По данным нового социологического исследования, 43% жителей США считают христианскую веру одной из главных ценностей «истинного американца», причем демократы и республиканцы оценивают ее вклад по-разному, сообщает Седмица.ru со ссылкой на christianheadlines.
Исследование было проведено Институтом изучения общественных религий (PRRI), а его выводы опубликованы в отчете «Конкурирующие представления об Америке: идентичность в развитии или гонимая культура?» (The Competing Visions of America: An Evolving Identity or a Culture Under Attack?). В нем представлены ответы национальной репрезентативной выборки на опрос, проведенный в онлайне с 16 по 29 сентября 2021 года.
Респондентам было предложено выбрать определенные ключевые черты характера, типичные для «истинного американца». В частности, 43 процента выборки указали христианскую веру среди важнейших черт истинного американца, причем в 2015 году таковых насчитывалось больше – 53 процента, по данным издания Relevant Magazine. Примечательно, что среди республиканцев (тяготеющих к консерватизму) такое мнение выразили 63 процента опрошенных, а среди демократов вдвое меньше – лишь 35 процентов.
По религиозным деноминациям мнения о роли веры распределились следующим образом. Наибольшая доля убежденных в приоритете христианской веры в образе истинного американца обнаружилась среди белых евангелистов (76 процентов). За ними с большим отрывом следуют латиноамериканские католики (52 процента), белые протестанты основной линии (неевангелические, 49 процентов), белые католики (46 процентов) и христиане прочих деноминаций (46 процентов).
Исследование PRRI также показало, что 95 процентов взрослых жителей США американцев в образе истинного американца выделяют приверженность идее личных свобод, в первую очередь свободы слова. За ними следует убежденность в том, что каждый гражданин должен иметь право голосовать на выборах (93 процента) и проявлять толерантность к иным религиям и расам (92 процента).
В сравнении с данными 2013 года, сегодня вера американцев в том, что Господь наделил Америку «особой ролью в истории человечества», заметно уменьшилась, хотя и остается по-прежнему высокой в общей массе. В 2013 году таковых было почти две трети (64 процента), а на сегодня доля верующих в свою божественную избранность сократилась до 44 процентов. При этом по религиозным деноминациям мнения распределились следующим образом. Наивысшую веру в свою «особую роль от Бога» обнаружили белые евангелисты (75 процентов) – хотя в 2013 году таковых среди них было все же больше (84 процента). За ними эту убежденность разделяют чернокожие протестанты (66 процентов), латиноамериканские католики (50 процентов) и христиане других деноминаций (55 процентов). Протестанты основной линии и белые католики оказались меньше других заражены идеей своей исключительности от Бога (по 46 процентов в каждой конфессии), а в 2013 году таковых среди них было намного больше: 75 и 60 процентов соответственно. В других религиозных группах только 29 процентов воцерковленных и 18 процентов невоцерковленных американцев убеждены в том, что их нация поставлена Богом на особое место в мире.
Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» некогда житель США (1985-2000), известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш):
Социологический опрос обнажает вопрос: остаются ли США христианской страной? Вопрос сложный, потому что не очень понятно, что такое христианская страна? Была ли Россия христианской страной, когда люди не знали Священного Писания? В XIX веке большинство населения России было безграмотным, читать не умели и Евангелия не имели. В этом есть известная доля истины.
Поэтому к этому ключевому вопросу, остаются ли США христианской страной, стоит отнестись с некоторой осторожностью. Приведу цитату из проповеди Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия. К сожалению, к старости он заболел и не смог принять участие в воссоединении Русской Православной Церковь с Зарубежной Церковью. Пока был здоров, он также стремился к этому, как и вся Зарубежная Церковь.
Митрополит Виталий еще до болезни в своей проповеди говорил о христианском составе США. Он спросил: «Как вы думаете, о чём молится и чего желает каждый архиерей, епископ или митрополит в своей епархии? Он желает, стремится и молится о том, чтобы в его епархии был хотя бы один святой». Вот такая характеристика православности епархии, страны или области. Это говорил человек с большим духовным опытом, с серьёзным духовным дарованием.
Его слова напоминают нам о том, какая страна православная. И вопрос религиозности решается не арифметикой и не с помощью опроса общественного мнения. Я ничего не утверждаю, а просто вспоминаю суждение владыки Виталия (Устинова), которого в этой связи хорошо упомянуть, чтобы люди отрезвились и перестали считать проценты.
Теперь поговорим о самих процентах опросов общественного мнения. Можно задавать респондентам простейшие вопросы с вариантами ответов: да или нет. Это надёжное и важное дело. А когда задают косвенные вопросы: что вы думаете о том-то или каково существование США, какие качества и у кого в целом? Здесь мы вступаем на очень зыбкую почву, все социологи об этом прекрасно знают.
Я вам приведу пример не религиозного содержания, но чисто американского социологического опроса. Был опрос общественного мнения по поводу экономического положения людей, как стали жить: лучше, хуже, или также? Социологи очень умно поступили. Участникам случайной выборки задавали разные вопросы.
Людей из одной и той же среды спрашивали: «Как вы считаете, ухудшилось ли положение американских граждан в связи с такими-то событиями?» А другим задавали вопрос: «Ваше экономическое положение улучшилось или ухудшилось?». Подавляющее большинство людей ответили, что граждане стали жить гораздо хуже, люди обеднели и обнищали. А те, кто отвечали на вопрос о своем экономическом положении, ответили, что жизнь не ухудшилась.
Вот о чём говорят такие свидетельства. Ответы брались, как говорят у нас по-русски: «от балды». Представления людей были самыми разными, но далеко не отвечающими реальному положению вещей. Представление людей о жизни мало говорит и недостаточно свидетельствует о нравственном, духовном и религиозном состоянии общества.
Говоря об исключительности Америки, с точки зрения христианского понимания наций, национальной жизни – каждая нация имеет особое место в мире. С точки зрения материализма все народы одинаковые. Это некий космополитизм, одна общая банка, все должны жить дружно, как в Европе, национальный суверенитет неважен, национальная рознь перед лицом Господа несущественна. Нет, она существенна для всех наций, начиная с полуторамиллиардного Китая и заканчивая каким-нибудь племенем, в котором осталось 50 человек. Все нации занимают особенное место пред лицом Господа.
И почему мы должны отказать американцам в понимании своей особой миссии? Другое дело, какое это место — доброе или злое? Захватническое, агрессивное или, наоборот, миротворческое и доброе? Этот вопрос никто никогда не задавал в опросах общественного мнения.
Теперь перейдем к вопросу о месте христианской веры в национальной идентичности американцев. Что тут можно сказать? Говоря о России, можно отметить, что православие — это только одно из российских вероисповеданий. Православных много, а иудеев и буддистов совсем мало, но они есть. И если мы скажем, что качество россиянина — это православие, то это будет ошибочно. Поэтому никто не знает, что думали респонденты, когда они отвечали на такие вопросы.
В России есть разные конфессии и с этим ничего не поделаешь. Наше учение зафиксировано в таком документе как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где отражено отношение к инославным. Не оставляет никаких сомнений, что требования Господа к православным людям жить с другими народами, с представителями других конфессий, избегать агрессии и враждебности — это необходимые факты христианского мировоззрения и образа жизни.
Кто такие евангелики? Это люди называют себя верующими во Христа (и это хорошо), но не придерживаются никакой конфессии. У них нет ни римокатолических корней, ни православных, ни протестантских — они не лютеране, не кальвинисты. Как у нас говорят — просто верующие. Они очень укоренены в своей религиозной среде, где христиане должны читать Евангелие. Они публикуют Священное Писание в огромных экземплярах, переводят его на все языки. Вот такое экстенсивное воззрение на христианскую веру. Не интенсивное, где жизненная задача — покаяние и движение ко Христу, а экстенсивное — издадим Евангелие, Новый Завет и всё будет в порядке. Наивно, но хотя бы благонамеренно. Поэтому для них такая оценка христианской веры, христианского исповедания немножко поверхностна, но, в принципе, безвредна.
Социологические опросы не вскрывают настоящих задач, проблем, препятствий, национальных и общечеловеческих кризисов. Социологи дают материал для размышлений, но глубоко не копают. Социология здесь даёт поверхностную картину состояний наций и людей.
1. Остается ли Россия христианской страной?