С 15 октября на всех станциях Московского метрополитена заработала система Face Pay (буквально «оплата лицом»). Пассажиру достаточно найти турникет, перед которым на полу есть чёрная круглая наклейка, встать на неё и посмотреть в видеокамеру, приспустив маску. Система распознает его (для этого достаточно открыть всего 40% лица), свяжется с банком и подгрузит оплату прохода. Как радостно сообщает в своём Твиттере городской Департамент транспорта: «теперь дома можно с чистой совестью забыть всё, кроме головы (в прямом смысле слова) – и всё равно попасть в метро».
В народе про человека, который отличился тем, что забыл нечто важное, говорят «голову забыл». Так что шутку Дептранспорта нельзя назвать удачной, ведь получается, что новым сервисом будут пользоваться как раз самые «безголовые» люди. На самом деле, конечно, ни о какой забывчивости речь не идёт. Тут другое, что можно определить как соблазнение технологизмом. «Оплата лицом» – весьма технологичная операция. В том же твите Дептранспорта с немалой гордостью заявляется: «в таком масштабе система распознавания лиц для оплаты проезда не работает ни в одном городе мира».
Тот, кто станет пользоваться системой, будет чувствовать себя причастным к самой передовой технологии. Это же весьма «круто»: не надо ничего доставать, не надо прикладывать, – вообще практически никаких дополнительных действий, просто подошёл, посмотрел и вот ты уже пропущен (допущен к благам). Можно поглядывать свысока на тех, кому приходится шарить по карманам или по сумочкам в поисках транспортной карты.
Предварительно, конечно, надо будет «сдать лицо» – скачать приложение «Метро Москвы», загрузить в него свою фотографию и привязать банковскую карту. На текущий момент к сервису подключилось порядка 20-ти тысяч человек. Много это или мало?
Социологи оперируют термином «диффузия инноваций», который был введён Эвереттом Роджерсом (одноименная книга вышла ещё в 1962 году). Любое новшество распространяется постепенно. На первом этапе его подхватывают люди-новаторы, которые интересуются всем новым и склонны к экспериментам. Роджерс оценивал количество таких людей как 2,5% от общего числа потребителей. По оценкам московского правительства, общественным транспортом пользуются ежедневно 69% москвичей.
Население Москвы составляет примерно 12,7 млн. человек. Четверть из них – пенсионеры, которым не надо платить за проезд. Следовательно, количество платежеспособных пассажиров у нас будет где-то около 6,6 млн. Потенциальные новаторы из этой массы (те самые 2,5%) составят 164 тысячи человек. То есть пока кампанию московских властей по продвижению Face Pay нельзя назвать успешной, она не вычерпала даже ресурс новаторов. С другой стороны, полный охват сети метрополитена случился только что, и количество пользователей нового сервиса ещё подрастёт.
Но вот вопрос: а зачем эта система вообще нужна? Что получит метрополитен от того, что люди будут активно пользоваться «оплатой лицом»? Турникеты от этого работать быстрее не будут. Наоборот, возможно, проход через турникеты замедлится, ведь каждый пассажир должен будет встать на чёрную метку и поймать положение, в котором система сможет его распознать. Приложить транспортную карту к считывающему устройству, пожалуй, быстрее. Face Pay не разгрузит и кассы, поскольку одна из возможных форм оплаты – это списывание с «Тройки» (московской транспортной карты), и люди по-прежнему будут обращаться в кассу, чтобы положить деньги на «Тройку».
А между тем, город несёт затраты на установку видеокамер и на организацию работы системы в целом. Если это инвестиции – то инвестиции во что, и какой планируется отдача?
По всему выходит, что истинные цели этой инновации лежат совсем в другой плоскости – людей приучают к биометрии. Сдать биометрические данные должно быть столь же привычно, как назвать имя или номер телефона. И использование системы распознавания лиц должно превратиться в рутинную процедуру. Где проще всего выработать навык взаимодействия с биометрическими системами, как не в транспорте, которым люди пользуются ежедневно?
А дальше возникает следующий вопрос – а зачем вообще внедряется биометрия? Она даёт пользователям некоторые удобства, вроде возможности не носить с собой документы (транспортную или банковскую карту, паспорт и т.д.). Но можно ли считать данную выгоду существенной? С появлением мобильных телефонов все мы теперь ходим с устройствами, которые, помимо всего прочего, показывают время, и можно больше не носить часов. Отсутствие часов на руке, возможно, является определённой выгодой, но ведь телефоны мы заводим не ради этого. А в случае биометрии небольшим приростом комфорта всё и исчерпывается…
Получается, что главными бенефициарами от введения подобных систем являются вовсе не пользователи. Небольшие выгоды, которыми нас заманивают в биометрические системы, – это лишь приманка. Подлинная цель – не в создании удобств для нас, а в сборе наших данных, в повышении степени контроля и управляемости. Face Pay в московском метро надо рассматривать как часть системы контроля. Если убрать семантическую шелуху, то суть проекта состоит в том, что по лицу человека определяется, можно ли его допустить к пользованию общественным транспортом или же нет.
Сейчас разрешение завязано на платежеспособность человека (если с его счёта можно списать за проезд, он допускается), но на самом деле – это только частный случай. Завтра список критериев может быть расширен. Например, будет введён социальный капитал (как в Китае), и возможность проезда станет зависеть от социального поведения «кандидата в пассажиры». Через шантажирование отключением права на проход или подключением этого права можно будет навязывать модель «правильного» поведения (а что считать правильным – решать будут без нас).
Именно открывающиеся возможности управлять в дальнейшем каждым из нас персонально и побуждают сегодня вкладываться в биометрические технологии. Наиболее здоровая реакция на подобные новшества – держаться от них подальше.
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
1. "Сатана там правит бал..."