От редакции: Предлагаем вниманию читателя фрагмент из готовящейся к печати книги «Три жизни Артемьева», посвященной памяти Великого Русского Человека, мыслителя, богослова, историка культуры, историософа, гениального художника-монументалиста Алексея Валерьевича Артемьева, скончавшегося 28 ноября 2019 года. Автор этого очерка – В.Н. Соколов-Лермонтов, потомок великого русского поэта, постоянный участник цикла «Возвращение на Родину».
Всех желающих приобрести эту уникальную книгу (а может быть, и несколько книг) просим присылать заявки на электронную почту автора и составителя книги, вдовы Алексея Валерьевича Елены Владимировны Мкртчян linavam@inbox.ru. Нужно указать свои фамилию, имя и отчество, телефон или почту и количество экземпляров книги, которое вы желаете приобрести.
Когда из жизни уходит человек – кем бы он ни был – это всегда трагедия для тех, кто его знал, вне зависимости от принадлежности этих людей к традиционной культуре или приверженности к атеистическому образу мыслей. Но в отличие от тех, кто лишён веры в Бога и осознаёт потерю как конец и крушение всех планов и надежд, утрата, переживаемая носителями православной культуры, имеет иные корни и иной смысл.
Трагедия заключается в осознании того, что из нашего земного мира уходит единственная, уникальная личность с её обликом, внутренним миром, образом мышления, эмоциями и неповторимой судьбой. Уходит возможность взаимного общения, возможность видеть этого человека, возможность просто быть с ним рядом и уже от этого ощущать себя счастливым. Уходят уникальные знания, жизненный опыт, уходят откровения и смыслы, выстраданные этим человеком, уходят сделанные им духовные открытия, озарения и вообще всё то, что он понял в этом мире и об этом мире. Уходит всё то, что ему (и только ему!) открыл об этом мире Бог. И даже если этот человек оставляет после себя богатое наследие – книги, произведения живописи и музыки, архитектурные сооружения – всё равно, как бы ни был богат объём этого наследия – оно будет лишь малой каплей того, что заключала в себе личность этого человека.
Так устроен сегодняшний мир, и современному человеку не остаётся ничего иного, кроме принятия этой данности. Но иногда бывает, что сквозь трагизм этого аспекта бытия лучом сверкнёт иная весть. Весть о том, что эта данность реальна, но не абсолютна. Подобное откровение мы получаем, когда доводится провожать «в путь всея земли» людей, отмеченных Богом. Таким был ушедший в первый день Рождественского поста 2019 года, редкий для нашей эпохи человек – Алексей Валерьевич Артемьев.
О том, кем он был, что успел сделать в течение своей подвижнической жизни, надо надеяться, ещё напишут наши мыслители, учёные, богословы, поэты, художники, иконописцы – все те, для кого русская культура является родной матерью, кто был с ним близок и кто смог понять и оценить масштаб личности ушедшего и его место в русской культуре XX-XXI веков.
Нет сомнения, что скажут своё слово и те, в чьи души он смог пролить свет, помог обрести себя на их жизненном пути, научил любить, беречь и, не жалея себя, спасать остатки разрушенной и поруганной русской культуры, тем самым спасая самую суть русской души.
А созданные им живописные произведения, возстановленные им храмовые росписи, написанные им книги, сохранённые от разрушения архитектурные памятники Москвы, спасённые от гибели древние иконы, книги, предметы древнего искусства будут безмолвно, но красноречиво свидетельствовать о его подвижническом и жертвенном жизненном пути.
Все те, чья душа ранена нынешним положением России и русского народа, не могут не видеть, что ряды защитников нашего Отечества редеют. Образно говоря, складывается положение, при котором за Россию сражаться будет некому. И не потому, что нет людей, способных держать в руках оружие, но потому что у нашего народа почти не осталось духовных вождей – всех тех, кто понимал, КАК защищать Россию, ГДЕ враг нашего Отечества, КЕМ и ЧЕМ мы можем его победить. С уходом А.В. Артемьева таких людей в России стало ещё меньше.
Он был человеком, который умел сражаться за Россию, зная, что собственных сил немного, что соратники разбиты или разсеяны, что сопротивление, за малым исключением, подавлено. Для этого нужно было быть человеком особого склада.
Только тот, кто имеет опыт участия в войне, идущей в сфере духа, знает, что страшнее её, разрушительнее её, безпощаднее её на свете нет ничего. И, наверное, самая зловещая её черта – её кажущаяся неприметность.
Когда мы слышим гул бомбардировщиков, летящих бомбить наши города, когда от артиллерийских обстрелов взлетают на воздух дома и храмы, когда танки, в сопровождении стрелков, идут по нашей земле, поджигая хлебные поля, когда враги входят в наши города и сёла, разстреливая бегущих вдоль улиц женщин и детей, гусеницами перемалывают кладбищенские надгробия – тогда в каждом русском человеке быстро просыпается дух воина, готового погибнуть и на Куликовском, и на Полтавском, и на Бородинском поле…
Но пока перед нашими глазами нет всего этого ужаса – мы спокойны. Спокойны, когда слышим о том, как население России убывает по миллиону в год, когда видим, как от ощущения тоски и безсмысленности жизни спивается наш народ. Когда русские деревни и сёла, пережившие татарское иго, вымирают, изчезают на наших глазах; когда уже не вражеские танки, а бульдозеры российских строительных компаний «утюжат» землю городских кладбищ, разчищая место для новых торгово-развлекательных комплексов и домов «повышенной комфортности».
И далеко не всем из наших современников дано уразуметь, что же происходит в России на самом деле, понять природу этой тихой и уничтожительной духовной войны.
Алексею Валерьевичу была открыта и самая большая тайна её, заключающаяся в том, что в этой войне побеждает не количественное превосходство армии, не суперсовременное оружие и не совершенствование военных технологий (на которые сегодня уповают очень многие), а та сила, которая заключена в мысли и в идее. Мысль, рождённая душой, преданной Богу и России, имеет огромный, поистине неисчерпаемый потенциал. Являясь по своей природе непобедимой, она способна, силой заключённых в ней энергий, творить, созидать, защищать, изцелять, воскрешать. Алексей Валерьевич сумел добраться до этой «тайны Кощеева яйца» и делом его жизни было создание этой невидимой преграды, состоящей из трудов и молитв, которой он умел заслонять всё, что было самым дорогим в его жизни, что составляло смысл его служения России.
К сожалению, людей, способных к духовной борьбе, сегодня не так много. Впрочем, говорят, что их и не может быть много – явления такого плана – всегда редкость. Но сегодня тяжело и горестно, что ряды этих людей редеют. Они, по неисповедимому Промыслу Божию, покидают земное войско защитников России и «числятся» уже по Воинству Небесному. Но верим, что и оттуда, из небесной лазури, они могут сражаться за нас.
Среди многочисленных областей деятельности Алексея Валерьевича нельзя не упомянуть о его особых трудах в Духовно-просветительном Цикле «Возвращение на Родину».
Вернуть русского человека из «разсеяния», из вавилонско-хазарского плена, от блужданий по чужим землям на свою природную историческую родину к своему дому, к своим корням – эту, как кажется, немыслимую и непосильную задачу исполняли на протяжении 20 лет два человека – Елена Владимировна Мкртчян и Алексей Валерьевич Артемьев. Эта семья подвижников и, без преувеличения, героев нашего оскудевшего времени, смиренно и незаметно, подобно рабу из евангельской притчи, исполняла слово своего Господина: «…изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия и бедныя и слепыя и хромыя введи семо… изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится домъ мой» (Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых… пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой») (Лк. 14: 21, 23).
В их жизни и служении с особой полнотой раскрылся смысл церковно-славянского слова «супруг», изначально обозначавшего «парную упряжку». Они и были настоящими, в буквальном смысле слова супругами перед Богом, «впряглись» и «тянули» непосильный «воз» своего подвижнического служения. Они, наперекор всему, по-евангельски верили, что вернувшись на свою Родину, а значит, и к Богу, наш народ, подобно гадаринскому бесноватому, покинувшему свой дом, свою родину и жившему «во гробех», будет изцелен Христом от столетней одержимости различными бесами, а вышедшие из него бесы вселятся в свиное стадо и ввергнутся в море.
Начавшись в страшные 2000-е годы, Духовно-просветительный Цикл «Возвращение на Родину» вернул России тысячи и тысячи её заблудших сыновей и дочерей. Его спасительное действие не ограничивалось только теми, кому посчастливилось бывать на вечерах Цикла. Весть о нём распространялась за пределы Москвы и Московской области, шла в самые отдалённые регионы России, уходила за рубеж. Своим присутствием в жизни России, просто самым фактом своего существования Цикл невидимо очищал духовное пространство нашего Отечества. Каждое мероприятие Цикла подтверждало великую силу, заключённую в созидательных мыслях и идеях, было ещё одной, пусть и маленькой, но самой настоящей победой над врагом.
Те, кому выпала честь и радость быть участниками этих незабываемых вечеров видели, сколь много было вложено в каждый из них воли к обретению истины, сколь много душевного тепла и трудов внесли в их проведение Елена Владимировна и Алексей Валерьевич.
Верится, что и сегодня, Цикл «Возвращение на Родину», хотя и осиротевший, не изчезнет на злорадование врагам России, но продолжит своё спасительное служение – ведь теперь у Цикла на небе есть новый духовный покровитель и молитвенник – Алексей Валерьевич Артемьев.
Сегодня необходимо постараться, чтобы всё, даже самое малое, что было связано с этим человеком, было сохранено. В идеале – это должен быть Музей-квартира, где он жил и трудился. Такой музей мог бы стать одним из центров собирания русских сил накануне надвигающихся на Россию и весь мир апокалиптических событий. Жизненно необходима книга о Великой Судьбе и Творчестве этого Человека!
Несомненно, что самая лучшая форма памяти – живая память, которая могла бы сохраняться в идеально совершенной и проверенной временем форме продолжения вечеров Цикла «Возвращение на Родину», которому Алексей Валерьевич отдал самые плодотворные годы своей жизни.
…Как-то трагически быстро оскудевает Россия тружениками, героями. Ощущается, что уходит некая скрепа, державшая Русский мир в целостности. Будущее России туманно и неопределенно. Только вера в Промысл Божий, вера в то, что труды и подвиги русских подвижников не могут быть напрасными, не даёт сегодня отчаяться русскому человеку.
Нелегко сегодня бороться за любовь, правду и чистоту на этой земле. Сгустившаяся ныне тьма словно обезсиливает все порывы к добру. Но настоящий герой умеет нести этот порыв до конца. Это и есть тот самый крест, который Христос пообещал каждому, кто решает следовать за Ним. Этим подвижническим путём и прошёл по жизни незабвенный Алексей Валерьевич. С этим он предстал перед Престолом Божиим. Принимая совершившуюся Волю Божию, русский человек (если он на самом деле принадлежит России), «может и должен» по слову воинской присяги Императорской Армии не отчаяться от этой потери, но, видя надвигающуюся на наше Отечество тёмную силу, принять духовный меч, оставленный ушедшими на небо русскими героями, и встать на защиту Матери-Родины…
Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, искусствовед, историк культуры, Ставрополь