«…нам вовсе не безразлично - что совершается в гражданском нашем быту, ибо… тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения...» (1907г.) Сщмч., архиепископ Андроник (Никольский)
Всем известно, что спасение человеческой души – дело личное и касается только взаимоотношений конкретного человека и Бога. В ответ на вопрос апостолов «так кто же может спастись?» Христос отвечает: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 25-26) Как пишет преподобный Иустин (Попович): «В сущности спасения нельзя ожидать от людей, и оно не может совершаться человеческими силами... Тут беспомощен и человеческий ум, и человеческая логика, и человеческая наука, и человеческая философия, вообще вся человеческая природа… Человек может спастись только Богочеловеком. Поэтому Спаситель благовествует: Человекам это невозможно, Богу же все возможно».
Согласно социальной концепции Русской Православной Церкви: «Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. «Царство Мое не от мира сего» – говорит Спаситель (Ин. 18. 36). «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же, и главным образом, автономизирует себя от собственного Творца и Господа. В той степени, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется «отцу лжи» сатане и «во зле лежит» (Ин. 8. 44; 1 Ин. 5. 19)… Поскольку государство есть часть «мира сего», оно не имеет части в Царстве Божием... В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви… Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством… Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям».
Что понимается под земным благополучием? Деньги, быт, работа? Но человек – прежде всего существо духовное! Очевидно, что к земному благополучию относится не только материальное – работа, бытовые условия, но и духовно-нравственное – воспитание людей, их культура, образование, возможность религиозной жизни. Но это уже (!) предметы духовного бытия, которые формируются прежде всего политикой государства на основе национальных, культурных и в конечном счете – религиозных традиций. Церковь влияет на эти процессы, однако роль государства в них, несомненно, крайне важна.
Ревностный миссионер, священномученик, архиепископ Андроник (Никольский), явно указывает на то, что государство и его тип определенно участвует в процессе спасения: «Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5: 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать на смерть... Итак, … мы имеем самое твердое основание и непременную обязанность разобраться в том старом, что было доселе, и том новом, что нам предлагают, насколько то и другое способно помочь главному назначению нашей жизни на земле – спасению или, наоборот, препятствовать ему. С этой именно стороны и надлежит смотреть христианину как на все в жизни, так и на гражданский строй. И эта точка зрения есть единственно безусловная и бесспорная».
Итак, мы должны исследовать происходящее вокруг нас, в том числе и общественные процессы с точки зрения соответствия происходящего евангельским заповедям и Св.Писанию.
Действительно, США и Европа, возможно, приближаются к апостасийным временам. Там на первое место выходит человек и толерантность, в результате многие традиционные ценности подменяются ложными. Идёт атака на семью. И содомский грех уже и не грех. И вот уже легализуются однополые «браки», которые благословляются даже папой Римским. Во Франции несколько месяцев выходили миллионные (!) демонстрации парижан, направленных против этого. Ну и что же – закон был тихо принят.
Отсюда следует, что в западном мире уже идет атака на христианство не только в плане личных заповедей, но и общественного характера. И государство играет в этом процессе ведущую роль. Потому что есть программы мирового правительства, ведущего к последним временам, и они достаточно чётко исполняются.
Вот что на эту тему пишет Архиепископ Вигано в письме Д.Трампу: «…судьбе всего мира угрожает глобальный заговор против Бога и человечества… Ежедневно мы ощущаем рост атак со стороны тех, кто хочет разрушить самые основы общества: естественную семью, уважение к человеческой жизни, любовь к стране, свободу образования и бизнеса. Мы видим, как главы наций и религиозные лидеры потворствуют этому самоубийству западной культуры и ее христианской души…».
Вместе с тем Россия, как государство, не смотря на мощнейшую культурную атаку со стороны Запада, успешно сохраняет традиционные христианские ценности.
Обратимся к 6-й новелле Юстиниана (IV век), описывающей Симфонию (т.е. идеал) взаимодействия Церкви и Власти: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием – это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие».
По мнению Святителя Филарета (Дроздова): «Блаженна на земле отчизна, которая доставляет своим гражданам средства достигать отечества небесного». «Только союзные с Царством Божиим, царства земные могут быть тверды и истинно благополучны».
Как свидетельствует святой праведный отец Иоанн Кронштадтский: «...Без Бога, без разума Божия, без закона Божия, без Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины (1Тим. 3: 15) общества не могут стоять твердо и учреждения их не могут иметь твердой опоры, а потому они все распадаются, ибо сказано: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5)».
Из сказанного выше следует, государство должно стремиться к тому, чтобы соответствовать евангельским принципам, т.е. быть праведным (правильным). И второе – к установлению с Церковью отношений, максимально близких к симфонии.
Согласно учению блаженного Августина есть два типа государств – праведные и неправедные. По Августину назначение благого государства заключается в служении Церкви. Такое государство направляет мир земной к миру небесному и сохраняет единство образа человеческих мыслей и желаний с установлениями Церкви.
Как считал бл.Августин: «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог». Эта формула очень ёмкая и объемлет все грани отношений общество-государство.
Наш историк В.Ключевский считал, что основная цель государства – общее благо для своего народа, указывая на то, что исторически на Руси преобладала противоположная концепция – вотчинное государство.
Перейдем к известному фрагменту из Евангелия о том, что «кесарево, а что божье» (Мф. 22: 19): «покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли».
Как толкует Свят. Иоанн Златоуст: «Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: и Божия Богови. И людям надобно воздавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к Нему обязаны... Впрочем, когда ты слышишь: отдавай кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу».
Итак, Свят. Златоуст предупреждает нас от абсолютизации государственной власти, толкуя, что государственная жизнь должна быть также благочестива, т.е. подчиняться евангельским законам!
Об этом же пишет и Свят. Филарет (Дроздов): «Когда говорят, что «всякая власть от Бога», необходимо вспомнить и осмыслить следующее. …властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя».
По его же мнению, власть Божия выше и обширнее власти Кесаря, т.е. ее предписания носят определяющий все и вся в мире: «Не трудно усмотреть, что значение сего должно быть еще обширнее, поколику власть Божия выше и обширнее власти Кесаря…. Божие есть все от глубокой сущности существ до видимого их явления; все Божие, по праву сотворения, по праву сохранения, по праву управления, ко благу всех творений Божиих, и преимущественно ко благу и блаженству человека».
Итак, смотря на призыв архиепископа Андроника (Никольского), попробуем разобраться в прошлом и настоящем и главное дать ответ на очень важный и крайне сложный богословский вопрос: понимая, что спасение – это именно личный удел человека и совершается только в Церкви, но участвует ли государство и государственная политика каким-то образом (пусть косвенным) в процессе спасения людей или нет?
Неужели государство, осуществляя управление культурой, образованием, воспитанием детей, правом (которое мотивирует людей уклоняться от зла), наукой, не имеет никакого отношения к духовности общества, формирование духовно-нравственного облика людей, а следовательно и к делу спасения людей? Или Слово Божие объемлет все? И не должна ли именно поэтому Церковь при необходимости (а не только в крайних случаях) влиять на общественные процессы?
Самый простой пример СССР: в сталинское время страна держалась на людях старой закалки и во время войны все-таки была восстановлена. Но с приходом Н.Хрущева гонения на Церковь возобновились - и ущерб от них был столь колоссальным, что в стране появились следующие поколения людей, которые никак не были знакомы с православной верой. В итоге, второе по мощи государство мира, сильнейшее как в военном, так и экономическом отношении развалилось от кризиса бездуховности в течение около 20 лет (70-80-е годы).
Но (!) именно атеистическая политика государства препятствовала тому, что миллионы людей не крестились и не причащались и как они могли спастись? Конечно, Богу возможно всё – и сие есть тайна. Но есть учение Церкви о спасении людей и вне Церкви оно проблематично. Была у этих миллионов (а возможно и десятков миллионов) людей в возможность свободного выбора? Могли ли они свободно совершать действия по индивидуальному спасению? В личном аспекте – конечно да, но с точки зрений церковной жизни - в каком масштабе? Где-то стояли храмы, но кто в них ходил, если школьникам с детства внушали, что это абсолютно чистое безумие? Бабушки и дедушки вместе с внуками? Я свидетельствую, что так и было.
Почему люди после революции могли рушить храмы, уничтожать священников, ведь это лютейшее, сверхабсолютное зло и святотатство? Почему они могли убивать друг друга во время гражданской войны, репрессий и других безумных действий, так что число жертв исчислялось миллионами? Потому что дореволюционное общество утратило религиозность и наступило озлобление, оскудение любви, которая была заменена борьбой и ненавистью.
И произошло это из-за утраты авторитета Церкви среди общества, которое воспринимало Церковь как часть государства. Как пишет историк Николай Симаков: «Упразднение патриаршества и нарушение соборно-канонической жизни церкви, превращение её в часть государственно-бюрократического аппарата государства, всё это стало секуляризацией церкви, которая привела к утрате её духовно-нравственного авторитета быть совестью народа и воспитателем власти. Что и способствовало развоцерковлению русского общества и народа» (Причины и последствия падения царской власти в России в феврале 1917 года).
Николай Бердяев: «Русская революция обнаружила ту старую истину, которая для многих была недостаточно ясна, – Церкви изменила и от нее отошла не только русская интеллигенция, как принято было думать и говорить, но и русский народ изменил Церкви и отпал от нее. И это ослабление религиозной энергии русского народа произошло уже давно» (Духовные основы русского народа. Духовные основы русской революции // Бердяев Н.А. Собр. Соч. Т. 4. Париж, 1990, с. 120-121).
Содом и Гомора. Пример из Ветхого Завета, когда люди в этих городах потеряли человеческий облик и Господь их просто уничтожил. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Но единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот. Имелась ли возможность к индивидуальному спасению в этих городах, если таковым противоречили их обычаи, культура и верования и они не убоялись даже пришедших к ним ангелов?
Фашистская Германия. Отношения католической и протестантской церквей с государством были не простыми. При этом огромное число солдат и служащих Рейха совершили страшные преступления против человечности. Зверства против мирного населения, концлагеря, душегубки – газовые автомашины, крематории, бесчеловечные опыты, уничтожение евреев, поляков, славян. Они выполняли приказы, что не всегда оставляло возможность свободного выбора. Но на Нюрнбергском процессе это не послужило аргументом для оправдания. Да, после этого исполнители этих деяний могли прийти и Церковь и принести покаяние, как то сделал благоразумный разбойник. Но только те, кто не был убит на поле боя. Но и для этого в них после должна была проснуться совесть. Но что было на самом деле? Совесть – глас Божий, но чтобы ее услышать, также нужны предпосылки, такие как воспитание, понятие добра и зла, общественной морали и т.д.
Как писал немецкий историк Вольфганг Билас: «Большинство немцев в период правления Гитлера так или иначе поддерживали нацизм… Расовая этика настолько успешно заместила в Третьем рейхе буржуазную христианскую систему ценностей, что у нацистов не возникало никаких моральных проблем. Они не считали свои действия предосудительными. И никто так не считал. То есть преступные деяния оправдывались не только государственными законами, но и общественной моралью. Погромы, грабежи, унижения, избиения и даже убийства – всё это не вызывало мук совести, если речь шла о представителях «низших» рас. Согласно доминирующей идеологии, они не были достойны жизни вообще». Итак, повлияла ли политика фашистского государства на возможность оценки своих действий со стороны немецких граждан с религиозной точки зрения и возможность спасения? Вместе с тем, после войны немецкая церковь стала одним из лидеров восстановления нормального государства и морали в стране.
Украина. Сейчас прозападные власти Украины объявили войну православию и всему русскому, в стране имеется множественный церковный раскол и процветает сектантство. Понятно, что позиции православной Церкви возможно, до времени, там могут сокращаться. Влияют ли такие установки на судьбы людей, которых укро-американская пропаганда миллионами «переформатируют» в анти-русском и анти-православном духе?
Израиль. С самого начала возникновения христианства еврейское государство целенаправленно вело гонение на Церковь. Была ли у евреев изначально возможность более свободного выбора? Традиция, духовная непробиваемость и закон был против христианства. Сейчас в Израиле во святых местах есть православные и католические храмы, предназначенные в большей степени для паломников, но и здесь в последнее время возникли христианские течения.
Римская империя. Были пройдены три фазы – безразличия, гонений и наконец при св.равноап. Константине Великом христианство получило свободу, став затем государственной религией. Но даже во время гонений Церковь сохраняла лояльность государству и молилась за своих гонителей.
Мусульманские страны. В ряде мусульманских стран христианство практически запрещено и государство там ведёт целенаправленную политику его уничтожения. Но несмотря на это, в Египте все еще есть и в немалом числе христиане – копты.
И во всех этих случаях возникают все тот же вопрос: Каковы шансы принять религию спасения в мусульманских странах и Израиле? На личном уровне ответ тот же: «Богу же все возможно».
По мнению нашего современника иеромонаха Иова (Гумерова), государство играет огромную роль в деле организации нравственной жизни: «По учению Вл. Соловьева, между идеальным нравственным сознанием и злою действительностью есть промежуточная область – сфера права и закона, служащие воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Философ приходит к такой формуле: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Из этого вытекает, что организация нравственной жизни возможна только на почве права и его воплощения – государства...
В последние 90 лет наше общество имело и имеет оба опыта. Сначала было несколько десятилетий ледяного ада деспотизма… Сейчас мы переживаем жгучий ад моральной анархии. Государство не выполняет своих обязанностей по охране нравственного и психического здоровья народа. С экранов телевидения, по радио, в прессе на общество обрушивается массовая пропаганда безнравственности и бездуховности… Закон наш разрешает матерям убивать своих детей, и шесть с половиной миллионов женщин это ежегодно делают… Земля наша залита кровью младенцев, которые не причинили ни кому никакого зла. Мы ходим по этой крови и стараемся не замечать этого».
Согласно социальной концепции Русской Православной Церкви: «…необходимость государства вытекает не непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и из согласия действий по ограничению господства греха в мире с Его волей».
По мнению Б.И. Кецба (Учение Отцов Церкви в политико-правовой мысли Византийской империи): «Отцы Церкви понимали государство как божественный институт, без которого была бы невозможна жизнь людей в искаженном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от греховных проявлений… Государство и церковь, по мысли Отцов Церкви, должны были быть союзниками в решении общих социальных проблем при условии невмешательства во внутренние дела друг друга».
Давайте посмотрим, может ли наше государство, по сути светское, повлиять на множество негативных процессов в обществе? И какая в данных, чисто духовных вопросах позиция Церкви, есть ли она?
Полезно ли такое музыкальное ТВ, которое смущает души молодежи показом откровенных оргий в музыкальных клипах или доступность каналов для взрослых на цифровом телевидении, которое тоже улавливает в свои сети тысячи людей? А всё то же самое, но в интернете, также в свободном доступе? При этом в Китае всё указанное выше строго запрещено.
Что делать с коррупцией и воровством, подтачивающим корни государство? Посмотришь СМИ – осудили того, другого конца и края нет. Может, нужно что-то ещё? Возможно, нравственная оценка и активная проповедь со стороны Церкви? И на этом фронте Китай ведет беспощадную борьбу.
Должно ли государство поддержать позицию Церкви по абортам или она должна быть такая же, как в безбожное советское время?
Если в официальной науке по прежнему процветает антирелигиозная концепция, дарвинизм и материализм, гонящая у нас и по всему миру концепцию креативизма, то какова будет позиция многих ученых?
Как укрепить, а не разрушать институт семьи и брака? Большая часть воспитания детей с детского сада до школы и института – это тоже функция государства. Что оно будет закладывать в души людей?
Нам навязывают чуждую культуру: засилье западного кино, музыки. Все это венчает языческий пантеон – захоронение В.И. Ленина на Красной Площади. И это все – «Третий Рим»?
Приведем мнение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, высказанное им в 2009 г., которое вызвало целый шквал от «либеральной общественности»: «Постмодернистская цивилизация так и представляет себе соотношение между добром и злом: нет добра и зла, а есть плюрализм мнений. А если нет различий между добром и злом, что это такое? А это – Апокалипсис. В либеральной философии вообще нет идеи греха, нет различия между грехом и святостью, на самом деле это означает отсутствие различия между правдой и ложью».
Выступая в 2012 г. на заседании Изборского клуба, архимандрит (ныне митрополит) Тихон (Шевкунов) отметил: «…вульгарная либеральная идеология … главенствует в обществе, во всех сферах нашей жизни и распространяется практически всеми средствами массовой информации… Последние двадцать лет в нашей стране безостановочно работает мощнейшая пропагандистская машина, которая стремится изменить то, что сейчас называют «ментальностью народа»… Многие традиционные институты нашего общества, включая институт семьи, подверглись жесточайшим информационным репрессиям… Совершенно ясно, что бесконечно или даже долго так продолжаться не может, что надо эту ситуацию менять… С этим соглашались даже во всех официальных кабинетах, где мне приходилось бывать, но практического движения не было никакого… несмотря на все неудачи и разочарования, мы должны продолжать делать свое дело, не забывать, что Карфаген должен быть разрушен, а на его месте будет стоять – да, Третий Рим.»
Конечно воцерковленная, по всей видимости, небольшая часть общества (от 2 до 5%) не имеет таких проблем, особенно для тех, кто пребывает в Церкви с детства. У этих людей, во многом, свой независимый мир.
Но не все попадают туда с детства. Но от отношений Церкви и государства, т.е. симфонии – очень много зависит – будет ли эта часть увеличиваться или уменьшаться. Церковь своим влиянием на государство максимальным образом способствует тому, чтобы государство формировало в обществе нравственность и законность и позитивное отношение к Церкви, тем самым способствуя возможности воцерковления. Если государство будет против Церкви, эти процессы пойдут в деструктивную сторону. Но если между государством и Церковью есть симфония, то политика государства освящается (!) духовно-нравственным влиянием Церкви и ситуация становиться обратной.
Какие сигналы мы получаем от общества в ответ на все это? Первым сигналом стало проблема передачи Исаакиевского Собора, а затем проекта строительства храма в Екатеринбурге, когда общественное мнение не поддержало Церковь. И это крайне опасные тенденции, которые лет 10 тому назад и ранее - были просто невозможны. Далее, согласно последним исследованиям ВЦИОМа, в России с 2017 произошел двукратный (!) рост числа атеистов (с 7% до 14%), на фоне снижения доли православных (!) (с 75 % до 66%). На последователей ислама приходится 6% (с 2017 года ситуация не изменилась). Сложно сказать насколько все это точно – но тенденции видимо есть.
Если эти данные верны, то к глубокому сожалению, возможно, мы можем видеть начало процесса падения авторитета Церкви. Но еще не поздно все изменить. Церковь, как и до революции, может заплатить за проблемы в государстве. Если до революции общество принимало Церковь как часть государства, то сейчас общество считает, что Церковь безусловный союзник государства. Не всем видно, что идет борьба. Очень важно для нашего будущего (!) какова здесь позиция молодежи. И эти тенденции опять говорят о крайней важности проблемы достижимости симфонии! Политика государства усиливает раскол в обществе, уже затрагивая не только экономические, но и чисто духовные вопросы.
В апреле 2021 появилось исследование сингапурских религиоведов Нилаи Сайи и Стути Манчанды, которые провели статистический анализ из 166 стран за период 2010-2020 гг., который показал корреляцию между падением доли христианского населения и ростом политических привилегий Церкви!
Из сказанного выше ясно, что хотя только Церковь непосредственно участвует в деле спасения людей, роль государства, которое оказывают косвенное влияние на этот процесс, несомненна и весьма значима.
В России с началом синодального периода симфонии фактически не было, не было ее и после революции. Так мощнейшие реформы Петра заложили фундамент для событий 1917 г. И вот сейчас, от создания истинной симфонии, несомненно, зависит судьба русского государства.
Как писал Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Правильный, законный союз Церкви с государством, есть сила и благо для государства».
В заключение приведем мудрейшие слова святейшего Патриарха Кирилла о революции 1917 г. и роли Церкви в современном обществе: «Вспоминая о случившемся сто лет назад, мы думаем о будущем нашей страны. Вот и сегодня есть определённые силы в обществе, которые не желают, чтобы Церковь говорила правду своему народу, чтобы она обращалась к людям с пророческим словом. … Призываю все духовенство к мудрости и мужеству, к готовности исповедовать Христа и словом, и делом».
И как пророчествовал Св. прп. Лаврентий Черниговский «Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный Божий Помазаник».
Александр Владимирович Одинцов, экономист, публицист