Потерявшему Бога человечеству, жизнь подбрасывает всё новые и новые «задачки», которое оно не в состоянии самостоятельно разрешать, пропуская всё больше и больше «голов в свои ворота». Это порождает в обезбоженном, секулярном обществе социальное и психологическое напряжение, результатом чего являются различные потрясения, катаклизмы, войны, революции, чудовищные стрессы. Выхода из этого тупика нет, но слепые и одновременно гордые и самонадеянные люди, не желая обратиться к Проводнику и Поводырю – Богу, возлагают свои надежды на науку, её открытия: то на чудо-таблетку, то на чудо-вакцину, то на чудо-доктора. То на правильно-выбранного президента; то, наконец, на искусственный интеллект, который выведет человечество из тупика, присвоив каждому индивидуальный номер и определив ему нужный вектор дальнейшего развития, гарантирующего бессмертие, счастье и вечную радость…
Я отнюдь не смеюсь над этими проблемами, так как сам, являясь верующим человеком, периодически наступаю на те же «грабли», т.е. волнуюсь, переживаю, терплю бедствие, унываю, негодую, отчаиваюсь… Но я знаю в чём причина – она в выпадении меня из колыбели Матери-Церкви, дарованной нам Творцом Мира и Вселенной, пришедшего на землю в образе Богочеловека Христа более 2000 лет назад. И стоит вновь вернуться в эту колыбель – настоящий ковчег спасения, как утихают бури, нивелируется опасность, пропадает страх, исчезают терзающие сомнения и проясняется горизонт! Что удивительно для этого порой не надо даже ждать крайне необходимой в этом случае Литургии с Таинством Причастия – возможности после покаяния, примирения с Богом и ближними, соединиться со Христом. Надо просто открыть молитвослов и погрузиться в суть предлагаемых нам молитв, как в благоуханный букет, собранный с лучших цветов из райского сада!
Встав пораньше, настроившись на (вы подумайте только!) встречу-диалог с Богом, откроем утренние молитвы. Наложим на себя крестное знамение, освятив чело, плечи и чрево, представив себе пред Всевидящим, Всеведущим Отцом и подобно евангельскому мытарю упадём на колени: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Грешному? Именно так. Чему удивляться, если вспомнить свою жизнь, полную малоприятных, а то и позорных моментов, чередующихся с более мелкими пакостями, которые многие и за грех-то не считают: осудил – (вынес суд!), оговорил (вынес приговор!), раздражился (а ты сам-то, кто такой?), не помог, не уступил (когда мог) и т.д. и т.п. И потом уже естественным будет, наверное, самая часто повторяемая молитва: «Помилуй нас!».
Помилуй не меня одного, но нас, членов Своей Церкви, и даже вообще всех людей, ибо мы все нуждаемся прежде всего именно в помиловании! Нет смысла обращаться за новыми милостями к Тому, Кого ты много и систематически огорчал, обманывал, обкрадывал, в Ком постоянно нуждаешься, прежде чем не попросишь снова прощения. Не считаешь это нужным? Ты безгрешен и тебе не нужно прощение Отца? То-то!
Зная, что Отец наш Небесный многомилостив и долготерпелив, взогреем в себе надежду, что Он в очередной раз простил нас и готов слушать! И после этого призовём на нас Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю (вот его свойство, о котором надо помнить), Душе Истины (что может быть выше и надёжнее?), Иже (который пребывает) везде сый и вся исполняяй… Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны (вот так просто и «одним махом» Вседержитель готов привести нас в первоначальное, догреховное состояние – Ему всё возможно и дело скорее в нас, в нашей готовности идти Ему навстречу в этом желании) и, наконец, самое главное: «И спаси, Блаже, души наша!» Как крик тонущего в море, как вопль стоящего на эшафоте – когда приговор уже прочитан и петля наброшена на шею… Последний шанс умилосердить Судию. Других нет!
И вот Она – Троица – предвечный совет при сотворении мира и до его кончины. Что мы Ей-Им скажем? «Пресвятая Троице, помилуй нас! Господи, очисти грехи наша.Владыко, прости беззакония наша! Святый, посети и исцели немощи наша…», что же тут добавить? Ведь Богу известно всё, что мы скрываем или забыли – крыть нечем и простить нас можно только «…имени Твоего ради! Господи, помилуй! Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Не сомневайся, именно сейчас ты обращаешься к Нему – своему Творцу и Судье, который взирает на тебя с иконы.
