Многострадальная земля

Какую роль может сыграть Русская Церковь в урегулировании противостояния армян и азербайджанцев?

Нагорный Карабах  Владимир Путин  Бывший СССР 
0
1428
Время на чтение 22 минут
Фото: m.ru24.net

В Рождество Христово, был отмечен первый престольный праздник в новом православном храме Рождества Христова, на территории военного городка российских миротворческих сил близ Степанакерта. В рождественском поздравлении, настоятель храма иерей Вадим Валынкин, в частности сказал, что празднование Рождества в новом храме «это повод вновь почествовать сынов России, вносящих свою лепту в восстановлении мира и согласия на многострадальной земле Нагорного Карабаха. Через сто лет Русская Православная церковь вновь возвращается на землю Нагорного Карабаха, для окормления верных чад».

Объективно миротворческое присутствие России в Закавказье даёт очередной шанс для прекращения кровопролития и установления гражданского мира.

Основополагающим принципом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, является рассмотрение его в ключе гражданской войны, начавшейся в конце 80-х гг. ХХ столетия на территории СССР. Чтобы не говорили, но армяно-азербайджанский конфликт, это один из фронтов этой братоубийственной войны, который стал первым межнациональным конфликтом в СССР, вскоре после посещения четы Горбачёвых США в декабре 1987 года. Была ли одарена Раиса Горбачёва ценным подарком со стороны влиятельных представителей армянской диаспоры США, работавшей под колпаком американских спецслужб во время того визита? Оставим это вне рамок данной статьи.


Храм Рождества Христова в Степанакерте
Фото: 9111.ru

Впервые я услышал эту байку, гуляющую в Закавказье от армянской знакомой из Баку, приехавшей к нам в гости в Подмосковье в мае 1988 года. Обсуждал эту тему и самиздат поздней советской эпохи. Так в одном из таких изданий, ленинградской «Антисоветской правде» в заметке «Преступники правят страной» от 1990 года описывается политическая ситуация накануне расстрела в Баку: «По Еревану разгуливал марш протеста под оглушительным транспарантом "Раиса, отдай нам наши подарки!". По Баку шастали банды деклассированных беженцев-азербайджанцев из Армении с криками: "Раиса, отдай армянам их подарки!"».

По сей день так и никто не сделал серьезного анализа тех событий в СССР, и то, как они осуществились.


Храм Рождества Христова в Степанакерте. Кресный ход
Фото:
 fine-news.ru

Рассмотрим одну из тем в ряду основных разногласий армяно-азербайджанских взаимоотношений по Карабаху, вопрос принадлежности наследия Кавказской Албании.

Немного из истории христианства в Восточном Закавказье. Кавказская Албания – государственное образование на большей части современного Азербайджана. В этой стране в разное время правили династии, так или иначе связанные с Ираном – представители правящей Аршакидской, марзпаны (их наместники), Михраниды (потомки Аршакидов в Закавказье), Гасан-Джалалиды.

Албания (греческой версии) в иранской версии именовалась – Ардан, в армянской – Агванк, в сирийской – Аран, арабской – Арран, в древнерусской – Альванья. В битве Александра Македонского с персами при Гавгамелах в 331 г. до Р.Х, бойцы Македонского на расстоянии распознали албан среди разноплеменного персидского войска. Это говорит о том, что грекам албаны были знакомы еще до этой битвы.

Кавказская Албания являлась многонациональным государством, что отметил еще античный историк Страбон. Он писал, что «языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом». Если проводить некоторую аналогию, то это образование, по своему народонаселению чем-то напоминает современный Дагестан. Этноним «албан», следует считать за собирательный образ. В начале XVIII века удины, писали царю Петру I: «…мы агваны и по нации утийцы (т.е. удины)». То есть еще в XVIII веке удины одна из крупнейших наций населявших Кавказскую Албанию сохраняла албанскую государственную ментальность, среди преобладающей ираноязычной и тюркоязычной среды, но в то же время отождествляла себя с определённой нацией. Удины, небольшой дагестаноязычный народ, сохранивший христианскую веру, и поныне компактно проживает на севере Азербайджана.

Проповедь христианства в Закавказье, после апостолов Варфоломея и Фаддея, продолжил Григорий Просветитель (особо почитаемый в Армении). Он, будучи иранцем по происхождению, принадлежавший к правящей Аршакидской династии, власть которых распространялась на всё Закавказье, крестил Армению и Кавказскую Албанию. В 313 году после особого времени «оглашения» албанский царь Урнайр Благословенный, зять персидского царя Шапура I, вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от святого Григория на библейском Евфрате.

