благовидные предлоги будут применяться лишь для повышения управляемости и устранения сопротивления.


С одной стороны так оно и есть. Ибо и проект Указа, и Основы писаны либералами, известно кому поклоняющимися на самом деле - мамоне. В итоге получилось то, что получилось. Ждать от них чего-то другого было бы глупо и наивно. Ибо других авторов у Путина для нас нет. У Путина, подчёркиваю, не в стране. У него только такие. Вымучили они, сформулировали, как смогли, сообразно своим представлениям, спущенную сверху директиву и на том, как говорится, спасибо. Всё же пришлось людям, скрипя зубами, себя об коленку ломать. Ведь столько лет варились в своём либеральном бульоне, где в аккурат всё наоборот, и в ус не дули, а тут, бац, выдайте и подайте первому лицу "разумный консерватизм" и чтобы похоже было. Ну, подали. Понятно, что сову на глобус не натянешь. Настоящий консерватизм, ежели он действительно нужен, должен опираться, как минимум, и прежде всего, на здоровую консервативную экономику и соответствующую внутреннюю политику. Тогда и идеология "разумного консерватизма" заработает. А пока что, как минимум, имитация чистой воды, далёкая от Православия.

Но с другой стороны. Вспомните-ка с чего начиналась перестройка? Тоже ведь в начале было слово. Один сказал А, другой Б, а потом покатилось, как снежный ком, не остановишь. Поэтому не факт, что ныне сказанное А, в конечном итоге, не обернётся возвращением Православия в центр государственной и общественной жизни.
Алекс. Алёшин / 08.02.2022, 07:24

38.

Однако поздравляю, тебя услышали. Легойда, похоже, эту статью прочитал.)

"Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда призвал внести упоминание веры в Бога или религиозной веры в перечень традиционных ценностей России. Его слова передает ТАСС.

«Важно (...) также учесть то обстоятельство, что религиозные объединения — это органичная часть гражданского общества, которая должна участвовать в поддерживаемых государством программах и проектах, нацеленных на сохранение и утверждение традиционных ценностей», — сказал Легойда, представляя позицию Русской православной церкви (РПЦ) в ходе дискуссии в Общественной палате.

Он отметил, что в нынешней редакции «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» не говорится о том, что религиозные объединения напрямую относятся к вопросам традиционных ценностей. «Без констатации этого факта разговор о сохранении традиционных ценностей практически теряет смысл», — отметил представитель РПЦ, подчеркнув, что религиозные убеждения влияли на формирование национального самосознания и традиций народов страны."
Кирилл Д. / 07.02.2022, 16:51

37. Ответ на 25, Кирилл Д.:

"Брак есть союз мужчины и женщины, потому, что так заповедал Бог", всё равно придёт меньшинство и ответит: "Это ты так считаешь, это вопрос твоей веры, а нам Писание не указ, это всё конвенционально, давай опцию для нас". И тогда ему всё равно придётся возразить примерно так: "Дорогие гомики, большинство народа вашу опцию не принимает и, если я удовлетворю ваши требования, то я политический труп - в лучшем случае, меня просто в следующий раз не изберут; да и вас могут на вилы поднять".

Если у него именно такая мотивация, то он уже политический труп - то есть он уже не подлинный правитель, не хранитель данного ему Богом наследия, а так, замещающий место, которое, в сущности, уже вакантно. Подлинный правитель должен видеть волю Божию как необходимое и достаточное условия для политического действия. И тогда ему будет помогать Бог. Но такой веря сейчас уже и нет...
Андрей Карпов / 06.02.2022, 16:50

36. Ответ на 26, Кирилл Д.:

Каждый из нас умрёт, причём по историческим меркам очень скоро. Но тогда и в личных житейских построениях Евангелие "плохой помощник"?

Так цель Евангелия научить подлинной жизни. Той самой, в которой смерть - лишь эпизод, а вовсе не финал. Если смерть воспринимается как финал, то, стало быть, Евангелие пока не воспринято...
Андрей Карпов / 06.02.2022, 16:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30