Ведь Он сам, что засвидетельствовано в Евангелии (Лк. 11: 1-4) дал нам Свою молитву, начало которой уверен знают почти все: «Отче наш…». Прочти её с соответствующим вниманием, если надо прибегнув к переводу: «Отец наш, сущий на Небесех(месте, где нет бесов!), да святится имя Твоё; да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе; хлеб нам насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Удивительная молитва, вобравшая в себя всё Евангелие и всё христианство! По сути, это инструкция по выживанию, путеводитель к Богу.
Задумайся, чего ждёт от нас Отец? На мой взгляд, особо надо обратить внимание на«и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Этакая сделка: ты – мне, я – тебе, только товар для обмена предлагается необычный. Отец безоговорочно обещает нам простить все наши грехи, которых целый воз и маленькая тележка, в обмен, требуя одного – прощения нашим должникам долгов. Всяких: от нанесённых обид – до взятых взаймы денег. И неизвестно, что проще простить. Но если решитесь пойти этим путём, и от души, так же безоговорочно простив ваших обидчиков и должников, то непременно ощутите и обетованную радость, облегчение!
Так, возблагодарим Бога за дарованный нам еще один день, ведь мы могли просто …не проснуться: «От одра и сна воздивглмя, если, Господи, ум мой просвети и сердце (ибо они ещё возможно не проснулись и пребывают во тьме нощи) и устне мои отверзи… (отвори моя уста, чтобы)петиТя, Святая Троице!.. Господи, помилуй!»Аж всего-то 12 раз! И закрепляем в сознании этот факт: «От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, ленивого и грешнаго, ниже погубил мяеси со беззаконьми моими, но человеколюбствовалеси обычно (потому что Он долготерпелив и много, но не вечно милостив!) и в нечаянии лежащего воздвиглмяеси…». Мы проснулись – и это не биологический факт, а милость Божия! А для чего? «…во еже утреневати и славословити державу Твою». Ответ понятен – для благодарения Творца за проведённую в безопасности ночь и возможность проснуться нам утром! А еще «просвети мои очи мысленная, отверзи уста моя поучатисясловесем Твоим, и разумети заповеди Твоя и творите волю Твою (а не свою) и петиТя во исповедании сердечнем, и воспевативсесвятое имя Твое…» – вот она главная цель не только нового дня, но всей нашей кратковременной земной жизни.
Дальше нам предлагается 50-й Псалом Царя Давида – удивительного и легендарного Библейского царя, возможно лучшего из всех монархов, живших когда-либо на земле! Ему были отрыты глубины тайн Божьих, которые он воспел, вперемежку со своими пережитыми человеческими скорбями. Тем и близок нам Давид и его Псалмы.
Далее читается Символ Веры, как напоминание той клятвы, которую мы давали Богу при Крещении, где есть и такие слова: «…И паки грядущего со славою судите живых и мёртвых, Его же Царствию не будет конца…», в которых мы вспоминаем о неумолимо надвигающейся встрече с Отцом, когда придётся давать отчёт за всё, за всё, за всё… От слова «вообще», от чего по коже должны бы пойти мурашки. Не знаю, как кого, но меня особо впечатляют ещё два последних пункта Символа: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» – это как пасхальное «Христос воскресе!», ведь каждое утро мы просыпаемся от сна, словно усопшие (уснувшие) для жизни будущего века! Круто! И гарантом этого выступает Сам Христос!
И на таком подъёме приступаем собственно к самим молитвам. Важно ещё знать тех, кто дал нам их, чтоб олицетворить и обличить строки, рождённые в сердце конкретного человека, жившего в свое время и в своём месте. Об этом можно и нужно прочитать в «Житиях Святых» (к слову моей любимой книге). Первые четыре молитвы нам подарил живший в начале IV века (!) преподобный Макарий Великий – житель египетской пустыни, отшельник и чудотворец, воскресавший своими молитвами мертвых! Как удивительно повторять вслед за этим святым, отфильтрованные его сердцем и настоянные столетиями слова молитв, обращённые к Богу: «Боже, очисти мягрешного, – взывал к Творцу этот чудный старец, – яко николижесотворих благое пред Тобою…».