Второе крещение – возобновление христианской жизни в Кавказской Албании – состоялось во времена царя Вачагана Благочестивого из иранской Аршакидской династии (487-510). В то время Албанская Церковь пользовалась фактической автокефалией, а Вачаган построил в Албании храмов «по числу дней в году».

В истории Кавказской Албании было много трагических и славных эпизодов, гонений на христиан, возрождения церковной жизни и т.д. Являясь близкой по укладу церковной жизни, а впоследствии, после Халкидонского собора и по вероучению, к Армянской церкви, церковь Албанская пережила вместе с ней разные перипетии – совместное противостояние, как общим угрозам, так и антагонизм во взаимоотношениях.

Судите сами.

- В 451 году состоялась кровопролитное сражение (Аварийская битва) восставших албанцев в союзе с армянами и грузинами против персов, за свое право исповедовать христианство. Получив тогда упорное сопротивление, персидский шах Йездигерд принял акт веротерпимости и признал: «Кто чему желает поклоняться – пусть и поклоняется».

- В конце IV – начале V вв., как в Армении, так и в Кавказской Албании встал вопрос о создании собственной церковной письменности. Над этим работала целая школа под руководством Месропа Маштоца, который изучил многие алфавиты того времени (сирийский, греческий, арамейский, персидский). Месроп свободно обращался с формами букв: снимал или прибавлял части, закруглял или выпрямлял, переворачивал и т.д., а также обращался не только с формой букв, но и с их направлением. В его «команде» трудились и представители албанского католикосата, в частности священник Вениамин. По просьбе албанского царя Арсвала через представителей Албанской церкви Месроп Маштоц «…отправился в Алванк, обновил их алфавит, возродил традиции ученья...».

- 506, 527, 551 гг. – Соборы в Двине. Албанский, армянский и грузинский епископат отмежевалась от православных сторонников Вселенского IV Халкидонского собора, выработав собственное монофизитское учение. В 607 г. Грузинская церковь приняла определение Халкидонского собора, отмежевавшись от албан и армян.


Албанский храм в селе Галагях
Фото: azerbaijan photo

- В самом начале VIII века албанский католикос Нерсес, заручившись поддержкой жены албанского князя Спарам, делает попытки сблизиться с Константинополем. Узнав об этом, армянский католикос Илия «доложил» арабскому халифу Абд ал-Малику, что албанский католикос вошел в соглашение с Византийским императором и в «молитвах поминает его». Илия просит Абд ал-Малика «своей высокой властью наказать по заслугам тех, кто вздумал грешить против Бога», то есть христиан – католикоса Нерсеса и княжну Спарам. Халиф обещает наказать всех «взбунтовавшихся против нашего владычества алуанцева Нерсеса и женщину, заковав в железные цепи, привезет с позором к царскому двору». В столице Албании – Партаве состоялся суд. Св. мученик подобно Христу ничего не отвечал нечестивому сборищу, верных союзников безбожных агарян. «И прикован был он к той женщине нога к ноге и снаряжен в дальний путь на чужбину, но, не принимая пищи дней восемь, умер».

К середине VIII века ислам укрепляется в Албании. Коренные албанские народы, подверглись длительному процессу ассимиляции. Потеряв свою самостоятельность, Албанская церковь перестала быть консолидирующей силой в борьбе с арабской экспансией. В Албании происходит следующая дифференциация: часть христиан-албан приняла ислам, другая часть – примкнула к монофизитской церкви, третья часть албан и некоторые племена северо-западной Албании ориентировались на Грузинскую церковь. В ислам переходят «ранние» тюрки-христиане и албаны по причине гнёта со стороны арабов, в том числе и материального.

- В 1179 г. в городе Громкл, где в то время располагалась резиденция армянского католикоса (Киликийское царство на территория современной Турции) был созван собор Армянской и Албанской церквей, для попытки воссоединения этих церквей с имперской Византийской. Армянский католикос Григор IV просит не относиться к грекам как к еретикам, т.к. среди них были выдающиеся отцы Церкви.

