ОТ РЕДАКЦИИ: В день Рождества Христова празднует свой день рождения известная певица, автор «Русской народной линии Лина Мкртчян. В этом году у Елены Владимировны – малый юбилей! Лина Мкртчян – выдающаяся русская певица, лауреат Пушкинской премии. Её редкий голос контральто звучал в лучших залах Европы и Америки. Благодаря ей мир услышал репертуар Шаляпина, который после Фёдора Ивановича не исполнял ни один певец мира. Она исполняла произведения от русской духовной музыки до величайших музыкальных шедевров XIX и XX вв. на стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Блока, Есенина и Рубцова… В историю русской культуры навсегда войдёт и Цикл вечеров «Возвращение на Родину» автора и ведущей Лины Мкртчян, которому она посвятила два десятилетия жизни. Поздравляя дорогую Елену Владимировну с круглой датой в её жизни, мы желаем ей здравия, неоскудеваемой милости Божией и утешения в скорбях. И предлагаем читателю прекрасную статью нашего автора и постоянного участника вечеров «Возвращение на Родину» В.М. Соколова-Лермонтова.
За всей нынешней суетой и спорами, что думает Байден о России и что Россия думает о Байдене, за разговорами, доберётся ли до Москвы новоявленный «омикрон» и на сколько рублей будет повышена пенсия работающим пенсионерам, честно заслужившим очередную прибавку, которая, наконец-то, победит нищету в нашей стране – за всеми этими разговорами, кажущимися крайне важными и необходимыми, мы, незаметно для себя самих, теряем, упускаем нечто нужное и важное и для каждого из нас, и для всех нас во всей нашей совокупности (если мы еще способны думать сами о себе в таком формате).
Между тем, время неумолимо, со все ускоряющейся динамикой летит вперед, отнимая у современного человека драгоценные секунды его земного бытия… И одновременно с этим, стремительно деградирует и каждая отдельная человеческая личность, и всё общество в целом.
Бог, милосердный и непостижимый, взирает из вечности на этот безсмысленный процесс и не пресекает его, так как Он даровал человеку свободную волю и не нарушит этого принципа.
Но Он, как чадолюбивый отец, как евангельский Пастырь Добрый, желает спасти тех Своих блудных детей, которые, покинув Его, ушли «на страну далече» и, подобно заблудшей овце, упали в пропасть. Они висят, зацепившись своей шкурой за кустарник у края обрыва. Вытащить таких людей из пропасти для Бога трудности не составляет. Главная трудность в деле их спасения заключается в том, чтобы эти люди захотели быть спасенными Богом…
Да, к сожалению, состояние помраченности, охватившее наше общество в целом и каждого человека в отдельности таково, что люди, явно погибающие в своем состоянии, могут не хотеть быть спасенными, отказываются от спасения.
Трудно представить себе более тяжелое и более болезненное состояние людей и народа. И какого народа! – Того, который некогда создал, без преувеличения, великую культуру. Того, который на шестой части суши основал уникальное государство, вошедшее в историю как «Святая Русь». Правители которой именовались «Удерживающими», то есть препятствующими приходу в мир антихриста, спасающими этот мир от разлития зла.
Где же всё это ныне? Куда подевались люди, мыслящие категориями вечности, без которых не может существовать ни один народ, ни одно государство, ни одна культура? За всей сегодняшней суетой, за тревогами о росте или падении курса доллара/евро, за сменой ценников в «Пятерочке» и в «Перекрестке» мы растеряли и эти понятия и людей, которые были носителями этих понятий.
А ведь это были именно те люди, которых Бог посылал в мир, как Своих помощников, для того, чтобы «уговорить» человека доверить себя спасающей силе отцовской заботы о каждом человеке, как о любимом творении Божием. Часто эти помощники Божии были непонимаемыми обществом, презираемыми и даже гонимыми. Между тем, они пытались обратиться к людям, применяясь к особенностям их мышления, их понимания происходящего. Они пытались пробудить дремлющую совесть человека, напомнить ему о том, что «подножный корм» – это не самое важное в жизни, что есть вещи, без которых воистину не прожить ни человеку, ни всему обществу в целом.
В отчаянных условиях воинствующей бездуховности, в соседстве с людьми, мало что понимающими в происходящем, в окружении явных и тайных, зачастую весьма могущественных, врагов, они свершали свое служение. Их освещал и вдохновлял таинственный свет, посылаемый в их души Богом, чтобы они могли светить этому, погруженному во тьму, миру.
Встретить такого человека в наше время – это большое счастье и большая удача. Люди эти – редкостью были и в более благополучные времена, а уж сегодня – в мире, сделавшем деньги и успех своими богами – вы их не встретите нигде.
И тем не менее – они есть в нашей жизни. И, возможно, наше общество ещё существует, потому что живы они.
Один из старцев XX века говорил: «За Истину нужно уметь умирать. Не ожидать, что Бог в видимой форме даст тебе выиграть ситуацию. Царствие Небесное очень немо. Оставляет тебя защищать Истину, но невидимо помогает. Тайные силы не известны людям, даже нам самим неизвестны…».
Тот, кто научился умирать за правду Божию, тот будет жить с Богом. Эта тайна Божия, которая была известна и отшельникам, приносившим свою жизнь и своё служение Богу через подвиг самоотречения, ухода из мира и тяжелейший подвиг непрестанной молитвы, через сражение с невидимыми «духами злобы поднебесной». Она же – была известна и «подвижникам в миру», сражавшимися за Правду Божию с «видимыми бесами» – врагами нашей Церкви, нашего народа, нашей культуры…
Сражение за Правду в условиях, когда «сбиты» все ориентиры, когда потеряны «правая и левая стороны», когда общество почти уже не видит разницы между добром и злом – задача немыслимая. Реально ее невозможно осуществить… Если бы не помощь Божия, посылающая нам таких людей и таинственно помогающая им.
Какими судьбами Бог избрал для служения Своему Промыслу Елену Владимировну Мкртчян, неизвестно никому. Всемирно известная певица, жившая музыкой, вокалом, незаметной певчей крохотного подмосковного храма вступает на путь нового труднейшего служения Богу и России. С начала 2000-х годов – Елена Владимировна – ведёт основанный ею цикл вечеров, получивший название «Возвращение на Родину».
Загнанному, измученному, морально изуродованному, обманутому, запуганному сконструированной реальностью человеку она предлагает совершить самое нужное и самое важное в его жизни дело – вернуться на свою Родину. Это значит – вернуться к самому себе, обрести себя – потерянного. Это значит – вспомнить своих предков, то есть тех, кто родил тебя. Это значит – узнать, что они были великими, что они мечтали о том, чтобы их потомки (то есть, ты сам!) – были продолжателями их деяний. Стали наследниками всего их духовного богатства. «Вернуться на Родину» – это значит понять всей душой, что для нормального человека нет на свете ничего дороже и милее сельского домика над рекой, где он родился, храма, где его крестили, кладбища, где лежат все поколения его предков. Нет ничего дороже всей созданной и украшенной великими трудами, усилиями, потом, добрыми надеждами, молитвами, всей прекрасной русской земли с ее безчисленными городами, сёлами, лесами, реками, с ее удивительным небом, одухотворённая синева которого раскрывается русской душе сквозь сияние крестов на куполах храмов.
Всё это растерял русский человек за трагический для него век XX-й…
От вечера к вечеру, разворачивалась величественная картина «Вечной России» (если воспользоваться названием известного произведения Ильи Глазунова). Мы узнали, наш народ – это не нация лентяев, алкоголиков и обманщиков. Мы являемся потомками святых, воинов, тружеников, подвижников и их образы, воскрешаемые участниками вечеров, становились не только свидетелями этого, но и обличителями всех тех, кого мы числили в своих доброжелателей, но на деле были нашими явными и тайными врагами.
На протяжении двадцати лет в Москве – городе, сакральный статус которого, кажется, сегодня всеми прочно забыт (возможно, за исключением тех, кто еще помнит словосочетание «Святая Русь») несла Елена Владимировна Мкртчян это служение. На определенном этапе «Вечера» перешагнули границу Москвы. Свет духовный, зажжённый ею, побежал по России. Он согревал духовно «озябшие» души людей и в городах нашей Сибири, и на Кавказе, и на Русском Севере. Историкам еще предстоит понять и оценить ту меру вклада в наше культурное пробуждение, который был совершён этими Вечерами.
В день наступившего Рождества Христова мы хотим поздравить Елену Владимировну Мкртчян с этим светлым и великим праздником и, одновременно – её днем рождения. Полагаем, что совершенно не случайно Бог привёл ее в этот мир именно в такой светлый и жизнеутверждающий день. Возможно, что в этом – одна из видимых черт ее избранничества. Это то, что видно постороннему взору. Перенесенные же испытания, страдания, тяжелейшие потери – это ее личный, невидимый окружающими, подвиг…
Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, историк, публицист