Начало Рождественского поста в этом году совпадает с светлой и печальной датой – годовщиной ухода в небесные обители замечательного русского человека – Алексия Валерьевича Артемьева. Грустное, печальное событие для тех, кто знал его, кто был его соратником, его сотрудником, его единомышленником…
…Редеют, редеют ряды защитников России. Уходят великие старцы. Уже почти двадцать лет нет с нами отца Николая Гурьянова, ушли вслед за ним наши молитвенники: отец Кирилл (Павлов), отец Наум (Байбородин), отец Иоанн (Крестьянкин), отец Матфей (Мормыль), отец Герман (Чесноков). Совсем недавно из рядов сражающихся за Россию по велению Божию ушли на небо Илья Глазунов и Владимир Осипов. При виде того, как умножается и активизируется вражья сила, об этих потерях невозможно думать отстранённо. Вольно или невольно возникает ощущение, близкое к отчаянию.
Но православный разум и наша вера говорят нам, что эти потери не ослабляют ряды сражающихся, но укрепляют воинство небесное. Все они, ушедшие к своему Создателю, сильны ОТТУДА помогать нам, остающимся на поле боя.
Только бы не утратить нам связи с этой небесной ратью, только бы сохранить нам верность нашему Богу, нашей России, нашим подвижникам, труженикам и героям…
Жизнь Артемьева не перескажешь в краткой заметке. Как описать ее? Просится слово «ПОДВИЖНИЧЕСТВО», но не хочется, чтобы оно прозвучало дежурно. Людям, знающим эпоху, в которую жил Артемьев, не нужно объяснять, что просто пройти через эти годы, сохраняя веру в Бога и в Россию – само по себе уже является подвигом.
А уж оставить после себя такое духовное наследие, которое могло бы послужить будущим поколениям наших соотечественников – это удел редких людей…
Артемьев оставил после себя так много, что нашим историкам культуры, иконописцам, реставраторам, нашим ученым, мыслителям и просто русским людям, живущим нуждами и скорбями нашего Отечества, будет что изучать и чем себя укреплять в нынешние трудные для России годы. Масштабы его вклада в русскую культуру еще предстоит оценить общественным и, надеемся, государственным деятелям.
Но из всех областей его разносторонней и многообразной деятельности, самой значительной, наверное, следует считать его невероятной глубины работу мысли, его духовные прозрения, которыми он щедро делился с окружающими его людьми. Общение с ним равной мерой могло духовно обогатить и случайного собеседника и переполненный зал.
Ясность мысли, доброжелательность, простота в общении заставляли сотни людей, затаив дыхание, слушать его спокойный, исполненный внутренней силы, негромкий голос.
Особым детищем Артемьева, предметом его неустанных трудов и забот было созидание им уникального явления культуры России 21 века – цикла «ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ». Вместе со своей верной помощницей и богоданной супругой – Еленой Владимировной Мкртчян, он сумел придать циклу настолько высокий уровень звучания, что вечера цикла стали событием не только московской, но и общероссийской жизни. И это при полном отсутствии любых ресурсов, поддержки, и, конечно, денег (как и положено сегодня любому порядочному делу). Как тут не вспомнить слова Священного Писания о «силе, совершающейся в немощи»…
Уход Артемьева из жизни поставил Лину Мкртчан перед выбором: или вынужденное, добровольное, жертвенное закрытие своего последнего творчества — Цикла «Возвращение на Родину» или создание книги-памятника об Алексее Валерьевиче «Три жизни Артемьева». Лина Владимировна не могла поступить иначе, но сам факт закрытия Цикла был воспринят многими как грозное предзнаменование начала «иных времен», которые не замедлили наступить следом. События эти, имеющие, несомненно, апокалиптическую окрашенность, не нуждаются в описании – сегодня они происходят открыто, у всех на виду…
Позитивистский ум, конечно, не замедлит с разговором о «совпадениях». Но любой человек, знакомый с законами духовного мира, хорошо понимает, что в сфере духа совпадений не бывает.
Повсеместное разлитие зла, активизация некогда вялотекущих процессов распада, оскудение духа, истончание материального, уход многих праведников и духовных вождей – не есть ли все это зловещие знаки наступающей темноты?
И кто знает, не был ли цикл «Возвращение на Родину», который стал не только неотъемлемой частью жизни самого Артемьева, но также и, начиная с VII части, сам Артемьев стал необходим Циклу, последней (или одной из последних) закрепок, сдерживавшей разлитие этого ядовитого всепроникающего потока, уничтожающего Великую Русскую Культуру?!
Так, в стремительно тающем мире, блеснул, по милости Божией, светлый луч.
Книга-памятник «Три жизни Артемьева» (издательство «Красный пароход», возглавляемое Сергеем Александровичем Биговчим), подготовленная к изданию спутницей жизни, соратницей и благоверной супругой Линой (Еленой) Мкртчян. Трудно определить жанр этого издания. Книга даёт представления о научно-исследовательской деятельности Артемьева, его иконописном подвижническом служении, масштабах и значимости реставрационных работ по спасению памятников церковного искусства, его общественной деятельности. Перед читателем открываются и неизвестные ранее страницы его духовного пути, ставшие сегодня уже достоянием истории. Книга погружает читателя в особый мир души этого необыкновенного человека. Перелистывая страницы, видишь, что описанный в книге труд реставратора, художника, иконописца, ученого, общественного деятеля – это лишь «верхушка айсберга». Огромный пласт наследия Артемьева еще не открыт. Он мало известен нашему обществу как один из глубоких мыслителей современности, всей душой укорененный в русской истории и культуре. А это, согласитесь, явление нечастое в нынешнем культурном пространстве.
Но есть в этой уникальной книге-альбоме та область, та тема, которая проходит через всю ее ткань и которая может быть не замечена поверхностным читателем. В книге, посвященной многообразным трудам этого одаренного человека, есть ОН САМ, есть его личность во всей ее неповторимости. Из ее текста, из подачи материалов, из оформления рождается удивительно цельная и масштабная фигура, заключающая в себе неисчерпаемость малой вселенной. Можно быть крупным специалистом в любой из областей, можно преуспеть в общественной или государственной деятельности. И часто бывает, когда на фоне заслуг того или иного человека, теряется его собственная личность. А ведь она - есть главное в человеке. Вечны Евангельские слова: «что толку, если человек и весь мир приобрящет, а душе своей повредит?» Книга отвечает на вопрос, достаточно ли быть в жизни разносторонне одаренным деятельным трудолюбивым иконописцем, художником, ученым, каким был Артемьев? Или все-таки этого мало, чтобы понять и исполнить Божественный замысел о самом себе, что и является главным делом для любого человека?
С особой трепетностью, бережно и сдержанно, но и с большой глубиной книга касается тайны взаимности чувств, мыслей и душ Алексия Валерьевича и Елены Владимировны. И это – еще одно маленькое чудо нашего времени. В эпоху, когда идет тотальный распад общественных, духовных, семейный и всех прочих связей, когда люди утрачивают последние остатки взаимопонимания, когда само таинство супружества изгоняется из современной жизни, их семья явила удивительный пример единения, силы и постоянства чувств до самых последних, глубоких и трагических дней ухода Алексия Валерьевича и не пресекшихся в его осиротевшей супруге…
Эта тайна двух людей не раскрыта в книге, но глубоко и целомудренно обозначена в ней. Однако любой носитель русской культуры может без труда найти тот образец и источник, питавший эти взаимные чувства в примерах жизни и любви святых Царственных мучеников, чьи образы были священными для Алексия Валерьевича и Елены Владимировны.
Искренне хотелось пожелать всем тем, кто знал Артемьева и тем, кто не знал его, прикоснуться к оставленному им миру понятий и духовных ценностей, которым он служил всю свою жизнь.
…Судя по многим признакам, над Россией наступает ночь. Никто знает, сколько она может продлиться. Наверное, будет темно и холодно. Хорошо бы на это время каждому запастись тем духовным богатством, которое могло бы питать, освещать и согревать души наших людей в такое темное время….
Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, член Международной ассоциации «Лермонтовское наследие», эксперт комиссии по подготовке празднования 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова при Министерстве культуры России, автор статей и книг по истории, культуре, искусству России и русской армии, капитан Российской армии, правнучатый племянник М.Ю. Лермонтова, правнук невинно убиенного генерал-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Феодоровича фон дер Лауница