7 октября исполняется 10 лет со дня кончины православного прозаика Валерия Николаевича Лялина (1927–2010).
Валерия Лялина хорошо помнят петербуржцы: писатель жил и творил в городе на Неве, здесь выходили его книги, на местном радио не раз звучал его голос. Однако его литературное наследие не ограничивается региональными рамками, оно обрело всероссийский масштаб.
Напомним вехи удивительного пути этого художника слова. Лялин принадлежал к роду праведному: его прадедом был ивановский купец Матвей Сурин, строитель храмов и богаделен, раздавший свое богатство и ставший пустынножителем ради спасения души. Валерий родился в семье студентов, детство провел в Иваново-Вознесенске с бабушкой, затем переехал в Ленинград. С приходом войны отец ушел на фронт, а мальчик вместе с матерью эвакуировался на Кавказ, затем на Волгу. Вот как произошло первое прикосновение юной души к Божественному свету: «Когда мне было 20 лет от роду, — вспоминал Валерий Николаевич, — мне в руки впервые попало Евангелие. Я тогда жил в Крыму, снимал комнатку у добрых стариков, а когда приболел, хозяин и принёс мне эту Святую книгу». Позже свое обращение Лялин описал в рассказе «Мой путь ко Христу»: «К принятию христианства я шёл очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта». Принял святое крещение, скитался по стране, жил в Феодосии, Керчи.
Свое призвание юноша видел в помощи болящим людям, поступил в Крымский медицинский институт, работал сельским врачом в Крыму, Закарпатье, Южной Осетии. Но стремление к высотам духа не оставляло Валерия. Он встречался со старцами — выходцами из Глинской пустыни, беседовал с монахами-пустынниками в Абхазии и Казахстане. Эта духовная школа помогла впоследствии обрести писателю слово, несущее жизненную правду, Христову любовь, сострадание, милосердие.
В 1970-е годы вернулся в Ленинград, где работал врачом; тогда же архиепископ Тихвинский Мелитон благословил его на служение псаломщиком и клиросным певчим. Здесь проявился еще один талант Лялина — творческий. Первые рассказы сам автор читал в эфире «Православного радио Петербурга». Сохранившиеся аудиозаписи свидетельствуют о незаурядном артистическом даре сказителя: многие еще помнят его напевную, плавную речь. Литературный дар Лялина был замечен и оценен издателями и читателями. В предисловии к своей книге «Последняя надежда» (2000) автор сообщал: «Я — писатель из молодых, отточил перо свое на восьмом десятке лет. Вся юность прошла в урагане войны 1941–45 гг. Война тяжелым катком прошлась по моей жизни, и, не успев умертвить, превратила меня в инвалида телесного и духовного». Затем на протяжении десяти лет вышли еще пять книг прозы Лялина, а по кончине писателя А.В. Грунтовский выпустил двухтомное собрание его сочинений.
Свои рассказы Лялин писал быстро, по вдохновению, в один-два дня. Основа их всегда документальна, часто автобиографична: «Все мои рассказы — от сердца, на основе жизненного опыта. Пройден большой путь со грехами и покаянием. Да простит и помилует нас Господь». Суть творчества Лялина сформулирована в одном из читательских отзывов: «Великолепное живое слово христианина и человека, ищущего правды Божией. Впечатления о людях и событиях на пути ко Христу. Реальное свидетельство о Боге из уст верующего человека».
Постоянная тема Лялина — поиск и обретение веры («В северных Палестинах», «Заблудший», «Исповедь»). В его наследии есть рассказы о замечательных людях: «Изограф» ― об иконописце Журавлеве, лишенным от рождения рук и ног; «Бесогон из Ольховки» ― о закарпатском старце-экзорцисте отце Мефодии и его келейнице, «ведьме в отставке»; «Кузьма Крестоноситель» ― о покаянной жизни и странствиях убийцы. Есть повествования о военном времени: «Человек на войне» ― о православном воине-санитаре, «Когда была только надежда» ― о блокадной жизни будущего патриарха Алексия (Симанского). Увлекательны «Рассказы алтарника» (в частности, о том, как преп. Серафим явился двум хиппи, побил их палкой, после чего один из них крестился и стал алтарником), «Святой остаток» ― о благочестивых жителях деревни, которые во времена раскулачивания бежали во главе со священником в Сибирь и там спасались от гонений.
Лялин — мастер увлекательного сюжета. Так, в рассказе «Тяжелые времена» воссоздана судьба еврейского юноши, родившегося в Америке, бежавшего в Россию, прошедшего концлагерь, спасшегося от расстрела, попавшего в партизанский отряд, обретшего веру и крестившегося.
Книги Лялина читаются легко благодаря доверчиво-задушевной интонации и неизменному юмору, подчас горькому, подчас лукавому: однажды он описал сцену «укрощения церковных котов». Безусловно, в стилистике Лялина есть общие черты с непревзойденным мастером православной прозы — Иваном Шмелевым, но еще более Лялин близок к В. Никифорову-Волгину — и по языку, и по жанру (короткий рассказ-новелла «об увиденном»), и по тематике (обретение православной веры, мужественное стояние в ней).
Разнообразные по колориту, отличающиеся теплой авторской интонацией, полные сострадания к человеку и упования на Господа, многие рассказы Лялина несут и публицистическое начало. В них голос автора обретает бескомпромиссность и строгость: «Бедствия, которые постигли нас последним летом уходящего тысячелетия, не просто бедствия, а знамения Божии, знаки грядущей беды. Ко всему этому — катастрофическое обнищание народа, где на одном полюсе тысячи жирующей и купающейся в роскоши публики, а на другом — миллионы голодных и безработных. А на посошок нам ещё война на Кавказе, где, по слову Христа, "народ восстал на народ". И единственное, что у нас в России растёт и процветает, так это кладбища…» («Тихвинские зарисовки»).
Иногда свою мысль Лялин формулирует в стихах («Свет телевизора в каждом окне: Это лампадки зажгли сатане»). Творческое кредо автора: «Жаль мне добрый, кроткий и доверчивый русский народ, понёсший неисчислимые жертвы в кровавом и безжалостном XX веке… И я молю Бога, чтобы эта эпидемия бед, несчастий и скорбей не перешла из XX века в XXI век…» («И было в тот вечер»).
Лялин был удостоен литературной премии им. С. Нилуса, Всероссийской православной литературной премии им. Александра Невского, номинирован на премию «Нац. бестселлер» с книгой «Птицы небесные». Аннотация к этой книге кратко и емко формулирует главный вклад писателя в отечественную словесность: его произведения «согревают душу, укрепляют веру, просто и ясно учат милосердию и состраданию, радуют забытым, настоящим русским словом. Они помогают вспомнить о том, что для русского человека всегда было самым главным в жизни».
Книги Валерия Лялина, несомненно, останутся в памяти, продолжат радовать и укреплять новые и новые поколения русских православных людей.
Алексей Маркович Любомудров, доктор филологических наук, член Союза писателей России