itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Памяти «тюменщика» Мирослава Бакулина

Взгляд постороннего человека к сороковому дню со дня кончины писателя

0
1457
Время на чтение 7 минут

В воскресенье 13 декабря 2020 года в 10:45 утра скончался тюменский писатель Мирослав Юрьевич Бакулин (17.05.1967–13.12.2020). А 21 января наступают сороковины со дня кончины. В последний год жизни он тяжело болел какой-то соматической болезнью: из живота откачивали жидкость. Врачи дали ему полгода, а прожил он чуть больше. Записки о болезни, которые оставлялись им в интернете в социальной сети facebook, заставляли меня тревожиться мыслью: уж если люди, для Церкви потрудившиеся, так страдают, то как же тогда мы достойны страдать... В дополнение к болезни ему досаждала бедность, из-за которой он был вынужден разместить номер своей карты для пожертвований.

В начале 2010-х годов у Мирослава Юрьевича умерла его маленькая дочка Варвара. Насколько помнится, у нее случилась какая-то болезнь мозга, хирурги вскрывали череп. Но всё равно болезнь не отступила. Теперь Варвара маленьким ангелочком встретила своего отца на Небесах, а по всеобщем воскресении мы уже не узнаем в ней того маленького ребёнка, потому что она придёт в меру возраста Христа — предстанет рослой девицей как бы 33-х лет отроду, вечно молодой, прекрасной, неувядающей, вечно здравствующей. Господу понадобился чистый человечек для украшения Его сада, потому, видимо, и забрал к Себе маленькую Варвару. Мы же с возрастом лишь портимся и очень немногие приходим на Сретение к своему Господу в чистоте! Конечно, Мирослав Юрьевич с болью переживал утрату.

Впервые мне довелось услышать его имя в связи с грандиозным пожаром на православной выставке в Тюмени в 2014 году. Тогда он был одним из немногих, кто напрямую общался со свидетелями происходящего с камер видеонаблюдения. Он писал, что «на камерах слежения отображена фантасмагорическая картина: огонь возникает под потолком у самой часовни [в центре выставки — прим. Д.Г.], свивается в огненный вихрь, который медленно оседает вниз, загорается масло и начинают лопаться бутылки с маслом, загораться и медленно растекаться по полу. Расширяясь в диаметре огонь пропорционально вырастает до самой крыши и прожигает ее». Так через новости о местной катастрофе я заочно познакомился с «блогером», как тогда его представили, Мирославом Бакулиным.

Для меня он вошёл в историю как человек, который пытался, чтобы тюменская городская жизнь обрела созидательный импульс к просвещению человеков, к питанию ума воцерковленных людей. Самый важный его труд был на посту главного редактора «Сибирской православной газеты», в которой он начинал обычным верстальщиком с момента основания в середине 1990-х. Во многом благодаря Мирославу Бакулину, а также духовнику издания и постоянному автору митрополиту Димитрию (Капалину), газета пронесла через все последующие годы приятный, как бы ранне-весенний, мартовский дух церковного возрождения, которым окрасилась церковная жизнь в ностальгические 1990-е годы. Строгая, аккуратная в оформлении газета, могущая показаться людям внешним почти унылой за свой постный вид, на самом деле несла всегда повышенную планку благочестия, не опускаемую ровно 25 лет. А благодаря сводкам протокольных и праздничных мероприятий из уголков епархий Тюменской области, праздничным проповедям и обращениям бессменного (уже 30 лет!), а потому и привычно близкого всем, митрополита Димитрия газета была тихой гаванью средь внешней пурги и вихрей мiрских. Отнюдь не застойным эндемиком (как иногда казалось мне по сравнению со столицей, где я жил некоторое непродолжительное время), а именно тихой гаванью, в которую каждый месяц можно было вернуться, чтобы наполниться светлыми чувствами. Газета оставалась хранилищем доброго консерватизма и любви к православной родине. Во многом это было возможным, как я уже сказал, благодаря приснопоминаемому Мирославу Бакулину. Выходил и у меня небольшой материал в этой газете (№1 за 2017 год), как раз в конце моего московского периода жизни. Сочувствую митрополиту Димитрию в связи с утратой такого важного помощника и труженика и, пользуясь случаем, желаю ему как можно дольше оставаться на ниве тюменской земли, сохраняя и неся то благочестие, которым, как сетями, многие и многие были увлечены Христом на исходе советских дней.

Имя Мирослава Бакулина теперь навсегда вписано в библиотеку святоотеческой литературы, потому что он много поспособствовал «переоткрытию» книг «Феатрон» свт. Иоанна Тобольского и «Сибирский лествичник» свт. Филофея (Лещинского), которые лично переводил с церковнославянского на современный читателю язык. Первая книга посвящена духовному взгляду на феномен власти и после первого издания в 1708 году больше не переиздавалась. А «Сибирский лествичник» является руководством к нравственному самосовершенствованию в духе «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского. Святителем Филофеем (Лещинским) излагаются сто ступеней духовного восхождения, то есть в три раза больше, чем у Иоанна Синайского. Книга «Сибирский лествичник» была написана в начале 18 века и подарена свт. Димитрию Ростовскому, но потом так случилось, что она хранилась в фонде Русского исторического музея, пока не была «переоткрыта» в 2015 году. Обе книги были переизданы в издательско-культурном центре «Русская неделя», директором которого был Мирослав Бакулин.

По непонятной причине продукция издательства «Русская неделя» не получила такого широкого распространения, которое можно ожидать в отсутствие аналогичных издательств на тюменской земле. Можно было бы надеяться на больший спрос со стороны тюменцев, но этого почему-то не случилось. И деятельность «Русской недели» шла тонким ручейком, как и некоторые другие проекты Мирослава Бакулина — выпуски в «Сибирском листке» или «Азбука иконы», в которых за свою бороду он напоминал старообрядческого начётника. Таким образом, публикация «Феатрона» и «Сибирского лествичника» стала едва ли не важнейшей вехой издательства «Русская неделя». Мирослав Бакулин проводил презентации книг в Тюменской областной научной бибилиотеке. Одна из последних презентованных книг: «Царский путь Креста Господня» — ещё один труд святого Иоанна Тобольского, новое издание которого было представлено тюменским читателям в феврале 2020-го, незадолго до глобальной пандемии. В начале 2000-х «Русской неделей» было выпущено несколько документальных фильмов, и ценители старого православного кино могут поискать их на разрозненных ресурсах в интернете. Можно увидеть в некоторых фильмах и самого Мирослава Юрьевича (см. «Ангелы и бесы», 2006).

Он оставил ценные публицистические зарисовки о своих знакомых современниках и о тюменской жизни. При этом он казался мне исключительно местным человеком. В том смыле, что такие люди нужны на местах, ближе к земле и людям. И без него, конечно, останется лакуна. Значит, человек прожил свою жизнь не зря.

Удивлю всех, но его прозу по степени важности я бы поставил в конце остальных трудов. Из-за моих собственных читательских вкусов: далёк я от такой подачи материала и не смог «расчитаться» М. Бакулиным. Как-то он, что ли, пытался юродствовать, но то к месту, то не к месту, а потому, как мне казалось, не всегда удачно. Как начнёт на широкую публику писать про то, что он грешный и такой-сякой, так хочется поскорее перелистнуть, перемотать, перескочить абзац. Не верю! Как-то один духовный человек назвал неубедительную исповедь кокетством. При чтении хочется не посочувствовать, не посокрушаться вместе с автором, а просто отвернуться в сторону. Но это стилистический вопрос подачи материала читателю. Иногда автор может прочувствовать смирение, пережить покаяние, но при этом не может отыскать столь точных слов, чтобы перенести это чувство, состояние, переживание на читателя. Мирослав Юрьевич был как бы в поиске формы, как это донести до читателя, как описать. Но на мой сугубый взгляд, это не слишком удалось, и улыбаться читателю вместе с ним гораздо проще, чем сокрушаться и скорбеть о грехах. Впрочем... вдруг это был такой хитрый бакулинский приём? Умудриться написать о себе, с одной стороны, честно, но чтобы читатель, с другой стороны, нисколько не проникся сочувствием. И при том не поспоришь с тем фактом, что самооценка у Бакулина-писателя была совершенно адекватная. Уж не помогала ли ему такая форма подачи материала не тщеславиться и не превозноситься? Ах, «мужик, обманул ты меня!».

Как это нередко бывает, кончина привлекает больше внимания к личности, чем её прижизненая деятельность. Так и кончина православного писателя Мирослава Бакулина наверняка привлечёт внимание тех, кто не знал, что в их провинциальном городке был человек, который пытался внести вклад в духовную атмосферу города. Хотя теперь, оглядываясь на его прижизненные труды, хочется сказать о нём не как о человеке, который пытался, но как о человеке, который смог. Смог прожить жизнь не зря.

Упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного Мирона!

https://finbahn.com/wp-content/uploads/2016/07/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2-%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD.jpg

Мирослав Юрьевич Бакулин. Источник: https://finbahn.com/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дмитрий Габышев
Может ли еще Индия стать православною?
Индийский синодик. Часть 3
30.11.2022
Lass uns tanzen, или Станцуем напоследок
Благотворительный бал в честь свв. Петра и Февронии Муромских в Штутгарте
17.07.2022
Может ли еще Индия стать православною?
Картина прошлого и настоящего Православия в индийском народе
17.05.2022
Про будущее России — наше настоящее
Воскресение России зависит от усилий каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей
12.04.2022
Все статьи Дмитрий Габышев
Последние комментарии
О чём нелишне помнить в «Дни. 2023»
Новый комментарий от ОСт
25.01.2023 10:43
Об экуменизме
Новый комментарий от Алексей Михайлович
25.01.2023 10:42
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Алексей Михайлович
25.01.2023 10:29
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.01.2023 10:28
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от ОСт
25.01.2023 10:15
Вместо покаяния
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
25.01.2023 10:15