В период политической раздробленности (IX–XII вв.) Албанский и Армянский католикосаты на территории Закавказья вступили в полосу упадка. С 1139 по 1164 годы в Кавказской Албании вообще не было католикоса. В XII-XIII вв. в Кавказской Албании еще были христиане. Например, гянджинцы историки Мхитар Гош (XII в.), Киракос Гандзакеци (XIII в.) оставались христианами, а Низами Гянджеви (XII в.) был мусульманином.

- С 1240 г. возросла роль князей Гандзасарских из рода Гасан Джалала, основавших Хаченское княжество «Место креста» на территории современного Карабаха. Этот род восходит к албанскому великокняжескому роду Михранидов. Летописец говорит о Гасан Джалале как о глубоко религиозном человеке и справедливом правителе, возобновившем христианскую государственность на территории современного Азербайджана. Он умело проводил государственную политику при татаро-монгольском иге, подобно его современнику – св. князю Александру Невскому. В союзниках у Гасан Джалала, как и у Александра Невского был сын Батыя хан Сартак – христианин. При нём Албанский католикос Нерсес получил грамоту об освобождении от налогов, получил возможность путешествовать, где угодно, а на подвластных ему приходах никто не смел, прекословить ему. Совпадение, но все проводники эффективного христианского сотрудничества при татаро-монголах поочередно ушли в мир иной. Сначала сам Сартак в 1256 г., затем был казнён Гасан Джалал в 1261 г., и наконец, в 1263 г. скоропостижно скончался Александр Невский. Основанный Гасан Джалалом Гандзасарский монастырь до начала XIX в. был резиденцией Албанского католикоса, и в то же время бесспорно являлся национальной святыней армян.

Армянский храм в селе Галагях
Фото RAA

- После присоединения Восточного Закавказья к России в 1815 году царским указом упраздняется Албанский католикосат (Гандзасарский), а на его месте были образованы 2 епархии (Шушинская и Шемахинская) в юрисдикции Армянского католикосата и викариатство Гянджа в составе Тифлисской консистории Армянской Апостольской церкви. В 1836 году упраздняется самостоятельность Албанского Католикосата (который де-факто уже полностью арменизировался), а имущество Албанской церкви передано Эчмиадзинскому Католикосату.

Так уж исторически сложилось, что мир в Закавказье (по его географии и многонациональности) обеспечивала лишь единственная империя, доминировавшая там, в ту или иную эпоху. Сначала это был Иран. Впоследствии Россия (СССР). Когда туда вмешивалась вторая-третья сила (сегодня это Турция, Великобритания и США), то наступал хаос, который всегда приводил к кровопролитию.

Политика царского правительства в Закавказье, в частности на территории современной Армении и Азербайджана, не отличалась последовательностью принимая то одну, то другую сторону, способствуя созданию националистических партий с одной и другой стороны, что впоследствии вылилось в резню 1905 года, а затем в череду кровавых событий гражданской войны.

В позднесовестском СССР история повторилась.

В 60-70 гг. в Азербайджанской СССР, в академической среде, появляется течение «албановедение», пытавшееся сделать тюрок-азербайджанцев единственными наследниками Кавказской Албании. При всём этом, попутно уничтожалось древнее христианское наследие на территории Азербайджана. Так в Нахичеванской АССР, не имеющей никакого отношения к истории Кавказской Албании в 60-80-х. гг. ХХ века были уничтожены все христианские памятники и храмы, в большинстве своём армянские. Руководил этой «работой» первый секретарь обкома, учёный-историк Кямран Рагимов, с 1983 г. и до развала СССР руководивший министерством народного просвещения Азербайджанской ССР. Помнится что накануне распада СССР, в ноябре 1991 г. мне в Баку попался двухтомник «К этногенезу азербайджанцев» «академика» Г. Гейбуллаева. Автор, высасывая из пальца, описывал всю историю Азербайджана исключительно на основе тюркского доминирования на всей территории Азербайджана.

В Армянской СССР также работало целое националистическое движение, действовавшее под прикрытием республиканского ЦК партии. В знаковый 1987 год, когда в СССР была провозглашена политика гласности и принято решение о проведении альтернативных выборов в Советы всех уровней, в Ереване, сразу же появляется комитет «Карабах», объединивший армянскую интеллигенцию из разных общественно-политических групп. Делегация комитета в январе 1988 г. привезла в приемную ЦК КПСС в Москву подписи жителей Нагорного Карабаха о передачи республики в состав Армянской ССР, а также документы, касающиеся истории и этнографии Нагорного Карабаха. К мнению делегации прислушались на самом высоком уровне, в том числе ныне здравствующий «специалист по проблематике национальных отношений» современной России, а тогда заведующий подотделом межнациональных отношений ЦК КПСС Вячеслав Михайлов.

«Из-под ковра» был вынут застарелый межнациональный конфликт, и осталось лишь отработать механизмы превращения его в кровавую межнациональную бойню, что на практике и осуществилось.

Теперь, после 2-й Карабахской войны, благодаря миротворческому присутствию России, народы Азербайджана и Армении, получают очередной шанс на мирную жизнь.

Большую роль в урегулировании братоубийственного конфликта, здесь может сыграть Русская Православная Церковь, имеющая две епархии. На территории Азербайджана распространяется юрисдикция Бакинской и Азербайджанской епархии, на территории Армении – Ереванской и Армянской.

В Азербайджане действует албано-удинская община, состоящая из удин, древнего народа Кавказской Албании, сохранивших христианскую веру. В Азербайджане удин всего около 4000 человек, а сама община имеет 2 действующих храма, и при этом юридически не принадлежит ни к какой христианской деноминации.

Армянское христианское население на территории Нагорного Карабаха представлено Армянской Апостольской церковью. После 2-й Карабахской войны на армянской стороне епархии – 2 действующих монастыря и 46 храмов. На азербайджанской стороне – 3 монастыря, 40 церквей и 4 часовни, а также 2 древних разрушенных храма.

Нам удалось получить ответы на интересующие вопросы у епископа Арцахского Вртанеса, архиерея Армянской Апостольской церкви.

1. Как происходит церковная жизнь верующих и священнослужителей Армянской Апостольской церкви на территориях подконтрольной Азербайджану?

- После подписания трехстороннего заявления на территориях, перешедших под контроль азербайджанских войск, остались десятки армянских церквей и монастырей. Решением Президента Российской Федерации Владимира Путина, принятым при активном посредничестве Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина II, Дадиванк остался армянским и до 2 мая 2021 г. верующие Армянской Апостольской церкви совершали паломничества в монастырь, в сопровождении российских миротворцев. Но ситуация ухудшилась, и сейчас по необоснованным причинам въезд армянских паломников в Дадиванк запрещён, а оставшиеся там 6 монахов живут в очень непростых условиях и в тяжелом психологическом состоянии, несмотря на это, они находятся в братской дружбе с российскими миротворцами, проживающими там же. Вместе они, как одна семья, с большой самоотдачей несут свое служение.

2. Владыка, в населённых пунктах на территории Азербайджана, где некогда проживали армяне, находится достаточное количество храмов. В рамках возможного мирного договора между Арменией и Азербайджаном (или же в нынешней ситуации) планируется ли посещение этих мест, уроженцами и их потомками с целью участия в литургической жизни. Каков сейчас юридический статус этих церквей?

- Несмотря на то, что азербайджанцы всеми возможными и невозможными способами, различными спекуляциями пытаются приписать этим храмам албанское происхождение – все эти храмы дышат армянским духом, доказательством чего являются многовековые надписи, оставленные на стенах различных монастырей. Это духовно-культурное богатство армянского народа и Армянской Апостольской церкви, которое мы унаследовали от наших предков. Мы не собираемся отказываться от того, что передавалось нам испокон веков и при малейшей возможности в стенах наших храмов вновь будет слышна армянская молитва.

Что касается статуса этих монастырей, Католикос всех армян поднял этот вопрос на трехсторонней встрече духовных лидеров Армении, России и Азербайджана, состоявшейся 13 октября при посредничестве Патриарха Московского всея Руси Кирилла. Но вопрос не получил никакого отклика. И мы думаем, что не получит, потому что азербайджанцы не рассматривают эти памятники как армянские. Даже памятники Шуши они пытаются приписать азербайджанскому происхождению через ЮНЕСКО.

3. В свое время Вы защитили диссертацию по теме «Краткая история церкви Албанов (IV-XVII вв.)». В двух словах Владыка, кто были этнические албаны? Была ли эта церковь самостоятельной?

- Кавказская Албания – это географический локация, расположенная на левом берегу Куры. Здесь проживало более 30 наций, из которых можно выделить гаргаров. Месроп Маштоц (V век) создал албанскую азбуку на основе гаргарского диалекта (уникальный образец албанской азбуки хранится в Матенадаране имени М. Маштоца в Ереване).

Католикосат Албании был основан благодаря проповедям Григора Лусаворича и его внука Григориса. Григорис, кстати, погиб мученической смертью в самой Албании, недалеко от города Дербент на берегу Каспийского моря.

Историческая правда состоит в том, что Католикосат Албании был армянским и подчинялся Первопрестольному св. Эчмиадзину. Все епископы Албанской церкви рукополагались в Первопрестольном св. Эчмиадзине, а молитвы и литургии в этих церквях совершались на армянском языке. Албаны были обращены в христианство армянами еще со времён патриарха Григориса. Заявлять, что они являются основателями и законными наследниками Албанского Католикосата, мягко говоря, невежество, искажающее историю.

Первопрестольный св. Эчмиадзин на основе исторических истин заявляет, что бывший Католикосат Албании в Арцахе, на территории современного Азербайджана, был неотъемлемой частью Армянской церкви, представляя всё это на различных международных площадках.

4. Что на Ваш взгляд Владыка может сделать Русская Православная Церковь в деле миротворческой роли в урегулировании армяно-азербайджанских противоречий, учитывая то, что сейчас в Закавказье она представлена двумя епархиями – Бакинско-Азербайджанской и Ереванско-Армянской?

- После войны вместе с российскими миротворцами в Арцах прибыли полковые священники, которые постоянно сотрудничали с нами и сохраняли Дадиванк как святое место паломничества. Мы хотим поблагодарить наших православных братьев, находящихся в Арцахе и несущих здесь свою священную службу. В результате активного сотрудничества и посредничеством Католикоса всех армян Его Святейшества Гарегина II-го, совместными усилиями нам удалось построить первую Русскую православную церковь в Арцахе имени Рождества Христова. У нас также есть проект по постройке православного храма в столице Арцаха – Степанакерте, чтобы небольшая русская община, живущая в Арцахе, имела духовного пастора и вела духовную жизнь.

5. Возможно ли на Ваш взгляд, Ваше Преосвященство, преодоление противоречий в вопросах догматического и канонического характера между Армянской Апостольской церковью и Православной Церковью (в лице Русской Православной Церкви)?

- Изначально подходы христианских народов к Вере в Бога, которые установил наш Господь Иисус Христос, были одинаковые. Если бы не все эти политические посягательства на протяжении всей истории, сегодняшняя Церковь Христа не была бы разделена. Открытие православной церкви в Арцахе на самом деле имеет глубокий смысл и большой посыл. Мы считаем, что в нынешних политических обстоятельствах христианский мир должен сплотиться, как никогда раннее.

Достаточно искренний, с болью в сердце за свою паству, комментарий архипастыря.

А что же может сделать в таких условиях Русская Православная Церковь в интересах христиан Закавказья, сохраняя при этом межрелигиозный мир, обеспечить армянскому населению Азербайджана безопасную жизнь, а также поспособствовать этническим армянам, уроженцам Азербайджана, возможность посещать их родные места на территории Азербайджана?

Бакинская и Азербайджанская епархия. На сегодняшний день в епархии 7 приходов и 2 часовни, 35 священнослужителей, в основном русских, уроженцев Азербайджана. Безусловно, клир епархии подвержен давлению, со стороны азербайджанских властей, считающих себя исключительными преемниками наследия Кавказской Албании, а на официальном уровне президента страны – Ильхама Алиева, именуют не иначе как «Победоносный».

На сегодняшний день епархия имеет ВРИО правящего архиерея (архиепископ Пятигорский Черкесский Феофилакт), а текущие дела в епархии ведёт архимандрит Алексий (Никоноров), специалист по истории христианства в Кавказской Албании. Нам также удалось взять у него комментарий.

Вот что он в частности сказал: «Понятна озабоченность некоторых наблюдателей за судьбу армянского населения Карабахского региона. Но Азербайджан с момента возрождения своей независимости демонстрирует политику, направленную на поддержание многонационального и мультикультурного принципа существования и развития азербайджанского общества, бережно сохраняет и восстанавливает культурные и религиозные объекты, относящиеся к разным народам, традициям, религиям. Ярких примеров тому более чем достаточно! Поэтому не надо волноваться за христианские памятники Карабаха – им будут обеспечены должные охрана и уход. Нашим соседям следовало бы позаботиться о том, чтобы найти общий язык с Азербайджаном, дабы и армянское население нашей страны могло без смущения и растерянности продолжать жить в своих домах, посещать могилы предков и молиться в местах, которые являются древними святынями этой земли».

