На рубеже XIX – XX веков кораблестроение, наряду с мостостроением, находилось на острие научно-технического прогресса. Требовалось решать огромный комплекс научных задач, решавшихся ранее эмпирически (методом проб и ошибок), – ходкости корабля, мореходности, остойчивости, непотопляемости, скорости, живучести и мн. др.
Всеми этими задачами занималась, и сейчас продолжает заниматься, наука под названием «Теория корабля». Огромный вклад в её развитие внесли всемирно знаменитые русские учёные А.А. Попов, Э.Е. Гуляев, С.О. Макаров, А.Н. Крылов, В.И. Юркевич и др.
Но есть ещё одна, не менее важная наука – «Строительная механика корабля», которая занимается прочностью. Её создателем был великий русский учёный и конструктор, генерал-майор корпуса корабельных инженеров, профессор. Иван Григорьевич Бубнов. Он же был и создателем (одновременно с англичанином Д. Голландом и французом С. Лебефом) первых в мире серийных боевых подводных лодок.
Прочность корабля определяли расчетами и до него, но делали это примитивно: разбивали корпус на отдельные элементы – киль, продольные рёбра (стингеры), поперечные ребра (шпангоуты) и рассчитывая их по отдельности. В результате, где-то прочность была недостаточной, и корабль терпел бедствие, где-то избыточной, и корабль возил на себе тонны лишнего металла. Бубнов научил инженеров рассчитывать корпус корабля как единую систему, включая даже обшивку. Это было намного сложнее, но и намного точнее.
Родился Иван Григорьевич в Нижнем Новгороде в купеческой семье, где окончил реальное училище, затем учился в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте. Приобретя опыт практической работы при постройке броненосца «Полтава», поступил на кораблестроительного отделение Николаевской Морской академии (ныне Военно-морская академия им. адмирала Н.Г. Кузнецова), окончил её с занесением на мраморную доску и проработал в ней до конца жизни.
В нём гармонично сочетались учёный-теоретик, изобретательный конструктор и инженер-практик. Трудно перечислить все области деятельности этого человека. Он – начальник Опытового бассейна, занимавшегося гидродинамическими исследованиями (на базе бассейна в советское время создан ЦНИИ им. А.Н.Крылова, ныне Крыловский государственный научный центр), руководитель кафедры кораблестроения Морской академии и профессор Политехнического института, начальник Чертежного бюро (т.е. КБ) Морского технического комитета, руководитель Отдела подводного плавания на Балтийском судостроительном заводе и т.д. и т.д.
Отдел этот стал первым в России конструкторским бюро подводных лодок, которое впоследствии прославилось подлодками периода Великой Отечественной войны («Декабрист», «Ленинец», «Малютка», «Щука», «Крейсерская») и современными атомными гигантами («Навага», «Акула», «Борей») и которое ныне носит название ЦКБ МТ «Рубин».
Он первый исследовал влияние глубины воды на скорость движения судов, разработал новый принцип крепления броневых листов к корпусу корабля и новый способ погашения боковой качки, теорию спуска корабля по продольному стапелю, теорию подводного плавания, оригинальный способ испытания подводных лодок в погруженном состоянии (этот способ практикуется и в настоящее время), классификацию действующих на корабль расчетных нагрузок и многое другое, а еще в студенческие годы изобрёл прибор для измерения деформаций.
Под его руководством были выполнен проект одних из лучших в мире линкоров типа «Севастополь» (они оставались в боевом строю 40 лет). Академик Крылов позднее писал, что «расчеты по линейным кораблям, изложенные в 5-ти томах, … являются истинным руководством по строительной механике корабля и проектированию судов». Даже в середине XX-го века американцы (когда ещё были нашими союзниками) просили прислать им расчеты линейных кораблей Бубнова, отмечая в письме, что они «дают возможность точно определить напряжения в корпусе и его деталях».
Прямое отношение имел И.Г. Бубнов и к созданию самых быстроходных в мире кораблей – эсминцев типа «Новик». Он проводил испытания моделей в Опытовом бассейне, предложил новую, более легкую систему набора корпуса и создал оригинальную методику расчета прочности. Но наибольшую известность принесло ему создание в 1904 г. первых серийных отечественных подводных лодок типа «Дельфин», которые по ряду параметров превосходили зарубежные аналоги, а самыми знаменитыми стали лодки серии «Барс» – лучшие в мире подводные корабли того времени, успешно воевавшие в годы Первой мировой войны и составлявшие основу советского подводного флота до середины 1930-х годов.
