Будет ли место этике в государстве?

Что не так с современным миром

0
976
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Развитие можно понимать по-разному. Например, его можно определить как процесс перехода возможного в действительное. Сначала возникает некая идея. Нечто становится мыслимым. Горизонт несуществования пробит – наша идея уже существует у нас в уме; это означает, что вероятность её воплощения отлична от нуля. Далее, если мы вкладываемся в развитие идеи, её реализация становится всё более вероятной. Наконец задуманное достигнуто, переход из возможного в действительное завершился. Непосредственной точкой перехода будет достижение вероятности в 100%.

Эту схему можно приложить не только к идеям, но и к любым событиям вообще. На лавиноопасном склоне собирается снег. С ростом снежной массы растёт вероятность схода лавины. Неосторожный человек громко крикнул в ущелье, звуковая волна достигла скопившегося снега, и небольшого колебания оказалось достаточно, чтобы лавина пошла. 

В какой-то момент снега набирается столько, что переход возможного (угроза лавины) в действительное (сход) становится неизбежным: вероятность события высока, нужен лишь последний толчок – ещё немного снега, севшая на снег птица, оступившаяся коза, крикнувший турист. Иными словами, накопление возможности вошло в критическую зону. Для мира физических процессов характерно, что за достижением критической зоны закономерно следует переход через точку 100%-й вероятности: потенциал возможности разрешается в действительное событие. 

В биологическом мире уже возможны определённые отклонения. Можно, например, вспомнить некогда популярный медийный сюжет о дружбе Амура и Тимура. В Приморском сафари-парке тигру Амуру в вольер запустили обыкновенного козла, предназначенного стать добычей и обедом. Но то ли тигр был не очень голодный, то ли козёл не испугался и не отождествился у тигра с жертвой, но Амур его не задрал. Козлу дали имя Тимур, и сафари-парк начал вести репортажи о неожиданной «дружбе» животных. 

Вероятность того, что тигр съест козла, которому-то и сбежать некуда, очень высокая. Но перехода из возможного в действительное не произошло. Впрочем, история Амура и Тимура имеет закономерный конец. Мирное сосуществование хищника и его жертвы продолжалось приблизительно три месяца, а потом тигр атаковал и сбросил Тимура с горки. Если бы люди не вытащили пострадавшего козла, некогда предполагавшаяся трапеза всё же бы состоялась. Случай или прихоть Амура отсрочили наступление события, но, очевидно, что при достижении критических значений вероятности в мире животных всё равно надо ожидать завершения перехода: если не вмешается какой-либо новый фактор, возможное так или иначе станет действительным.

В мире людей это правило не работает. Допустим, человек может взять чужую (и очень нужную ему) вещь так, что никто никогда об этом не узнает, но – не берёт. Возможности столько, что больше быть уже не может, но в действительность она не переходит. Мешает совесть. 

Этическое выступает в качестве ограничителя, регулирующего переход возможного в действительные события. На поезд ещё можно успеть, но для этого надо отпихнуть неспешно ковыляющую впереди старушку, и как ты поступишь? Наша жизнь полна таких ситуаций, когда мы отказываемся от возможностей из-за этических соображений.

Однако социальная жизнь определяется не только теми возможностями, которые накапливает каждый из нас в отдельности. Существуют возможности иного класса, которые накапливаются на уровне социальных институтов. Таково, например, развитие технологий. Сегодня всё готово к тому, чтобы на ночном небе демонстрировать логотипы компаний (см. «Хотят загадить небо»). Ситуация вошла в зону критической вероятности, а значит, будет ли загажено небо или нет, зависит лишь от того, сработают ли этические тормоза – как у людей, причастных к процессу, так и у всего общества в целом. 

Возможности атакуют с разных сторон. Допустимы ли генетические изменения, на каком материале и в каком объёме? Общество пытается это обсуждать, чувствуя потребность в этической регуляции, но давление усиливается – генная инженерия сегодня уже может многое.

Или вот, пожалуй, самый горячий пример. Стало возможным контролировать поведение человека. Средства мобильной связи позволяют определить, где находится каждый из нас. Технологии цифровой верификации в любой момент могут проверить, обладает ли человек правами, чтобы получить доступ в ту или иную зону или к конкретной услуге. Эти возможности подталкивают общество к введению режима социальной манипуляции чуть ли ни в персональном режиме. Бери да делай. Инструментарий есть, бюрократические выгоды очевидны, единственное, что может воспрепятствовать повсеместному внедрению такой системы – этические соображения.

Мы чувствуем этическую заострённость ситуации, но, возможно, не до конца понимаем проблему. Для нас стало привычным пытаться решить любой затруднительный вопрос с помощью законодательства. Если есть нежелательные варианты, надо прописать в законе, что двигаться в эту сторону запрещено, и дело сделано. Запретить аборты. Запретить суррогатное материнство. Правильные меры. Но надо понимать, что сама необходимость подобных законодательных запретов – свидетельство об ужасающем этическом состоянии современного общества. Деградация столь велика, что механизм этического ограничения практически не работает.

Закон – не этика. По своей сути юридическое и этическое совершенно различны. Если этика есть отказ от реализации возможного, то законодательный запрет – это насильственное (внешнее) сужение возможностей. Нарушение закона влечёт за собой нежелательные последствия, вследствие чего вероятность события снижается. Оно выводится из критической зоны.

Современный мир подменил этику законодательством. «Разрешено всё, что не запрещено» – этот тезис может использоваться как эпитафия на могиле морали. За неупотреблением этическая способность атрофируется. На уровне личности этот процесс ещё не зашёл далеко: в нашей жизни то и дело возникают ситуации, которые разрешаются через отказ от возможностей. Но вот на уровне социума места этике уже не остаётся. Государство стремится всё инвертировать в закон и оказывается всё менее способно учитывать этические соображения при выработке и реализации своих действий.

Собственно говоря, оторопь, возникающая от некоторых управленческих решений, объясняется именно тем, что в них очевидным образом опущено этическое измерение. Прагматика есть, а этика отсутствует. Мы находимся в мире, в котором, в принципе, может быть принят любой закон. В глазах бюрократа прохождение любой идеи через законодательное оформление делает её допустимой и оправданной, ещё бы – ведь она теперь легитимирована. Будущее в таком мире может быть довольно страшным. Как бы нам вернуть этику в лексикон государства?

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 2, Наталия 2016:

Как бы нам вернуть этику в лексикон государства?

Ликвидировать буржуазно-либеральное государство и остановить проект под названием "реставрация капитализма в России".

Дорогая Наталья, дело не в капитализме. Дело в современных россиянах. Вопрос стоит так - возможна ли инверсия общественных процессов в России так, чтобы к власти пришли умные и верующие (православные) люди? Это может быть только тот Бога. А все остальное - от лукавого.
Георгий / 28.12.2021, 05:09

5. Ответ на 2, Наталия 2016:

Как бы нам вернуть этику в лексикон государства?

Ликвидировать буржуазно-либеральное государство и остановить проект под названием "реставрация капитализма в России".

О как вам марксизм мозги промыл! Не про капитализм и социализм нужно рассуждать, а как от безбожия вернуться к христианской системе координат! И не пытайтесь туда ещё Маркса втащить. Призвал Господь 10 рабов и дал им 10 мин, помните? А в конце -дайте имеющему ещё 10 мин, а у неимеющаго возьмите и то, что он имел. А поскольку у всех людей есть свобода выбора использовать мину или свой талант или зарывать его в землю или завёртывать в платок -всегда будет неравенство, богатые и бедные и кроме плохих богатых и хороших бедных, будут и хорошие богатые и плохие бедные ,будет и хороший капитализм и социализм и плохой, трудолюбивые и ответственные, ленивые и пьяницы, будут и богатые авраамы и бедные иуды ит.д.вся марксисткая логика -блеф, нет там никакой логики, кроме богоборческой и сатанинской.
Vladislav / 28.12.2021, 02:59

4. Ответ на 2, Наталия 2016: продолжение моего кмт

Как бы нам вернуть этику в лексикон государства?

Ликвидировать буржуазно-либеральное государство и остановить проект под названием "реставрация капитализма в России".

…. Это было в полном соответствии с теми установками, которые рисуют Швабы для посткапиталистического общества вместе с его страшилками. Если добавить к этому мою «теорию заговора» против действующей власти с последующим привлечением коммунистической идеологии, то, в случае его осуществления, Вам уже следовало бы быть готовой к тому, что Вашу ревностность оценят по достоинству и призовут служить новой власти.
Владимир+ / 27.12.2021, 16:35

3. Ответ на 2, Наталия 2016:

Как бы нам вернуть этику в лексикон государства?

Ликвидировать буржуазно-либеральное государство и остановить проект под названием "реставрация капитализма в России".

Как это государство ликвидировать? Россию что ли ещё дальше расчленить?
Владимир+ / 27.12.2021, 16:16

2. Комментарий

Как бы нам вернуть этику в лексикон государства?

Ликвидировать буржуазно-либеральное государство и остановить проект под названием "реставрация капитализма в России".
Наталия 2016 / 27.12.2021, 14:34

1. «Современный мир подменил этику законодательством»

Конечно, всё более явно, что «развитие» общества в этом и заключается - вседозволенность, ограниченная законом. Заладимся вопросом и зададим автору статьи, а откуда это идёт и кто это продвигает? И тогда, наверное, автор сможет сам начать искать ответ на свой вопрос, а что требуется сделать, чтобы «вернуть этику в лексикон государства»? На эту тему есть недавняя заметка НП Бурляева. Может быть, пора вместо постановки проблемы заняться её решением?
Владимир+ / 27.12.2021, 14:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00