Удивительно – святой просит у Бога очистить его – грешного, ничего не сделавшего доброго пред Ним! Удивительный пример сокрушения сердца для нас – гордецов, преисполненных собственного достоинства (задумайтесь, сколько мы реально стоим в очах Божьих?) и кичащихся своими мнимыми подвигами, которые на поверку оказываются выеденным яйцом, показухой и пустым сотрясением воздуха.
«Не даждь ми уснутиво греховней смерти», – взывает к Богу преподобный, опасаясь, что может в другой раз не проснуться, не получив прощения, представляя эту жизнь – сном. И умоляет: «…и по сненощнемвозсияй мне день безгрешен… и спаси мя». Если святой так просит Бога о прощении и оставлении грехов, то, что же должны делать мы, на что можем рассчитывать? И нам даётся шанс: «К Тебе, Владыко Человеколюбче (вы слышите!) от сна восстав прибегаю на дела Твоя, подвизаюся милосердием Твоим… Помоги ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирские злые вещи и диавольскогопоспешения…» т.е. от следования за диаволом, буквально его заманчивыми для нас грешных предложениями и искушениями, которые словно сети окружают нас, атакуя помыслами, разжигают и распаляют воображения. И потому «…Ты сам, Владыко, всяческих Творче, сподобимя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творите волю Твою, ныне и присно и во веки веков».
Далее нам предлагаются две молитвы другого святого – святителя Василия Великого, жившего примерно в одно и то же время с Макарием, мечтавшего о пустынной жизни, но вынужденного бороться с различными ересями, отстаивая чистоту Церкви в сане Епископа Кессарийского – ныне это Турция – бывшая Византийская Империя. Это уже другой молитвенный настрой и опыт, за которым стоит блестящее разностороннее образование, отсюда гимнографический характер его молитв, но суть остаётся прежняя. На мой взгляд он вносит свежую струю в букет утренних молитв, уверяя нас, что «…Безначальный, т.е. не имеющий над собой начальников и Присносущный, т.е. всегда существовавший свет, у которого «несть пременения, или приложения осенения», т.е. буквально Тот, у Которого нет ни перемен, ни каких-то изменений в Его планах и обетованиях. И важно понять, что здесь речь идёт не о ежегодной индексации пенсий или о нерушимости наших прав на приватизированную квартиру, и даже не о том, что после понедельника обязательно наступит вторник, ибо всё это на самом деле слишком иллюзорно и неустойчиво. Здесь речь идёт о торжественном обещании Бога – людям, что будет именно так, как Он сказал и не иначе!
И потому «прими моления наша, яже в настоящее время, на множество щедрот твоих дерзающе…» и захватывает дух от того, что прикоснулись к великой тайне и стали участниками – равноправной стороной Договора с Самим Творцом Вселенной! А значит: «даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти…» т.е. проснувшись, мы всё равно находимся, как бы во сне - в настоящей жизни ночи, которая пройдет, сменившись утром – пришествием «светлого и явленного дне Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», Который нас застанет «да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижине в делание обрящемсяготови», чтобы «в радость и Божественный чертог славы его совнидем, идеже празднующих глас: непристанный и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту (красоту) неизреченную»! Вы слышите, что обещано нам, если мы выполним свою часть договора? Постоянно пребывать с Богом - источником Жизни и подлинной Радости!
Но для этого Господь, творящий «присно с нами великая же и неизследованная, славная и ужасная, их же несть числа» - посылает нам многочисленные испытания, Сам же помогая нам их перенести, подавая в том числе«нам сон во упокоение немощи нашея и ослабление трудов многотрудныя плоти». И вот по восстанию от сна мы «молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкого сна лености восстави: отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемопети же и исповедатися Тебе…».