И.Г.Бубнов был автором многочисленных научных трудов по вопросам кораблестроения, а фундаментальный труд «Строительная механика корабля» являлся единственной в своем роде работой, не утратившей своей практической ценности по сию пору. По выражению современника, Бубнов «один являл собой целый научно-технический штаб русского кораблестроения».
После 1917 г. он активно участвовал в восстановлении судостроительных заводов, руководил переделкой легких крейсеров в нефтеналивные суда, разрабатывал программу воссоздания речного флота.
Умер Иван Григорьевич в Петрограде на 47-м году жизни от сыпного тифа, которым заразился, находясь в командировке в Москве. Прах его покоится на Смоленском кладбище. Он много мог бы сделать ещё, но и сделанное впечатляет: после него остались корабли, научные труды и главное – школа Бубнова, «выпускники» которой создавали новые корабли и сами стали учителями для следующего поколения русских кораблестроителей.
Память о гениальном инженере и учёном не потеряна. Мемориальные доски ему установлены в Нижнем Новгороде на здании бывшего реального училища (ул. Большая Покровская, 37), которое он окончил в 1887 г., и в Петербурге на здании ЦКБ «Рубин» (ул. Марата, 90) со словами: «Бубнов Иван Григорьевич главный конструктор ПЛ ВМФ России, основал в 1901 г. конструкторское бюро (ныне ЦКБ МТ „Рубин“), заслуженный профессор, генерал-майор корпуса корабельных инженеров».
Линкор «Севастополь», первый из четырёх однотипных кораблей (за ним «Гангут», «Полтава», и «Петропавловск»), названных в память героических сражений, вступил в строй в 1914 г. Водоизмещение – 23300 т, длина – 181 м, скорость хода – 24,6 уз (46 км/ч), дальность плавания – 3000 миль, мощность 4-х турбин – 42000 л. с. Бронирование главного пояса – 225 мм, вооружение – 12х305-мм (в 4-х башнях) и 16х120 мм орудий, 4 х 450-мм торпедных аппарата. Экипаж – 1220 чел.
В 1 мировую войну «Севастополь» несколько раз прикрывал постановки минных заграждений в Финском заливе. В 1921 г. поддержал Кронштадтское восстание, после подавления переименован в «Парижскую коммуну». В 1929 г. переведён в состав Черноморского флота, где был единственным линкором, прошёл капитальный ремонт и модернизацию. В годы войны оказал большую помощь осаждённому Севастополю и Керченско-Феодосийскому десанту обстрелом вражеских позиций орудиями главного калибра. В 1943 г. ему было возвращено первоначальное имя, в 1954 г. он переклассифицирован в учебный корабль, в 1956-м исключён из состава ВМФ, в 1958-м разобран на металлолом.
Подводная лодка «Барс», первая в серии из 24 подлодок этого типа («Гепард», «Волк», «Тигр», «Пантера», «Ягуар» и др.). Специалисты считали её самым совершенным боевым подводным судном своего времени. Заложена на Балтийском заводе 28.09.1913 г., спущена на воду 2.06.1915 г., не вернулась из пятнадцатого похода 26.05.1917 г. Водоизмещение – 650 т, длина – 68 м, скорость надводная/подводная – до 16/9 уз, глубина погружения – до 92 м, автономность плавания – 14 сут., вооружение – 1х75-мм и 1х57-мм орудия, 1 пулемёт, 4х457-мм торпедных аппарата, экипаж – 45 чел.
Из 24 подлодок к 1918 г. были достроены 20, все служили на Балтийском флоте, из них 4 погибли в боевых походах в Первую мировую войну , 3 затонули в советское время от повреждений, 3 разобраны в 1922 г., 10 служили в составе ВМФ СССР до конца 1930-х гг. (мировой рекорд «долгожительства» среди ПЛ), а легендарная «Пантера», потопившая британский эсминец во время интервенции в 1919 г., была в качестве учебного судна включена в состав ПВО осаждённого Ленинграда и в 1942 г. сбила немецкий бомбардировщик.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств