ОТ РЕДАКЦИИ: Тема «екатеринбургских останков» давно находится в поле зрения «Русской народной линии», и мы стараемся публиковать материалы, отражающие разные позиции по этому, важнейшему для нашей Церкви и Государства, вопросу. Единственное, на что мы стараемся обращать пристальное внимание – соответствие выводов фактам, поскольку за эти годы сформировалось очень много тезисов, которые противоречат фактам, что, конечно не приближает нас к установлению истины. Поэтому, публикуя статью нашего постоянного автора Марии Мономеновой, стоит указать на некоторые ошибочные интерпретации автора, опирающиеся на искажение или незнание фактов.
Во-первых, автор верно пишет, что «юридическое решение считается законным только после судебного приговора, выводы следствия сами по себе без судебного решения не имеют законной силы», но дальше делает совершенно неверный вывод, что якобы «Собору предложат "узаконить" то, что не было узаконено действующей государственной властью». На деле Архиерейский Собор примет к сведению выводы следствия, учтёт результаты экспертиз, проведённых экспертами Следственного Комитета РФ, но решение будет принимать на основе сложившейся церковной практики.
Во-вторых, совершенно ошибочно противопоставлять в данном вопросе Церковь и Государство. Стоит напомнить, что следствие было возобновлено именно по просьбе Церкви, которой нужно было внести ясность в вопрос о захороненных в Петропавловской крепости «екатеринбургских останках». Причём, в процесс работы следствия была активно вовлечена Патриархия. Священноначалие дало отвод некоторым экспертам и предложило тех, кому доверяет. В частности, были отстранены от участия в экспертизах такие хорошие знатоки темы, но не вызывавшие доверия у Патриархии, как бывший следователь по цареубийству В.Н. Соловьев и член-корреспондент РАН, доктор исторических наук С.В. Мироненко. Однако факт остаётся фактом: новые эксперты пришли к тем же выводам, что и прежние.
В-третьих, автор пишет, что прежде решения о канонизации опирались на решение о реабилитации Новомучеников, а теперь, мол, «закономерный порядок в конкретном вопросе признания подлинности/неподлинности Мощей может быть грубо нарушен». Это – ошибочное суждение. Еще в декабре 2005 года глава Российского императорского дома княгиня Мария Владимировна обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой признать членов Царской Семьи жертвами политических репрессий и реабилитировать их. Первоначально Генпрокуратура, а потом и Верховный суд РФ отказывались принимать такое решение, поскольку не находили доказательств «существования каких-то официальных решений судебных или несудебных органов о применении к погибшим репрессии по политическим мотивам». Однако 1 октября 2008 года Президиум Верховного Суда РФ «постановил признать необоснованными репрессии и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Фёдоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича». Так что никакого нарушения «закономерного порядка» тут усмотреть невозможно. А значит и нет нужды разминировать «юридические мины», в виду их отсутствия.
«Ничего сегодня не мешает признанию подлинности "екатеринбургских останков"», – заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» (ВГТРК).
Уже неоднократное высказывание викарного митрополита – председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Священного Синода РПЦ МП, постоянного члена (по должности) Священного Синода – относительно желательности признания так называемых «екатеринбургских останков» в качестве Царских Мощей носит явно агитационно-пропагандистский характер. Такое публичное заявление не просто предваряет будущее соборное решение, но и явно выражает желание облечённого должностями архиерея оказать непосредственное идейное влияние на принятие такого решения.
Что сказал председатель ОВЦС? В авторской программе на телеканале «Россия-24» он проговорил следующее: «На мой взгляд, ничего сегодня не мешает признанию подлинности "екатеринбургских останков", но для того, чтобы они были признаны подлинными, нужно соборное решение Церкви… Если мы признаем "екатеринбургские останки" останками царской семьи, значит, это святые мощи, значит, им должно воздаваться соответствующее поклонение…».
Вначале вроде бы словами «на мой взгляд» и последующей оговоркой «если мы признаем» он подчеркивает частный характер своего высказывания, но после «на мой взгляд» он совершенно однозначно высказывает нечто, мягко выражаясь, не соответствующее действительности: «ничего сегодня не мешает признанию подлинности "екатеринбургских останков"». То есть он полностью и тенденциозно игнорирует позицию множества православных мiрян, очень многих священников, монахов и даже некоторых архиереев РПЦ, которые считают «екатеринбургские останки» опасным для судеб Русской Церкви духовно-мистическим подлогом. Когда прежде такая позиция публично просто замалчивалось, в этом было полбеды, но когда влиятельным архиереем утверждается, что такой позиции в церковном народе нет вовсе, тут усматривается очень большая беда, поскольку мы, верующие, – есть, нас нельзя вычеркнуть из жизни Церкви, мы общаемся друг с другом, состоим в приходах, общинах, являемся частью того или иного монастыря… И мы изнутри соборного тела Церкви знаем истинное положение вещей, знаем умонастроения верующих и то, что происходит на самом деле. Так вот, от лица верующих я хочу сказать, что православные люди, более категоричные, чем я, подобные высказывания характеризуют как ложь.
