Ранее обманутый безбожием советский народ в Великой Отечественной войне познал реальность дьявола через борьбу с нацизмом, пленившим умы и члены народа немецкого. Как и прежде часто в истории дьявол явил себя, воздвигнув народ на народ, но на этот раз он засеял души своих приспешников нацизмом — этим премерзким концентратом сатанизма. Столь гнусное и премерзкое изобретение заставило вздрогнуть всю секуляризированную Европу от края до края. Античеловечные зверства, кровавые плоды гнилой идеологии взбудоражили самых отъявленных циников. Борьба с нацистами стала вопросом выживания человечества и человечности! И тогда, и теперь сама природа человека отторгает всякое проявление нацизма.
Чёрный дым концлагерных труб вре́зался в ноздри европецев на долгие десятилетия. Трупный запах и разруха, унижения и скорби... до конца своих дней свидетелям тех ужасов на берегах Рейна, Вислы, Днепра, Волги и Дона перехватывает дыхание от воспоминаний. В их сердцах установлен нерукотворный памятник с единственным надписанием: «Никогда больше!»
Однако сейчас они оканчивают свой земной путь. С каждым ушедшим победителем той войны, дьявол становится смелее, а руки его развязываются всё больше. Весною прошлого года, например, на одной из страничек «Православных знакомств» можно было найти ссылку на личную страницу некой Кати из Кракова. Она последовательно, в течение долгого времени размещала у себя цитаты Гитлера с его фотографиями и восхваляла своего прадеда, который, как оказывается, служил в СС. В голове не укладывается, как это можно выкладывать? Как дойти до того, чтобы такое героизировать? Девушка. Православная... От ядовитого содержимого её страницы у меня в памяти всплыли детские воспоминания о встречах с живими ветеранами войны.
Можно быть трижды аполитичным. Но стоит прочитать лишь несколько гитлеровских перлов, как нутром чуешь, какую погань раздавили наши деды и прадеды!
Имя Гитлера стало синонимом зла. Если где-то в разговоре нужно привести в пример абсолютное зло, то первым делом вспоминают именно его имя.
Гитлеру помогал дьявол, потому что не смог бы маленький немецкий народ в одиночку нанести такой урон огромному советскому государству.
А раз есть дьявол, то есть и Тот, Кому он противится! Войною, в войне и через войну советский народ, русский народ вновь стал обращаться к единственному Защитнику — Богу. С трудом. Болезненно. Неоднозначно. Хотя или нехотя, но кто ещё мог обратиться, тот обратился. В 2021-м году, как в 1945-м, День Победы приходился на Светлую седмицу, а потому можно было попробовать почувствовать тайну тех давних дней. Эта тайна — Богоприсутствие при ратном подвиге за правое дело. Рядом с почившими воинами стоял Христос Бог! Несомненно. Ничем иначе не объясним, что у нас столько святых воинов: Илья Муромец, Пересвет и Ослябя, Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков. Целый собор лучших наших соотечественников! Если бы их дело не было правым, то их бы не канонизировали. Если не верится мысли, что Бог соприсутствует рядом с верными защитниками, то доверимся авторитету старцев-ветеранов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина), Алипия (Воронова) и Иоанна Букоткина, монаха Руфа (Резвых) и архимандрита Пимена (Соболева). Война стала катализатором их веры.
Тем не менее, некоторое время назад я задавался вопросом у своей совести, а почему сам-то я не ощущаю Богоприсутствия? Почему сам не замечаю его за гильзами и покорёженными орудиями в музеях, за проржавевшими в земле пробитыми касками и извлечёнными из болот штурмовиками «Ил», потрясающими воображение. Верю, что Бог был рядом с воинами, но не ощущаю. Пока не находилось убедительного ответа, не хотелось отправлять материал в редакцию. И только недавно очевидный ответ нашёлся: не только Бог стоял рядом. Но и враги Его. Если уж сейчас эти враги проворачивают адскую работу, чтобы вызвать в нас сегодня равнодушие и пренебрежение к подвигу воинов, то можно только едва представлять, как на войне бесы решительно осаждают воина своими штурмовыми отрядами. А если не верить в самое простое, чему может только поверить оземлёный человеческий ум — в реальность бесов — то такого уже никакое сверхестественное объяснение не проберёт.
Незадолго до пандемии в одном из столичных храмов услышал слово “победобесие”. Даже сердце слегка ёкнуло от столь нечестивой игры слов, соединяющей несоединимое. Так до сих пор и надеюсь, что батюшка, произнёс слово по недоразумению, подпав под влияние неолиберальной пропаганды.
Еще, помнится, как у одной гражданки моих лет прочитал некогда на странице, чтобы её не поздравляли, потому что сама она «с автоматом не бегала». Диву даюсь, как не чувствовать преемства от предков? Преемства земли, свободы, Победы.
У некоторых христиан то тут, то там нахожу слова неискреннего сожаления о параде Победы: к чему такая трата? Ибо можно было б деньги, потраченные на парад, раздать ветеранам. Хочется спросить их, что вам до денег на парад? Что вам до них, когда другими разграбляются несметные богатства страны? Иуда показал нам пример токсичной благотворительности: предложил продать за триста динариев то миро, что предназначалось Учителю, и раздать нищим. Но кому станет легче, если, например, не купят цветы на праздник? Едва проходят три месяца, как уже другая акция — «Дети вместо цветов» — энергично инспирируется к первому сентября под соусом благотворительности. Однако дети, впитавшие лукавые ценности, обратятся на своих воспитателей и растерзают их.
Хотел упомянуть моего соавтора по аспирантуре Вячеслава Петровича Макарова (1938–2019), последнего ученика В.А. Фока. До конца жизни он пронёс в своём надломленном сердце Ленинград, где пережил блокадные годы детства. Он олицетворял для меня последнюю живую связь с довоенной и ранней повоенной жизнью и, конечно же, физикой того времени (однажды ему довелось повстречать Л.Д. Ландау, известного Нобелевского лауреата). В присутствии строгого и аскетичного В.П. Макарова хотелось больше молчать, чем говорить самому, вести себя тихо и более слушать. Он был верующим человеком, с уважением и любовью отзывался о своей матери, воспитавшей его в православии. Несмотря на трудную жизнь в пострадавшем от разрушений и голодном Ленинграде, вспоминал своё детство с мягкостью, ни на что не жалуясь и не о чём не жалея. Вот детство детствам детство! Даже стыдно рядом говорить про какие-то искусственные недоакции «дети вместо цветов». У каждого из нас найдётся несколько таких свидетелей и участников войны.
Сейчас, когда остались в живых лишь единицы победителей, дьявол пошёл в контр-наступление. Наш гражданский долг сохранить память о подвиге советстких воинов. Но не только гражданский, как оказывается, но и христианский в действительности.
Древнее зло подымает голову. Того и гляди, что появится эклер «Гитлер» в подобие торту «Наполеон» (по воспоминаниям адъютанта Гитлера, тот ел эклеры в большом количестве, по три раза в день, и даже не смог отказаться от них перед самоубийством). Впрочем, Адольф Шикльгрубер настолько превзошёл злодеев до себя, что сейчас эклер его имени ещё невозможен, и нужно продолжать делать всё, чтобы тот оставался невозможным.
Нас спросят, зачем вам христианам заботится о делах земных, когда все вы, пусть больше и на словах, устремлены к небесному? Да потому что мы — ещё не граждане Небесного Иерусалима. Здесь на земле мы пока только сдаём экзамен на гражданство. Через любовь к Отечеству земному мы учимся и утверждаем свою способность любить Отечество Небесное, имеющее приять нас или не приять.
То тут, то там, явно или не явно, нам предлагается пожалеть немецкий народ, мол, у них комплекс неполноценности, так как им пришлось денацифицировать себя с запасом — заодно отсеча свою национальную идентичность. Как потомок другой стороны конфликта скажу — и слава Богу, что они себя денацифицировали! Их историческая задача — осудить нацизм, и их крест — как-то жить дальше. Ну, а каких реверансов дерзают от нас просить, когда война в нашем сердце застряла навеки? Вспоминаю строки из лирической песни Александра Розенбаума «Поклонная гора»:
Ворвётся в твою тишину
Вдруг рёв мотоциклов на треке,
Кому-то напомнив войну,
Застрявшую в сердце навеки.
Вот так: застрявшую в сердце навеки!
Сильно инфицированные гуманизмом, мы, к сожалению, слишком слабо себе представляем сейчас, что могло бы быть, не проведи немцы денацификацию. Восемь лет назад на одном из московских приходов на трапезе старушка рассказывала мне, что у неё дочь замужем в Баварии, и там «всё это живо» до сих пор: молодые нацисты собираются вместе на попойку до поросячьего визга, пляшут «на столе, а когда напьются, то — под столом». Отмечу, что слышал это до миграционного кризиса, в качестве реакции на который можно было б списать появление таких молодчиков. Но семена терний остаются в почве.
Надо ещё сказать, что гитлеровцы-нацисты-фашисты-милитаристы, как их ни назови, строили крепко и удивительно быстро, объединившись на общее зло, как бесы, как ночные духи-лемуры в помощь Фаусту. Строили доки для подлодок, подземные бункеры, огневые доты. Вавилоняне так башню не строили, как нацисты взялись строить свою инфраструктуру. Сейчас в той же Германии на оформление документации для нового моста потратится года три, а тогда всё делали почти мгновенно про меркам человеческой жизни. И мы их победили! Мы ЭТО победили! Слава Богу.
Война и Победа пересекаются с каждым из нас до сих пор, как бы ни казались события стремительно уходящими в прошлое.
Потому не перестанем благодарить Бога и не перестанем наслаждаться этим словом: Победа!
Габышев Дмитрий Николаевич, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, эссеист, г. Тюмень.
7. Поправки к стихотворению Н. Языкова
Люди, будьте бдительны к тому, как враг подменяет наши смыслы!
К ненашим:
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Ее торжественный изменник,
Ее надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все - не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к Родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живет
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас - он Божий глас, -
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша -
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам ее преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрет неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!
Стихотворение «К ненашим», Николай Михайлович Языков написал 6 декабря 1844 года, незадолго до смерти, вложив в него всю боль своего сердца. Ходившее в списках, оно было опубликовано лишь в 1871 году.
6. Николай Языков: К не нашим
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь! Внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Ее торжественный изменник,
Ее надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русской вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью, к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живет
Любовь не к истине и благу;
Народный глас — он божий глас —
Не он рождает в вас отвагу,
Он чужд, он странен, дик для нас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бесмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость наша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша —
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своей
Не вам ее преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрет неверный ваш язык: —
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!
5. Кто победил
Однако, есть нечто важное, что нам следует вспомнить и включить в празднование Победы, чтобы не приписывали её только своему человеческому фактору и окончательно выбить аргументы у беснующихся по поводу Победы сатанистов и расставить всё на свои места.
Мы празднуем Победу нашего народа, но забываем, кому наш народ этой победой обязан. Матрона Московская говорила: Эх, люди, так ничего и не поняли, победу одержал Господь, вселившийся в народ. Вспомним слова на медали за освобождение Болгарии при Николае I: Не нам, не нам, но имени Твоему.
Полагаю, православные и наш народ должен праздновать Божию Победу, совершенную руками наших дедов. При этом, желательно, с крестными ходами прославляя Имя Господне и русских святых, а не только служа панихиды по павшим на поле брани воинам. И не вблизи языческих символов, а с иконами и хоругвями.
4. Победа!
Часть 2
На пряжках немецких солдат писалось «С нами Бог». Но они были порождением ада и несли ад на нашу землю. Солдаты Красной Армии были комсомольцами и коммунистами, но советские люди оказались куда большими и сердечными, чем жители просвещенной религиозной Европы. И не стали мстить. Смогли понять, что адом ад не победить.
Вам не стоит просить у нас прощения, ведь лично вы ни в чем не виноваты. Вы не можете отвечать за своих дедов и прадедов. Но я скажу честно – для меня немцы навсегда чужой, чуждый народ. Это не потому что лично вы плохие. Это во мне кричит боль сожженных Вермахтом детей. И вам придется принять, что как минимум еще моё поколение - для которого память о войне это награды деда, его шрамы, его фронтовые друзья - будет воспринимать вас так.
Что будет потом, я не знаю. Возможно, после нас придут манкурты которые все забудут. И мы многое для этого сделали, мы много что просрали сами, но я надеюсь, что еще не все потеряно для России.
Нам конечно нужно сотрудничать. Русским и немцам. Нужно вместе решать проблемы. Бороться с ИГИЛ и строить газопроводы. Но вам придется принять один факт: мы никогда не будем каяться за нашу Великую эту войну. И тем более за Победу. И тем более перед вами. Во всяком случае, повторюсь, моё поколение. Потому что мы тогда спасли не только себя. Мы спасли вас от вас самих. И я даже не знаю, что важнее”.
3. Победа!
Часть 1
“Если бы мне пришлось выступать в Бундестаге, как мальчику Коле, то я, пожалуй сказал такие слова:
- Уважаемые депутаты. Сегодня я увидел чудо. И это чудо называется Германия. Я шел к вам и смотрел на красивые берлинские улицы, на людей, на замечательные памятники архитектуры, и теперь я стою тут, и смотрю на вас. И я понимаю, что всё это чудо. Что вы все родились на свет и живете в Германии. Почему я так думаю? Потому что учитывая то, что ваши солдаты сделали у нас, на оккупированных территориях, бойцы Красной Армии имели полное моральное право уничтожить весь немецкий народ.
Оставить на месте Германии выжженное поле, руины и только параграфы учебников напоминали бы о том, что была когда-то такая страна. Вы вероятно не помните всех подробностей оккупации, но это и не нужно. Я просто напомню вам о том, что солдаты Вермахта и СС делали с советскими детьми. Их расстреливали. Часто на глазах у родителей. Или наоборот, сначала стреляли в папу с мамой, а потом в детей.
Ваши солдаты насиловали детей. Детей сжигали заживо. Отправляли в концлагеря. Где у них забирали кровь, чтобы делать сыворотку для ваших солдат. Детей морили голодом. Детей жрали насмерть ваши овчарки. Детей использовали в качестве мишеней. Детей зверски пытали просто для развлечения.
Или вот вам два примера. Офицеру вермахта мешал спать младенец, он взял его за ногу и разбил его голову об угол печки. Ваши летчики на станции Лычково разбомбили эшелон, на котором пытались вывезти детей в тыл, и потом ваши асы гонялись за перепуганными малышами, расстреливая их в голом поле. Было убито две тысячи детей.
Только за одно то, что вы делали с детьми, повторюсь, Красная Армия могла уничтожить Германию полностью с ее жителями. Имела полное моральное право. Но не сделала.
Жалею ли я об этом? Конечно нет. Я преклоняюсь перед стальной волей моих предков, которые нашли в себе какие-то невероятные силы, чтобы не стать такими же скотами, какими были солдаты Вермахта.
2. Уточнение
1. "Маленький немецкий народ"