Литература в глубинке

Литературное движение в провинции пока свободно от давления вышестоящих структур

Бывший СССР 
0
1264
Время на чтение 12 минут
Фото: novozybkov.ru

С многолетним руководителем Клуба культурных инициатив «Зыбчане» Константином Фёдоровичем Поповым беседует помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров. «Зыбчане» – это объединение литераторов, художников и фотографов Новозыбкова. Творческая мастерская, результатом деятельности которой является ежегодный выпуск литературно-художественного альманаха «Зыбь».

П.В.Тихомиров: Уважаемый Константин Фёдорович, на протяжении нескольких десятилетий Вы не просто держите руку на пульсе литературной и – шире – художественной жизни нашего края, но и возглавляете творческое объединение, собравшее литераторов, художников и фотографов. В своём блоге Вы достаточно подробно изложили некоторые эпизоды тех баталий, которые сотрясали областные творческие объединения и эхо которых не могло не дойти и до глубинки.

Причём, убеждён, причиной этих баталий является вовсе не столкновение амбиций и банальные интриги, но вещи фундаментального характера – утрата Союзом Писателей былой статусности. Что является прямым следствием отказа от госидеологии. Этот отказ вполне закономерно привёл к изменению отношения Государства к литературному процессу. Наступила эпоха «Руки Рынка».

Как живётся литературным объединениям в объятиях этой «Руки»?


К.Ф.Попов: Начнём по-порядку.

Писать о литпроцессе в областном центре, наблюдая этот процесс со стороны, тем более не варясь в этом котле, может быть и не совсем удобно.

Однако, хотя бы кратко познакомить с ней рядового литератора и читателя на периферии, не всегда имеющих возможность самим глубоко заглянуть в эту тему или обозреть ее, не просто пришла пора, но назрела прямая необходимость. Тем более достаточно полных, непредвзятых и объективных обзоров в выходящих в области изданиях пока встречать не приходилось.

В начале 90-х годов прошлого века официальная литератора оказались на распутье. Союз Писателей СССР, казавшийся незыблемым,был приравнен к остальным общественным организациям, лишён всех прерогатив и финансовой подпитки. Что делать?Куда идти? Из-за хронического безденежья печатные органы областного отделения Союза приказали надолго замереть. Прервалось издание книг. Литература стала делом сугубо общественным и была отделена от государства.

Впрочем, оцепенение продолжалось недолго. Отданная на откуп частного интереса под лозунгом «выживай как можешь», она умирать не захотела. И хотя никаких значительных гонораров «инженерам человеческих душ» больше не предвиделось, потихоньку творческая жизнь стала возрождаться.

Первой знаковой ласточкой нового времени стал выход в 1994 году в Брянске номера литературного журнала «Десна» и создание вокруг него новой творческой организации. Его учредителем и главным редактором стал сотрудник газеты «Брянский рабочий» Станислав Сеньков, незадолго до этого основавший частное издательство с одноименным названием, объявив себя руководителем новоиспеченного Союза Брянских литераторов (СБЛ). Журнал, вначале более чем скромного формата и объёма, постепенно «выбился в люди», приобрел презентабельный вид, цветную обложку. Привлёк на свои страницы много известных в области авторов, расширил свою компетенцию на писательские организации соседних областей, Белоруссию и Украину. Постепенно шло увеличение числа страниц, рос тираж.

Выпускаемый на деньги спонсоров и доходов от издательской деятельности журнал стал и органом потерявшего свои печатные издания Брянского отделения Союза Писателей России (СПР). Его правление решило вступить в коалицию с редколлегией нового журнала, тем более там уже сотрудничали такие известные литературоведы, писатели и поэты как Н. Родичев, В. Парыгин, А. Якушенко, А. Мехедов и др. Помогала финансово на первых порах и областная администрация.

Только вот содержание материалов, подбираемых на личный вкус редактора, сразу оказались под обстрелом критики. Особенно активной она стала после приезда в Брянск филолога и литературоведа, автора многих известных уже публикаций в центральных журналах, тогда еще доцента БГПУ Юрия Иванова.

Рупором новых движений стала газета «Брянские известия», в которой либерально-демократические настроения поддерживал заведующий отделом культуры редакции Евгений Потупов.

П.В.Тихомиров: Итак, литераторы Брянска раскололись на два идейных лагеря: условно говоря «патриотический» и условно говоря «либеральный». Ну, что ж. Это – проявление общероссийской тенденции. Брянск в то время находился в т.н. «Красном поясе». Помню, когда я в 2004-м поселился в Новозыбкове, то был удивлён, увидев в центре города на газетных стендах развороты газеты«Завтра», объединявшей тогда патриотов как левой, так и правой политической ориентации.

К.Ф.Попов: Памятная статья Ю.Иванова «Куда течет «Десна»?», опубликованная также в 1997 году в обобщённом варианте в журнале «Знамя», и её продолжения, стали пробным камнем, брошенным в сторону новой литературной крепости. В ней, а также ряде других публикаций на эту тему, автор, констатируя возросшее самомнение и собственную значимость редакционного совета «межрегионального и международного» журнала, пропагандирующего политическую ностальгию «по милому прошлому», делает неутешительный вывод, вынося «суровый диагноз мировоззренческого недомогания брянской литературы», глубокому «провинциализму мышления» её печатного органа:

«Общим тоном всех публикаций «Десны» звучит «энергичное неприятие всего, что произошло в нашей стране после 1991 года». <…> «Куда течет брянская «Десна», более или менее понятно. <…> Но беда в том, что её основное русло мелководно».

Важной вехой идентификации Брянской литературы стала другая не менее известная публикация Ю. Иванова «Под сенью Тютчева и Толстого», напечатанная в 1998 г. в том же «Знамени» и определившая в последующем название сборника статей литературного критика, выпущенного из печати в 2002 г. Вот как характеризуется в нем её общее состояние:

«Чего недостает многим стихотворцам Брянщины — так это веры. Веры хоть во что-нибудь, кроме славного прошлого. Блуждание во времени, растерянность от незнания пути…». В конце всё же оптимистически заключая: «Сейчас получается, что завтрашний день советской культуры, литературы оказался далеко позади. Отсюда и ощущение кризиса, хотя душа местной музы не нема, даже «лирически щедра». Надеемся: под сенью классики она со временем расправит крылья, сбросив пустую, ссохшуюся идеологическую кожу. Тем более, что ростки нового <…> уже имеются».

Такое подытоживание состояния брянской литературы стало определяющим лейтмотивом литературно-критических статей середины 1990-х годов. Но это было только началом полемики.

П.В.Тихомиров: В конечном итоге литераторы, придерживавшиеся либеральных взглядов, вошли в местное отделение новой организации – Союза Российских писателей.

В своём блоге Вы достаточно подробно рассказывали обо всех этих перипетиях, о «Пересвете», «Литературном Брянске», «Брянском перекрёстке», «Десне» и т.д.

Насчёт Брянска всё более-менее понятно. Повторюсь, многое, из происходившего там является проявлением общероссийских общественно-политических тенденций: разделения на либералов и консерваторов, затем разделение консерваторов на неокрасных и православных патриотов и т.д. и т.п.

Всё это понятно, как понятно и то, что Государство ищет способы не только разделения «протестного электората» на сегменты, представители которых были бы носителями вполне предсказуемого модуса вивенди и модуса операнди, но также ищет способы контроля за этими модусами.

Другое дело, что в век информационных технологий вот эти наши бумажные литературные журналы уже никто всерьёз не воспринимает в качестве каналов подачи информации.

Это в XIX веке были журналы, которые формировали общественное мнение соответствующих фрагментов общества. В некотором смысле это имело место и в позднем Союзе ССР. Мы помним, что консерваторы группировались вокруг «Нашего Современника», а либералы – вокруг «Нового мира».

(Это помимо собственно андерграундного самиздата и «тамиздата»).

Но это всё там, «наверху».

А что же провинция?

Ведь тут у нас ни о каких идейных баталиях не может и речи идти.

Ведь в районных изданиях пишущие люди объединены не по идейному принципу, а просто по факту совместного проживания в одном населённом пункте?

Областные мэтры вряд ли особо интересуются жизнью провинциальных поэтов/писателей, им не до того.

Возникает вопрос: Для чего нужны наши издания, если их никто не читает, кроме самих авторов и тех людей, которым эти авторы дороги как близкие люди?

К.Ф.Попов: Если коротко ответить на этот вопрос — то это нужно для будущего. Попробую подвести логическую линию к этому. Мне уже приходилось обосновывать свою позицию, поэтому повторюсь:

Литература как часть духовной составляющей общественного бытия давно и вполне обоснованно включена в культурную орбиту Новозыбкова. Условно её можно разделить на две части — литература, созданная нашими земляками, занявшими определённую и признанную на региональном или даже российском уровне нишу, и литература, пока не известная за пределами города или области. Давайте назовем её текущей. Есть и небольшая прослойка земляков, — поэтов и прозаиков, проживающих в таких же удалённых от больших центров городах и весях, но работающих, печатающихся и не теряющих связи со своей малой родиной.

Понятно, что разделение это, по чисто разумным доводам, совершенно условное.

Однако, вряд ли кто станет оспаривать тот факт, что отмеченная столичными изданиями, а тем более подкреплённая званиями и членством в «союзах» литература ставится в нашем, да простится мне это сравнение, обывательском понимании, гораздо выше той, что создана людьми, живущими рядом с нами. Тут уж ничего не попишешь — нет пророков в своём Отечестве.

Безусловно и то, что признание — вещь не сиюминутная и, как любое произведение искусства, написанное слово, по меткому выражению писателя Даниила Гранина, должно «отстояться».

Увидеть же за непритязательными на первый взгляд строками «вечное и нетленное», дано, увы, далеко не каждому.

Да и появление у нас хотя бы достаточно компетентных литературоведов и критиков (не говоря уже о специалистах высокого уровня) и без которых пока откладывается расширение местного литературного пантеона — дело, думается, не самого ближайшего будущего. Хотя вещи это взаимосвязанные, ведь хорошо известно, что «белинские» и «добролюбовы» без «пушкиных» и «гоголей» не рождаются, и наоборот. Критики в большой степени как раз и должны определять формы развития местного словотворчества. Другой вопрос: где их взять?

Что положительного во всем этом, так это то, что пока над литературным движением в провинции не довлеют вышестоящие структуры. Ну, нет в городском Отделе Культуры муниципального учреждения дополнительного образования с литературной составляющей.

Выпало это направление из под бдительного ока.

Пока.

Да, библиотеки пытаются взять его на поруки и, так сказать, возглавить. Но, как говорится в известном анекдоте: «чукча не читатель, чукча — писатель», они-то должны работать с читателями, это их священный долг.

При чём здесь писатели?

Наше объединение «Зыбчане» как раз то и выпорхнуло на свет на волне перестройки и рыночной экономики из под стороннего руководства (в прошлом году отметили 25-летие). Хотя в других районах и городах это процветает. Большинство местных литсоюзов возглавляют именно работники библиотек, и, в частности, их руководители.

Причина ещё и в том, что литераторы по своему характеру индивидуалисты и по степени харизматичности в большинстве весьма инертны. Ждут, что им всё поднесут на блюдечке. Соберут за них сборник, опубликуют в прессе, напишут рецензию (в смысле - похвалят), организуют встречу с читателями. На 90% в таких местных литорганизациях всё зависит от руководителя. Сумеет он сплотить и направить коллектив единомышленников, или отдаст на съедение.

Так что первый и основной вопрос - это вопрос самостоятельности. О него-то и разбивается большинство маленьких местных литературных лодок. Самое интересное, что часть местных поэтов и прозаиков как раз не против этого.

Мы пока держимся.

Хотя как только смыкаемся с библиотекой на каком-нибудь общем мероприятии, они не стесняются объявлять нас своей клубной структурой, под вывеской существующей, например, только в их воображении, в смысле на бумаге, творческого объединения (в нашем случае, например, — это т. н. «Литературный шатёр»). Вся разница в том, что они за свою работу получают деньги, а мы – нет.

Поэтому в местных творческих организациях на первое место ставится, как это ни парадоксально, не творческая, а организационная составляющая.

Люди собираются под это крыло в первую очередь для общения! Просто пообщаться друг с другом, поделиться своими наработками, послушать других, поучиться. Качество их труда – дело второстепенное и в принципе — наживное. Да, есть группа более продвинутых литераторов, уже отметившихся на другом уровне. Но это зачастую меньшая часть, и я всегда был против разделения внутри клуба на элиту и остальных. Да, лучшие создают лицо, на них равняются, но опять же, творческий коллектив и уровень творчества вещи, в принципе, разные. Безусловно, рост общего уровня — непременное условие деятельности, но… Как говорил когда-то вождь народов, отвечая на вопрос журналистов о качестве советской литературы: «Других писателей у меня для товарища Поликарпова нэт

Всё, приехали. В точку сказал товарищ Сталин. Из этого и нужно исходить при оценке и целей и задач развития местной литературы.

Всё, что делается в таких небольших творческих организациях — направлено на перспективу. В этом смысле мы сами и давно пришли к идее самодостаточности, в том числе финансовой (собираем взносы), выдаем членские билеты, вступление проводим по письменному заявлению, и т.д. Выпускаем свой альманах, имеем информационный бюллетень (газету), готовим литературные страницы в местных газетах, задействовали сайт, страницы в соцсетях, выпустили сборник, планируем еще издания. Пусть другие завидуют, учатся и приезжают перенимать опыт.

Только на такой основе и возможен рост, появление ярких личностей, выход на областные и всероссийские творческие союзы, и как следствие – обратная связь.

Вот такая карусель.

Что касается претензий на «гамбургский счет», то это в принципе недостижимо. К высотам творческих достижений пробиваются единицы. А появление талантов по статистике – вещь непредсказуемая. Наша задача создать условия, чтобы они появлялись. Хотелось бы конечно, чтобы у нас. А это, в первую очередь работа с детьми и молодёжью. Вот, куда нужно направить силы нашим «муниципалитетам».

Но это, как говорится, уже из другой оперы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
«Книга или экранизация. Что лучше?»
В Москве завершились съёмки литературной викторины
21.10.2024
Как мы делали «Южнорусский Вестник»
Воспоминания бывшего руководителя городской организации «Русского Движения Украины»
18.10.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Константин Фёдорович Попов
Все статьи Константин Фёдорович Попов
Бывший СССР
Я буду держать кулаки за Харрис, она поможет создать русские автомобили
«Вторая Великая депрессия» вынудит американцев перевести заводы в Россию, а угроза гражданской войны заставит американских миллиардеров перебираться к нам вслед за заводами
05.11.2024
«Надоело ходить в чужих обносках…»
О книге Лидии Довыденко «Бессрочный полёт», посвящённой Сэде Вермишевой, поэту, философу, экономисту
05.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
04.11.2024 22:33
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
04.11.2024 16:13