Об этом празднике повествуется в Евангелии (Мф. 17:2), где сказано, что Христос взял с собою трех учеников – Петра, Иоанна и Иакова, и поднялся с ними на гору Фавор, где произошло Его преображение. Эти три апостола были наиболее близкими учениками Спасителя и, согласно Преданию, знаменовали собой: первый веру, второй любовь, третий праведность. Как Господь наш Иисус Христос преобразился? Он просиял непередаваемо, пронизанный Нетварным Божественным Светом. А ученики испытали сияние неземной радости. Очевидно, они трепетали от такого нечеловеческого счастья, от невозможного блаженства, от ощутимого дыхания вечности, в котором бесследно растворилось все злое, наносное, второстепенное. Это был не тот внутренний огонь, который подобен жесткому пламени в черной пещере, а тихий неугасаемый светильник. Затем произошло другое чудо, когда явились им Моисей и Илия. Это известные библейские персонажи, наиболее почитаемые иудеями пророки. Первый представлял Закон Божий, полученный им на Синае, а второй – всех пророков, поскольку был восхищен на небо по плоти волей Божьей. Они как бы передают эстафету преемственности от Ветхого Завета к Новому; от ветхозаветных пророков – к Иисусу Христу.
Когда-то Моисей сам поднимался на Синай, чтобы дать вышедшему из египетского плена еврейскому народу свободу через принятие Закона, ибо свобода не наполненная достойным содержанием, вырождается в свою противоположность – в хаос, насилие и беззаконие. Когда Моисей предстоял пред Творцом, то так был озарен Божественной славой и насквозь пронизан ею, что даже, когда спустился к народу к подножию горы, то лицо сияло подобно солнцу, и соплеменники просили сокрыть его платком, чтобы не испытывать дискомфорта от такой неизреченной Божественной славы.
И вот теперь все три апостола видят лицом к лицу Самого Бога и Его Божественный Нетварный Свет и Славу. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мр. 9:3). Каким простым языком описано это восхитительное чудо! Тайную природу этого Нетварного Божественного Света приоткрыл св.Григорий Палама. Мы не будем углубляться в рассуждения о сущностных энергиях этой Божественной тайны, ибо она выше всякого понятия. А, как известно, любой понятие – это вид ограничения. Как накладывать границы на Безграничного Бога?! Есть вещи, о которых уместнее молчать, нежели говорить; ими восхищаться, а не рассуждать о них своим ограниченным плотским умом. Зачем произошло это преображение с Господом? Чтобы ученики укрепились в вере, чтобы увидели, что их Учитель имеет Божественную природу. Преображение показывает, что окружающий нас дольний мир, мир зла, насилия, тьмы и смерти – это не тот мир, к которому предназначен человек изначально. Человек – это образ и подобие Божие, поэтому он призван к ликованию жизни, к радости и любви. Но этот мир всеобъемлющего счастья еще не может прийти к своей полноте видимым образом («Не приходит Царство Небесное видимым образом…» Лк. 17:20), но оно «внутри нас есть» (Лк. 17:21). Вот почему лишь «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). Вот почему все наши святые угодники изображаются на иконах с нимбом – силовым полем Нетварного Божественного Света.
Христос показывает Свою божественную славу, чтобы они уразумели, что Он добровольно идет на смерть и страдания. А ученикам хотелось остаться в этой радости и никогда не разлучаться с преображенным Господом. «Хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, одну Моисею, и одну Илии…» (Мф. 17:4). Но, изнемогши, они позже уснули.
Дорогие, братья и сестры! И для нас с вами Господь восходит на Фавор и преображается, чтобы и мы уверовали, что Он есть истинный Бог, Творец неба и земли, и что Он совершил великий подвиг нашего спасения. Поэтому и мы призваны с вами когда-то преобразиться («Не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе…» 1Кор. 15:51) в новую плоть. А пока мы живем на земле, объятой злом и неправдой, то призваны удаляться от греха, страстей и как можно ближе приближаться к Божественному свету молитвой и исполнением Его воли.
Если внимательно понаблюдать за жизнью многих людей, можно прийти к печальному выводу, что мы живем во времена, когда важен прежде всего успех. Всегда и везде быть на виду, добиваться побед, рекордов, званий, должностей, почестей и славы человеческой. Наша жизнь становится похожей на Олимпийские состязания. В этом заключается жизнь современного человека. «А у вас да не будет так. Но кто хочет быть более всех, да будет всем слугою» (Мф. 20:26). По этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Бог ничего так не любит и так не желает видеть в нас, как искреннее сознание своей ничтожности и полное убеждение и чувство, что всякое добро в нас, в нашей природе и нашей жизни происходит от Него одного как Источника всякого блага, и что от нас самих не может произойти ничего доброго – ни помысел добрый, ни доброе дело».
Встреча с Богом есть самое важное дело в нашей жизни, ведь только Он становится источником подлинной силы нашей – будь то в больнице, в узах, в супружестве, в одиночестве, в скорбях, в непонимании близких, в утрате или болезни детей, на одре смертном – все это может стать для нас тяжким бременем. Но когда Бог рядом, когда ощущаем молитвенную связь с Ним, ощущаем дыхание вечности, когда «Он пастырь мой, и я ни в чем не буду нуждаться…» (Пс. 22) - то можно выиграть этот раунд даже в самых тяжелых жизненных ситуациях. Как писал Лермонтов: «С души как бремя скатится, Сомненье далеко. И верится и плачется, И так легко, легко».
Мое обращение хочу закончить высказыванием святителя Григория Богослова: «О, новое смешение! О, чудное растворение! Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующею между Божеством и грубой плотью. Богатящий нищает до моей плоти, чтобы мне обогатиться Его Божеством, Исполненный истощается, - истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости! Что это за таинство ради меня? Я получил образ Божий и не сохранил его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить…».
Дорогие, братья и сестры, давайте в этот праздник принесем достойные плоды покаяния нашему Господу прежде всего, чтобы свет Его истины озарил и обогрел каждую нашу душу, подобно Фаворскому. Виноград и смоквы приносились Богу на освящение, как первые плоды в избранной земле. Но эта пища лишь поддерживает нашу жизнь, здесь в земной плоти. Господь же прежде взирает на наши сердца и ждет достойных плодов покаяния и исправления жизни нашей.
Аминь.