Не мне судить митрополита, но мне понятна озабоченность многих верующих, среди которых, в частности, известные и опытные духовники центральных монастырей России. Это те люди, которые никогда не будут выступать публично, как это делает глава ОВЦС, у них иные методы воздействия – они предпочитают решать подобные вопросы «келейно»… Мне ясно и то, что медийно активный митрополит, утверждая подобное, вполне осознавал, что в российских светских СМИ его слова истолкуют как позицию Священноначалия Церкви в целом. Например, в уральской версии «КП.ру» в заголовке материала, комментирующего высказывание митрополита, так прямо и говорился: «В РПЦ готовы признать подлинность екатеринбургских останков царской семьи». Несоответствующее действительности высказывание порождает банальную медийную ложь, что не может не возмущать.
Однако нужно признать, что, несмотря на скоропалительные заявления митрополита Илариона, общая ситуация крайне неясная. Судя по существующим заявлениям некоторых высокопоставленных представителей руководства РПЦ пока складывается небывалая во всей истории Русской Церкви ситуация: соборное решение как церковный канон-закон может быть принято только на основании выводов следствия СК РФ по цареубийству и экспертов Церковной комиссии, которые сотрудничают со следствием.
Дело в том, что в действующем светском законодательстве по действующей Конституции России (статьи 49, 118, 120, 123), и по Уголовно-процессуальному кодексу РФ (статьи 7 и 297) юридическое решение считается законным только после судебного приговора, выводы следствия сами по себе без судебного решения не имеют законной силы.
Участники следствия СК РФ неоднократно публично свидетельствовали, что признание «подлинности» так называемых «екатеринбургских останков» не требует никакого судебного рассмотрения за давностью лет совершенного преступления и за смертью организаторов и участников цареубийства, нечто подобное заявляли и некоторые эксперты Церковной комиссии.
Если такая псевдо-юридическая позиция будет признана Священноначалием РПЦ и к моменту рассмотрения вопроса на Архиерейском Соборе, то получится, что Собору предложат «узаконить» то, что не было узаконено действующей государственной властью.
Тут надо отметить, что все персональные положительные решения РПЦ МП по канонизации Новомучеников и Исповедников Российских хотя и учитывали материалы следственных дел, но в конечном итоге опирались на судебные решения по реабилитации того или иного лица.
Теперь же есть опасность возникновения внутрицерковного прецедента, когда такой естественный, закономерный порядок в конкретном вопросе признания подлинности/неподлинности Мощей может быть грубо нарушен!
Кроме этого, остаётся еще множество не раскрытых белых пятен, во всём происходящем в Коптяковском лесу в те роковые для судеб России три дня, которые навечно останутся несмываемым позором Следственного Комитета Российской Федерации.
Не берусь предварять решение Собора, который уже однажды был перенесён с ноября 2021 года на май 2022 года, как не берусь заранее писать о предполагаемом решении, что оно обязательно состоится и обязательно будет положительным. Будет ли Собор в нынешнем мае и будет ли на нём рассматриваться данный вопрос, пока Одному Богу известно. Но наблюдения авторитетных в духовном и научном мире людей за данным процессом с момента извлечения останков из могильника в Поросенковом Логе, свидетельствуют, что Господь руководствуется не нашими церковно-административными порядками, и от Своей Правды, которая вовеки, в данном случае не отступится, не оставит Своим попечением Россию и Русскую Церковь.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
6. чем грозит
5. Служение Христу, угодное Богу
4.
3. Ответ на 2, Мария Мономенова:
Затем, чтобы автор более серъезно относился к каждому написанному им слову и чтобы в дальнейшем не приходилось пускаться в пространные объяснения.
Это безотносительно к персоне митр. Илариона и возможной подлинности мощей.
2. Ответ на 1, Андрей Х.:
Вы не правы, Андрей, митрополит Иларион не "готов признать подлинность", но уже давно ее для себя признал. Пафос статьи "КП.ру" состоит в обсуждении вопроса о СОБОРЕ, а соответственно и заголовок имеет отношение к СОБОРУ, а не к частному мнению кого бы то ни было, на котором, по утверждению викарного, представители РПЦ "готовы признать подлинность останков", то есть смысл заголовка именно тот, на который Вы указываете, называя его ЛОЖЬЮ, а именно "РПЦ готова признать подлинность". Всё же очевидно. Зачем мудрствовать?
1.