Как уже говорилось выше, преемниками наследия Кавказской Албании, по праву себя считают удины. Они представлены зарегистрированной «Албано-удинской христианской общиной». Община проводит весьма редкие богослужения, с приглашением священников из Бакинской епархии, том числе теперь и в храмах Карабаха. На самом сайте общины перечислены древние храмы Кавказской Албании. Правда некоторых из них уже давно нет и в помине, среди которых и уничтоженные храмы, находившиеся на территории Нахичеванской республики, которая никогда территориально не входила в состав Кавказской Албании. А учитывая малочисленность самих удин, среди которых совсем мало воцерковленных, может статься, что на каждого члена общины придётся по храму.

Возможно, было бы целесообразным создание в пределах Бакинской епархии албанского благочиния для беспристрастного изучения наследия Кавказской Албании, с последующим переходом христиан-удин под омофор Русской Православной Церкви.

Правда, на сегодняшний день это может вызвать конфликт интересов и противодействие со стороны руководства самой общины, т.к. организация напрямую получает средства на осуществление своей деятельности из бюджета страны и самостоятельно отчитывается перед Государственным комитетом по работе с религиозными организациями Азербайджана.

На территории самого Карабаха, тоже некогда существовало несколько русских церквей (в Степанакерте, Шуше), но все они были разрушены большевиками. На сегодняшний день остались лишь развалины храма Преображения Господня (бывшее с. Куропаткино, близ г. Мартуни).


Храм близ с. Куропаткино. Ходжавендский район
Фото:
Вестник Кавказа.ru

Ереванская и Армянская епархия. Самая молодая епархия в составе Русской Православной церкви. Создана в октябре 2021 г. Временно управляющий епархией архиепископ Леонид (Горбачев) – опытный церковный дипломат.

На территории епархии 6 храмов, а клир состоит из этнических армян.

Сама Армения – как государство, является самой мононациональной страной в мире, а национальной ментальности, соответствует условная триада «один народ – одна вера – одно государство». Учитывая этот фактор, стоит признать, что тенденция перехода этнических армян в православие колеблется на уровне 0%. В то же время на территории страны успешно работают различные прозападные секты, и это в чём-то, напоминает Россию 90-х. В последнее время, особенно после 2-й Карабахской войны, усилиями американских и британских спецслужб, в Армении активно распространяют термин «русульман» в отношении пророссийски настроенных политиков и общественных деятелей, а на территории страны находится огромный посольский комплекс США (2-й в мире по своим масштабам).

Что в таких условиях могут сделать епархии Русской Православной Церкви, сохраняя хрупкий мир, особенно после 2-й Карабахской войны, когда под контроль Азербайджана вновь отошли (принадлежащие ему по международному праву) территории, преимущественно населенные армянами?

Нужно исходить из принципа, что даже если многие карабахские армяне – ассимилированные потомки коренных народов Кавказской Албании, то всё равно следует признать, что эти люди уже много веков обладают армянской ментальностью, ощущают себя армянами и с этим нужно считаться. Христианские храмы на территории Карабаха, которые гипотетически считаются албанскими, уже много веков принадлежат этим самым карабахским армянам. В них ведется полноценная литургическая жизнь, там крестят детей, провожают в мир иной усопших христиан и т.д. Превратить их просто в памятники албанской христианской культуры, сродни превращению их в обычные кирпичные строения, которые рано или поздно погибнут. Так, к примеру, происходит с христианским наследием современной Турции (на которую равняется элита Азербайджана), которая на словах декларирует свою мультикультурность.

Бывшие албанские храмы и монастыри сохранились как христианские святыни с полноценной литургической жизнью благодаря Армянской церкви. С другой стороны, современный секулярный Азербайджан с вкраплениями исламской жизни – претендует на албанское наследство, т.к. древние памятники находятся на его территории. Но что делать с ними, т.к. число современных потомков-удин уже ушедшей Албании, по ментальности вряд ли ощущают себя албанцами и не способны заполнить пространство сохранившихся храмов христианами.

Для духовенства двух епархий Русской Православной Церкви (в совместном соработничестве) предоставляется неплохой шанс потрудиться в деле восстановления мира в Закавказье. Как?

- В действующих храмах принадлежавших Армянской Апостольской церкви (имеющих возможное албанское прошлое) по согласованию проводить богослужения на церковнославянском и удинском языках, как это делается в храме Гроба Господня в Иерусалиме, где поочередно служат греки, армяне, католики.

- Произвести беспристрастную ревизию и паспортизацию всех христианских храмов на территории Азербайджана. В дальнейшем провести консервация храмов, если не представляется возможности восстановления самих храмов с установлением памятных мемориальных досок (будь то албанские или армянские), для последующей возможной реставрации.

- Обеспечить (минимум раз в году, к примеру, на Пасху) приезд бывших жителей армянских сёл на земли где жили они сами или их предки, для посещения захоронений и для совершения возможного богослужения на месте полуразрушенных храмов.

Пример – село с исконно иранским топонимом Калагях Исмаилинского района Азербайджана. История этого села представляет классический пример того, как сложился этногенез наций населявших Кавказскую Албанию. Часть коренного населения села, пожелавшая остаться христианами, постепенно ассимилировалась, стала армянами. Другая часть – лезгины, приняв ислам, сохранили язык, но исламизировались. До событий конца 80-х годов ХХ в. население села в основном составляли именно армяне и лезгины. В селе было два храма. От древнего XII века, остались одни развалины. В середине XIX века он числился как армянский и юридически относился к Шемахинской епархии Армянской Апостольской церкви. Но местные армяне, продолжали именовать его албанским. В самом начале ХХ в. усилиями Тер-Сукиасянов (местных мелких князей) в селе была построена новая армянская церковь, в советское время приспособленная под овощехранилище. По понятным причинам в советский период религиозная жизнь в селе не оправлялась. Помимо прочего в селе был еще и памятник, посвящённый «жертвам гражданской войны» начала ХХ века, когда в результате резни пострадало много местных жителей села – армян.

Такого рода деятельность, может стать и неплохим шансом для совместного диалога и преодоления многовековых догматических противоречий между Русской Православной и Армянской Апостольской церквами. Тем более, что греки (с посторонней помощью), как и полторы тысяч лет тому назад, вновь сеют семя раскола в Православном мире.

В своё время, в декабре 1988 г., на встрече с людьми на улицах армянского Кировакана, основной виновник развязывания гражданской войны на Кавказе либерал Михаил Горбачёв сказал, об армяно-азербайджанском противостоянии: «Надо остановиться и задуматься о будущем». При этом сам он злонамеренно упустил ситуацию из-под контроля.

Через 30 лет, на «набор проблем и страхов» другого либерала – режиссера Александра Сокурова по поводу противоречий на Кавказе, «который надо отпустить», Президент и Верховный главнокомандующий Владимир Путин ответил, что «это опасные игрушки, и мы это проходили».

Кулаков Сергей Олегович, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Кулаков
В Общественной Палате РФ вручили медали
В преддверии Дня защитника Отечества состоялась очередная церемония награждения медалью общественного признания «Отец солдата»
22.02.2024
«Победа в СВО куется не только на поле боя, но и в тылу»
Об организации патриотической работы в одном из военных госпиталей в Воронежской области
09.01.2024
Коуч-тренинги как метод разрушения семей и вербовки
Об истории с семьей военного разведчика, ветерана СВО Дениса Чистилина
29.12.2023
Нужен крестовый поход против сектантов
Связанные с западными спецслужбами секты, коучинги и психокульты становятся угрозой национальной безопасности
28.12.2023
«Мужество, сила, надёжность, скромность – лучшие черты русского солдата»
О двух бойцах СВО – Евгении Торопове и Викторе Власове
04.08.2023
Все статьи Сергей Кулаков
Нагорный Карабах
Российская миротворческая миссия в Карабахе завершена
В ходе брюссельской встречи США – ЕС – Армения могли быть достигнуты более широкие договорённости
19.04.2024
Бремя ухода: почему российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Прозападный курс Еревана лишает его поддержки Москвы в случае возобновления конфликта с Азербайджаном
18.04.2024
Судьбоносность выборов в России / Макрон «обмельчал»
/ Вернется ли Украина к себе самой?
22.03.2024
Все статьи темы
Владимир Путин
В России необходима Конституционная реформа!
Обращение «Народного Собора» к Президенту России Владимиру Путину
26.04.2024
Есть все возможности для развёртывания новой модели экономического роста
Что говорил Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59