Вновь напомню, как и после октябрьской «работы» Суркова «Безлюдная демократия…», что Владислав Юрьевич, особенно после увольнения с должности помощника президента, настырно пытается выставлять себя на роль филосо́фа, идеолога, стратега и тактика. Нынче непризнанный поэт, тонкий ценитель «новой культуры» и защитник «меньшинств» пишет весьма специфические статейки, такие как в конце 2017 года – «Кризис лицемерия». Говорит о лицемерии, а вся статья – в лицемерии. Или его материал в «Независимой газете» – «Долгое государство Путина». Личные открытия Суркова, например, о том, что «глубинный народ… всегда себе на уме, недосягаем для соцопросов и агитации», – выдаётся за оригинальные открытия и инновации. Или размышления о «путинизме» как о лайфхаке. Ну и так далее.
А до своих «актуальных комментариев» он умудрялся проводить вопросы урегулирования конфликта на юго-востоке Украины таким образом, что невозможно было понять, в чьих интересах он действует – России или США и Украины? До своего «кураторства» по Украине он был и заместителем председателя правительства, и заместителем руководителя администрации Президента. Везде результаты его деятельности такие же, как на последней должности спецпредставителя президента по Украине – либерализм, «общечеловеческие ценности», «толерантность», интриги, дешевые политические «комбинации» вместо конкретного дела, следование чему угодно, кроме национальных интересов России. Короче, «по плодам их узнаете их».
И вот ещё один «шедевр» Владислава Суркова. На сайте «Актуальные комментарии» 20 ноября размещена его статья «Куда делся хаос? Распаковка стабильности».
Я уж не буду рассуждать о «Гегеле и Гёделе», термодинамике, «хитах научпопов» и подобных закидонах автора в этой статье, хотя, признаюсь, соблазн велик… Начнем с того, что при прочтении материала всё время возникает вопрос: какое моральное право имеет рассуждать о снижении хаоса в стране, имперских императивах и подобных базовых вещах для государства человек, который на ответственных государственных должностях только тем и занимался, что напускал хаос и неразбериху в реальную внутреннюю и внешнюю политику государства?
Выделю только парочку мыслей из последнего «труда» «эффективного менеджера» и «талантливого политтехнолога», интригана и комбинатора, баламута и плута, на основе которых можно судить о целях публикации. А цель очень простая – доведение серьезных вопросов и ближайших перспективных шагов государства до абсурда. Для чего? А чтобы таким образом дискредитировать действительно необходимые кардинальные меры, которые напрашиваются в изменении внутренней и внешней политике государства.
Сурков пишет: «То, что в теории энтропия имеет свойство нарастать именно в замкнутых, закрытых системах, вроде бы подсказывает простое решение проблемы – открыть систему, «выпустить пар», и хаос отступит. Но эта простота обманчива. Либеральные эксперименты на внутриполитическом блоке ставить крайне рискованно… Её (энтропию) нужно выносить куда-нибудь подальше. Экспортировать для утилизации на чужой территории. Экспорт хаоса дело не новое. «Разделяй и властвуй» – древний рецепт. Разделение – синоним хаотизации. Сплачивай своих+разобщай чужих=будешь править и теми, и другими. Разрядка внутренней напряженности (которую Лев Гумилев расплывчато называл пассионарностью) через внешнюю экспансию. Римляне делали это. Все империи делают это. На протяжении веков Русское государство с его суровым и малоподвижным политическим интерьером сохранялось исключительно благодаря неустанному стремлению за собственные пределы… Для России постоянное расширение не просто одна из идей, а подлинный экзистенциал нашего исторического бытия».
Верные утверждения перемешаны с безнравственностью. Вульгаризация проблем. Какой-то грубый и неотёсанный макиавеллизм, который, как всем понятно, для применения Россией в любом виде не применим. Прослеживается явное стремление к достижению обратного эффекта, опошлить таким изъяснением истинные традиционные установки исторической России, снизить вероятность будущего развития событий в имперском ключе. Происходит дискредитация имперскости.
Между тем имперскость – осознанное и принципиальное стремление России во все века не в связи с хаотизацией, а за счет внутренней убеждённости народа и правящих элит России. Мысли Суркова сегодня об империи весьма напоминают рассуждения Чубайса в своё время о «либеральной империи», который попутно объявлял себя её приверженцем и идеологом. Ничего кроме дискредитации имперскости! Отсюда подспудно должен вызревать обратный мотив для правящей номенклатуры – не нужно никаких коренных изменений во внутренней политике, нужно и дальше, подняв ручки, терпеть всё, что происходит на Украине, спокойно и хладнокровно продолжать наблюдать за бесчинствами киевской хунты, уничтожением всего русского там. Тише вести себя на международной арене и дальше проводить «взвешенную» политику сдачи национальных интересов страны, поддаваться на давление извне. В принципе, всем этим и занимался Сурков на высоких государственных должностях. И никаких имперских устремлений! Сурков же на своём эзоповом «птичьем» языке нам это объяснил! Какой Рим, какое «постоянное расширение»?!
А главное вообще по статье – а чем занимался Сурков, когда был ответственным за ситуацию на Украине? Почему подавлял все имперские устремления, распространение эффекта Крыма на другие территории Малороссии? С чего это прозрел именно сейчас?
В одном моменте более внимательно вдумаемся, что он говорит. «Имперские технологии эффективны и сегодня, когда империи переименованы в сверхдержавы. Крымский консенсус – яркий пример консолидации общества за счет хаотизации соседней страны», – пишет Сурков. «Хаотизации» не «в соседней стране», а «соседней страны». Что он имеет в виду? Можно понять, коль Сурков приводит крымский консенсус в качестве положительного примера для распространения на будущие периоды, что хаотизацию на «их» Украине устроила Россия, а не «цивилизованный Запад» и сама украинская оранжево-коричневая хунта. Случайна ли здесь эта двусмысленность и техническая ошибочка в тексте? То ли оговорочка по Фрейду, то ли отмашка своим из либеральной рати.
Что-то там про «выпускание паров» говорит Сурков в статье? Так сама статья на то и направлена – выпустить пар. Поболтать и забыть про необходимость имперского расширения и адекватных реагирований на внутренние вызовы и геополитические притязания Запада еще лет на пять, а может больше. Потому что статья Суркова фальшива, двулична и лукава.
Думается, что дальше будет целая маленькая кампания по статейке Суркова. Если уж Сурков столь цинично рассуждает про перенос энтропии, т.е. «экспорт для утилизации на чужую территорию» (недвусмысленно нужно понимать – на Украину) то, конечно, как можно этому следовать?! И все будут хвалить «провидчество» «талантливого политтехнолога», но объяснять, что нам не следует использовать имперские подходы. Уже появляются заключения и мнения всевозможных политологов и либеральных экспертов в ракурсе изложенного. К сожалению, не только либеральные, но и некоторые патриотические деятели будут размышлять в таком ключе (уже есть такие публикации).
А об упущенных возможностях России, необходимости скорейшего возвращения былой мощи России на основе имперских устремлений говорил в материале «Вернуть России имперскость». Для понимания этого никаких передергиваний и завихрений, как у Суркова, не нужно.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
11. Ответ на 10, Александр А.Б.:
Какая вселенскость, расширяющаяся имперскость и т.н. Русский мир в нынешнем состоянии страны?
Открывайте Евангелия и принимайте как руководство к действию – чего еще надо-то? Что говорит Христос? А то, что послан прежде к овцам израилевым, а значит будет заниматься поначалу-преимущественно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ими ибо именно там - а не в окружающем Мире «возникли» условия для вмещения Истины и получения «предварительного» результата?
А потому вышеназванные разговоры-устремления куда-то и во что-то не есть ли Знак нынешней НЕСПОСОБНОСТИ страны действительно заняться означенным для нее делом?
Ну так Творец решит вопрос с нынешней «говорильней» просто – возложит на Китай функцию т.н. Третьего Рима – китайцы показывают, что умеют работать? Ну, а «россияне» пусть продолжают выяснять отношения друг с другом, «токовать-рассуждать» о русском мире и т.п., в то время как его практически молча и без лишнего шума последовательно-уверенно заполоняет АТЕИСТИЧЕСКИЙ Китай?
10. Ответ на 9, Александр Волков:
9. Ответ на 8, Александр А.Б.:
Александр А.Б.:
«идея имперскости ВРЕДОНОСНА.... Потому, не пора ли ПАФОС и эмоции сменить на основательные размышления и последовательную работу?»
/////////////////////////
Как было сказано ранее не сама по себе «идея имперскости ВРЕДОНОСНА», а та, что НЕ ОБЕСПЕЧЕНА СООТВЕТСТВУЮЩИМ ФУНДАМЕНТОМ… Это важное уточнение дабы не возникло искажения.
Что касаемо «объяснения»… Здесь «принцип» один – коли есть вопрос можно поработать и над ответом… А навязывать «кому-то» «что-то»… Это же вовсе не нынешний «рынок» - здесь все куда серьезнее – о «зарабатывании» человеком Жизни, по сути, идет речь... Разве не так? Вот с этого-то, очевидно, и следует начинать «умопостроения»? А «мы» сразу «быка за рога» - имперскость?
8. Ответ на 6, Александр Волков:
7. Ответ на 4, Александр А.Б.:Присоединяюсь.
6. Ответ на 4, Александр А.Б.:
В условиях, когда Россия «не нашла себя», идея имперскости ВРЕДОНОСНА ибо НЕ ОБЕСПЕЧЕНА СООТВЕТСТВУЮЩИМ ФУНДАМЕНТОМ… Мало того, «идея» смещает АКЦЕНТ во второстепенно-прилагательное вместо того, чтобы определиться с направлением ГЛАВНОЙ РАБОТЫ и сосредоточиться на ней! Этого же всячески ИЗБЕГАЮТ!
«Мир во зле лежит…» И нынешняя страна «сравнялась» с ним и в этом смысле разве не продолжает «катиться» вниз?
Потому, не пора ли ПАФОС и эмоции сменить на основательные размышления и последовательную работу?
Так, что не рано ли благодарить Сошенко?
5. Ответ на 4, Александр А.Б.:
4. И ещё насчет имперскости
Но всё же идея империи не заглохла окончательно! И я надеюсь, что когда-нибудь Россия вновь станет могучей и великой. Тогда вновь потянутся к нам хныкалки - но это будет уже другая песня.
Стало быть неспроста Сурков про это заговорил! Но ведь как: умно так, замысловато, ядовито-толерантно! Припомнил не к месту энтропию. А вот обвинение в том, что Российская империя сеяла хаос на своей периферии, пусть и косвенно - клевета! Как приятный глазу, глянцево-надутый гриб-дождевик лопается в конце-концов, но разбрасывает вокруг себя споры либеразма. Так что не попадайтесь на его ложь.
А Андрею Сошенко большое спасибо - точно и чётко разит его слово!
3. Ответ на 1, Александр Волков:
2. «Фантомас разбушевался»?
А. В. Сошенко:
«В одном моменте более внимательно вдумаемся, что он говорит. «Имперские технологии эффективны и сегодня, когда империи переименованы в сверхдержавы. Крымский консенсус – яркий пример консолидации общества за счет хаотизации соседней страны», – пишет Сурков. «Хаотизации» не «в соседней стране», а «соседней страны»...»
//////////////////////////////////////////////
Вот здесь «да» - "модель" примененная Сурковым неадекватно отражает суть происходящего – представляется, крайне упрощенно-поверхностно… Но это вовсе не означает, что автор не способен заглянуть в глубину процесса – пусть и недостаточную для «выявления» СУТИ…
И «порукой» тому – разве, например, не следующее (далеко не «плоское»!) суждение В. Ю. Суркова из сравнительно недавнего интервью: «Украины нет. Есть украинство. Специфическое расстройство умов»? Вот фрагмент текста из него:
«— Украины нет. Есть украинство. То есть, специфическое расстройство умов. Удивительным образом доведенное до крайних степеней увлечение этнографией. Такое кровавое краеведение. Сумбур вместо государства. Борщ, Бандера, бандура есть. А нации нет. Брошюра «Самостийна Украйна» есть, а Украины нет. Вопрос только в том, Украины уже нет, или пока еще нет?
Я, как ни странно, укрооптимист. То есть, считаю , что Украины нет пока. Но со временем она все-таки будет. Хохлы ребята упрямые, они сделают. Однако, какая именно это будет Украина, в каких границах она будет существовать и даже, может быть, сколько будет Украин — вопросы открытые. И в решении этих вопросов России так или иначе предстоит участвовать.»