Отдельные молитвы посвящены Богородице, к которой христиане традиционно прибегают в молитвах, как первой своей помощнице, ходатаице и заступнице. Так же и здесь мы просим Её по пробуждении: «…Ступати право мянастави, путём Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи!» Все унывающие, потерявшие надежду, это вас в первую очередь касается! «Связана пленницами грехопадений мольбами твоими разреши Богоневесто» - освободи меня от цепей и уз греховного рабства. «Врача рождшая, уврачуй души моеямноголетныя страсти. Волнующася житейскую бурею, ко стези мя покаяния направи…». Очень глубокие и насыщенные молитвы. Особенно меня трогают слова: «Руцевоздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная…», когда я представляю, как пытаюсь достучаться до Пречистой Девы руками, которыми творил бесчинства или докричаться устами, которыми так часто произносил непотребства, злословия, роптания, клевету… и потому «душетленныхмяпакостей избави, Христа прилежно умоляющи».
И следом, собственно, молитва ко Христу так же святителя Василия, дающая нам надежду: «Аще убо вера в яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель». Никаких оправдывающих меня перед тобой дел, у меня нет, но «…Вера же вместо дел да вмениться мне, Боже мой, не обрящешибо дел, отнюдоправдающихмя». Только враг мой – сатана не встал на пути: «да не убо похитит мя сатана и похвалиться…», ведь он настоящий мой хозяин, когда я грешу. «Сподобимя, Господи, …поработати тебе без ленноститощно, якожепоработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во все дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь!».
Не должен быть забыт и наш ближайший друг и помощник – Ангел хранитель. Которого мы получаем при крещении и который неотступно пребывает с нами. «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мне грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе….» - это еще один защитник от влияния на нас тёмных сил – защитник реальный, как и сами тёмные бестелесные силы: «…Покрыймя в настоящий день и сохрани мя от всякого искушения противного, да не в коем гресе прогневаю Бога….».
И снова Богородица, к которой мы уже, как к своей Маме, обращаемся за помощью: «…отжене от мене …окаянного раба Твоего уныние (это понятно), забвение (я думаю, что в этом случае речь идёт о забвении – потери смысла жизни, памяти смертной), неразумие (глупые, неразумные поступки и дела с печальными последствиями), нерадение (о чём надо радеть? Конечно, о своём спасении) и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаянного моего сердца и от помраченного ума моего (вот оно реальное, чаще всего, наше состояние); и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен (прошу помочь, потому что признаю себя неспособным, слабым и падким на все беззакония).И избави меня от многих и лютых воспоминаний, и предприятий, и от всех действ злых свобод имя…».
Подключаем и других помощников, Божьих друзей – святых: «Молите Бога о нас, святые…» я, например, перечисляю не только любимых и известных мне святых и святых этого дня, что, конечно,даже по-человечески ясно, что способствует налаживанию более тесного контакта и знакомств с небесными жителями. А где же им еще быть?
В Православии принято воздавать особые почести Кресту, на котором Господь принял спасительную для нас смерть, поэтому в молитвы включен тропарь Кресту и молитва за Отечество: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». До революции в Русской армии этот тропарь пели на каждом утреннем построении.
А дальше мы переходим к прошениям о даровании здравия нашим духовным отцам, родителям, сродникам, друзьям, начальникам, наставникам, благодетелям, перечисляя их по именам «и всех православных христиан». Что интересно, очень важно поминать не только своих начальников, начиная от главы государства (слава Богу, с православным президентом в главе) и высшего духовенства, но и своих личных врагов. Смысл в этом самый простой: власти мы просим о даровании им прежде всего мудрости с помощью Божией в управлении страной и Церковью, а обидящих нас от души стараемся простить, что заповедал нам Господь. Что же касается обидимых нами, то нужно решительно подвигать себя к скорейшему с ними примирению, ибо это состояние загоняет нас в тупик, как не исполнивших главную Божию заповедь, высказанную в «Отче наш».
Следом поминаем наших усопших – покойных родственников, друзей, благодетелей и просим простить им всякие согрешения вольные и невольные и даровать им Царствие Небесное.
Завершается утреннее правило классическим обращением к Божией Матери молитвы «Достойно есть…», где мы чествуем Её, уверенные в скорой помощи, славословием Троицы, троекратной просьбой о помиловании – как непременного атрибута Спасения.
Призываю вас, чередуя утренние правила с вечерними, начать с этого малого, чтоб приблизиться в меру своих сил к Большому!
Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, подполковник запаса, ветеран боевых действий
14. Поздним умом...
Дело в том, что осознанное, пусть мысленное, произнесение Имени Божиего теоретически должно "водружать /или оживлять?/ в нас память Божию, которая собственно и есть вселение в нас самого Бога"... Но это, видимо, доступно лишь продвинутым молитвенникам... Т. е. мысленно произнёс "ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ" — и тут же вспомнил о Его присутствии... А дальше текст молитвы...
Обычным людям такое едва ли доступно, тем более в бытовых /внехрамовых, внедомашних, внетепличных/ условиях... Поэтому и имеет смысл для оживления памяти Божией в реальной жизни использовать дополнительные напоминающие фразы, типа "Вспомним о присутствии Божием (со всеми нами), а не забыл ли я о Боге сейчас?, Господь всегда (и сейчас!) рядом с нами"... И уже после этого осознанно, вспомнив о том, что Он рядом, обратиться к Нему по Имени... Нет?
Лучше пример..: - "Вспомним о присутствии Божием (действительно вспомним!): - ИИСУСЕ, СЫНЕ БОЖИЙ...". Т. е. прямое, лобовое напоминание о Боге делает последующее обращение к Нему по Имени более осознанным — нет..? А значит и всю бытовую молитву наполняет более глубоким СМЫСЛОМ прямого обращения ко Господу..: - "ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНОГО"...
Без подготовительной "напоминалки" в моих (особенно бытовых) молитовках формализма больше... Как мне каатся... Ошибаюсь?
Конечно, если помнишь о Его присутствии, то никаких дополнительных напоминаний уже не нужно... Даже мешать будут... Это очевидно...
Священству виднее...
Прошу прощения... Задним умом... С правом на ошибку...
13.
Мощно!
Спасибо Вам, автор.
12. Как научиться молиться?
Без борьбы со своими страстями, без сожаления к себе, без понимания того, что мы находимся в рабстве своих бесовских страстей, без ощущения своего адского падения, без сокрушения сердца, без самоукорения - невозможно научиться правильной молитве. Без этих условий молитва будет сухая, формальная и в осуждение. С НАМИ БОГ!
11. Тоже антистресс... Нет?
Одна из сторон непрестанной молитвы — непрестанная память Божия... Нет? А если так, то м/б имеет смысл НЕПРЕСТАННО напоминать самому себе о присутствии Божием простыми мыслесловами, типа: - "ПОМНИ О БОГЕ"! Он здесь, рядом... Сейчас... Осознанно жить в памяти Божией...
Может вывести на экран ТВ? Как "антизвериная икона"...
А уж если подобное напоминание о Боге будет исходить из православных СМИ...
10. Без комментариев
9. "Безначальный и присносущный"
8. Ответ на 5, Советский недобиток:
И по поводу мыслей Санта - ощущение присутствия Божия и память Божия - не две ли большие разницы? Будет с нас хотя бы и памяти Божией... И если "напоминалки" помогают в этом,- в том, что не "вычитываешь правило", а обращаешься к конкретной Личности,- почему нет? Конечно, не только о Боге речь, в тех же утренних молитвах - и Богородица, и Ангел-хранитель, и "свой" святой.
7. Ответ на 6, Советский недобиток:
Что касается ощущений сердца, умиления или ещё чего — тут лучше к более продвинутым... У меня такие чувства бывают очень редко, хорошо, если раз в два-три года... И всего-то на несколько минут... Кстати, такие чувства как-то связаны с полупустым брюхом... Тогда жить хочется, и какая-то спокойная тихая радость возникает, и чувство своего не достоинства... Но это лишь несколько раз в жизни было... Грешу много... Могу ошибаться... Спросите у более опытных... А вот вспомнить о Боге и удерживать Господа памятью в себе — это любому по силам, если не сопротивляться и, наоборот, ВСПОМНИТЬ ОН ТОМ, ЧТО ОН ЗДЕСЬ, РЯДОМ, СО ВСЕМИ НАМИ... "Везде сый и вся исполняяй"... Принцип вездесущности, неразрывности, единства Святого Духа, если на современном языке...
Кстати, на нём, этом принципе, и основана возможность ЕДИНСТВА ОБЩЕНАРОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ К БОГУ В ЛЮБОМ МЕСТЕ... Но это очевидно любому, просто слова, не принципиально... Я ответил?
6. Ответ на 4, Сант:
5. Ответ на 3, Владимир С.М.: